СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку на тему: "Обобщение знаний о падежах"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку на тему: "Обобщение знаний о падежах"»











ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

В 4 КЛАССЕ

НА ТЕМУ:

«ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О ПАДЕЖАХ»





Кл. рук. Набиева Ш.Ш.







Цели:

  • Обобщить знания о падежах имен существительных;

  • Совершенствование умений определять падеж имен существительных по вопросам, предлогам;

  • Умение различать падежи по их признакам;

  • Роль существительных в предложений;

  • Развитие творческой деятельности.

Оборудование:

Карточки с названием падежей; индивидуальные задания.



Ход урока.

  1. Орг. момент.

Ну ребята, чур, молчок

Начинается урок

Тихо сели – раз, два, три.

А урок наш, сейчас

Науке посвящается

Что грамматикой у нас

С любовью называется.



- Открыли все свои тетрадки, записали число, классная работа.

2. Каллиграфическая минутка.

- Сегодня, ребята, на каллиграфической минутке, мы будем писать букву -Е е, так как она будет нам встречаться практически во всех соединениях.

Записываем заглавную букву- Е -и строчную букву –е- чередуя. (Ее Ее)

3. Постановка целей и задач урока.

- Сегодня на уроке мы подводим итог первоначальному знакомству с одним из понятий русского языка – склонением. Послушайте стихотворение и сформулируйте тему нашего урока.

- Воскликнул Именительный:

«Мой именинник тот,

Который изумительно

Науку познает!»

- Того, -сказал Родительный:

«Я отрицаю, кто не может

Без родителей надеть себе пальто!»

- Тому, - ответил Дательный, -

Плохое имя дам,

Кто не любит старательно

Уроки делать сам.



- Того, - сказал Винительный,

Я буду обвинять

Кто книжку вразумительно

Не может прочитать.



- С тем, - заявил Творительный,

Я только лишь в ладу,

Кто очень уважительно

Относится к труду.



- О том, - сказал Предложный,

Я предложу рассказ,

Кто в жизни делать может

Полезное для нас.



- Так, какая же тема нашего урока?

- «Обобщение знаний о падежах.»

- Да, правильно. Сегодня мы обобщим знания о падежах. Какие задачи вы поставите перед собой на данный урок?

- 1. Повторить название падежей, повторить вопросы каждого падежа;

2. Совершенствовать навык определения падежей имен сущ-ных;

3. Повторить окончания имен существительных в данном падеже;

4. Совершенствовать навыки в определении падежей имен сущ-ных;

5. Развивать навыки грамотного письма.



4. Теоретическая работа.

- На первом этапе урока проверю ваши теоретические знания. Внимательно слушайте вопросы и затем отвечайте. Сегодня на уроке ваша задача – повторить еще раз все, что вам известно о склонении.

Итак, что же такое склонение?

- Изменение окончаний имен существительных по падежам называется склонением.

- Сколько склонений в русском языке?

- В русском языке 3 склонения.

1-е имена сущ-ные ж. р. и сущ-ные м. р. с окончаниями –а-,-я- (дядя, грамматика)

2-е имена сущ-ные м.р. с нулевым окончанием и имена сущ-ные ср.р. (урок, утро)

3-е имена сущ-ные ж.р. с нулевым окончанием (местность)

- Сколько падежей в русском языке?

Ученик

У слова есть шесть падежей,

Шесть верных маленьких пажей

Они проходят чередой,

За слово в бой готов любой!

Вверяют окончаниям,

Судьбу и жизнь свою!

И про свое призвание

На ушко им поют.

- Давайте назовем их с вопросами и со словами – помощниками.



Дети (хором)

И.п. (есть) кто? Что?

Р.п. (нет) кого? Чего?

Д.п. (дам) кому? Чему?

В.п. (вижу) кого? Что?

Т.п. (доволен) кем? Чем?

П.п. (думаю) о ком? О чем?



(Дети по очереди рассказывают стихи о падежах)



Ученик 1

Я именительный падеж

И нет на мне чужих одежд

Меня легко все узнают

И в подлежащее зовут

Предлогов с детства не люблю

С собою рядом не терплю.

Мои вопросы кто? и что?

Ни с чем не спутает никто.

Ученик 2

А я падеж родительный

Характер мой общительный

Кого? Чего? И вот он я!

Предлоги часто мне друзья

И с, и до, и у, и из

До неба вверх и сверху вниз

Похож я на винительный

Бываю иногда

Но в тексте различите вы

Два падежа всегда.

Ученик 3

Я называюсь дательным

Работаю старательно

Кому отдать? К чему призвать?

Лишь только я могу сказать.

С предлогом к и по дружу

Но и один гулять хожу.

Ученик 4

А я винительный падеж

И я во всем виню невежд

Зато отличников люблю

Для них «пятерки» я ловлю

Кого позвать? Во что играть?

Готов ребятам подсказать

Не прочь с предлогами дружить

Но и без них могу прожить.

Ученик 5

А я творительный падеж

Исполнен всяческих надежд

Творите - чем? Творите – с кем?

Я подскажу вам – нет проблем!

Предлогом перед, под и над

В любой момент я очень рад.

Ученик 6

А я падеж предложный

Со мною случай сложный

Мне без предлогов свет не мил

О ком? О чем? я говорил.

Ах да, нужны предлоги!

Без них мне нет дороги.

Пусть будет о, и в, и при

Ты их случайно не сотри

Тогда смогу я рассказать

О чем мечтать и в чем гулять?



4. Закрепление пройденного материала.

От теории переходим к практике. Сейчас вам будет предложено несколько заданий, которые будут усложнятся от этапа к этапу. Работая будьте внимательны. Чтобы проверить, готовы ли вы к работе, предлагаю устную разминку. Я буду читать стихотворение «Приключение зеленого листа», а вам нужно определить падеж слова – лист. Ответ показываете с помощью карточек с падежами. Итак, начали.



Приключение зеленого листа.

Как то раз с большого клена

Оторвался лист зеленый (и.п.)

И пустился вместе с ветром

Путешествовать по свету.

Закружилась голова

У зеленого листа (р.п.)

Ветер нес его и нес

Бросил только на мосту

В тот же миг веселый пес

Шмыг к зеленому листу! (д.п.)

Лапой – хвать зеленый лист…(в.п.)

Дескать, поиграем.

Ветер вновь с листом зеленым (т.п.)

Закружил над старым кленом,

Но шалун уже устал

И ко мне в тетрадь упал.

Я пишу в тетрадь под кленом

Стих о том листе зеленом. (п.п.)



- Молодцы! Я вижу вы справились с этим заданием и включились в работу. 5. Самостоятельная работа по карточкам.

Вставьте пропущенные буквы и укажите падеж. (работа в парах).

Бродил по лесу, (д.п.) чудесная погода, (и.п.)

Прячутся под березами, (т.п.) вспоминали о лете (п.п.)



6. Задание – тест на определение падежной формы существительных.

Ребята, запишите в тетради в строчку числа от 1 до 10. Я буду диктовать словосочетания, которые показаны на доске, вы под соответствующим номером укажите падеж одной буквой.



  1. Заблудился в лесу.

  2. Перепрыгнул через лужу.

  3. Вышел из ворот.

  4. Побежал по коридору.

  5. Беспокоились о сыне.

  6. Стучали в дверь

  7. Разрезал ножницами.

  8. Подарила бабушке.

  9. Стучал молотком.

  10. Отвечать у доски.





7. Самопроверка.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

П В Р Д П В Т Д Т Р





8. Работа по таблице.



- Давайте вспомним еще один момент, который мы с вами не говорили особо. Мы знаем, что в русском языке есть шесть падежей, знаем на какие вопросы отвечают имена существительные в каждом падеже. А теперь, ответьте мне, пожалуйста, в каких падежах существительные могут употребляться с предлогами?

- ( во всех кроме именительного)

- В каком падеже существительные никогда не употребляются без предлогов?

- ( в предложном)

- А что можно сказать о существительных а родительном, винительном и творительном падежах?

- ( они могут употребляться и без предлогов)

- Можете ли вы назвать предлоги, которые употребляются только в каком-то одном падеже?

-( показывают по таблице)



9. Итог урока.

- Подведем итог урока. В чем заключалась цель нашего урока?

- Достигли ли мы этой цели или нет? Объясните.

- Чью работу на уроке хотите отметить?



  1. Домашнее задание.

Закрепить знания о предлогах и окончаниях падежей.