План-конспект открытого урока
по письму
Дата: 02.03.2021 Класс: 8-А
Тема урока: Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.
№ урока:
Тип урока: комбинированный
Цель урока: сформировать умение изменять глаголы прошедшего времени по числам и родам.
Задачи урока:
Образовательные:
-совершенствовать умения обучающихся определять род глаголов прошедшего времени и число;
-научить правильно писать родовые окончания глаголов;
- закрепить умение определять времена глагола
Коррекционно-развивающие:
-способствовать развитию связной речи, орфографической зоркости, фонематического слуха обучающихся;
- корригировать мыслительные операции анализа и синтеза в процессе выполнения упражнений;
- продолжить формировать умение обобщать и систематизировать информацию в устной и письменной форме;
- обогащать словарный словарь обучающихся.
Воспитательные:
- воспитание в учениках средствами урока уверенности в своих знаниях; продолжить формировать умение работать в коллективе.
- воспитывать у обучающихся познавательный интерес при изучении русского языка;
Методы:
Словесные (беседа, фронтальный опрос, объяснение);
Наглядные ( карточки, таблицы );
Практические (упражнения )
Поисковые (частично-поисковые);
Средства обучения: карточки, учебник, таблицы, ноутбук с презентацией
Ход урока
Подготовительный этап.
Организационный момент. Проверка готовности обучающихся к уроку. Психологический настрой
Отправляемся мы снова в мир родного языка,
Мы разгадывать готовы его тайны до звонка.
Здравствуйте, ребята! Проверьте готовность к уроку. Всё ли у вас на месте? Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий. Для их выполнения потребуются ваши знания и внимание. Вы настроились на работу? Удачи вам!
Мотивация учебной деятельности
-Как вы думаете, можно знать всё на свете?
-А если нельзя знать, может быть и не стоит учиться?
-Чтобы много знать, нужно каждый день узнавать что-то новое.
-Каждый день вы узнаёте что-то новое и ваши знания по капельке собираются в огромное море знаний. И сегодня на уроке мы добавим ещё одну капельку в это море.
-Какую работу вы выполняете на уроке? (Учимся).
- Сегодня мы с вами вспомним, какие шаги надо проделывать, обучаясь чему-либо, ведь путь учения - длинный, начинается с малого
- А с чего мы обычно начинаем урок? (С повторения)
3) Актуализация опорных знаний. Подготовка к активной деятельности.
Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы и ответы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.
- Что вы больше всего любите?
- Люблю действовать.
- Что вы больше всего не любите?
- Не люблю предлоги и всем известную частицу.
- Что бы вы пожелали ребятам?
- Чтобы русский все ребята
На «пятерку» знали,
На письме и в разговоре
Меня употребляли.
Что без меня предметы?
Лишь названия,
А я приду, всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады,
И хлеб в полях растет.
- Кто же этот незнакомец? (Глагол).
-Что такое глагол?
-Как изменяются глаголы?
-В каком времени могут стоять глаголы?
-Какое действие обозначают глаголы в настоящем времени и на какой вопрос отвечают?
-Какое действие обозначают глаголы в прошедшем времени и на какой вопрос отвечают?
-Какое действие обозначают глаголы в будущем времени и на какие вопросы отвечают?
4) Работа с комментированием «по цепочке».
II.Основной этап
Сообщение темы и цели урока
Давайте понаблюдаем какова роль глаголов в нашей речи? (с помощью глаголов изображаются действия, если убрать все глаголы, то исчезнет показатель эмоциональности действия).
Глагол называет самые разнообразные действия: движение (идти, прыгать, бежать), звучание (шуршать, чирикать), речь (говорить, спрашивать, объяснять), трудовые процессы (рисовать, строить), чувства (грустить, любить, ненавидеть).
Цель нашей работы сегодня:
-Познакомиться с изменением глаголов прошедшего по родам и числам.
-Научиться правильно записывать окончания глаголов прошедшего времени в зависимости от рода и числа, правильно употреблять глаголы прошедшего времени в речи.
2) Введение в тему урока
Определи время и число глаголов.
Сверкал, хрустел, скрипели, трещала, барабанил, каркала, пищала.
Какой глагол лишний? Докажи. (Глаголы звучания, кроме глагола сверкал)
Работа над темой урока. Работа в парах.
Вот мы и подошли к исследованию главного вопроса нашего урока : Как изменяются глаголы прошедшего времени по родам и числам?
Сейчас вы будете работать в парах.
Давайте понаблюдаем за изменением глаголов прошедшего времени. Проведём исследовательскую работу.
У вас на столе лежат таблица для исследования. Заполните её.
Выделите окончания глаголов.
На какие три группы можно распределить глаголы? По роду глаголов.
От чего зависит написание окончаний глаголов в прошедшем времени? От рода
существительных.
Какие родовые окончания имеют глаголы прошедшего времени?
Наблюдение за глаголами во множественном числе.
Во мраке молнии летали,
И ветры в дебрях бушевали.
У. Найдите и дайте характеристику глаголам в предложениях.
Д. Глаголы – летали, бушевали, прошедшего времени, множественного числа.
У. Выделите и назовите окончание глаголов.
Д. Окончание – И.
У. Во множественном числе все глаголы имеют окончание -и, род глагола не определятся.
4. Работа у доски
-Дальше вам надо потренироваться. Работаем у доски и в тетрадях.
Задание
В ваших листочках написаны словосочетания с глаголами прошедшего времени. Вам нужно дописать суффикс -л- и родовые окончания, если потребуется.
Фонарь свети … | Лампа свети … |
Дерево стоя … | Сосна стоя … |
Лодка плы … | Человек плы … |
Отец говори … | Мать говори … |
Вода кипе … | Суп кипе … |
Яблоко созре … | Груша созре … |
Солнце свети … | Радио говори … |
Столб стоя … | Варенье кипе … |
Бревно плы … | Огурец созре … |
5.Физминутка
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Глагольный футбол». Не заметил глагол, – значит пропустил гол! Гол засчитан, если сумели определить время глагола. Я называю слова. Услышали глагол – хлопаете. После этого я одному бросаю мячик – он определяет время глагола.
Вытирает, подметает, флажок, поливал, зажёг, дружок, повредил, крокодил, бобёр, шатёр, навел, осёл.
III. Заключительный этап.
Закрепление полученных знаний. Творческая работа
Разноуровневые карточки.
Зелёные карточки(1уровень)-«Звуки весны»
Составьте текст на тему «Звуки весны», используя глаголы звучания: зазвенели, прогудел, журчал, зашумели, запел, зазвучала
Определи род и число.
Жёлтые карточки(2уровень.)–«Звуки деревни»
Вставьте глаголы звучания в прошедшем времени. Определи род и число.
Иду просёлочной дорогой. Вдруг в низине взору открывается деревня. Подхожу ближе и слышу звуки этой деревни.
У колодца … о цепь ведро. В сарае заливисто … петух. Где-то лениво … собака. На горе громко …. дети.
Подведение итогов
-Беседа на закрепление полученных знаний на уроке
Какие окончания у глаголов в прошедшем времени в женском роде?
Какие окончания в среднем роде?
Есть ли особое окончание в мужском роде?
Какое окончание у глаголов в прошедшем времени во мн. числе?
Как проверить написание окончаний глаголов в женском и среднем роде?(По вопросам).
3) Д/з дифференцированное
2 и 3 гр.
1 гр.
4) Рефлексия:
Оцените цветом свою работу на уроке.
-У вас на парте лежат капельки вашего нового знания, если вам на уроке было легко, интересно и вы во всём разобрались - возьмите каплю синего цвета. Зелёную – если иногда вы испытывали трудности и сомнения, вам не очень понравилась работа на уроке. Жёлтую, вам было не очень интересно на уроке и вы не очень разобрались в новой теме. - А теперь опустите свою капельку нового знания в наш океан знаний.
Список используемой литературы:
1.Якубовская Э. В., Галунчикова Н. Г. , Коршунова Я. В. Русский язык 7 класс: рабочая тетрадь /Э. В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова, Я.В. Коршунова.- М.: Просвещение, 2010
2. А.К.Аксенова, Н.Г.Галунчикова. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Пособие для учителя. Допущено Министерством образования Российской Федерации. Москва «Просвещение» 2002
3. Н.Н.Бебешина, В.П.Свириденков. Развитие речи на уроках русского языка в 5-7 классах вспомогательной школы. Из опыта работы. Под редакцией З.Н.Смирновой. Москва «Просвещение 1978.
4. Н.Н.Бебешина, Ф.Н.Самсонова. Уроки русского языка во вспомогательной школе 5-8 классы. Пособие для учителя. Издательство «Просвещение». Москва. 1970.