ОТКРЫТЫЙ УРОК
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
В 4 КЛАССЕ
НА ТЕМУ:
«ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О ПАДЕЖАХ»
Кл. рук. Набиева Ш.Ш.
Цели:
Обобщить знания о падежах имен существительных;
Совершенствование умений определять падеж имен существительных по вопросам, предлогам;
Умение различать падежи по их признакам;
Роль существительных в предложений;
Развитие творческой деятельности.
Оборудование:
Карточки с названием падежей; индивидуальные задания.
Ход урока.
Орг. момент.
Ну ребята, чур, молчок
Начинается урок
Тихо сели – раз, два, три.
А урок наш, сейчас
Науке посвящается
Что грамматикой у нас
С любовью называется.
- Открыли все свои тетрадки, записали число, классная работа.
2. Каллиграфическая минутка.
- Сегодня, ребята, на каллиграфической минутке, мы будем писать букву -Е е, так как она будет нам встречаться практически во всех соединениях.
Записываем заглавную букву- Е -и строчную букву –е- чередуя. (Ее Ее)
3. Постановка целей и задач урока.
- Сегодня на уроке мы подводим итог первоначальному знакомству с одним из понятий русского языка – склонением. Послушайте стихотворение и сформулируйте тему нашего урока.
- Воскликнул Именительный:
«Мой именинник тот,
Который изумительно
Науку познает!»
- Того, -сказал Родительный:
«Я отрицаю, кто не может
Без родителей надеть себе пальто!»
- Тому, - ответил Дательный, -
Плохое имя дам,
Кто не любит старательно
Уроки делать сам.
- Того, - сказал Винительный,
Я буду обвинять
Кто книжку вразумительно
Не может прочитать.
- С тем, - заявил Творительный,
Я только лишь в ладу,
Кто очень уважительно
Относится к труду.
- О том, - сказал Предложный,
Я предложу рассказ,
Кто в жизни делать может
Полезное для нас.
- Так, какая же тема нашего урока?
- «Обобщение знаний о падежах.»
- Да, правильно. Сегодня мы обобщим знания о падежах. Какие задачи вы поставите перед собой на данный урок?
- 1. Повторить название падежей, повторить вопросы каждого падежа;
2. Совершенствовать навык определения падежей имен сущ-ных;
3. Повторить окончания имен существительных в данном падеже;
4. Совершенствовать навыки в определении падежей имен сущ-ных;
5. Развивать навыки грамотного письма.
4. Теоретическая работа.
- На первом этапе урока проверю ваши теоретические знания. Внимательно слушайте вопросы и затем отвечайте. Сегодня на уроке ваша задача – повторить еще раз все, что вам известно о склонении.
Итак, что же такое склонение?
- Изменение окончаний имен существительных по падежам называется склонением.
- Сколько склонений в русском языке?
- В русском языке 3 склонения.
1-е имена сущ-ные ж. р. и сущ-ные м. р. с окончаниями –а-,-я- (дядя, грамматика)
2-е имена сущ-ные м.р. с нулевым окончанием и имена сущ-ные ср.р. (урок, утро)
3-е имена сущ-ные ж.р. с нулевым окончанием (местность)
- Сколько падежей в русском языке?
Ученик
У слова есть шесть падежей,
Шесть верных маленьких пажей
Они проходят чередой,
За слово в бой готов любой!
Вверяют окончаниям,
Судьбу и жизнь свою!
И про свое призвание
На ушко им поют.
- Давайте назовем их с вопросами и со словами – помощниками.
Дети (хором)
И.п. (есть) кто? Что?
Р.п. (нет) кого? Чего?
Д.п. (дам) кому? Чему?
В.п. (вижу) кого? Что?
Т.п. (доволен) кем? Чем?
П.п. (думаю) о ком? О чем?
(Дети по очереди рассказывают стихи о падежах)
Ученик 1
Я именительный падеж
И нет на мне чужих одежд
Меня легко все узнают
И в подлежащее зовут
Предлогов с детства не люблю
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы кто? и что?
Ни с чем не спутает никто.
Ученик 2
А я падеж родительный
Характер мой общительный
Кого? Чего? И вот он я!
Предлоги часто мне друзья
И с, и до, и у, и из –
До неба вверх и сверху вниз
Похож я на винительный
Бываю иногда
Но в тексте различите вы
Два падежа всегда.
Ученик 3
Я называюсь дательным
Работаю старательно
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.
С предлогом к и по дружу
Но и один гулять хожу.
Ученик 4
А я винительный падеж
И я во всем виню невежд
Зато отличников люблю
Для них «пятерки» я ловлю
Кого позвать? Во что играть?
Готов ребятам подсказать
Не прочь с предлогами дружить
Но и без них могу прожить.
Ученик 5
А я творительный падеж
Исполнен всяческих надежд
Творите - чем? Творите – с кем?
Я подскажу вам – нет проблем!
Предлогом перед, под и над
В любой момент я очень рад.
Ученик 6
А я падеж предложный
Со мною случай сложный
Мне без предлогов свет не мил
О ком? О чем? я говорил.
Ах да, нужны предлоги!
Без них мне нет дороги.
Пусть будет о, и в, и при –
Ты их случайно не сотри
Тогда смогу я рассказать
О чем мечтать и в чем гулять?
4. Закрепление пройденного материала.
От теории переходим к практике. Сейчас вам будет предложено несколько заданий, которые будут усложнятся от этапа к этапу. Работая будьте внимательны. Чтобы проверить, готовы ли вы к работе, предлагаю устную разминку. Я буду читать стихотворение «Приключение зеленого листа», а вам нужно определить падеж слова – лист. Ответ показываете с помощью карточек с падежами. Итак, начали.
Приключение зеленого листа.
Как то раз с большого клена
Оторвался лист зеленый (и.п.)
И пустился вместе с ветром
Путешествовать по свету.
Закружилась голова
У зеленого листа (р.п.)
Ветер нес его и нес
Бросил только на мосту
В тот же миг веселый пес
Шмыг к зеленому листу! (д.п.)
Лапой – хвать зеленый лист…(в.п.)
Дескать, поиграем.
Ветер вновь с листом зеленым (т.п.)
Закружил над старым кленом,
Но шалун уже устал
И ко мне в тетрадь упал.
Я пишу в тетрадь под кленом
Стих о том листе зеленом. (п.п.)
- Молодцы! Я вижу вы справились с этим заданием и включились в работу. 5. Самостоятельная работа по карточкам.
Вставьте пропущенные буквы и укажите падеж. (работа в парах).
Бродил по лесу, (д.п.) чудесная погода, (и.п.)
Прячутся под березами, (т.п.) вспоминали о лете (п.п.)
6. Задание – тест на определение падежной формы существительных.
Ребята, запишите в тетради в строчку числа от 1 до 10. Я буду диктовать словосочетания, которые показаны на доске, вы под соответствующим номером укажите падеж одной буквой.
Заблудился в лесу.
Перепрыгнул через лужу.
Вышел из ворот.
Побежал по коридору.
Беспокоились о сыне.
Стучали в дверь
Разрезал ножницами.
Подарила бабушке.
Стучал молотком.
Отвечать у доски.
7. Самопроверка.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
П В Р Д П В Т Д Т Р
8. Работа по таблице.
- Давайте вспомним еще один момент, который мы с вами не говорили особо. Мы знаем, что в русском языке есть шесть падежей, знаем на какие вопросы отвечают имена существительные в каждом падеже. А теперь, ответьте мне, пожалуйста, в каких падежах существительные могут употребляться с предлогами?
- ( во всех кроме именительного)
- В каком падеже существительные никогда не употребляются без предлогов?
- ( в предложном)
- А что можно сказать о существительных а родительном, винительном и творительном падежах?
- ( они могут употребляться и без предлогов)
- Можете ли вы назвать предлоги, которые употребляются только в каком-то одном падеже?
-( показывают по таблице)
9. Итог урока.
- Подведем итог урока. В чем заключалась цель нашего урока?
- Достигли ли мы этой цели или нет? Объясните.
- Чью работу на уроке хотите отметить?
Домашнее задание.
Закрепить знания о предлогах и окончаниях падежей.