СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по истории 11 класс "Образование СССР"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по истории 11 класс "Образование СССР"

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по истории 11 класс "Образование СССР"»

Тема; «Образование СССР»

Цели урока:

Обучающая – сформировать у учащихся представление об основных особенностях процесса образования СССР, уделив внимание взаимосвязи истории и современности.

Развивающая – формировать у учащихся навыки самостоятельной работы с учебной и дополнительной литературой, анализа и синтеза изучаемого материала.

Воспитательная – способствовать становлению гражданского самосознания школьников.

Задачи урока:

  • Охарактеризовать первые шаги национальной политики Советского государства.

  • Определить предпосылки образования СССР.

  • Рассмотреть различные планы объединения республик.

  • Определить принципы построения СССР.


Тип урока: урок изучения нового материала.


      1. Орг. момент.

Союз Советских Социалистических Республик – так называлось государство, существовавшее на политической карте мира в течение почти 95 лет. Это была мощная сверхдержава, объединявшая нации и народности, проживающие сегодня на территории новых государственных образований. Можно сказать, что все мы родом из СССР, и это обстоятельство вновь и вновь заставляет нас возвращаться к страницам советской истории, по-новому вглядываясь в их особенности, в происходившие в те годы события.


      1. Актуализация знаний

Предпосылки образования СССР. 

Учитель: Распад империи начался еще в период Февральской революции, когда усилились сепаратистские тенденции. Октябрьская революция привела к обострению двух тенденций в национальном движении: стремление к независимости и стремление к единению. После окончания Гражданской войны политическая карта бывшей Российской империи выглядела следующем образом: зону советской власти составляли формально независимые советские социалистические республики:

- РСФСР;

- Украина;

- Белоруссия;

- Азейбарджан;

- Грузия;

- Армения;

- Дальневосточная республика и две среднеазиатские «народные республики» - Хорезмская и Бухарская.

Прибалтийские страны – Латвия, Литва, Эстония, а также Финляндия и Польша, отстоявшие свой суверенитет, стали зоной европейского влияния.

В каждой республике были свои органы власти и управления, действовала своя конституция, но фактически власть принадлежала национальным коммунистическим партиям, входивших в состав единой РКП(б). они считали необходимым объединение всех наций и народностей для выполнения своей главной цели – построения социалистического общества.

К государственному объединению подталкивали и экономические обстоятельства: веками складывавшаяся хозяйственная взаимозависимость районов.

Объединение имело и внешнеполитическую причину – необходимость совместного выживания однотипных политических режимов перед лицом враждебного окружения.


Доклады наших учащихся

К 1921 г. политическая карта бывшей Российской империи выглядела следующим образом:

Зона советской власти – формально независимые советские социалистические республики: РСФСР, Украина, Белоруссия, Азербайджан, Грузия,  Армения, Дальневосточная республика, Среднеазиатская народная республика – Хорезмская и Бухарская.

Суверенитет у Латвии, Литвы, Эстонии, Финляндии, Польши. 

Запись в тетрадь: 

Все республики были связаны военно-политическим, дипломатическим союзами, единой Красной армией, партийным руководством, общей экономикой по плану ГОЭЛРО. Власть осуществляла единая КП, руководимая ЦК из Москвы.

Апрель 1922 г. И.В.Сталин избран Генеральным секретарем ЦК РКП (б), оставался наркомом по делам национальностей.

Он возглавил подготовку к объединению республик.


Учитель: Предпосылки объединения СССР

1.            Общие хозяйственные связи и исторически сложившееся разделение труда между республиками

2.            Стремление к единой внешней безопасности республик

3.            Международная изоляция

Проекты объединения.

Выступление 1-го учащегося: в большевистской партии существовали различные точки зрения на вопрос о принципах построения единого многонационального государства. Комиссия Политбюро ЦК РКП(б) выдвинула проект подготовленный наркомом по делам национальностей И,В. Сталиным. Первый пункт этого документа гласил «Признать целесообразным заключение договора между советскими республиками Украины, Белоруссии, Азейбарджана, Грузии, Армении и РСФСР о формальном вступлении первых в состав РСФСР…..»

Выступление 2-го учащегося: В.И. Ленин подверг «план автономизации»  резкой критике. Он считал, что все советские республики должны объединиться в единый государственный союз на началах равноправия и сохранения своих суверенных прав. При этом за каждый республикой должно было сохраниться право свободного выхода из союза.

Физкультминутка на 2 минуты


Учитель: Принципы устройства нового государства.

Указания В.И. Ленина были учтены комиссией ЦК. Постановлением Пленума ЦК РКП(б) о форме объединения независимых советских республик (от 6 октября 1922 г.) признавалась необходимость заключения договора между Украиной, Белоруссией, Федерацией Закавказских республик и РСФСР об объединении их в Союз Социалистических Советских Республик с оставлением за каждой из них права свободного выхода из состава Союза.

К 30 ноября комиссия ЦК РКП(б) разработала также Основные пункты Конституции СССР, которые были разосланы в компартии республик для обсуждения.

18 декабря 1922 г. Пленум ЦК РКП(б) обсудил проект Договора об образовании Союза ССР и предложил созвать съезд Советов СССР.

I съезд Советов СССР открылся 30 декабря 1922 г. В нем приняли участие 2215 делегатов.

Численный состав делегаций от республик определялся пропорционально количеству населения в них.

Самой многочисленной была российская делегация - 1727 человек.

Съезд утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР в составе четырех республик:

РСФСР (Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика)

Украинская ССР

Белорусская ССР

ЗСФСР (Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика).

Декларация законодательно закрепляла принципы устройства союзного государства: добровольность, равноправие и сотрудничество на основе пролетарского интернационализма.

Доступ в союз оставался открытым всем советским республикам. Договор определял порядок вхождения отдельных республик в состав СССР, право свободного выхода, функции высших органов государственной власти.


Выступление учащегося:

31 января 1924 года. на втором Всесоюзном  съезде Советов была принята первая Конституция СССР. (слайд 7)

Учитель раздает каждому ученику распечатанную заранее Конституцию СССР, учащиеся вместе с учителем разбирают содержание Конституции.

Вопросы:

1. Назовите Высший орган власти по Конституции 1924 г.

2.Сравните органы государственной власти СССР и России

3.Какова структура конституции?

4.Какую роль коммунистической партии отвели в конституции?

5.Какова роль конституции в государстве?

                 

      1. Подведение итогов. Рефлексия.

- Что нового узнал каждый из вас на уроке?

- Каково значение образования СССР?

  • в рамках СССР многие народы получили возможность развивать экономику и культуру;

  • образование СССР способствовало укреплению коммунистического режима;

  • усиление военной мощи страны;

  • позволило успешнее решать задачи строительства социализма, противостоять капиталистическому миру;

  • сплочение народов, содействие дружественному сотрудничеству.


4. Домашнее задание: § 19 .