СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по литературе в 5 классе по теме: Мир глазами ребенка в рассказе А.П.Платонова "Никита"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью данного урока является  выявление основной идеи рассказа, утверждающей трудовое начало как созидательную силу. В ходе урока использованы различные приемы креативного мышления.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературе в 5 классе по теме: Мир глазами ребенка в рассказе А.П.Платонова "Никита"»



Конспект урока по литературе в 5 классе.


1 СЛАЙД «ДОБРОЕ УТРО»


Учитель: Казбанова Л.В.


Тема. А.П.Платонов. Мир глазами ребёнка в рассказе «Никита».

Цель:

  • выявить художественную идею рассказа, состоящую в утверждении трудового начала в жизни человека как созидательной силы, содействующей становлению творческой личности;

  • формировать навыки самостоятельной исследовательской работы с текстом, лексической работы, работы с учебником, выразительного чтения; умения выделять главное в прослушанном сообщении;

воспитывать стремление к внутренней глубине личности, трудолюбию и доброте.

Оборудование: тексты рассказа, раздаточный материал, презентация по теме, интерактивная доска, учебник.


ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

Цель: создание доброжелательной атмосферы в классе, стремление проложить невидимую нить единой устремлённости к познанию в сотрудничестве


2 СЛАЙД Звучит музыка Людвига Ван Бетховена « К Элизе»


Приём "Побуждение" Учитель приветствует учащихся.

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» затем пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил: «Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?» Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладошках и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: «Всё в твоих руках».

Сформулируйте мораль данной притчи.

Вы правы. Вера в себя- это старт любого успеха. Я думаю, что каждый из вас не только сегодня, но и в будущем будет успешным.

II. Актуализация знаний

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Дома вы прочитали рассказ А.П.Платонова «Никита».

СЛАЙД 3 «ВОПРОСЫ»

Работа по вопросам.


  • Почему рассказ называется «Никита»?

  • Какие чувства у вас вызвал рассказ?

  • Случалось ли вам оставаться дома в одиночестве?

  • Знакомо ли вам состояние Никиты, который остался один во дворе?

  • Сегодня на уроке , как вы думаете, над какими вопросами мы будем работать?

  • Кто такой Никита?

  • Каким он видел мир вокруг себя?

Введение в тему урока ( определяем основной вопрос урока):

«Каким видел окружающий мир Никита?»

III. Постановка учебной задачи: формулирование темы урока.


СЛАЙД 4 «ТЕМА»



Приём "Привлекательная цель". Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

Беседа по первичному восприятию рассказа.

  • Каким вы представляете себе Никиту?

  • Составьте устный портрет героя рассказа.


СЛАЙД 5 «ПОРТРЕТ»


Возраст:


Возраст: 5 лет


Место проживания:


Место проживания: деревня


Семья:


Семья: отец на войне, мать работает в поле, возвращается вечером.


Обязанности:


Обязанности: хранить дом, очаг.


Внутренний мир героя:


Внутренний мир героя: любит фантазировать, мечтать


Обычный ребёнок? Не совсем. Видит то, чего другие не замечают.

IV. «Открытие» учащимися новых знаний.

Цель:познакомить с содержанием рассказа.


СЛАЙД 6 «Расшифруй"


Приём " Расшифруй". Учитель предлагает набор слов: Никита, баня, паучок, лопухи, петух, колодец, пень, бочка.


  • Мир Никиты ограничен данными предметами?

  • Дополните схему, опираясь на текст.

  • О чём говорит такое многообразие?


V. Первичное закрепление

Цель: закрепить знания по тексту, опираясь на лексическое значение слов.


Приём "Работа над понятием ". Лексическая работа.

  • Объясните значения слов и словосочетаний «трудодень», «просо», «щербатый», «ощериться», «буду век вековать» ( составление словаря для характеристики предметов и явлений)

Ощериться- осклабиться, оскалить зубы, улыбнуться, усмехнуться, ухмыльнуться, оскалиться, ощерить зубы. Словарь русских синонимов.

Про́со- (лат. Panicum) — род однолетних травянистых растений семейства злаки.

Трудодень - единицаучетатрудаколхозников, предусматривающаякакнормудневнойвыработки, такикачествоработы.

Щербатый - конопатый, рябой, щедровитый, щербатенький, выщербленный Словарь русских синонимов.щербатый см. рябой Словарь синонимов русского языка.

Горница – чистая половина крестьянской избыСени – в деревенских избах и в старину в городских домах: помещение между жилой частью дома и крыльцом.

Плетень – изгородь из сплетенных прутьев и ветвей.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: проверить умения работать с текстом, давать характеристику образу-персонажу, самоконтроль усвоения знаний.


Приём "Учимся сообща" .


СЛАЙД 7 «КЛАСТЕР»


Составление кластера "Обязанности Никиты"

Не сжёг двор

Собрал яйца

Чужой петух не приходил


СЛАЙД 8 Работа в группах



Исследовательская работа с текстом. Работа в группах


Выпишите из текста описания предметов, которые «оживляет» Никита.

1 группа


Пустая бочка

В ней жил маленький человек. Борода у него была длинная, она доставала до земли, когда он ходил ночью, и он нечаянно сметал ею сор и солому, отчего в сарае оставались чистые стёжки.

Колодец

Там, на дне, живут маленькие водяные люди. Ростом они были с воробья, но толстые, безволосые, мокрые и вредные, они, должно быть, хотели у Никиты выпить глаза, когда он спал. «Здесь ещё великан живёт и его дети!»

Две земляные норы

Там тоже жили тайные жители. Змеи выползут ночью, приползут в избу и ужалят его мать во сне, и мать умрёт.

Старый пень

У пня были глаза, нос, и пень молча улыбался Никите.

Пень крякнул в ответ.

Стол

Это тоже человек, только на четырёх ногах, а рук у него нету.

Банька

Старая и омшелая вся, скучная избушка – бабушка наша. У ней голова есть – это не труба, а голова – и рот щербатый в голове. Щербатое лицо бабушки гневно ощерилось на него, как на чучело.


2 группа


Чужой петух

Похож по лицу на знакомого худого пастуха с бородкой, который по весне утонул в реке. Петух этот – тоже человек, только тайный.

Жёлтый цветок

Человеческое выражение, маленькие глаза, нос и открытый влажный рот, пахнущий живым дыханием.

Колья из плетня

Лица многих неизвестных людей. И каждое лицо было незнакомое и не любило его: одно сердито ухмылялось, другое злобно думало что-то о Никите, а третий кол опирался иссохшими руками-ветвями о плетень и собирался вовсе вылезти из плетня, чтобы погнаться за Никитой.

Доброе солнце

Солнце глядело на него в ответ тёплым лицом. Солнце похоже на умершего дедушку.

Земля

Внутри земли гудели голоса, там, должно быть, жили в тесной тьме многие люди, и слышно было, как они корябаются руками, чтобы вылезти оттуда на свет солнца.

3 группа


Старый пень

У пня были глаза, нос, и пень молча улыбался Никите.

Пень крякнул в ответ.

Стол

Это тоже человек, только на четырёх ногах, а рук у него нету.

Банька

Старая и омшелая вся, скучная избушка – бабушка наша. У ней голова есть – это не труба, а голова – и рот щербатый в голове. Щербатое лицо бабушки гневно ощерилось на него, как на чучело.



  • Какие предметы кажутся Никите добрыми, какие – злыми?

  • Почему мир вокруг Никиты кажется ему враждебным?




СЛАЙД 9 «ОЦЕНИ СВОЮ РАБОТУ»


ОЦЕНИ СВОЮ РАБОТУ В ГРУППЕ:
«5» - АКТИВНО РАБОТАЛ;
«4» - РАБОТАЛ, НО МЕДЛЕННО;
«3» - РАБОТАЛ, НО БОЛЬШЕ РАССЧИТЫВАЛ НА ОТВЕТЫ ДРУГИХ;
«2» - НЕ РАБОТАЛ

СЛАЙД 10 « ФИЗКУЛЬМИНУТКА»


VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение.

Цель: включение нового знания в систему изученного материала.


  • Всё ли в рассказе А. Платонова реально, как в жизни, или есть эпизоды неправдоподобные, фантастические?

  • Вспомните определение фантастики. Как в этих эпизодах проявляется характер мальчика?


СЛАЙД 11 «ФАНТАСТИКА»

Фантастика- разновидность художественной литературы, отражающая мир причудливых, нереальных образов, событий, героев.


Работа с текстом.

Как меняется отношение мальчика к предметам и явлениям окружающего мира?


Выполните 2 часть задания на желтых карточках


СЛАЙД 12 «ФРАГМЕНТ»


Выразительное чтение учащимися фрагмента рассказа от слов «Дома Никиту увидела мать…» до конца рассказа.

  • Почему окружающие Никиту предметы казались ему живыми? Найдите в тексте фразу, содержащую ответ на вопрос.

Ответ: «Это ты хочешь всех живыми сделать, потому что у тебя доброе сердце».


VIII. Рефлексия. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса


СЛАЙД13-14 "Синквейн".



  • Никита

  • Ответственный любознательный

  • Наблюдает общается трудится

  • Доброта всех сделает живыми

  • В какой фразе наиболее точно, ёмко, полно проявляется главная мысль рассказаА. Платонова?

«Давайте все трудом работать, и все живые будут».


СЛАЙД 15 «ИМЯ»


Значение имени Никита – победитель (греч.).

  • Какую победу одержал Никита в рассказе А. Платонова?

Наделённый богатым воображением и стремлением к познанию окружающего мира, герой рассказа А.Платонова совершает поистине великое открытие: человек только тогда будет вечно живым, бессмертным, когда сам себя создаст, всё в себе рождённое, даровое заменит на трудовое, творческое. Это открытие – победа человека творческого над тёмными силами, которые мешают ему быть свободным и счастливым.


СЛАЙД 16«Приобретаем опыт»


1.Нужно быть добрым на весь свой долгий век.

2.Нужно трудиться.

Никита- это мальчик, у которого богатое воображение, восприимчивый, добрый, ответственный, умеющий видеть мир вокруг живым, проявляющий заботу о близких ему людях, понимающий важность труда.


IX. Содержание домашнего задания


СЛАЙД 17 «ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ»

1.Написать эссе (по методике свободного письма) «Что значит быть добрым человеком?»


СЛАЙД 18 «Сегодня на уроке»:


  • было интересно

  • я многое понял

  • испытывал трудности

  • мне было скучно

7