- умение различать группы растений по их существенным признакам: водорослей, мхов, папоротников, хвойных и цветковых растений.
умение вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Планируемый результат: учащиеся должны научиться классифицировать растения; анализировать, сравнивать и делать выводы из изученного материала, выполнять само и взаимооценку по заранее определенным критериям.
Технология проведения | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Мотивация к учебной деятельности (1 мин) | Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала | Доброе утро, ребята и уважаемые гости! Ребята, поздоровайтесь с гостями. Сегодняшний урок хочу начать со слов замечательного детского писателя Виталия Бианки «Весь огромный мир вокруг меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире». Улыбнулись друг другу, настроились на хорошую работу и предлагаю отправиться познавать окружающий нас мир. | Приветствуют учителя. Слушают учителя, отвечают на вопросы, демонстрируют готовность к уроку. |
Актуализация знаний (2 мин) | Фронтальный опрос. | -Ребята, почему говорят, что почва дороже золота? Без золота можно прожить, а без почвы - нет. - Почему почву нужно беречь? Не будет почвы – не будет растений и животных, а, значит, не смогут на земле жить люди. - к живой или неживой природе можно отнести почву? (в почве есть составляющие неживой природы – глина, песок, воздух, вода, соли и живой – бактерии.) | Слушают учителя, полным ответом отвечают на вопросы учителя. Высказывают предположения. |
Самоопределение к деятельности, постановка цели (3 мин) | Работа в парах. Проверка по эталону, коллективное обсуждение | Что нас ждет сегодня, Хотите об этом узнать? Тогда постарайтесь скорее Этот кроссворд разгадать. разгадав кроссворд, сможете определить тему нашего сегодняшнего урока. Кроссворд «Растения» Слайд 3 Кроссворд (Приложение2) 1. 1.Не огонь, а жжется. (Крапива.) 2.Красненькая матрешка, беленько сердечко. (Малина.) 3. 2.Что за дерево стоит – Ветра нет, а лист дрожит? (Осина.) 4. 3.Последняя улыбка осени. Звезда на клумбе (Астра.) 5. 4.Клейкие почки, зеленые листочки. С белой корой, растут под горой. (Береза.) 6. 5.Ветка в грозди разодета Фиалкового цвета. Это в летний жаркий день, Расцвела в саду... (сирень.) 7.6. С моего цветка берет Пчелка самый вкусный мед. (Липа.) 8. Платье потерялось, 7.Пуговки остались. (Рябина.) -Какое слово получилось? (Растения) На какие группы можно разделить слова из кроссворда? - Как можно сформулировать тему нашего урока? Тема: Разнообразие растений. - Вы знаете, сколько видов растений существует на нашей планете? - Около 500 тысяч видов растений. -Ученые-ботаники разделили царство растений на группы. Как вы думаете, все ли группы растений мы изучили? Чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Учебная задача: изучить группы растений и их признаки. | Отгадывают кроссворд. Кроссворд по теме: Растения Деревья: липа, рябина, берёза, осина. Кустарники: сирень, малина. Травы: крапива, астра. Формулируют тему урока. Предположения детей. Ставят учебную задачу. |
| Практическая работа в парах. Кластер «Части растений» Проверка по эталону. | Растения на Земле встречаются повсюду. Вы, наверное, слышали такое выражение: "Растения - зелёная одежда Земли". Как вы понимаете это выражение? – Растения – это тела живой природы. Как и у всякого живого организма, у растения есть органы. Сейчас мы вспомним органы у растений. Работаем в парах. Заполните кластер «Части растений». Оказывайте помощь друг другу. 1. Яркий, благоухающий… (цветок). 2. У дерева он один, а у кустарника – много. (Стебель.) 3. Растет – зеленеет, летит – пожелтеет, упадет – почернеет. (Лист.) 4. Определите орган, который укрепляет растение в почве. (Корень.) 5. Бывает вкусный, сочный, но бывает сухой, вердый. (Плод.) Из него вырастает новое растение. (Семя.) Части растений Слайд - проверка | Слушают учителя, полным ответом отвечают на вопросы учителя. Высказывают предположения. Заполняют кластер «Части растений» Проверяют, обсуждают |
Работа над новым материалом. (4 мин) . | Работа с учебником | -Мы рассмотрели растения, у которых имеются все органы, но, оказывается, в природе существуют и такие растения, у которых нет плода или цветка, или листьев. А некоторые умудряются существовать даже без корня. Что же это за растения? Давайте совершим удивительное путешествие в царство растений. Да, да, не удивляйтесь. Сказочное слово «царство» является еще и научным – так ученые называют мир растений. Правит в царстве растений царица Флора. Я предлагаю открыть учебник, прочитайте текст на с.72-73. Работа с текстом учебника. На земном шаре растений очень много. Все они такие разные, что понадобилась их классификация. Ботаники поделили огромное царство на несколько больших групп. -На какие группы делится царство растений? Слайд 6 (водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения.) Деление растений на группы основано на различиях в их строении. Ребята, а какая наука изучает растения? Правильно, ботаника. Это один из разделов биологии. Слайд 7 -И сегодня на уроке в царстве растений вы будете выступать в роли ботаников. -Каждая команда научных сотрудников – ботаников будет изучать свою группу растений. - Сегодня будут работать 5 групп. Каждая группа изучит самостоятельно особенности определённой группы растений, а затем мы всё проанализируем. 1 группа – водоросли 2 группа – мхи группа – папоротники группа – хвойные растения группа – цветковые растения -Но перед серьезными исследованиями предлагаю выполнить физ. минутку. | Предположения детей. Знакомятся с названиями групп растений. Высказывания детей. Ботаника - наука о растениях. |
Физминутка(2 мин) | Физминутка | Я превращаю вас в маленькие семена цветов. Присядьте на корточки. Тёплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли, росли и стали цветами. Медленно поднимайте руки, вставайте, выпрямляйтесь. Но вот лето в разгаре, сильно припекло солнце, завяли цветы. Расслабьте, уроните голову на грудь. Руки – вдоль тела. Опуститесь на пол. И вдруг полил дождик, ожили цветы, снова тянутся к солнцу. | Учащиеся выполняют движения физминутки. |
Организация исследовательской работы. Работа в малых группах. Мини- исследование. (10 мин) | Работа в группах с источниками информации | - Задание групп –Дать краткую своей группе растений по плану: Особенности жизнедеятельности. Части растения. Представители. Объединитесь в свои группы. - Вспомните правила работы в группе. - Распределите обязанности в группе. | Вспоминают правила работы в группе, распределяют обязанности Выполняют исследования, руководствуясь планом работы. Заполняют, формулируют выводы наблюдений, записывают выводы. . |
VI. Закрепление нового материала 13 мин. | «Критериальное оценивание». Заполнение листа само и взаимооценки по заданным критериям | Выступление групп. -Каждой группе было дано задание, подготовить информацию об одной из групп растений, которую мы сейчас послушаем. Группа | Корень | Стебель | Лист | Цветок | Плод | Семена | Водоросли | - | - | - | - | - | - | Мхи | - | + | + | - | - | - | Папоротники | + | + | + | - | - | - | Хвойные | + | + | + | - | - | + | Цветковые | + | + | + | + | + | + | Используя таблицу, ответьте на следующие вопросы: - Какая группа отличается от всех остальных особенно? Почему? - Водоросли относятся к низшим растениям. А как можно назвать остальные группы растений? (высшие растения) В группу входят мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения. - теперь оцените свою работу на уроке и работу товарища, который выступал от группы по критериям: Критерии оценки | Оцениваю себя сам | Оценка товарища | 1. Активно работал в группе | | | 2. Выполнял свои обязанности | | | 3. Соблюдал культуру общения | | | | ++ у меня всё получилось -+ были затруднения, но я справился - у меня не получилось работать в группе | ++ у тебя всё получилось -+ у тебя возникли затруднения, но ты справился - у тебя не получилось работать в группе | 4.Оценка работы группы (поставить знак +) | Мы работали слаженно и у нас всё получилось. | У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно. | У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя | | Выступление представителя каждой команды (мнение об одной группе) Отвечают на вопросы Заполняют листы самооценки |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (5 мин) | Подведение итога – «Одноминутное Эссе», оценивание работы за урок | -Сегодня мы лишь чуть-чуть приоткрыли двери в увлекательное царство живой природы. На следующих уроках окружающего мира мы будем знакомиться с ним более подробно. -А теперь скажите, пожалуйста, вам понравилось быть научными сотрудниками? - что было самым трудным? - что было самым интересным? - я сегодня узнал… -меня удивило… В начале урока мы с вами сказали, что растения – это зелёная одежда Земли. - Я предлагаю вам каждому оценить свою работу на уроке, тем самым мы заселим нашу планету удивительными зелеными существами – растениями. - Если я доволен своей работой прикрепляю к планете зеленый листочек. - Я не в полной мере доволен своей работой на уроке– прикрепляю желтый листочек к планете. | Оценивают свою работу на уроке (прикрепляют листочки) |