СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку в 4 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по русскому языку на тему "Сложные слова. Правописание соединительных гласных в сложных словах"

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку в 4 классе»


МБОУ «Александровская основная общеобразовательная школа»

Чистопольского муниципального района

Республики Татарстан

















Открытый урок по русскому языку в 4 классе

Тема:

Сложные слова.

Правописание соединительных гласных в сложных словах.















Подготовила: Муллина Надежда Михайловна

учитель начальных классов

первой квалификационной категории



Чистополь 2016



Предмет: Русский язык

Класс: 4

Тема урока: Сложные слова. Правописание соединительных гласных в сложных словах.

Цели урока: Закреплять навык написания сложных слов с соединительными гласными о и е; развивать речь детей при образовании сложных слов; формировать представления о способах образования сложных слов;

Планируемые результаты:

  • Предметные: способность контролировать свои действия; знакомство детей с особенностями написания сложных слов с соединительными гласными о и е.

  • Личностные: понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; определять правила работы в парах, группах; положительное отношение к изучению русского языка.

  • Формирование опыта познавательной деятельности, эмоционально- ценностное отношения к знаниям.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: Русский язык: 4 класс, 1 часть, Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина, УМК «Перспектива» 2014. Презентация, карточки.


Этап урока.

Метод и приемы

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

I.Организационный момент.


Здравствуйте, ребята!

Эмоциональный настрой на урок.

- Наш урок сегодня мне хотелось бы начать, рассказав вам старинную притчу:

…Однажды султан решил испытать своих придворных министров. Он приказал им открыть в саду старую ржавую дверь с огромным замком. В награду за выполненное дело султан пообещал исполнителю место главного визиря. Но одни подданные лишь качали головами, другие разглядывали замок, а третьи – начали неуверенно толкать дверь, показывая, что не могут её открыть. Тогда один из стражей дворца подошёл к двери, внимательно осмотрев её, резко навалился плечом и толкнул. И – о чудо! Дверь поддалась и раскрылась! Тогда султан сказал дворцовому стражу: «Ты будешь главным визирем, потому что ты не только полагаешься на то, что слышишь и видишь, но и веришь в свои силы!».

Мне бы хотелось, чтобы вы сегодня на уроке активно участвовали в процессе работы, полагаясь в большей степени на свои собственные знания и силы в познании русского языка и верили в себя.

Приветствовать учителя. Слушать учителя.

Положительное отношение к урокам русского языка, формирование ценностных ориентаций.


II/Актуализация опорных знаний.













III.Постановка учебной задачи и ее решение



















IV. Открытие новой темы


Орфографическая минутка.

-Откройте тетради, запищите число. Самостоятельно спишите словосочетания с доски, вставляя пропущенные буквы.

К..л..со авт..м..биля;

м…та…ическая к…стрюля;

б…гатая б…блиотека;

легкий уж…н;

шестнадцатая кв…ртира

т…перь на в…кзале;

путешествие на в…сток;

…десь м…г…зин;

св…бодный в…гон;

в…лн…ваться за к…м…ндира.

Поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте.


- Внимание на доску. Прочитайте однокоренные слова и выделите корень.

Лес выход вода

Лесной походка водный

Полесье выходил водовоз

Лесоруб ходовой водичка

Подлесная пароход подводный

- Как вы определили корень?

Какие слова образованы при помощи приставок?

Какие слова образованы при помощи суффиксов

Найдите в каждой группе лишнее слово.

Как называются эти слова?

- Как вы думаете, почему они так называются? Откройте учебник на с. 109, прочитайте узелки на память.

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока

А какие цели мы должны поставить перед собой?



- Разберемся в происхождении слова сложный.

Звезда + падать = звездопад

Снег+ падать= снегопад

Попробуйте сложить эти основы. Какое слово получилось?

- Как мы его получили? (Сложили две основы)

-Попробуйте сложить основы слов: звезд- и пад (звездопад)

-Как вы получили сложное слово звездопад ? (Мы сложили основы)

Как же образуются сложные слова? (СЛОЖНЫЕ СЛОВА ОБРАЗУЮТСЯ СЛОЖЕНИЕМ ОСНОВ)

Как называется буква, которая соединяет два корня при образовании сложных слов? (Соединительная.)

- Предлагаю немного поиграть. Сейчас я вас разделю на 4 группы Сейчас я раздам каждой группе конверты с карточками, на которых записаны корни слов и соединительные гласные. Вам нужно составить слова. Та, группа, которая вперёд всех закончит рассаживается тихонько по местам и не мешает другим. (-воз, о, пыл-, о, книг-, е, -рог, -ход, о, пар-, нос-, е, -сос, люб-, мор-, сам-, о, -вар, верт-, о, -лёт, везд-, е, -ход, лес-, о, -руб, птиц-, е, -лов.) Проверяем. (Паровоз, книголюб, носорог, мореход, самовар, вертолёт, вездеход, лесоруб, птицелов, пароход)

-Обратите внимание какие звуки перед соединительными гласными?

- После каких звуков пишется е? После каких звуков пишется о?

- Давайте сделаем вывод. Можно ли соединительную гласную назвать орфограммой?

Почему?


Списать словосочетания с доски в тетрадь. Вставить пропущенные буквы. Взаимопроверка с доски.









Отвечать на вопросы.















-Лесоруб, пароход, водовоз.

-Сложные слова-

Работать с правилом.

Формулировать тему и цели урока.

-Правописание соединительных гласных в сложных словах.

- Цель: научиться правильно писать соединительные гласные в сложных словах;

- развивать умения употреблять сложные слова в речи;

- расширять кругозор, лексический запас слов.



Решать задачи.

Строить речевые высказывания.

Работать в группах.

Составлять слова.





- Твердые согласные звуки, мягкие и шипящие звуки. – После мягких согласных и шипящих пишется е, после твердых – пишется о. -В сложных словах соединительная гласная пишется в безударном слоге.

П: строят речевое высказывание


К: умение достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации


  • П: выполнять работу самостоятельно.








П: извлекают необходимую информацию из правила;

осуществляют по учебнику поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания.


Р: постоновка учебной задачи








П: строят рассуждение

Р: осмысляют уч. материал;





К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речь. высказывания.


Физкультминутка

V.Закрепление







Сейчас выполняем упражнение с.109 упр.194 Слайд.

Проверим написанное со слайда.

Выполнять упражнения.


Отвечать на вопросы.


Читать правило.


Выполнять письменно упражнение.

К: умение слушать и слышать.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата.

Закрепление

Посмотрим в презентации, где в окружающим мире встречаются сложные слова - названия животных и растений Давайте составим полные красивые предложения со сложными словами, разберем по членами и частям речи.

Дети составляют предложения, записывают их и разбирают по членами и частям речи.


Рефлексия.

Итог урока.

д/з

Вспомните, какую цель ставили перед собой в начале урока? Слайд. Проверим свои знания и полученные умения, выполнив тест.

Слова , у которых два корня, называются 1)сложными 2 ) простыми

Укажите слово, в котором пишется буква е

1) неб . склон 2) земл . трясение

Укажите слово, в котором допущена ошибка.

1)водовоз 2) пешиход


-В конце урока предлагаю вам побыть придворными визиря. - -Если вы усвоили на уроке все и можете объяснить другим, отметьте широко открытую дверь; -Если вы, в основном, все усвоили, но остались некоторые моменты непонятные вам, отметьте на половину открытую дверь; -Если вам непонятно написание сложных слов, отметьте закрытую дверь. Ученики оценивают свою работу на уроке.

Домашнее задание на выбор: с.109 упр.194. или можно составить кроссворд.


Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Отвечать на вопросы.


Выполняют тест фронтально

























Записывать д/з.

Р:осуществляют итоговый контроль

Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.