Открытый урок по теме «Последовательное и параллельное соединения проводников»
Цели урока:
1. Ознакомить учащихся с понятиями последовательного и параллельного соединений проводников.
2. Научить учащихся определять эквивалентное сопротивление в различных схемах.
3. Развивать навыки работы с электрическими схемами и измерительными приборами.
Оборудование: презентация (слайды), оборудование по электричеству демонстрационное на магнитах для магнитной доски, оборудование по электричеству для лабораторной работы, раздаточные материалы.
Класс: 10 (углубл.)
Структура урока
Время | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методические рекомендации |
5 мин | Введение | Приветствие, постановка темы урока. | Слушают, высказывают свои мнения. | Создать атмосферу доверия |
10 мин | Объяснение понятий | Показ презентации о последовательном и параллельном соединениях. | Слушают, задают вопросы, обсуждают. | Использовать наглядные примеры. |
10 мин | Определение эквивалентного сопротивления | Объяснение формул для расчета эквивалентного сопротивления. | Записывают формулы, задают вопросы | Поддерживать активное обсуждение. |
15 мин | Практическое задание | Демонстрация схемы последовательного соединения. | Один ученик у доски, остальные работают в группах, измеряют сопротивление | Наблюдать за работой групп, помогать при необходимости. |
5 мин | Заключение | Подведение итогов, обсуждение. | Делятся впечатлениями, отвечают на вопросы. | Обобщить ключевые моменты урока. |
5 мин | Домашнее задание | Объяснение задания на дом. | Записывают задание. | Убедиться в понимании задания. |
Описание этапов урока:
1. Введение (5 минут):
Приветствие учащихся.
Постановка темы урока: "Сегодня мы будем изучать последовательные и параллельные соединения проводников".
2. Объяснение понятий (10 минут):
Показ презентации, которая включает:
Определение последовательного соединения (схема, объяснение).
Определение параллельного соединения (схема, объяснение).
Примеры применения обеих схем в реальной жизни.
Обсуждение: "Где вы встречали эти соединения в повседневной жизни?"
3. Определение эквивалентного сопротивления (10 минут):
Объяснение формул для расчета эквивалентного сопротивления:
Последовательное соединение: R общ= R₁ + R₂ + R₃ + ...
Параллельное соединение: 1/(Rобщ) = 1/R₁ + 1/R₂ + 1/R₃ + ...
Примеры расчетов на доске.
Вопросы для закрепления: "Какое сопротивление будет в цепи с двумя резисторами по 4 Ом каждый при последовательном соединении?"
4. Практическое задание (15 минут):
Демонстрация схемы последовательного соединения с использованием резисторов на магнитной доске (один ученик у доски собирает цепь по схеме, учитель консультирует).
Разделение на группы: каждая группа получает задание собрать схему последовательного и параллельного соединений и измерить эквивалентные сопротивления (один ученик у доски продолжает работу: выполняет лабораторную работу, учитель консультирует, проверяет).
Групповая работа: учащиеся собирают схемы, измеряют сопротивление и записывают результаты.
5. Заключение (5 минут):
6. Домашнее задание:
Решить задачи на расчет эквивалентного сопротивления для различных схем (предоставить несколько вариантов).
Приложение
Лабораторная работа
«Последовательное и параллельное соединения проводников»
Цель работы:
Проверить основные закономерности последовательного и параллельного соединений проводников (резисторов), а также справедливость формул для определения эквивалентного сопротивления.
Оборудование
Источник тока, резисторы, амперметр, вольтметр, реостат, соединительные провода, ключ.
П
орядок выполнения работы
1. Соберите схему, состоящую из соединённых последовательно источника тока, реостата, амперметра, одного резистора (рис. Л.8).
2. Подключите к точкам С и D вольтметр параллельно резистору.
3. Замкните цепь и измерьте силу тока I1 и напряжение U1.
4. Замените первый резистор вторым и измерьте силу тока I2 и напряжение U2.
5. Подключите между точками С и D оба резистора последовательно. Параллельно им подключите вольтметр.
Измерьте силу тока I3 и напряжение U3.
6. Соедините резисторы параллельно, подключите их между точками С и D, затем параллельно им подключите вольтметр.
Измерьте силу тока I4 и напряжение U4.
7. Результаты измерений запишите в таблицу 11.
8. Проведите расчёты и заполните таблицу 12.
Сравните значения эквивалентных сопротивлений при последовательном и параллельном соединениях резисторов. Возможное несовпадение результатов объясняется погрешностями измерений.
9. Вычислите абсолютную и относительную погрешности измерений.
Относительную погрешность измерения каждого сопротивления можно определить по формуле
Абсолютная погрешность ΔRi = εiRi.
Оцените, насколько ошибки измерений повлияли на совпадение результатов. Запишите окончательные результаты измерений сопротивлений для каждого случая в виде
R - ΔR ≤ R ≤ R + ΔR.
Сделайте вывод о справедливости приведённых выше формул.