МБОУ «Дружбинская СОШ»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ
«ДРУЖБИНСКАЯ СОШ»
____________________________
Гасаналиев И.Г.
Интегрированный урок
обучения грамоте
на тему:
«Звуки [д], [д,], буквы Д, д.
Письмо строчной буквы д».
Подготовила : учитель нач.классов Гасанбекова З. С.
Тема: «Звуки [д], [д,], буквы Д, д. Письмо строчной буквы д.»
Цели: вовлечение в учебную деятельность; развитие важнейших интеллектуальных качеств(мышления, внимания, памяти, наблюдательности); развитие умения определять тему, цели урока, планировать работу, давать оценку своей деятельности; развитие речевой деятельности; развитие навыка чтения, осознания прочитанного, умения работать с текстом.
Ход урока.
Орг.момент.
Подготовка учащихся к уроку.
Речевая разминка.
Ру-ру-ру, ру-ру-ру,
Здесь коза грызёт кору.
Ры-ры-ры, ры-ры-ры,
Прилетели комары.
Рок-рок-рок, рок-рок-рок,
Начинается урок.
- Зачем мы проводим речевую разминку?
- Чтобы правильно произносить звуки. Учимся говорить понятно, плавно и красиво.
Повторение изученного материала.
Фронтальный опрос:
- О чём мы говорили на прошлом уроке?
- Назовите все изученные нами буквы. Сколько их?
- А сколько букв в русском языке?
- Назовите гласные звуки.
- Назовите согласные звуки.
- Чем они отличаются друг от друга?
- Какая бывает речь?
- Дайте характеристику устной и письменной речи.
Индивидуальный опрос
Чтение текстов на стр.102-103
3.Определение плана темы и целей урока. Мотивация учебной деятельности.
На доске с помощью рисунков изображены предметы: домик, кот, лев, дерево, мяч, шар.
- Назовите изображённые на доске предметы и постарайтесь их запомнить.
Ученики хором называют предметы. Закрывают глаза. Учитель делает две-три перестановки.
- Откройте глаза. Скажите, в какой последовательности были изображены предметы первоначально, в каком порядке они стоят после перестановки и какие предметы поменяли свои места?
Ученики отвечают, соблюдая последовательность заданных вопросов.
Учитель распределяет изображения предметов на две группы:
домик дерево
кот мяч
лев шар
- Назовите предметы, изображённые в первой группе. (домик, кот, лев)
- Назовите предметы, изображённые во второй группе. (дерево, мяч, шар)
- С помощью чего вы назвали эти предметы? ( С помощью слов)
- Чем отличается предмет от слова?
- Исключите одно слово из первой группы по нескольким признакам. ( Слово домик, так как в нём два слога, а слова кот и лев состоят из одного слога: в слове домик 5 звуков, в словах кот и лев по 3 звука; домик – слово, обозначающий неживой предмет, а слова кот и лев обозначают животных.)
- Какое слово исключим из второй группы? ( Слово дерево – так как в нём три слога, в словах мяч и шар по одному, слово дерево заканчивается на гласный звук, а слова мяч и шар – на согласный, слова мяч и шар обозначают игрушки, а слово дерево обозначает растение.)
- Произнесите первые звуки исключенных слов и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
(Звуки [д], [д,] и буква, которая их обозначает)
Вы определили тему нашего урока, а теперь сформулируйте цель нашего урока.
(Сегодня мы познакомимся с новыми звуками и новой буквой, научимся отличать мягкие и твёрдые согласные, будем учиться читать и писать ….)
- Зачем нам это надо знать? ( чтобы научиться читать и писать, чтобы стать грамотными и т.д.)
4. Объяснение нового материала.
Знакомство со звуками [д], [д,] и буквой Д, которая их обозначает.
- Произнесите слово, которое вы исключили и первой группы.
Ученики произносят - домик. Произнесите первый слог – до, понаблюдайте как мы произносим. Как звучит этот звук? Сделайте вывод звук [д]- согласный; при его произношении слышен голос и шум- значит он звонкий; твёрдый.
Произнесите слово –дерево. Выделите первый слог. Произнесите первый звук несколько раз, дайте его характеристику. Звук [д,]-согласный; звонкий; произносится мягко – мягкий.
- От чего зависит мягкость или твёрдость согласных звуков в словах?
Работа с учебником. Откройте учебники на стр.104-105
- Что изображено на картине? (Морское дно)
- Назовите слова с картинки, в которых встречается звук [д]. ( Дно, водолаз, скафандр, медуза, сундук, клад, звезда и т.д.)
- Составьте по картине предложения с этими словами.
- Придумайте слова со звуком [д,].
- А что изображено на картине? Произнесите слова гвозди, два. Слого- звуковой анализ слов.
Чтение слогов .
- Если вы уже познакомились с буквой д, что теперь вы можете сделать? ( Прочитать слоги)
Чтение хором, по цепочке
Да ды до ди ду де
Читающие ученики работают с пословицами на стр.104
- Послушайте стихотворение.
Кто любит собак
Или прочих животных,
Серьёзных котят
И щенков беззаботных,
Кто может любить и козла, и осла
Тот людям вовеки
Не делает зла.
- Как можно назвать такого человека? (добрым)
- Вы читали в учебнике пословицы. О чём они?
- Прочитайте пословицу. Жизнь дана на добрые дела.
-Как вы его понимаете?
- Кто из вас уже делал добрые дела?
- Итак, добрый человек – это тот, кто любит людей, животных, природу и в
трудную минуту готов прийти всем на помощь…
Работа в тетрадях.
Звуки [д], [д,]на письме обозначаются буквой д.
Сравнение печатных и прописных букв д – д
Показ последовательности письма строчной буквы д.
Тренировочные упражнения
Самостоятельная работа учащихся.
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я от вас друзья не скрою-
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я примусь.
Письмо буквы д и слогов слияний.
да ды до ди ду де
5.Физкультминутка.
6. Работа по теме урока.
Работа по учебнику. Чтение слов.
во-да труд
во-до-пад труд-на
во-до-лаз
вод-ны-е
под-вод-ны-е
Чтение слов по цепочке.
Чтение слов хором из 1-го столбика
- Что вы заметили? ( во всех словах одинаковая часть вод-)
- Это слова – родственники.
-Как написана общая часть? (Одинаково)
Чтение текста учителем.
Беседа после чтения.
- Где работают водолазы?
- Почему их работа трудна?
- Кем работают папы Нади и Димы?
- Что они делали на дне реки?
- Найдите третье предложение. Прочитайте .
У Нади и Димы папы водолазы.
Подчеркните мягкие согласные буквы - зелёным карандашом, а твёрдые – синим .
7. Итог урока.
- Урок подходит к концу. Всё ли мы успели сделать?
- Что нового вы сегодня узнали?
- Что вам было интересно выполнять?
- Что вам удаётся труднее? Что вам поможет преодолеть трудности?
8. Рефлексия.
Мы гостей сегодня ждали
И с волнением встречали
Хорошо ли мы умеем
И читать, и отвечать?
Не судите очень строго,
Ведь учились мы не много.
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям!