ОГКОУ «Ивановский областной центр психолого-медико-социального сопровождения.»
Конспект открытого урока по математике в 4 классе на тему:
«Закрепление таблицы умножения и деления с числом 9»
Подготовила и провела
руководитель МО начальных классов
Назакова Виктория Эдуардовна
г. Фурманов
2018-2019г.
Повторно-обощающий урок - игра «Математика и здоровье»
Тема: Таблица умножения и деления с числом 9.
Цель урока: закрепить таблицу умножения с числом 9 и соответствующие случаи деления.
Задачи:
образовательные:
- закрепить знание таблицы умножения и деления в пределах девяти;
- закрепить порядок выполнения действий в числовых выражениях, развивать вычислительные навыки;
- совершенствовать умение решать задачи на увеличение числа в несколько раз;
- развивать регулятивные УУД (принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
оценивать правильность выполнения действия;
адекватно воспринимать предложения сверстников и учителя);
коррекционные:
- развивать внимание, память, логическое мышление;
личностные:
- воспитывать интерес к предмету и активное взаимодействие на уроках математики.
Оборудование: доска и мел, проектор, презентация, рабочие тетради, «медицинские карточки», карточки с разноуровневыми заданиями, учебник по математике М.Н. Перова, пиктограммы для оценки деятельности на уроке.
ХОД УРОКА
I. Организация начала урока
- Доброе утро, ребята и уважаемые гости!
-Я очень рада встрече с вами.
-Надеюсь, что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом.
-Пожалуйста, садитесь! Проверим вашу готовность к уроку.
Руки на месте. Ноги на месте, локти у края, спина прямая!
Я желаю вам хорошо потрудиться на уроке.
Сдача рапорта дежурным.
II. Сообщение темы
Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы будем проходить медицинский осмотр. А вы врачей любите? (Ответы детей) Ну а наших врачей вы обязательно полюбите.
Врачами у нас будут наши гости. Они нам и заполнят нашу медицинскую карту класса. Проверят наши знания табличного умножения и деления в пределах 9.
Девиз нашего урока «Хоть математиком ты можешь и не быть, но уж здоровым быть обязан»!
– Откройте тетради, запишите дату сегодняшнего урока. Закрываем и убираем тетради в сторону.
- Начнем урок математики.
III. Устный счет.
День надо начинать с утренней гимнастики,
а урок математики – с гимнастики ума.
В первом кабинете нас принимает психиатра, он интересуется, что вы можете рассказать об этом числе?
- Какое сегодня число?
- Однозначное или двузначное?
- Чётное или нечётное?
- Соседи этого числа?
- Сколько в этом числе десятков, сколько единиц?
А в таблице умножения встречается число 27? (да)
- Посмотрите на ваши таблички. Сколько раз в изученной нами части встречается число 27? (2 раза)
- Назовите, в каких случаях. (3 х 9; 9 х 3) Запишите это выражения на доске.
- Составьте все возможные выражения из данных (у доски работает ученик, записывая называет компоненты умножения и деления)
3 х 9=27
9 х 3=27
27 : 3 = 9
27 : 9 = 3
-Какие правила использовали? (Переместительное свойство умножения; при делении целого на часть получается другая часть)
Если дети говорят верный ответ, то психиатр ставит диагноз: ЗДОРОВ,
Вот и второй кабинет. Тут нас примет ОТОЛАРИНГОЛОГ. А что он будет проверять? (ответы детей)
И так зайдем и посмотрим, что нас там ждет.
Ребята слушают задачу на внимательность и слух, решают в уме и говорят ответ.
Задачи:
Сколько ушей у пяти малышей? (10)
Сколько хвостов у 9 котов? (9)
Сколько ушек у 7 старушек? (14)
Физминутка – упражнения для повышения активности
– Чтобы повысить работоспособность нашего организма, надо массировать уши, на которых находятся биологически активные точки:
Потягивание за мочки ушей сверху вниз.
Потягивание ушной раковины вверх.
Если дети говорят верный ответ, то отоларинголог ставит диагноз: ЗДОРОВ,
Сейчас мы проверим Ваши зубы. Третий кабинет – стоматолога.
Решите примеры «Помогите белке собрать жёлуди»
42:7=6 5х9=45
36:6=6 35:5=7
7х4=28 24:4=6
4х8=32 2х7=14
Не забывайте раз в год посещать стоматолога. Нельзя не грызть орехи. Необходимо использовать основные средства для гигиены полости рта. Вредные продукты для зубов
Карамель, леденцы, шоколад
Сладкие газированные напитки
Сахаросодержащая жевательная резинка
Помните, что к стоматологу необходимо обращаться, когда здоровы и не испытываете зубную боль!
Если дети говорят верный ответ, то стоматолог ставит диагноз: ЗДОРОВ,
Теперь идём к невропатологу. Четвёртый кабинет. Проверим вашу быстроту реакции. Решите цепочку примеров.
Врач невролог лечит такие заболевания: бессонницу, сильные головные боли, нарушение мозгового кровообращения. И не забывайте, нервные клетки не восстанавливаются!
Врач невропатолог прописал всем нам пить успокоительный чай.
Трава пустырника – 30г.
Шишки хмеля – 20г.
Листья мяты -20г
Корень валерьяны – 30г.
Всего – ? грамм
Посчитайте, сколько граммов надо взять вещества. Я вам всем раздам рецепт этого чая, а вы дома решите задачу.
Если дети говорят верный ответ, то невропатолог ставит диагноз: ЗДОРОВ.
Мы у двери пятого кабинета – офтальмолога.
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ.
Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.
Вытяните руку вперёд. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно.
Повторим 5 раз.
Ну а вам, понадобиться решить задачу, чтобы пройти к следующему кабинету. Шестой кабинет – травматолог. Работа по учебнику.
Для группы продлённого дня купили 27 пар лыж, а коньков – в 3 раза меньше. Сколько пар лыж и коньков купили?
- Обучающий читает задачу.
- Прочитай условие задачи.
- Прочитай вопрос задачи.
- О чём говорится в задаче? (про лыжи и коньки)
- Прочитайте задачу еще раз, чтобы составить краткое условие.(читает ученик)
- Что известно?(пересказывают задачу)
- Что запишем в краткое условие?(ученик выходит к доске)
- Сколько пар лыж купили?(27)
- А сколько пар коньков купили?( неизвестно сколько, но сказано, что в 3 раза меньше.)
- Прочитай вопрос задачи.( Сколько пар лыж и коньков купили?)
Л – 27
К– ? в 3 р. м. - ? кг
- Повтори задачу. (пересказывают с опорой на краткую запись)
- Можно ли сразу ответить на главный вопрос задачи?(нет)
- Почему?(мы не знаем сколько пар коньков купили)
- Как мы это узнаем?
- Каким действием находим значение данного выражения?
-Ответили на первый вопрос задачи?
- Что мы узнали? (сколько пар коньков купили)
- Теперь можно ответить на главный вопрос задачи?
-Запишите второй вопрос.
- Как мы узнаем, сколько пар лыж и коньков купили?(надо к 27+9)
- Почему будем прибавлять? (надо узнать сколько всего)
- Запишите ответ.
Ребята решают задачу все вместе. Ученик у доски записывает.
Сейчас проверим вашу подвижность. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Если дети говорят верный ответ, то травматолог ставит диагноз: ЗДОРОВ,
Сейчас мы пойдём на приём к хирургу в седьмой кабинет.
Зимой травматизм резко увеличивается. Это знает любой хирург, который принимать пациентов в травмпункте. Чем холоднее на улице, чем больше снега и льда — тем длиннее очереди к врачу. Если же наступает гололед, обилие травм приобретает характер эпидемии.
Какие повреждения можно получить при падении на льду?
Чаще всего у людей, которые падают на льду, диагностируются:
- переломы;
- вывихи;
- черепно-мозговые травмы и сотрясения мозга;
- гематомы (крупные «синяки»).
Если вы получили травму, упали и у вас случился перелом, то вам должны наложить гипс.
На руку потребуется шина размером 7см, а на ногу в 2 раза длиннее. Изобразим это в тетрадях в виде отрезков. Обозначим отрезки буквами.
Соблюдайте правила поведения на улице и водоёмах. Выполнение элементарных мер предосторожности – залог вашей безопасности.
Если дети говорят верный ответ, то хирург ставит диагноз: ЗДОРОВ,
Последний кабинет, куда мы зайдем будет – терапевт. У вас проверят каково ваше математическое давление. Для этого мы проведем тестирование.
Найдите значения выражений. Взаимопроверка.
63:7+31 = 40 6*3:2=9
4*8-21 = 11 54:6*4=32
24 : 3 + 5 = 13 40:8*5=25
49-8*6 = 1 35:7*8=40
Все врачи дали заключение, что класс здоров, значит, вы готовы решать серьезные математические задачи.
5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
У вас есть уже одно домашнее задание. По рекомендации терапевта Вам всем прописывается ежедневно принимать витамин “Мультивитоматематика”
А вот и рецепт этого витамина:
1) Устный счет ежедневно в течение 5-7 минут.
2) Перед выполнением домашнего задания по математике сначала изучить теорию, правила, формулы, законы.
3) Во время решения примеров и задач не отвлекаться, отключить телевизор, музыку.
4) В тетради должно быть все выполнено четко и аккуратно.
6. ИТОГИ УРОКА.
Ребята, ответьте мне вот на такие вопросы:
Какая же связь между 2-мя понятиями: математика и здоровье?
Помогает ли математика улучшению здоровья?
Влияет ли здоровье на изучение математики?
Что вынес каждый из Вас из сегодняшнего урока-игры?
Как сохранить свое здоровье и приумножить его?
Хочется закончить наш урок словами известного философа
С гимнастикой дружи,
всегда веселым будь,
и проживешь сто лет,
а может быть, и боле.
Микстуры, порошки —
к здоровью ложный путь.
Природою лечись —
в саду и в чистом поле
Авиценна
Рефлексия деятельности.
Напоследок, хочу вас попросить кое-о-чем. Настроение – это тоже показатель здоровья, здоровья души. Оставьте мне, пожалуйста, в мой ящик частичку своего настроения и я узнаю, понравился вам мой урок или нет. (смайлики)
Самоанализ урока
Повторно-обощающий урок - игра «Математика и здоровье» по теме «Уравнения»
ЦЕЛЬ УРОКА:
обобщить и закрепить знания по теме «Уравнения».
Задачи урока:
продолжить формирование вычислительных навыков и умения складывать, вычитать умножать и делить натуральные числа,
способствовать формированию умения обобщать, анализировать, делать выводы,
развивать логическое мышление учащихся,
способствовать повышению интереса к предмету,
способствовать сплочению классного коллектива, формированию навыков коллективной работы.
Цель урока соответствует программным требованиям и содержанию материала. Подготовленность класса, уровень знаний и умений учащихся позволяют скачать о достижимости поставленных целей. Выбранная необычная форма урока и методы способствовали правильному и полному восприятию информации.
Необычность урока состоит в том, что учтены общие и личностные особенности восприятия учебного материала. В ходе медосмотра выполнялись творческие, практические, познавательные задания.
Главный акцент урока сделан на то, чтобы ребята научились правильно записывать решение уравнения, умели решать текстовые задачи с помощью составления уравнения.
На уроке преобладающими формами деятельности были: коллективная, фронтальная в разных сочетаниях, а также индивидуальная.
На каждом этапе урока решались конкретные задачи: проверка теоретических знаний, определений, правил, умение анализировать и выделять главное.
Психологические аспекты:
развитие внимания, зрительного восприятия, воссоздающего воображения
развитие творческого мышления
проверки знаний, информированности, эрудиции
Характеристика класса
Класс, в котором проводился урок достаточно сплоченный. В нем есть ребята, которые быстро решают, умеют мыслить, анализировать, искать пути решения. А есть ребята, у которых хорошие вычислительные навыки, но они с трудом решают задачи, т.е. на выполнение их им нужно больше времени.
Место урока в курсе
Вообще, в 5 классе после каждой изученной темы идет решение уравнений по этой теме. Учащиеся легко воспринимают эту тему.
Межпредметная связь – на уроке можно выделить связь с историей (начало урока), ОБЖ правила дорожного движения (устный счет), биологией (игра), физкультурой.
Анализ структуры урока
Организационный момент
Цель: - подготовить к восприятию, обеспечение нормальной обстановки для работы и психологического настроя учащихся на предстоящую работу на уроке.
Устный счет
Одной из основных и первоначальных задач при обучении математики является выработка у ребят навыка хорошего счета. Хорошо развитые у учащихся навыки устного счета – одно из условий их успешного обучения в старших классах. Я стараюсь сделать так, чтобы устный счет воспринимался как интересная игра. Чтобы активизировать внимание учащихся, развивать память, сформировать у них познавательный интерес, применила сигнальные карточки.
ИГРА
Применение методов проблемного обучения позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся в процессе обучения, учить мыслить логически, научно, творчески, формировать такие чувства, как удовлетворенность от учебной работы, положительное отношение к математике.
В ходе урока я опиралась на знания, полученные на предыдущих уроках.
Важным для урока является та его сторона, которая связана с контролем деятельности учащихся. Поэтому на уроке применялись различные виды контроля: это и контроль с помощью сигнальных карточек за устным счетом, и итоговый тест в конце урока. Следующая за каждым тестом проверка дала возможность быстро и эффективно проверить и оценить работу каждого ученика и проверить умение работать учащихся по этой теме.
Работа по кабинетам врача:
Отоларинголог – здесь ребята проверяли свой математический слух и внимательность и умение считать в уме. Это способствует развитию памяти детей.
Офтальмолог – здесь ученики решали уравнение около доски, это способствовало расширению и углублению знаний детей о формах решения уравнения.
Стоматолог – умение решать текстовые задачи с помощью составления уравнения. Здесь ребята сами анализировали и оценивали работу, поэтому активность была высокая. Это воспитывало чувство коллективизма.
Хирург – здесь ребята проверяли свою физическую активность с помощью физкультминутки.
Невропатолог – здесь дети учились находить ошибку и исправлять увиденную ошибку. На этом этапе урока у ребят развивалось чувство ответственности.
Терапевт – ребята работают около компьютера, выполняют тестовые задания в группах. Здесь был проведен положительный психологический настрой на доброжелательность и сплочение коллектива.
Подведение итогов
Каждый ученик получил оценку (в виде карточек «здоров»), а некоторые и не одну.
Анализ методов.
Методы: на уроке использовала работу в группах, индивидуальные задания, работу в парах, эвристическая беседа, частично-поисковый и проблемные методы. Уровень сложности вопросов соответствует программе 5 класса. Ребята работали около компьютера, выполняли задания самостоятельно, были использованы тестовые задания.
Развитию мыслительной деятельности способствовала и самостоятельная работа. Весь урок построен в виде урока игры, урока путешествия по поликлинике. Игра для детей является одной из самых привлекательных форм деятельности, что отмечали еще в 1910 году в предисловии к «Забавной арифметике» Н.Н. Аменицкий и И.П.Сахаров: «Человек разумный есть в первую очередь «человек играющий», а потому обучать даже самым серьезным вещам следует по возможности играя».
Реализация игровых приемов и ситуаций происходит по следующим основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность учащихся подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.
Структура урока соответствовала как главной цели урока, так и другим развивающим, обучающим и воспитывающим. Темп урока соответствовал обычному ходу. Особое внимание никому не уделялось, все учащиеся работали активно.
Все учащиеся понимают тему урока.