СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку (коррекционная школа-интернат) "Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку (коррекционная школа-интернат) "Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам"»

План-конспект открытого урока

по письму

Дата: 02.03.2021 Класс: 8-А

Тема урока: Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.

урока:

Тип урока: комбинированный

Цель урока:  сформировать умение изменять глаголы прошедшего времени по числам и родам.

Задачи урока:

Образовательные:

-совершенствовать умения обучающихся определять род глаголов прошедшего времени и число;

-научить правильно писать родовые окончания глаголов;

- закрепить умение определять времена глагола

Коррекционно-развивающие:

-способствовать развитию связной речи, орфографической зоркости, фонематического слуха обучающихся;

- корригировать мыслительные операции анализа и синтеза в процессе выполнения упражнений;

- продолжить формировать умение обобщать и систематизировать информацию в устной и письменной форме;

- обогащать словарный словарь обучающихся.

Воспитательные:

- воспитание в учениках средствами урока уверенности в своих знаниях; продолжить формировать умение работать в коллективе.

-  воспитывать у обучающихся познавательный интерес при изучении русского языка;

Методы:

  • Словесные (беседа, фронтальный опрос, объяснение);

  • Наглядные ( карточки, таблицы );

  • Практические (упражнения )

  • Поисковые (частично-поисковые);



Средства обучения: карточки, учебник, таблицы, ноутбук с презентацией

Ход урока


  1. Подготовительный этап.

  1. Организационный момент. Проверка готовности обучающихся к уроку. Психологический настрой

Отправляемся мы снова в мир родного языка,

Мы разгадывать готовы его тайны до звонка.

Здравствуйте, ребята! Проверьте готовность к уроку. Всё ли у вас на месте? Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий. Для их выполнения потребуются ваши знания и внимание. Вы настроились на работу? Удачи вам!

  1. Мотивация учебной деятельности

-Как вы думаете, можно знать всё на свете?

-А если нельзя знать, может быть и не стоит учиться?

-Чтобы много знать, нужно каждый день узнавать что-то новое.

-Каждый день вы узнаёте что-то новое и ваши знания по капельке собираются в огромное море знаний. И сегодня на уроке мы добавим ещё одну капельку в это море.

-Какую работу вы выполняете на уроке? (Учимся).

- Сегодня мы с вами вспомним, какие шаги надо проделывать, обучаясь чему-либо, ведь путь учения - длинный, начинается с малого

- А с чего мы обычно начинаем урок? (С повторения)

3) Актуализация опорных знаний. Подготовка к активной деятельности.

Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы и ответы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.

- Что вы больше всего любите?

- Люблю действовать.

- Что вы больше всего не любите?

- Не люблю предлоги и всем известную частицу.

- Что бы вы пожелали ребятам?

- Чтобы русский все ребята

На «пятерку» знали,
На письме и в разговоре
Меня употребляли.

Что без меня предметы?

Лишь названия,

А я приду, всё в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады,

И хлеб в полях растет.

- Кто же этот незнакомец? (Глагол). 

-Что такое глагол?

-Как изменяются глаголы?

-В каком времени могут стоять глаголы?

-Какое действие обозначают глаголы в настоящем времени и на какой вопрос отвечают?

-Какое действие обозначают глаголы в прошедшем времени и на какой вопрос отвечают?

-Какое действие обозначают глаголы в будущем времени и на какие вопросы отвечают?

4) Работа с комментированием «по цепочке».



II.Основной этап

  1. Сообщение темы и цели урока

Давайте понаблюдаем какова роль глаголов в нашей речи? (с помощью глаголов изображаются действия, если убрать все глаголы, то исчезнет показатель эмоциональности действия).

Глагол называет самые разнообразные действия: движение (идти, прыгать, бежать), звучание (шуршать, чирикать), речь (говорить, спрашивать, объяснять), трудовые процессы (рисовать, строить), чувства (грустить, любить, ненавидеть).

Цель нашей работы сегодня:

-Познакомиться с изменением глаголов прошедшего по родам и числам.

-Научиться правильно записывать окончания глаголов прошедшего времени в зависимости от рода и числа, правильно употреблять глаголы прошедшего времени в речи.

2) Введение в тему урока

Определи время и число глаголов.

Сверкал, хрустел, скрипели, трещала, барабанил, каркала,  пищала.

Какой глагол лишний? Докажи. (Глаголы звучания, кроме глагола сверкал)

  1. Работа над темой урока. Работа в парах.

Вот мы и подошли к исследованию главного вопроса нашего урока : Как изменяются глаголы прошедшего времени по родам и числам?

Сейчас вы будете работать в парах.

Давайте понаблюдаем за изменением глаголов прошедшего времени. Проведём исследовательскую работу.

У вас на столе лежат таблица для исследования. Заполните её.

Выделите окончания глаголов.

На какие три группы можно распределить глаголы? По роду глаголов.

От чего зависит написание окончаний глаголов в прошедшем времени? От рода

существительных.

Какие родовые окончания имеют глаголы прошедшего времени?

Наблюдение за глаголами во множественном числе.

           Во  мраке  молнии  летали,

           И  ветры  в  дебрях  бушевали.

У. Найдите и дайте характеристику глаголам в предложениях.

Д. Глаголы – летали, бушевали, прошедшего времени, множественного числа.

У. Выделите и назовите окончание глаголов.

Д. Окончание – И.

У.  Во множественном числе все глаголы имеют окончание  -и, род глагола не определятся.

4. Работа у доски

-Дальше вам надо потренироваться. Работаем у доски и в тетрадях. 

Задание

 В ваших листочках написаны словосочетания с глаголами прошедшего времени. Вам нужно дописать суффикс -л- и родовые окончания, если потребуется.

Фонарь свети …

Лампа свети …

Дерево стоя …

Сосна стоя …

Лодка плы …

Человек плы …

Отец говори …

Мать говори …

Вода кипе …

Суп кипе …

Яблоко созре …

Груша созре …

Солнце свети …

Радио говори …

Столб стоя …

Варенье кипе …

Бревно плы …

Огурец созре …



5.Физминутка

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Глагольный футбол». Не заметил глагол, – значит пропустил гол! Гол засчитан, если сумели определить время глагола. Я называю слова. Услышали глагол – хлопаете. После этого я одному бросаю мячик – он определяет время глагола.

Вытирает, подметает, флажок, поливал, зажёг, дружок, повредил, крокодил, бобёр, шатёр, навел, осёл.

III. Заключительный этап.

  1. Закрепление полученных знаний. Творческая работа

Разноуровневые карточки.

Зелёные карточки(1уровень)-«Звуки весны»

 Составьте текст на тему «Звуки весны», используя глаголы звучания: зазвенели, прогудел, журчал, зашумели, запел, зазвучала

  Определи род и число.

Жёлтые карточки(2уровень.)–«Звуки деревни»

Вставьте глаголы звучания в прошедшем времени. Определи род и число.

Иду просёлочной дорогой. Вдруг в низине взору открывается деревня. Подхожу ближе и слышу звуки этой деревни.

У колодца  … о цепь ведро. В сарае заливисто …  петух. Где-то лениво … собака. На горе громко …. дети.

  1. Подведение итогов

-Беседа на закрепление полученных знаний на уроке

Какие окончания у глаголов в прошедшем времени в женском роде?

Какие окончания в среднем роде?

Есть ли особое окончание в мужском роде?

Какое окончание у глаголов в прошедшем времени во мн. числе?

Как проверить написание окончаний глаголов в женском и среднем роде?(По вопросам).

3) Д/з дифференцированное

2 и 3 гр.

1 гр.


4) Рефлексия:

Оцените цветом свою работу на уроке. 

-У вас на парте лежат капельки вашего нового знания, если вам на уроке было легко, интересно и вы во всём разобрались - возьмите каплю синего цвета. Зелёную – если иногда вы испытывали трудности и сомнения, вам не очень понравилась работа на уроке. Жёлтую, вам было не очень интересно на уроке и вы не очень разобрались в новой теме. - А теперь опустите свою капельку нового знания в наш океан знаний.


Список используемой литературы:

1.Якубовская Э. В., Галунчикова Н. Г. , Коршунова Я. В. Русский язык 7 класс: рабочая тетрадь /Э. В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова, Я.В. Коршунова.- М.: Просвещение, 2010

2. А.К.Аксенова, Н.Г.Галунчикова. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Пособие для учителя. Допущено Министерством образования Российской Федерации. Москва «Просвещение» 2002

3. Н.Н.Бебешина, В.П.Свириденков. Развитие речи на уроках русского языка в 5-7 классах вспомогательной школы. Из опыта работы. Под редакцией З.Н.Смирновой. Москва «Просвещение 1978.

4. Н.Н.Бебешина, Ф.Н.Самсонова. Уроки русского языка во вспомогательной школе 5-8 классы. Пособие для учителя. Издательство «Просвещение». Москва. 1970.