Конспект открытого урока по русскому языку в 6 А классе
Учитель | Базова Наталья Анатольевна |
Дата проведения | Класс | Предмет | Количество учащихся | |
по списку | Присутствовало | |
08.04. 2024 | 6 А | Русский язык | 19 чел. | 19 чел. | |
Тема урока | Переходные и непереходные глаголы. |
Цели и задачи: Познакомиться с понятием переходных и непереходных глаголов; уметь различать грамматические признаки переходных глаголов, сочетаемость с Винительным и Родительным падежами.
Формирование познавательных УУД, (извлечение необходимой информации из учебника, компоновка полученных ранее и изученных на уроке сведений).
Оборудование: учебник, индивидуальные и групповые карточки.
I. Организационный момент.
Проверка домашнего задания (упр.522, 523).
1чел.: у доски из упр. 522-выполняет морфологический разбор слова Отчизне
2чел.: у доски выписывает разноспрягаемые глаголы, указывая время, лицо, число
С остальным классом проверяем упр.523 (в чем разница лексического значения глагола «бежать» в разных случаях).
II.Беседа с классом.
Какую часть речи мы сейчас изучаем? Какие морфологические признаки глагола вам известны? (спряжение, время, вид, число, род).
Сегодня, как вы уже догадались, мы познакомимся с еще одним из таких признаков, но для начала вы должны будете выполнить одно хитрое задание. Перед вами словосочетания. Запишите их в тетрадь.
Решить задачи
Выйти из вагона
Записать правила
Учимся рисованию
Появиться на небосклоне
Задание:
-Найдите главное и зависимое слово в этих словосочетаниях, от главного поставьте вопрос к зависимому.
-Теперь укажите падеж.
- Что же получилось? Все ли глаголы в одном падеже? Словосочетаний с каким падежом больше?
-Что же объединяет словосочетания, где существительные стоят в Винительном падеже?
-Они как-то отличаются по своему строению от других словосочетаний?
Вывод: Верно, эти глаголы не имеют предлогов.
Так вот ,ребята, глаголы, при котором существительное, числительное или местоимение стоит в Вин. Падеже и без предлога называются ПЕРЕХОДНЫМИ, все остальные - непереходными. Следовательно, как будет звучать сегодняшняя наша тема?
Правильно: Переходные и непереходные глаголы. Запишите в тетрадь.
-Исходя из этого ,можете предположить, какие цели могут быть у нашего урока? Может мы будем что-то выяснять…учиться что-то различать… Ответы детей. (узнать, какие глаголы называются переходными, а какие нет; находить в них отличия)
-Как вы думаете ,откуда взялось такое необычное название: переходные -непереходные? (версии детей)
На самом деле, конечно же, глаголы никуда не переходят, а вот действие, которое они обозначают, может переходить прямо на предмет, на которое направлено это действие.
Везти (что?) санки
Плакать (что?) …да ничего…
Действие такого глагола ни на что не может перейти. При нем слово не может встать в Винительном падеже.
III Работа с учебником.
-Стр.109. параграф 90 Прочтение правила.
-Давайте запишем в виде небольшого опорного конспекта небольшую схему в тетрадь для лучшего запоминания.
Глагол + сущ., числ., мест в Вин. п. без предлога - переходные глаголы
Глаголы в др. падежах, т.е все остальные - непереходные.
Особые случаи, когда дополнение может стоять при переходном глаголе в родительном падеже.
Дополнение (существительное или местоимение) может стоять при переходном глаголе в родительном падеже:
при отрицании. (Я долго не видел отца).
при указании на часть предмета. (Выпить немного воды).
IV. Синтаксическая минутка. Запись под диктовку. Объяснить встреченные орфограммы, расставить знаки препинания.
Кто пахать не ленится, у того хлебушко родится. Надо наклониться, чтобы из ручья напиться. Виноватый винится, а правый ничего не боится.
Затем эти предложения высвечиваются на доске. Дети идут к доске. Делают задания.
-Перечислите мне все встреченные переходные глаголы. Вывод: переходных нет
Откройте стр.111 учебника. Давайте прочтем правило.
Вывод: Глаголы с суффиксом –СЯ (СЬ) являются возвратными, являются непереходным.
V. Игра «Семафор»
Красная карточка – переходный глагол, синяя – непереходный.
Взял пилу, не размешал раствор для кладки, встречаться с друзьями, остановить трамвай, рассердить товарища, извиниться перед мамой, принести дрова, стоять на носочках, строить дом.
VI. Работа у доски «Найди лишнее слово»
Руководить работой Класть кирпич
Заботиться об удобствах Посетить галерею
Восхищаться искусством Спрятать одежонку
Помогать строителям Запрячь лошадей
Съесть завтрак(перех.) Смотреть на речку(неперех.)
VII. Эстафета «Капитаны»
Каждому ряду выдается лист-бегунок с написанными словосочетаниями. Задача каждой парты -указать переходный глагол или непереходный и передать другой парте. Нужно как можно быстрей заполнить графу и отдать капитану команды, который был выбран вначале от целого ряда -он в эстафете не принимает участия, который в свою очередь исправляет ошибки и отдает учителю исправленный вариант. (или же пишет на доске в таблице.)
Переходные: озарить душу, околдовать слушателей, не помнить себя, любить их, запросить сто рублей, углубить дно, поймать птицу, положить карандаш, привезти подарок, поймать птицу.
Непереходные: нервничать по пустякам, заразиться гриппом, подойти к двери, увлекаться спортом, служить Отечеству, бороться за мир, присутствовать на лекции, завянуть от холода, заночевать в палатке, участвовать в соревновании.
VIII. Итоги урока
Какие глаголы называются переходными?
От чего может зависеть переходность глаголов?
Как соотносятся категории переходности и возвратности?
IX. Рефлексия учащихся
Я вспомнил, что...
Вызвало затруднение...
Я узнал...
Было сложно...
Я понял...
Было интересно...
Особенно понравилось...
X. Домашнее задание. Оценки за урок.
Параграф 90, упражнение 530.