Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Ядринская районная детская школа искусств им. А.В. Асламаса»
Ядринского района Чувашской Республики
Методическая разработка открытого урока по теме:
«Работа над интонацией на уроках сольфеджио»
Выполнила:
Преподаватель
Сенько Л.А.
Ядрин-2018 г.
Данный урок проводится с обучающимися 4 класса (8 –летний срок обучения) отделения хорового пения.
Цель урока: Развитие интонационных навыков.
Задачи урока:
- Обучить правильно и осознанно интонировать в гаммах, интервалах и аккордовых последовательностях.
- Развить ладогармоническое мышление у обучающихся.
- Воспитать любовь к музыке через вокально-интонационные упражнения и на классических образцах музыкальных произведений.
План урока:
1.Приветствие, готовность обучающихся к уроку.
2. Объявление темы и плана урока.
3. Распевка.
4. Проверка домашнего задания.
5. Сольфеджирование наизусть и с листа.
6. Слуховой анализ.
7. Работа над ритмом.
8. Задание на дом.
9. Итоги урока.
Ход урока:
1.После приветствия и проверки готовности обучающихся преподаватель знакомит с темой и планом урока.
2.Распевка: пение гаммы ми-бемоль мажор сначала с инструментом, затем а капелла. Чтобы добиться чистоты и осознанного интонирования преподаватель предлагает петь: а) по очереди; б) один звук вслух, другой про себя; в) тетрахордами; г) от разных ступеней лада: например от VII до VII; от II до II и т.д.; д) пение ступеней в произвольном порядке; е) пение главных трезвучий лада.
3. Проверка домашнего задания. а)Пение аккордовой цепочки в пройденных тональностях: Т53-S 64-D6 –Т 53 –Т6 –D64-T53.Цепочки поются мелодически и по голосам, индивидуально и коллективно.
б) сольфеджирование наизусть №292.
4. Слуховой анализ. Определение на слух разнвидностей минорной гаммы (натуральный, гармонический, мелодический), интервалов (включая тритоны) и аккордов в виде трезвучий (мажорных, минорных, увеличенных и уменьшенных), секстаккордов, квартсекстаккордов.
5. Работа над ритмом. Игра на шумовых инструментах и пение по нотам с аккомпанементом преподавателя (Чешская народная песня).
6. Задание на дом: а).придумать 10 интервалов и сделать к ним обращения.
б) №293 выучить наизусть.
в) Аккордовую цепочку выучить наизусть и записать в двух любых мажорных тональностях.
7. Подведение итогов урока. Преподаватель еще раз нацеливает обучающихся на важность чистоты интонирования и как лучше справляться с трудными задачами в этой области.
Отзыв
на открытый урок преподавателя Сенько Людмилы Александровны
Дата проведения 14.05.2018
Тема урока: «Работа над интонацией на уроках сольфеджио»
Продолжительность урока: 45 минут и 25 минут (10 минут перемена).
Урок «Сольфеджио» класса преподавателя Сенько Людмилы Александровны состоялся для преподавателей ДШИ им. А.В. Асламаса. Он проведен с обучающимися 4 класса отделения хорового пения (8 –летний срок обучения).
Урок был нацелен на развитие интонационных навыков на примерах гамм, интервалов и аккордов, сольфеджировании музыкальных примеров. Отдельное внимание преподаватель уделил на осознанное восприятие и воспроизведение ладо-интонационных тяготений (устойчивость-не устойчивость, вводные звуки) и интервальных интонаций. В пении наизусть обучающиеся довольно уверенно и осознанно справляются с поставленными задачами. Преподаватель находит разнообразные формы закрепления материала: сольфеджирование музыкальных примеров «справа налево», пение по фразам, по голосам, пение вслух и про себя и т.п. Все это позволяет на уроке добиться желаемого результата без «натаскивания и зазубривания» обучающихся, а напротив предлагая творческий подход к дидактическим упражнениям. Также на уроке обучающиеся получают возможность проявить инициативу и попробовать себя в роли преподавателя (играют для определения на слух на инструменте интервалы и аккорды, разновидности минорных гамм). Все эти приемы вносят в урок атмосферу творчества.
На уроке контакт преподавателя с обучающимися был хороший, доброжелательный. Дети живо реагировали на замечания и просьбы преподавателя. Все поставленные задачи урока были достигнуты. На уроке царила свободная творческая атмосфера поиска и открытий в теоретических и практических знаниях.
Преподаватель МБУ ДО
«Ядринская ДШИ им. А.В. Асламаса»
___________________Герасимова Ольга Ивановна
14.05.2018