СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по литературе в 11-м классе по теме: "Традиции русской психологической прозы в повести А. И. Куприна «Олеся»"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературе в 11-м классе по теме: "Традиции русской психологической прозы в повести А. И. Куприна «Олеся»"»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3

ИМЕНИ ГАДЖИБЕКОВА А.И.»



Открытый урок

по литературе в 11-м классе

по теме:

"Традиции русской психологической прозы в повести А. И. Куприна «Олеся»"




Учитель русского языка и литературы



Атаева Муминат Сулеймановна





г .Каспийск 2017г.








Тема: ТРАДИЦИИ РУССКОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ В ПОВЕСТИ А. И. КУПРИНА «ОЛЕСЯ»

Цели: определить особенности гуманизма и психологизма Куприна в повести «Олеся»; проверить уровень усвоения вопро­сов по изучению творчества И. Бунина и А. Куприна.

Задачи: выяснить гуманистическую позицию автора в по­вести «Олеся», определить особенности построения образов I лавных героев и роль пейзажа в произведении. Провести тести­рование по творчеству Бунина и Куприна.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

А. И. Куприна всегда отличал интерес к миру природы. Уже в первых рассказах писателя намечается противопоставление деревенской жизни городской, беспокойной и суетной. Жизнь в глухой деревушке, затерявшейся среди густого соснового леса, верстах в восьми от станции железной дороги, противопостав­ляется пыльному, душному, наполненному суетой и грохотом городу:

«Чувствуешь себя молодым, добрым и хорошим, чувству­ешь, как стряхивается с тебя накипевшая за зиму городская ску­ка, городское озлобление, все городские недомогания».

В городе тесно, душно, голодно, люди живут «в маленьких конурках, точно птицы в клетках, человек по десяти в каждой, так что и воздуху-то не хватает»; многие же вынуждены жить в подвале, «под самой землей, в сырости и холоде», и «случается, что солнца у себя в комнате круглый год не видят».

В таком городе и души людей оказываются «в клетке», в полной зависимости от общественного мнения, становятся «сы­рыми и холодными».

Одним из самых поэтических произведений Куприна стала повесть «Олеся» (1898). «Дитя природы» Олеся цельностью и непосредственностью натуры, богатством внутреннего мира выше «городского» человека Ивана Тимофеевича, доброго, но робкого и нерешительного.

Повесть — вдохновенный гимн высокому счастью взаимной любви, светлый ее апофеоз, несмотря на трагический конец: «Почти целый месяц продолжалась наивная, очаровательная сказка нашей любви... Я, как языческий бог или как молодое, сильное животное, наслаждался светом, теплом, сознательной радостью жизни и спокойной, здоровой, чувственной любо­вью...»

Ни одно из произведений Куприна не показывает так вдох­новенно и целомудренно слияние двух сердец, как «Олеся».

В повести видно и мастерство Куприна-пейзажиста, продолжателя достижений Аксакова, Тургенева, Толстого, Чехова. На страницах своей повести Куприн выступает вдумчивым и чутким художником и психологом, который умеет раскрыть богатый духовный мир простого человека.

II. Работа с текстом повести «Олеся» (по вопросам учебника).

  1. В чем, на ваш взгляд, своеобразие композиции повести? Какую роль в ней играют картины природы?

Индивидуальное сообщение: «Пейзаж в повести Куприна «Олеся». (Отметить психологизм пейзажа Куприна.)

  1. Что такое «естественная личность» и как она воплощена в повести?

Р а б о т а в парах. Оформление таблицы: «Сравнительная характеристика главных героев».

Олеся

Иван Тимофеевич

Принятые в обществе нормы поведения чужды ей

Находится во власти общественного мне­ния

С открытой душой

Сосредоточен на своем мире

Трагические предсказания

Слабость

Самоотверженность и др.

Олеся: «Доброта ваша не хорошая» и др.


Комментирование работы с опорой на текст.

Учитель. Образы героев автор создает в традициях рус­ской психологической прозы. А. И. Куприн уделяет особенно пристальное внимание тому, как развивается в героях повести чувство.

Прекрасен момент их встречи, удивительно нарастание в их сердцах искренней привязанности. А. И. Куприн восхищается чистотой их близости, но не делает эту романтическую любовь безмятежной, приводит героев к тяжким испытаниям.

Любовь к Олесе становится переломным моментом в жизни Ивана Тимофеевича, городского жителя. Свойственная ему пер­воначально сосредоточенность исключительно на своем мире постепенно преодолевается, потребностью становится осущест­вление желания «быть вместе» с другим человеком.

В начале повести Иван Тимофеевич кажется мягким, отзыв­чивым и искренним. Но Олеся сразу улавливает в нем слабость, говоря: «Доброта ваша не хорошая, не сердечная».

И герой повести действительно причиняет много зла своей возлюбленной. Его каприз - причина того, что Олеся идет в цер­ковь, хотя понимает губительность этого поступка.

Вялость чувств героя приносит искренней девушке беду. Но сам Иван Тимофеевич быстро успокаивается.

В тот момент, когда он рассказывает о самом, казалось бы, волнующем эпизоде своей жизни, он не испытывает вины и рас­каяния, что говорит о сравнительной бедности его внутреннего мира.

Олеся - полная противоположность Ивану Тимофеевичу. В ее образе Куприн воплощает свои представления об идеале женщины. Она впитала в себя законы, по которым живет приро­да, ее душа не испорчена цивилизацией.

Писатель создает исключительно романтический образ «до­чери лесов».

Жизнь Олеси проходит изолированно от людей, а потому ее не заботит то, чему посвящают свою жизнь многие современные ей люди: слава, богатство. Власть, молва. Основными мотивами ее поступков становятся эмоции.

Больше того – Олеся колдунья, ей знакомы тайны человеческого подсознания. Ее искренность, отсутствие фальши подчеркнуты и в ее внешнем облике, и в жестах, движении, улыбке.

Человек несовершенен, но сила любви может, хоть ненадолго, верну и. ему остроту ощущений и естественность, которые сохранили в себе лишь люди, подобные Олесе.

  1. Считаете ли вы, что Куприн в произведениях «Гранатовый браслет» и «Олеся» понимает любовь как духовное возрождение?

(Проверка домашнего задания. Чтение и обсуждение ми­ниатюр «Любовь в произведениях Куприна».)

III. Тестирование по творчеству Бунина и Куприна.

1. Символ - это:

а) поэтический образ, выражающий суть какого-либо явле­ния;

б) подробность пейзажа, портрета, интерьера, выделенная писателем с целью подчеркнуть ее особенное, избирательное значение;

в) слово или оборот в иносказательном значении;

г) художественный прием, основанный на преувеличении.

2. Конфликт художественного произведения - это:

а) ссора двух героев;

б) столкновение, противоборство, на которых построено раз­витие сюжета;

в) наивысшая точка развития сюжета;

г) неприятие произведения критиками и читателями.

3. Композиция это:

а) эпизод литературного произведения;

б) организация отдельных элементов, частей и образов ху­дожественного произведения;

в) основной вопрос, поставленный в литературном произведении;

г) столкновение, противоборство персонажей.

4. Кто из героев произведений Куприна в своем монологе несколько раз повторяет евангельское «Да святится имя Твое»? Кому адресованы эти слова?

а) Соломон - Суламифи;

б) Желтков - Вере Шеиной;

в) Желтков - Богу;

г) Ромашов - Шурочке.

5. Из какого произведения Бунина взяты строки:

«Эти дни были так недавно, а меж тем мне кажется, что с тех пор прошло чуть не целое столетие. Перемерли старики в Выселках, умерла Анна Герасимовна, застрелился Арсений Се­меныч... Наступает царство мелкопоместных, обедневших до нищенства»?

а) «Антоновские яблоки»;

б) «Окаянные дни»;

в) «Темные аллеи»;

г) «Господин из Сан-Франциско».

6. Отметьте произведения Бунина, главной темой которых является любовь.

а) «Чистый понедельник»;

б) «Суходол»;

в) «Таня»;

г) «Легкое дыхание».

7. Кто из героев И. А. Бунина «ехал в старый свет на целых два года с женой и дочерью, единственно ради развлечения»?

а) Арсений Семеныч;

б) господин из Сан-Франциско;

в) Малютин;

г) корнет Елагин.

8. Кто из героев Куприна, подобно А. Волконскому из романа Л. Толстого «Война и мир», мечтает о подвиге?

а) Иван Тимофеевич («Олеся»);

б) Ромашов («Поединок»);

в) Николаев («Поединок»);

г) Соломон («Суламифь»),

9. Из какого произведения Бунина взяты эти строки: «Теперь это левкое дыхание снова расселялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре»?

а) «Темные аллеи»;

б) «Легкое дыхание»;

в) «Антоновские яблоки»;

г) «Суходол».

10. О какой героине А. Куприн говорит, что в ней живут сра­зу «два человека, один с сухим эгоистичным умом, другой — с нежным и страстным сердцем»?

а) Об Олесе («Олеся»);

б) о В. Шеиной («Гранатовый браслет»);

в) о Шурочке («Поединок»);

г) об А. Шеиной («Гранатовый браслет»),

11. С каким музыкальным произведением у Веры Шеиной, героини повести Куприна «Гранатовый браслет», связаны слова: «Да святится имя Твое»?

а) «Лунная соната» Бетховена;

б) «Реквием» Моцарта;

в) «Прелюдия» Шопена;

г) «Соната № 2» Бетховена.

12. Какой художественной деталью завершается повесть Ку­прина «Олеся»?

а) письмо к возлюбленному;

б) букет полевых цветов;

в) косынка Олеси;

г) нитка красных бус.

13. Какой литературный жанр преобладал в творчестве И. Бунина?

а) повесть;

б) роман;

в) очерк;

г) новелла.

14. Какова основная идея рассказа И. Бунина «Господин из Сан-Франциско»?

а) описание путешествия богатого американского туриста через Атлантику в Европу;

б) разоблачение революции в России;

в) философское осмысление человеческого существования в целом;

г) восприятие американцами Советской России.

15. Нобелевская премия была получена Буниным:

а) в 1925 г. за рассказ «Солнечный удар»;

б) в 1915 г. за рассказ «Господин из Сан-Франциско»;

в) в 1933 г. за роман «Жизнь Арсеньева»;

г) в 1938 г. за цикл рассказов «Темные аллеи».

16. Кому из героев рассказа Куприна «Гранатовый браслет» принадлежат следующие слова: «Любовь должна быть траге­дией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобст­ва, расчеты и компромиссы не должны ее касаться.»?

а) князю Шеину;

б) чиновнику Желткову;

в) генералу Аносову;

г) Вере Шеиной.

17. Из какого источника был взят А. Куприным сюжет рас­сказа «Суламифь»?

а) древняя легенда;

б) Библия (Ветхий завет);

в) авторский замысел;

г) исландские саги.

18. Почему расстаются герои повести А. Куприна «Олеся»?

а) Иван Тимофеевич уехал в Петербург по делам службы;

б) Олеся полюбила другого человека;

в) Олесю вынуждают покинуть родные места;

г) урядник обвинил Олесю в воровстве.

Проверку выполнения тестов можно провести с помо­щью ассистентов.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

а

б

б

б

а

а в г

б

б

б

в


11

12

13

14

15

16

17

18



г

г

а

в

в

в

б

в




IV. Тог урока.


V. Домашнее задание: написать сочинение по повести «Олеся».


9