Установление связи прилагательного с существительным
Цель:
актуализировать знания учащихся об имени существительном и об имени прилагательном, их грамматических признаках, о роли имен прилагательных в предложении; организовать практическую деятельность, в ходе которой дети составят алгоритм и смогут научиться устанавливать связь имён прилагательных с именами существительными;
создать условия для развития умений планировать и контролировать свою деятельность, сравнивать, обобщать и делать выводы;
создать условия для положительной мотивации к учению; воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, стремление прийти на помощь товарищу.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Ход урока
1. Оргмомент.
- Сәлеметсіз бе! Здравствуйте! Good morning!
- Ребята, посмотрите, всё ли у вас готово к уроку?
- Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным и интересным?
- Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Посмотрите и улыбнитесь друг другу.
- Подумайте, что ещё пригодится для успешной работы на уроке?
- Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности. Я надеюсь, что мы сегодня поработаем на отлично.
2. Актуализация знаний.
- Чтобы буквы ложились на строку красиво мы сделаем пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика.
- Этот пальчик дедушка, этот …
- Теперь откройте свои тетради и запишите число и классная работа.
- Хочу напомнить вам девиз письма: «Красиво пишет тот, кто правильно сидит». Проверьте свою посадку.
Кк
- Как правильно называется буква? Пропишите буквы до конца строчки.
- Дайте характеристику звука, которым обозначается эта буква.
Словарная работа.
- Посмотрите на магнитную доску. Наши словарные слова заболели. Давайте им поможем и вылечим их.
- Для этого исправьте ошибки и запишите слова правильно, поставьте ударение.
На магнитной доске слова с ошибками: копуста, молина, яблако, марковь, лемон, чиснок.
- Как будет по-казахски слово «яблоко»? (алма) А по-английски? (аpple)
- Проверим, все ли слова мы вылечили.
- Слова-то мы вылечили, а что нужно делать человеку для того, чтобы не заболеть и сохранить своё здоровье на долгие годы?
- Правильно, надо кушать много витаминов. А где находится много витаминов? (Фруктах, овощах, полезных продуктах).
- Значит, чтобы наш организм получал достаточное количество витамин нужно правильно питаться.
- Как вы думаете, зачем нам нужны мыло и вода? (Быть чистым. Соблюдать правила личной гигиены.)
- Зачем нам нужен режим дня? (Быть бодрым.)
- Так что же нужно человеку чтобы быть здоровым? (Спорт, правильное питание, закаливание, режим дня, личная гигиена).
3. Самоопределение к деятельности.
- С какой частью речи мы познакомились на прошлом уроке? (С именем прилагательным)
- Что обозначают имена прилагательные? (Обозначают признаки предметов.)
- На какие вопросы отвечают имена прилагательные? (Какой? Какая? Какое? Какие?)
- Давайте поиграем. Я буду называть прилагательные, а вы подбирать подходящее по смыслу существительное.
Круглый ..... , высокий...., зелёная ....., вкусное ..... .
- Как называются части речи, из которых составлены словосочетания? (Имена существительные и имена прилагательные.)
- Какой же вывод можно сделать? (Имена прилагательные тесно связаны в речи с именами существительными.)
- Назовите тему урока. (Установление связи прилагательного с существительным)
- Давайте прочитаем правило на таблице:
Имя прилагательное в предложении связано с именем существительным.
Физминутка.
4. Работа по теме урока.
Работа по учебнику.
Упр. 477, стр. 168.
- Придумайте и запишите предложения с данными сочетаниями слов. Найдите имена прилагательные и подчеркните волнистой линией.
Ночь (какая?) короткая, день (какой?) …, ветер (какой?) …, утро (какое?) …, воздух (какой?) …, почки (какие?) … .
Групповая работа.
Деление на группы с помощью картинок «Овощи и фрукты».
Задание 1.
- Составьте как можно больше словосочетаний по картинке – имя прилагательное + имя существительное.
- Проверяем, какие и сколько словосочетаний составила каждая группа.
Оценивание работы групп.
Задание 2.
- Переведите на казахский и английский языки название текста. - Прочитайте предложения. Правильно задайте вопрос и вставьте подходящие по смыслу прилагательные.
Қыс. Зима. Winter. В лесу лежит … снег. На снегу видны … следы. По ночам … зверьки ищут пищу. Вот … речка. На … льду сидят рыбаки. Мой товарищ поймал … щуку.
- Проверяем, какие получились предложения у каждой группы, отмечаем группу, которая подобрала наиболее подходящие имена прилагательные.
Қыс. Зима. Winter В лесу лежит пушистый снег. На снегу видны большие следы. По ночам хищные зверьки ищут пищу. Вот лесная речка. На толстом льду сидят рыбаки. Мой товарищ поймал большую щуку.
5. Итог урока. Рефлексия. Оценивание.
- Какие правила по русскому языку мы вспомнили на уроке?
- Над установлением какой связи мы работали на уроке?
- Всё ли было понятно?
- Что же нужно человеку чтобы быть здоровым?
- А теперь проведём «большую стирку». На «одежде» напишите одно правило по теме урока.
- Какое правило «большой стирки» надо соблюдать?
6. Домашнее задание.
упр. 479, с.168.
- Прочитай. Найди и выпиши имена существительные с именами прилагательными.
- Сау болыныз! До свидания! Good bye!