Тема: «А.С. Пушкин « Сказка о рыбаке и рыбке».
Задача урока: формирование умения к подробному анализу сказки через раскрытие особенностей композиции, языка, характеристику образов героев литературного произведения, формирование умения подкреплять цитатами из текста нарисованную иллюстрацию, формирование навыка выразительного чтения.
Формируемые УУД: Познавательные УУД: формирование умения определять значение слов и обосновывать свое мнение; анализировать содержание иллюстрации, сравнивать героев произведения, определять особенности литературной сказки.
Регулятивные УУД: выполнять учебное задание, используя алгоритм, выполнять взаимопроверку учебного задания, оценивать выразительность чтения одноклассников.
Коммуникативные УУД: формирование умения адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога.
Предметные УУД: формирование умения сравнивать героев по их поступкам, желаниям речи, составлять словесный портрет литературного героя, умение выразительно читать текст, обогащение словарного запаса.
Личностные УУД: умение сотрудничать с учителем, одноклассниками, приходить к общему решению.
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент.
А) Руки на месте, ноги вместе,
локти у края, спина прямая!
Улыбнемся друг другу. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной:
-Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
-я радуюсь этому.
-Внимание моё растёт.
Я, как разведчик, всё замечу.
Б) Развитие артикуляционного аппарата
Ра-ра-ра – Кате спать пора,
Ро-ро-ро - на полу стоит ведро.
Ры-ры-ры – летают комары.
Ри-ри-ри – на ветке снегири .
Ор-ор-ор подмели мы двор.
Арь-арь-арь- на стене висит фонарь.
2. Постановка учебной задачи.
Ребята, вы сказки любите? Хотите, я вам новую сказку прочитаю? Жил в одной сказке Колобок. Однажды выкатился он из своей сказки и покатился с одной сказочной страницы на другую. У Курочки-Рябы позавтракал. Маше и медведю свою песенку спел. Зайцу помог из избушки лису выгнать. У Кота с петухом пообедал. С дедом, бабкой, внучкой, Жучкой, кошкой и мышкой на огороде трудился. Семерым козлятам сказал, чтобы волка в дом не пускали. Пузырь, соломинка и лапоть его ужинать звали, да Колобок отказался. Он решил побывать ещё в одной сказке, прогуляться по берегу синего моря, возле которого жил старик со своею старухой.
- В какой сказке решил побывать Колобок?
- Как вы догадались?
- Давайте и мы вместе с Колобком совершим путешествие в сказку.
- Для чего туда отправимся?
- Да, для того, чтобы продолжить нашу работу над сказкой. Значит, задача нашего урока какая?
3. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
-Дома вам нужно было дочитать сказку до конца и нарисовать иллюстрацию, найти фрагмент текста для подписи к ним. Просмотр рисунков.
4. Открытие нового знания.
а) Словарная разминка.
Прочитаем вместе слова и выражения, записанные на слайде: землянка, откуп, простофиля, корысть, светёлка, столбовая дворянка, душегрейка, парча, кичка, чупрун, белена. Нужно найти значение слов в книжке и прочитать
Б) Работа над текстом.
- Вы уже познакомились со сказкой. Что понравилось в сказке? Что не понравилось? (рассуждения учеников)
- Чтобы проверить, как внимательно вы прочитали сказку, проведём игру.
Все ученики делятся на 3 группы. Каждая группа по очереди «вылавливают» с доски золотую рыбку и отвечают на вопрос, номер которого записан на обороте рыбки. За правильный ответ – забирают рыбку. У кого улов будет больше?
Где жили старик и старуха? (у синего моря в ветхой землянке)
С чем первый раз пришёл невод? (с тиной)
С чем второй раз пришёл невод? (с травой морской)
4.Какая труба была на новой избе старика и старухи? (кирпичная, белёная)
Какие ворота были в новой избе? (дубовые, тесовые)
В чём стояла старуха дворянка на крыльце? (соболья душегрейка, парчовая корона)
Что сделала старуха в гневе, когда пожелала стать царицей? (ударила по щеке)
Что держит стража царицы на плечах? (топорики)
Что ела за столом старуха-царица? (пряник)
Куда отправила старуха-дворянка старика работать? (на конюшню)
Как встретила старика старуха-царица? (выгнала)
В) Анализ героев литературного произведения.
-Ребята, перечислите главных героев сказки (Старик, старуха, золотая рыбка)
- Попробуем выяснить какой характер у каждого героя. Свои ответы нужно доказать словами из текста.
(Работа с карточками) Какие черты характера относятся к старику, старухе? Характеристики: добрый, податливый, безвольный, смиренный, властный. Злобный, жадный, грубый, неуживчивый, требовательный, неблагодарный.
- Кто из героев вам больше нравится? Почему?
-Почему автор наделил одного героя только отрицательными качествами, а другого положительными?
-Как была наказана старуха? (она осталась у разбитого корыта, в своей землянке. Кстати сказать, выражение «осталась у разбитого корыта» и сейчас употребляется в речи. Что оно означает?
- Почему старик бал наказан. Ведь он обладает мягким податливым характером? ( Дети приходят к выводу, что безвольность - отрицательная черта характера. Смиренность, безответность, податливость – положительные черты. Если они оправданы. В сказке старику не хватило смелости противостоять старухе. Возразить ей и указать на ее неправоту. Остановит ее жадность. Он слепо подчинялся старухи.
- Кто в сказке Пушкина волшебный помощник? (золотая рыбка).
- В чем необычность рыбки? ( Рыбка золотая, умеет говорить человечьим голосом, исполняет желания) - А меняется ли тон рыбки в общении с рыбаком? Доказать чтением.
- Как рыбка относится к старику?
- Ребята, представьте, что вы оказались в этой сказке и рыбка может исполнить ваши желания. На партах у вас лежат рыбки. Напишите на ней свое желание, а может быть это будет просьба для родных, друзей из класса.
Ученики пишут под музыку. Любая спокойная классическая музыка.
-Расшифруйте имя ещё одного героя нашего произведения по ребусу
(Море)
- Почему море можно назвать героем сказки? (выражает эмоции, показывает характер, свое отношение к происходящему, реагирует как живое существо.)
- Как море показывает свое отношение к происходящему? (Цвет моря меняется). Почему?
Прочитайте, как автор описывает море, к которому пришел старик. ( Море слегка разыгралось. Слайд)..
Как изменилось море? Прочитайте (Помутилось синее море. Слайд)
- Как встретило море старика?
(Неспокойно встретило море старик в третий раз, знать, ведало. Что речь пойдет о том, с чем она на сможет согласится.)-
- Как встретило старика море? (почернело Слайд.).
- Все беспокойнее становится синее море, но сама золотая рыбка с неизменным радушием встречает старика, успокаивает.
Показ отрывков из стихотворения, отражающих состояние и цвет моря.
5 Физминутка На уроке отдохнём- на рыбалку мы пойдём.
Накопаем мы червей, удочку возьмем скорей.
И вприпрыжку побежим- Порыбачить мы хотим.
В воду удочку закинем, посидим тихонько.
Рыбка, кажется , клюет, вытащим легонько.
Ах, какая красота- рыбка небольшая.
Пусть живёт себе в реке, выпущу тебя я!
Быстро в школу побежим, вот такой у нас режим!
6.Первичное закрепление Диагностические задания
А) Определите героя «Сказки о рыбаке и рыбке» по его словам, вставьте ответ в предложение. Прочитайте эти предложения с нужной интонацией. (Работа на интерактивной доске)
а) Дурачина ты, простофиля! Выпросил, дурачина, корыто... — слова .................
б) Добро! Будет старуха царицей! — слова ............
б) ...Ни ступить, ни молвить не умеешь! Насмешишь ты целое царство — слова ………
Б). Восстановите порядок желаний старухи в «Сказке о рыбаке и рыбке».
1) Хочет быть вольною царицей.
2) Хочет иметь новое корыто.
3) Хочет быть столбовою дворянкой.
4) Хочет, чтобы рыбка золотая служила у неё на посылках.
5) Требует избу.
6) Хочет быть владычицей морскою..
В) (Просмотр видеофильма без звука) Ребята, хотите быть артистами. Вам нужно найти отрывок, который подходит этому фильму и озвучивать. (Чтение по ролям.)
7.Включение нового знания в систему знаний и повторение
-Ребята, мы с вами изучаем сказку А.С Пушкина. Но какая это сказка? (Волшебная)
Давайте и мою рыбку превратим в волшебную, чтобы все наши желания исполнились. Мы соберем целую фигуру (рыбки).
Работа с пословицей.
Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
-Объясните смысл полученной пословицы.
8. Рефлексия.
-Какую задачу ставили на уроке?
-Удалось решить поставленную задачу?
-Какие получили результаты?
-Где можно применить новые знания?
-На уроке у вас всё хорошо получилось?
-Над чем ещё надо поработать?
Анализ работы по табличкам:
Всё было понятно – красный
Расскажу другим – синий
Было интересно- зелёный.
Было трудно - чёрный
9. Домашнее задание Краткий пересказ текст
-