СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по чтению

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задача урока: формирование умения к подробному анализу сказки через раскрытие особенностей композиции, языка, характеристику образов героев литературного произведения, формирование умения подкреплять цитатами из текста нарисованную иллюстрацию, формирование навыка выразительного чтения. Формируемые УУД: Познавательные УУД: формирование умения определять значение слов и обосновывать свое мнение; анализировать содержание иллюстрации, сравнивать героев произведения, определять особенности литературной сказки. Регулятивные УУД: выполнять учебное задание, используя алгоритм, выполнять взаимопроверку учебного задания, оценивать выразительность чтения одноклассников. Коммуникативные УУД: формирование умения адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога. Предметные УУД: формирование умения сравнивать героев по их поступкам, желаниям речи, составлять словесный портрет литературного героя, умение выразительно читать текст, обогащение словарного запаса. Личностные УУД: умение сотрудничать с учителем, одноклассниками, приходить к общему решению.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по чтению»

Тема: «А.С. Пушкин « Сказка о рыбаке и рыбке».

Задача урока: формирование умения к подробному анализу сказки через раскрытие особенностей композиции, языка, характеристику образов героев литературного произведения, формирование умения подкреплять цитатами из текста нарисованную иллюстрацию, формирование навыка выразительного чтения.

Формируемые УУД: Познавательные УУД: формирование умения определять значение слов и обосновывать свое мнение; анализировать содержание иллюстрации, сравнивать героев произведения, определять особенности литературной сказки.

Регулятивные УУД: выполнять учебное задание, используя алгоритм, выполнять взаимопроверку учебного задания, оценивать выразительность чтения одноклассников.

Коммуникативные УУД: формирование умения адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога.

Предметные УУД: формирование умения сравнивать героев по их поступкам, желаниям речи, составлять словесный портрет литературного героя, умение выразительно читать текст, обогащение словарного запаса.

Личностные УУД: умение сотрудничать с учителем, одноклассниками, приходить к общему решению.

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент.

А) Руки на месте, ноги вместе,

локти у края, спина прямая!

Улыбнемся друг другу. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной:

-Я в школе на уроке.

Сейчас я начну учиться.

-я радуюсь этому.

-Внимание моё растёт.

Я, как разведчик, всё замечу.

Б) Развитие артикуляционного аппарата

Ра-ра-ра – Кате спать пора,

Ро-ро-ро - на полу стоит ведро.

Ры-ры-ры – летают комары.

Ри-ри-ри – на ветке снегири .

Ор-ор-ор подмели мы двор.

Арь-арь-арь- на стене висит фонарь.



2. Постановка учебной задачи.

Ребята, вы сказки любите? Хотите, я вам новую сказку прочитаю? Жил в одной сказке Колобок. Однажды выкатился он из своей сказки и покатился с одной сказочной страницы на другую. У Курочки-Рябы позавтракал. Маше и медведю свою песенку спел. Зайцу помог из избушки лису выгнать. У Кота с петухом пообедал. С дедом, бабкой, внучкой, Жучкой, кошкой и мышкой на огороде трудился. Семерым козлятам сказал, чтобы волка в дом не пускали. Пузырь, соломинка и лапоть его ужинать звали, да Колобок отказался. Он решил побывать ещё в одной сказке, прогуляться по берегу синего моря, возле которого жил старик со своею старухой.

- В какой сказке решил побывать Колобок?

- Как вы догадались?

- Давайте и мы вместе с Колобком совершим путешествие в сказку.

- Для чего туда отправимся?

- Да, для того, чтобы продолжить нашу работу над сказкой. Значит, задача нашего урока какая?

3. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

-Дома вам нужно было дочитать сказку до конца и нарисовать иллюстрацию, найти фрагмент текста для подписи к ним. Просмотр рисунков.



4. Открытие нового знания.

а) Словарная разминка.

Прочитаем вместе слова и выражения, записанные на слайде: землянка, откуп, простофиля, корысть, светёлка, столбовая дворянка, душегрейка, парча, кичка, чупрун, белена. Нужно найти значение слов в книжке и прочитать

Б) Работа над текстом.

- Вы уже познакомились со сказкой. Что понравилось в сказке? Что не понравилось? (рассуждения учеников)

- Чтобы проверить, как внимательно вы прочитали сказку, проведём игру.

Все ученики делятся на 3 группы. Каждая группа по очереди «вылавливают» с доски золотую рыбку и отвечают на вопрос, номер которого записан на обороте рыбки. За правильный ответ – забирают рыбку. У кого улов будет больше?

  1. Где жили старик и старуха? (у синего моря в ветхой землянке)

  2. С чем первый раз пришёл невод? (с тиной)

  3. С чем второй раз пришёл невод? (с травой морской)

4.Какая труба была на новой избе старика и старухи? (кирпичная, белёная)

  1. Какие ворота были в новой избе? (дубовые, тесовые)

  2. В чём стояла старуха дворянка на крыльце? (соболья душегрейка, парчовая корона)

  3. Что сделала старуха в гневе, когда пожелала стать царицей? (ударила по щеке)

  4. Что держит стража царицы на плечах? (топорики)

  5. Что ела за столом старуха-царица? (пряник)

  6. Куда отправила старуха-дворянка старика работать? (на конюшню)

  7. Как встретила старика старуха-царица? (выгнала)



В) Анализ героев литературного произведения.

-Ребята, перечислите главных героев сказки (Старик, старуха, золотая рыбка)

- Попробуем выяснить какой характер у каждого героя. Свои ответы нужно доказать словами из текста.

(Работа с карточками) Какие черты характера относятся к старику, старухе? Характеристики: добрый, податливый, безвольный, смиренный, властный. Злобный, жадный, грубый, неуживчивый, требовательный, неблагодарный.

- Кто из героев вам больше нравится? Почему?

-Почему автор наделил одного героя только отрицательными качествами, а другого положительными?

-Как была наказана старуха? (она осталась у разбитого корыта, в своей землянке. Кстати сказать, выражение «осталась у разбитого корыта» и сейчас употребляется в речи. Что оно означает?

- Почему старик бал наказан. Ведь он обладает мягким податливым характером? ( Дети приходят к выводу, что безвольность - отрицательная черта характера. Смиренность, безответность, податливость – положительные черты. Если они оправданы. В сказке старику не хватило смелости противостоять старухе. Возразить ей и указать на ее неправоту. Остановит ее жадность. Он слепо подчинялся старухи.

- Кто в сказке Пушкина волшебный помощник? (золотая рыбка).

- В чем необычность рыбки? ( Рыбка золотая, умеет говорить человечьим голосом, исполняет желания) - А меняется ли тон рыбки в общении с рыбаком? Доказать чтением.

- Как рыбка относится к старику?

- Ребята, представьте, что вы оказались в этой сказке и рыбка может исполнить ваши желания. На партах у вас лежат рыбки. Напишите на ней свое желание, а может быть это будет просьба для родных, друзей из класса.

Ученики пишут под музыку. Любая спокойная классическая музыка.

-Расшифруйте имя ещё одного героя нашего произведения по ребусу

(Море)

- Почему море можно назвать героем сказки? (выражает эмоции, показывает характер, свое отношение к происходящему, реагирует как живое существо.)

- Как море показывает свое отношение к происходящему? (Цвет моря меняется). Почему?

Прочитайте, как автор описывает море, к которому пришел старик. ( Море слегка разыгралось. Слайд)..

Как изменилось море? Прочитайте (Помутилось синее море. Слайд)

- Как встретило море старика?

(Неспокойно встретило море старик в третий раз, знать, ведало. Что речь пойдет о том, с чем она на сможет согласится.)-

- Как встретило старика море? (почернело Слайд.).

- Все беспокойнее становится синее море, но сама золотая рыбка с неизменным радушием встречает старика, успокаивает.

Показ отрывков из стихотворения, отражающих состояние и цвет моря.

5 Физминутка На уроке отдохнём- на рыбалку мы пойдём.

Накопаем мы червей, удочку возьмем скорей.

И вприпрыжку побежим- Порыбачить мы хотим.

В воду удочку закинем, посидим тихонько.

Рыбка, кажется , клюет, вытащим легонько.

Ах, какая красота- рыбка небольшая.

Пусть живёт себе в реке, выпущу тебя я!

Быстро в школу побежим, вот такой у нас режим!





6.Первичное закрепление Диагностические задания

А) Определите героя «Сказки о рыбаке и рыбке» по его словам, вставьте ответ в предложение. Прочитайте эти предложения с нужной интонацией. (Работа на интерактивной доске)

а) Дурачина ты, простофиля! Выпросил, дурачина, корыто... — слова .................

б) Добро! Будет старуха царицей! — слова ............

б) ...Ни ступить, ни молвить не умеешь! Насмешишь ты целое царство — слова ………



Б). Восстановите порядок желаний старухи в «Сказке о рыбаке и рыбке».

1) Хочет быть вольною царицей.

2) Хочет иметь новое корыто.

3) Хочет быть столбовою дворянкой.

4) Хочет, чтобы рыбка золотая служила у неё на посылках.

5) Требует избу.

6) Хочет быть владычицей морскою..

В) (Просмотр видеофильма без звука) Ребята, хотите быть артистами. Вам нужно найти отрывок, который подходит этому фильму и озвучивать. (Чтение по ролям.)

7.Включение нового знания в систему знаний и повторение

-Ребята, мы с вами изучаем сказку А.С Пушкина. Но какая это сказка? (Волшебная)

Давайте и мою рыбку превратим в волшебную, чтобы все наши желания исполнились. Мы соберем целую фигуру (рыбки).

Работа с пословицей.

Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

-Объясните смысл полученной пословицы.

8. Рефлексия.

-Какую задачу ставили на уроке?

-Удалось решить поставленную задачу?

-Какие получили результаты?

-Где можно применить новые знания?

-На уроке у вас всё хорошо получилось?

-Над чем ещё надо поработать?

Анализ работы по табличкам:

Всё было понятно – красный

Расскажу другим – синий

Было интересно- зелёный.

Было трудно - чёрный

9. Домашнее задание Краткий пересказ текст





























-