СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по теме_Последовательное и параллельное соединения проводников

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме_Последовательное и параллельное соединения проводников»

Открытый урок по теме «Последовательное и параллельное соединения проводников»

Цели урока:

1. Ознакомить учащихся с понятиями последовательного и параллельного соединений проводников.

2. Научить учащихся определять эквивалентное сопротивление в различных схемах.

3. Развивать навыки работы с электрическими схемами и измерительными приборами.

Оборудование: презентация (слайды), оборудование по электричеству демонстрационное на магнитах для магнитной доски, оборудование по электричеству для лабораторной работы, раздаточные материалы.

Класс: 10 (углубл.)

Структура урока

Время

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методические рекомендации

5 мин

Введение

Приветствие, постановка темы урока.

Слушают, высказывают свои мнения.

Создать атмосферу доверия

10 мин

Объяснение понятий

Показ презентации о последовательном и параллельном соединениях.

Слушают, задают вопросы, обсуждают.

Использовать наглядные примеры.

10 мин

Определение эквивалентного сопротивления

Объяснение формул для расчета эквивалентного сопротивления.

Записывают формулы, задают вопросы

Поддерживать активное обсуждение.

15 мин

Практическое задание

Демонстрация схемы последовательного соединения.

Один ученик у доски, остальные работают в группах, измеряют сопротивление

Наблюдать за работой групп, помогать при необходимости.

5 мин

Заключение

Подведение итогов, обсуждение.

Делятся впечатлениями, отвечают на вопросы.

Обобщить ключевые моменты урока.

5 мин

Домашнее задание

Объяснение задания на дом.

Записывают задание.

Убедиться в понимании задания.



Описание этапов урока:

1. Введение (5 минут):

  • Приветствие учащихся.

  • Постановка темы урока: "Сегодня мы будем изучать последовательные и параллельные соединения проводников".

2. Объяснение понятий (10 минут):

  • Показ презентации, которая включает:

  • Определение последовательного соединения (схема, объяснение).

  • Определение параллельного соединения (схема, объяснение).

  • Примеры применения обеих схем в реальной жизни.

  • Обсуждение: "Где вы встречали эти соединения в повседневной жизни?"

3. Определение эквивалентного сопротивления (10 минут):

  • Объяснение формул для расчета эквивалентного сопротивления:

  • Последовательное соединение: R общ= R₁ + R₂ + R₃ + ...

  • Параллельное соединение: 1/(Rобщ) = 1/R₁ + 1/R₂ + 1/R₃ + ...

  • Примеры расчетов на доске.

  • Вопросы для закрепления: "Какое сопротивление будет в цепи с двумя резисторами по 4 Ом каждый при последовательном соединении?"

4. Практическое задание (15 минут):

  • Демонстрация схемы последовательного соединения с использованием резисторов на магнитной доске (один ученик у доски собирает цепь по схеме, учитель консультирует).

  • Разделение на группы: каждая группа получает задание собрать схему последовательного и параллельного соединений и измерить эквивалентные сопротивления (один ученик у доски продолжает работу: выполняет лабораторную работу, учитель консультирует, проверяет).

  • Групповая работа: учащиеся собирают схемы, измеряют сопротивление и записывают результаты.

5. Заключение (5 минут):

  • Подведение итогов урока.

  • Обсуждение: "Что нового вы узнали сегодня? Какое соединение вам показалось более интересным?"

6. Домашнее задание:

  • Решить задачи на расчет эквивалентного сопротивления для различных схем (предоставить несколько вариантов).



Приложение

Лабораторная работа

«Последовательное и параллельное соединения проводников»

Цель работы:

Проверить основные закономерности последовательного и параллельного соединений проводников (резисторов), а также справедливость формул для определения эквивалентного сопротивления.

Оборудование

Источник тока, резисторы, амперметр, вольтметр, реостат, соединительные провода, ключ.

П орядок выполнения работы

1. Соберите схему, состоящую из соединённых последовательно источника тока, реостата, амперметра, одного резистора (рис. Л.8).

2. Подключите к точкам С и D вольтметр параллельно резистору.

3. Замкните цепь и измерьте силу тока I1 и напряжение U1.

4. Замените первый резистор вторым и измерьте силу тока I2 и напряжение U2.

5. Подключите между точками С и D оба резистора последовательно. Параллельно им подключите вольтметр.

Измерьте силу тока I3 и напряжение U3.

6. Соедините резисторы параллельно, подключите их между точками С и D, затем параллельно им подключите вольтметр.

Измерьте силу тока I4 и напряжение U4.

7. Результаты измерений запишите в таблицу 11.

8. Проведите расчёты и заполните таблицу 12.

Сравните значения эквивалентных сопротивлений при последовательном и параллельном соединениях резисторов. Возможное несовпадение результатов объясняется погрешностями измерений.

9. Вычислите абсолютную и относительную погрешности измерений.

Относительную погрешность измерения каждого сопротивления можно определить по формуле

Абсолютная погрешность ΔRi = εiRi.

Оцените, насколько ошибки измерений повлияли на совпадение результатов. Запишите окончательные результаты измерений сопротивлений для каждого случая в виде

R - ΔR ≤ R ≤ R + ΔR.

Сделайте вывод о справедливости приведённых выше формул.