СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку во 2 классе "Что такое глагол"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку во 2 классе "Что такое глагол"»

Открытый урок по русскому языку во 2 классе по теме «Что такое глагол?»

Тип урока: открытие новых знаний.

Цельпознакомить с частью речи – глаголом, его отличительными признаками.

Задачи:

Образовательные:

  • Углубить представления учащихся о роли в нашем языке слов, обозначающих действия предметов;

  • научить учащихся находить глаголы в тексте;

  • повторить и обобщить знания об уже известной части речи – имени существительном;

  • закрепить умения правильно ставить вопросы к словам;

  • закрепить знания о безударной гласной, о главных членах предложения;

  • учить оценивать уровень усвоения нового материала.


Развивающие:

  • активизировать познавательную деятельность через проблемную ситуацию, развитие творческого совместного труда;

  • развивать коммуникативные качества учащихся, создание доброжелательной атмосферы на уроке.


Воспитательные:

  • воспитывать чувство товарищества, умение работать в коллективе.

Планируемые результаты

Предметные:

  • находить глаголы в предложении, среди других слов по вопросу и общему значению действия;

  • ставить вопросы к глаголам;

  • повторить знания об имени существительном.

Метапредметные:

  • понимать коммуникативную важность грамотного сочетания слов в предложении;

  • составлять словосочетания с глаголами;

  • пополнять словарный запас подбором глаголов к именам существительным;

  • развивать речь обучающихся,

Личностные:

  • знать нормы речевого этикета при обращении к взрослым людям.

Демонстративный материал:

магнитная доска, карточки для индивидуальной и групповой работы, компьютер, проектор.

Основные понятия: часть речи, имя существительное, глагол, кластер.


Сценарий урока.

1. Мотивационный. Приветствие учителя. Создание положительного настроя на урок.

Учитель: Мы спешим сказать вам: «Здравствуйте!»

Чтоб пожелать здоровья доброго

Мы спешим сказать вам: «Радости!»

Удач, успехов и везения-

Чтоб пожелать всем в этом классе

Отличнейшего настроения.

Песня:

Здравствуй, мир, здравствуй, друг! - руки вверх, за руки взялись

Здравствуй песен щедрый круг! - раскачиваются

Здравствуй миг, здравствуй век, - шаг вперёд, назад

Здравствуй, добрый человек! - повернулись к гостям и помахали.

Девиз урока такой: Ни шагу назад, ни шагу на месте, а только вперёд и только все вместе.

  1. Актуализация знаний Работа с пословицей.

- Сегодняшний урок мне хочется начать с пословицы.

Слад №1. /Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости/

- Как понимаете значение пословицы?

- Как вы думаете, можно ли сразу родиться мудрым?

- Сразу родиться мудрым нельзя, потому что для того, чтобы стать мудрым, нужно очень много знать, обладать большим жизненным опытом, стать взрослым, а вы ещё молоды. Вам предстоит ещё многое узнать и многому научиться. К этой пословице мы вернёмся в конце урока и выясним, в чём вы стали мудрее за урок?


- Сегодня у нас необычный урок.

2. Проверка домашнего задания. Вспомните наш раздел по русскому языку прошлой четверти. (части речи)

Мы с вами будем путешествовать по стране Части речи. На доске –страна

- С какой частью речи мы познакомились?

- Значит первый житель нашей страны – это….( имя существительное) - Дайте определение. ТАБЛИЦА

-Что вы знаете об имени существительном? (ученики перечисляют морфологические признаки существительного.)

Работа в группах: мини пресс-конференция

Правила работы на конференции: быть вежливым, внимательным, не перебивать друг друга, доказывать свою точку зрения, говорить громко, понятно.

Оценка учителя.

3. Самоопределение к деятельности. А сейчас я расскажу вам сказку.

В стране Части Речи жили-были только имена существительные. Мишка. Утёнок. Машина….. Плохо им жилось, скучно. Все бездействовали. Но однажды все изменилось. Выглянуло солнышко, подул свежий ветер. И жители страны ожили. (завести игрушки). Заиграла музыка. Учитель танцует……. Что же произошло? (Дети отвечают о действиях предметов, а учитель отключает их).

-Как вы думаете, ребята, какая часть речи помогла именам существительным избавиться от скуки? (Дети высказывают предположения.)

Да просто пришли глаголы. Они не могут смотреть на бездействие. Они всех заставляют что –то делать.

- Сегодня мы нам предстоит узнать еще одного жителя страны Части речи.

- Какая часть речи обозначает действие?

Сформулируйте тему нашего урока. ( Глагол.) на доске

-Поставьте цель урока и сформулируйте задачи. Чему мы будем учиться.

Работа в тетради. Откройте тетради, запишите дату, вид работы, тему урока.

Обратите внимание на орфограммы и знаки препинания.

Слайд …Тетрадь под наклоном я кладу,

Ручку правильно держу,

За посадкою слежу

С чистотою я дружу.

5.Открытие нового знания

- Задумывались ли вы о том, почему у этой части речи такое название? Рассуждают ученики


Слайд…. А вот какое определение дает в толковом словаре В. Даль


Глагол – это речь человека, разумный говор, язык.

В.И. Даль

Учитель. Предлагаю прочитать информационную справку «Удивительные глаголы».

( У каждого ученика на парте текст «Удивительные глаголы») 

Оказывается, в древнерусском языке было слово глаголить – говорить. А часть речи, которая обозначает действие предмета, назвали глаголом, ведь она рассказывает, «глаголит» о предмете: что он делает, что делал или что будет делать.

6.ФИЗМИНУТКА краб «Глаголы»

7.- А теперь перейдем к практической части.

Откройте учебник на стр. 68 , разберём упр. 116.

- Рассмотрите рисунки.

Что делает мальчик? Назовите слова, обозначающие действие предмета.

(МОЕТ, ПОЛИВАЕТ, СТИРАЕТ, ЧИТАЕТ)

- На какой вопрос отвечают эти слова?

-ЧТО ДЕЛАЕТ?

- К какой части речи они относятся? (ГЛАГОЛУ)

Ребята, давайте мы попытаемся дать определение «ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ГЛАГОЛ?»

- А теперь, сравним с правилом мудрой совы в учебнике, правильно ли вы дали определение?

Дети читают правило в учебнике.

7. интерактивное задание в электронном приложении

8. Самостоятельная работа

Выполнение заданий по вариантам.

(стр.69, упр.118) Прочитайте стихотворение. Кто автор? Как оно называется?

Где встречались с этим произведением?

- Всё ли в порядке? - Давайте восстановим справедливость, запишем стихотворение в тетрадь правильно;

Работаем по вариантам:

1в - 1 столбик;

2в – 2 столбик.

Взаимопроверка.

9. – Скажите, пожалуйста, может ли одно слово быть разной частью речи? Например, и существительным, и глаголом?

- Ваши гипотезы.

- Чтобы подтвердить одну из ваших гипотез, нам предстоит выполнить одно задание. Я буду диктовать слова, а вы распределите и запишите их в два столбика.

1 столбик – имя существительное

2 столбик – глагол

(У доски работают два человека.)

Слова для диктовки: пила, печь.

Записи в тетрадях и на доске

Существительное Глагол

пила пила

печь печь .

- В чем было затруднение при выполнении этого задания?

- Докажите, что слово пила – это существительное,

- это глагол.

- Чтобы это доказать, что нужно сделать?

- Какие у вас предположения? (Надо с этим словом составить предложения.)

Слайд…..Например: У папы есть острая (что?) пила. Я (что делала?) пила апельсиновый сок..(Два предложения записываются в тетрадь и на доску. Также ведется работа со словами: печь. Предложения проговариваются устно.

- Какой сделаем вывод? (Одно и то же слово может быть разной частью речи.)

Межпредметная связь. Скажите, где в жизни мы встречаемся с глаголами? (везде)

А на других школьных предметах, например, изо. (рисуем, раскрашиваем, украшаем…

А на технологии встречаются ли глаголы (лепим, вырезаем, клеим….)

И теперь нам предстоит выполнить творческую часть урока. (Доделать открытку и вручить нашим гостям).

8. Итог урока.

Слайд….. - Вспомним, с какой пословицы мы начали урок?

- Стали вы мудрее? В чём?

- Как вы думаете, достигли мы поставленной цели нашего урока?

  - Что мы узнали о глаголе?

Составим кластер по теме глагол

- Что ещё хотели бы узнать?

Знакомство с глаголом мы продолжим на следующих уроках.

Наимудрейшие мои, Я благодарю вас за урок и вручаю вам орден мудрости.

9. Рефлексия.

- Какое у вас настроение в конце нашего урока?

- Оцените свою работу на уроке.

На доске лист самооценки по ступеням, разместите смайлики:

Верхняя – Молодец, всё выполнял верно.

Средняя - Хорошо, но есть ошибки.

Нижняя - Допускал много ошибок, нужно ещё поработать.


Домашнее задание. Стр.69 упр.119