йцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъчсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсукенгшщзхъфывапролджэячс
Открытый урок по русскому языку в 7 классе. Урок-игра по теме «Междометие». Самая «чувствительная» часть речи. 23.04.2013 Учитель: С. А. Фролкина. |
Цель: систематизировать знания, полученные на уроках русского языка по теме «Междометие».
Задачи:
Образовательные:
Закрепить знания о междометии как части речи;
Обогащать словарный запас;
Научить составлению диалога с междометиями;
Учить ребят работать коллективно;
Закрепить орфографические и пунктуационные навыки.
Развивающие:
Развивать мыслительные, речевые и творческие способности учеников;
Развивать любознательность;
Развивать умения находить и грамотно писать междометия.
Воспитательные:
Оборудование: таблички с междометиями и звукоподражательными словами; карточки с отрывками из стихотворений Пушкина и Лермонтова; чайнворд; карточки-задания; рабочие тетради.
Ход урока.
Ох, как трудно жить на свете,
Не усвоив междометий!
А. А. Тетивкин
I. Слово учителя. Ребята, сегодняшний наш урок посвящён междометиям. И пройдёт он в виде игры. Цель урока: систематизировать знания о междометии, то есть повторить всё, что мы знаем об этой части речи. Междометие стоит особняком среди других частей речи. Оно не относиться ни к самостоятельным, ни к служебным, не является членом предложения. Зато легко «маскируется», принимает на себя роль других частей речи и тогда становится членами предложений.
Давайте откроем тетради, запишем число, тему урока и эпиграф. Но сначала прочтём его.
- Как вы думаете, какой смысл несёт эпиграф? Совершенно верно, сегодня на уроке мы докажем, что без междометий в русском языке обойтись невозможно. (Записи в тетради).
II. Инсценировка. А сейчас давайте посмотрим инсценировку о междометии, которую ребята подготовили для урока.
Ох, и не любят междометия все части речи.
- Все мы что-нибудь обозначаем, - говорят они. – Кто предмет, кто признак, кто действие, а у них только одно на уме да на языке: Ах! Ох! Караул! Поэтому живут междометия отдельно, выражая эмоции и побуждения, но, не называя их: «Ах! Ух! Эх! Ох! Увы! Ого! Браво! Ба! Караул! Да! Фи! Фу!»
III. Беседа. А теперь ответим на вопросы.
- Можно ли задать вопрос к междометию? (Нет, вопрос задать невозможно).
_ Может ли междометие связывать предложения? (Нет, с помощью междометия выражают эмоции.)
_ Сможем ли мы с помощью одного только междометия построить предложение? (Нет, междометие не является ни подлежащим, ни сказуемым.)
- Какой вывод можно сделать? (Дети рассказывают правило о междометии.)
А теперь начнём соревнование. Играть будут две команды.
IV. Основная часть. Первый конкурс называется «Разминка». Каждой команде будут заданы по 5 вопросов, за каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Какие состояния и чувства выражает междометие а? (Восторг и др.)
Междометие, выражающее сожаление? (Увы.)
Назовите междометия, которые пишутся через дефис. (Ой-ой! Ах-ах!)
Какие междометия могут выполнять в предложении роль сказуемого? (Глядь, шлёп, прыг и др.)
Возглас, которым мы прогоняем курицу? (Кыш.)
Междометие, выражающее досаду? (У.)
Междометие, выражающее удивление? ( Ну и ну.)
Междометие, выражающее радость? (Ах.)
Междометие, побуждающее к действию? (Ну.)
Междометие, выражающее испуг? (Ой.)
Второй конкурс «Из истории слов». Каждой команде было дано задание на дом: найти материал о происхождении междометий и подготовить сообщение. Эти слова мы запишем в словарик. (Словарная работа).
1 команда готовит сообщение о междометиях «спасибо» и «пожалуйста».
2 команда готовит сообщение о междометиях «прочь» и «полундра». (5 баллов.)
Следующий конкурс «Междометие в гостях у синтаксиса». Необходимо произвести синтаксический разбор предложения и найти в них междометия. (3 балла.)
Команда стояла насмерть, но, увы, пропустила мяч в конце матча. (Увы - междометие, выделяется запятой.)
Ночью на болоте слышно только лягушачье ква-ква. (Ква-ква – подлежащее.)
Четвёртый конкурс «Чайнворд». Каждой команде необходимо заполнить чайнворд. Выигрывает тот, кто быстрее его заполнит. (2 балла.)
в | ж | и | к | ы | ш | м | ы | г | м | у | в | ы |
Звук одного рывка пилы.
Возглас, которым прогоняют курицу.
Выражение кого-либо быстро проскользнувшего.
Звукоподражание корове.
Восклицание, выражающее сожаление.
Следующий конкурс называется «Пропало междометие». В стихотворные строки Пушкина и Лермонтова необходимо вставить недостающие междометия. Задания на карточках. (По 1 баллу за правильный ответ.)
…, ребята пойте – только гусли стройте!
…, ребята, пейте – дело разумейте!
Уж потешьте вы доброго боярина
И боярыню его белолицую! (Ай! «Песня про купца Калашникова».)
Привздохнув, произнесла:
«Как же долго я спала!»
И встаёт она из гроба.
…! И зарыдали оба. (Ах! «Сказка о мёртвой царевне».)
…! Он счастия не ищет
И не от счастия бежит. ( Увы! «Парус» Лермонтов.)
И опять пошла тревога:
«Помогите, ради бога!
…! Лови, лови,
Да дави его, дави!» (Караул! «Сказка о царе Салтане».)
Следующий конкурс носит название «Диалог». Командам было дано задание: составить диалог на тему с использованием междометий. (5 баллов.)
«У врача».
«На рыбалке».
«Междометие с а». Так называется следующий конкурс. Команды получают карточки с заданиями. Заполните клетки. Каждое междометие начинается с а.
Просторечный призыв идти куда-то.
Охотничий возглас при травле.
Возглас, которым перекликаются в лесу.
Междометие, выражающее радость или удивление.
Соглашение.
Междометие – вопрос.
Следующий конкурс «Найди свой дом». Ученикам раздают таблички, на которых – междометия и звукоподражательные слова. На доске два дома. Дети с карточками должны найти свой дом. (1 балл за правильный ответ.)
«Весёлые рифмы». Выпишите все междометия из стихотворения в тетрадь.
Мне, - сказало Междометье, -
Интересно жить на свете.
Выражаю поощренье,
Похвалу, упрёк, запрет,
Благодарность, восхищенье,
Возмущение, привет…
Те, кого охватит страх,
Произносят слово АХ!
У кого тяжёлый вздох,
Произносят слово ОХ!
Кто встречается с бедой,
Произносит слово ОЙ!
Кто отстанет от друзей,
Произносит слово ЭЙ!
У кого захватит дух,
Произносит слово УХ!
Интересно жить на свете,
Если знаешь междометья!
Сердце так и гложет страх.
АХ!
Эх, не помню как на зло!
Вот бы нынче повезло!
Я по списку дальше всех!
Эх!
Ох, беда уже близка!
Так и ждёт меня доска.
Если б кто-нибудь помог.
Ох!
Ух, захватывает дух!
Притворюсь-ка, что я глух!
Хоть бы в классе свет потух!
Ух!
Ах!
Эх!
Ох!
Ух…не вызвали!
И последний конкурс «Дружная семья». Необходимо решить лингвистическую задачу. Попробуйте на каждую букву написанного по вертикали слова подобрать всю дружную семейку частей речи.
Т -
Р -
У -
Д -
О -
Л -
Ю -
Б -
И -
Е –
Л –
И –
Т –
Е –
Р –
А –
Т –
У –
Р –
А -
V. Итоги урока:
Вот и закончился урок-игра по междометиям. Сейчас мы подведём итоги. Но с какими результатами мы не закончили бы игру, я считаю, что урок прошёл плодотворно. Вы много узнали об этой части речи. Закрепили знания, полученные ранее. Ответьте на вопросы:
- Для чего служат междометия в речи?
- На какой вопрос отвечает междометие? (Ни на какой.)
- С какой буквы нужно писать слова, если после междометия стоит восклицательный знак?
А теперь, ребята, давайте снова обратимся к эпиграфу.
- Трудно жить на свете, не усвоив междометий?
VI. Домашнее задание:
Подготовить небольшую письменную работу по собственным наблюдениям на одну из тем: «Моё любимое междометие», «Какие междометия употребляют мои одноклассники», «Междометие, которое чаще других звучит у нас в доме», «Без какого междометия не обходиться никто», «Междометие моей близкой подруги».
VII. Дополнительное задание. В предложениях найдите междометия. Объясните знаки препинания.
Червяков сконфузился, глупо улыбнулся и начал гл (я) деть на сцену. Гл (я) дел он (,) но уж блаженства больше (не ) чу (в) ствовал. Его начало п(о) мучивать беспокойство. В антракте он подошёл к Бризжалову, походил возле него и (,) поборовши робость (,) проб(о)рмотал:
- Я вас обрызгал… Простите (межд.)… Я ведь… не то чтобы…
- Ах (,) полноте. Я уж забыл, а вы всё о том же! – сказал г(е)нерал и нетерпеливо шевельнул нижней губой.
(А. П. Чехов)
Приложение.
_________________________________________________________________
Звук одного рывка пилы.
Возглас, которым прогоняют курицу.
Выражение кого-либо быстро проскользнувшего.
Звукоподражание корове.
Восклицание, выражающее сожаление.
______________________________________________________________________
Звук одного рывка пилы.
Возглас, которым прогоняют курицу.
Выражение кого-либо быстро проскользнувшего.
Звукоподражание корове.
Восклицание, выражающее сожаление.
______________________________________________________________________
…, ребята пойте – только гусли стройте!
…, ребята, пейте – дело разумейте!
Уж потешьте вы доброго боярина
И боярыню его белолицую!
Привздохнув, произнесла:
«Как же долго я спала!»
И встаёт она из гроба.
…! И зарыдали оба.
______________________________________________________________
…! Он счастия не ищет
И не от счастия бежит.
И опять пошла тревога:
«Помогите, ради бога!
…! Лови, лови,
Да дави его, дави!»
Просторечный призыв идти куда-то.
Охотничий возглас при травле.
Возглас, которым перекликаются в лесу.
_____________________________________________________________________
Междометие, выражающее радость или удивление.
Соглашение.
Междометие – вопрос.
______________________________________________________________________
1.Мне, - сказало Междометье, -
Интересно жить на свете.
Выражаю поощренье,
Похвалу, упрёк, запрет,
Благодарность, восхищенье,
Возмущение, привет…
Те, кого охватит страх,
Произносят слово АХ!
У кого тяжёлый вздох,
Произносят слово ОХ!
Кто встречается с бедой,
Произносит слово ОЙ!
Кто отстанет от друзей,
Произносит слово ЭЙ!
У кого захватит дух,
Произносит слово УХ!
Интересно жить на свете,
Если знаешь междометья!
2.Сердце так и гложет страх.
АХ!
Эх, не помню как на зло!
Вот бы нынче повезло!
Я по списку дальше всех!
Эх!
Ох, беда уже близка!
Так и ждёт меня доска.
Если б кто-нибудь помог.
Ох!
Ух, захватывает дух!
Притворюсь-ка, что я глух!
Хоть бы в классе свет потух!
Ух!
Ах!
Эх!
Ох!
Ух…не вызвали!
________________________________________________________________
Т -
Р -
У -
Д -
О -
Л -
Ю -
Б -
И -
Е –
_____________________________________________________________________
Л –
И –
Т –
Е –
Р –
А –
Т –
У –
Р –
А –
______________________________________________________________________
Сообщение о междометиях «спасибо» и «пожалуйста».
Эти два междометия вежливости являются совершенно различными с точки зрения своего происхождения. И всё же они содержат в себе нечто одинаковое – глагольный в своей основе компонент, которым оба «начинаются».
Междометие «спасибо» возникло в результате сращения в одно слово устойчивого словосочетания «спаси бог», где конечное г со временем отпало.
Слово «пожалуйста» было образовано от «пожалуй» с помощью частицы (а точнее – суффикса, восходящего к частице) –ста; (в устаревших вариантах звучало спасибоста, здоровоста).
Исходное «пожалуй» появилось, очевидно, из «пожалую» (т. е. «отблагодарю»). Формы первого лица единственного числа от «пожаловать» (сравните: благодарству – благодарствую), с отпадением конечного безударного у.
Что касается частицы –ста, то её происхождение точно не установлено. Скорее всего, она является такой же бывшей формой 2 – 3 лица единственного числа (от глагола «стать»), как и частицы «бы».
Сообщение о междометиях «прочь» и «полундра».
Междометие «прочь» перешло в междометия из наречий. И сейчас рядом с междометием «прочь» не менее часто употребляется омонимичное наречие. Междометие «прочь» возникло из наречия «прочь» в результате выпадения глагола в оборотах типа «пошёл прочь». Само же наречие «прочь» является производным от общеславянского прилагательного прокь, прочь (т. е. «остальной, прочий»). Слова «прочный», «прочить», «впрок» того же корня.
Интересно происхождение междометия «полундра», которое относится к жаргону моряков и портовых грузчиков. Этот предостерегающий окрик означает «берегись!» Скорее всего, слово произошло от английского словосочетания fall under – падать вниз. Получается, что слово «Полундра!» – производное междометие.