Открытый урок по зоологии на тему: «Мир беспозвоночных» для 7 класса
Дата проведения: 19.11.2016г
Учитель биологи Каледина Л.В.
Цели урока:
Образовательные:
обобщить и систематизировать знания учащихся о многообразии многоклеточных беспозвоночных животных; об их усложнении, приспособленности к среде обитания; значении в природе, в жизни и практической деятельности человека;
повысить мотивацию учащихся к изучению предметов естественнонаучного цикла.
Развивающие:
научить логически мыслить;
развивать навыки частично-поисковой деятельности, память, внимание, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.
Воспитательные:
развивать интерес к предмету, бережное отношение к животным, к природе;
воспитывать культуру общения с одноклассниками, с учителями, умение работать в коллективе и самостоятельно, слушать и высказывать свою точку зрения.
Оборудование:
Выставка детских рисунков на тему «Многообразие беспозвоночных», карточки тестового контроля, методические разработки для учащихся с заданиями, гербарный материал.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Добрый день ребята! Начнем наш урок с гимна биологов:
Мир наш замечательно устроен,
Но запомни правило простое:
Береги природу, и за это
Будет вечно жить твоя планета
Мотивация.
Учитель: Цель нашего урока – обобщить, систематизировать и расширить знания об особенностях строения и жизнедеятельности беспозвоночных, их усложнении, приспособленности к среде обитания, роли в природе и значении в жизни человека. Наш урок необычный, Мы, отправляемся в экспедицию «Покорение вершины Знаний». Каждый из вас используя свои знания, быстроту, сообразительность преодолеет все этапы экспедиции и доберется до «вершины Знаний». При восхождении к Вершине вас ждут этапы:
Лавина знаний.
Горный перевал.
Привал.
Ледовая трещина.
Вершина «Знаний».
Преодолевая каждый этап, вы будете заносить свои наблюдения в личные карточки, которые лежат на ваших столах.
За каждый участок пути вам будут выставляться оценочные баллы.
В конце урока мы подсчитаем все ваши баллы.
Любая экспедиция начинается с Метеосводки. Итак, узнаем можно ли нам отправляться в экспедицию, достаточно ли у нас знаний. Вам предложено 2 гербарных образца различных насекомых. Образец под номером I (Постэмбриональное развитие саранчи) и образец под номером II(Постэмбриональное развитие тутового шелкопряда). Укажите в вашей карте, какой номер образца соответствует развитию насекомого с превращением, а какой без превращения.
Метеосводку уточнили. Погода хорошая, настроение хорошее двигаемся вперед.
Покорение вершины начнется с Лавины знаний:
Разгадайте головоломки: «Лишняя картинка», «Недостающее насекомое?», «Недостающий моллюск». (Головоломки на столах). В тестовых картах в соответствующей колонке напишите ответ словами.
Экспедиция преодолела один этап. Теперь все дружно и идем покорять Горный перевал весело и с загадками (ответы вы заносите в ваши контрольные листы):
1. Не кузнец, а с клещами, 2. Пришли мужички без топоров,
С длинными усами. Срубили избу без углов. (Ответ: Муравьи).
Когда он черен —
Куслив и задорен.
А лишь покраснеет, 4. Серый маленький Денис,
Так и присмиреет. (Ответ: рак). На веревочке повис. (Ответ: Паук).
3. Два рога — не бык, 6. На лугу живет скрипач,
Шесть ног без копыт, Носит фрак и ходит вскачь. (Ответ: Кузнечик).
Летит — так воет,
Сядет — землю роет. (Ответ: Жук).
5. Летела птица, 7. Кто над нами вверх ногами,
Не крылата, Ходит – не страшится,
Не перната, Упасть не боится,
Носик долгий, Целый день летает,
Голос тонкий. Всем надоедает? (Ответ: Муха).
Кто её убьет,
Человечью кровь прольёт. (Ответ: Комар).
8. Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (Ответ: Стрекоза).
9. Целый день он спать не прочь.
Но едва наступит ночь,
Запоет его смычок.
Музыканта звать … (Ответ: Сверчок).
Наконец-то Привал.
На привале мы выполним некоторые задания, которые помогут вам хорошо отдохнуть.
У меня на шее ожерелье. Из чего оно? Из жемчуга.
Сейчас я покажу вам образцы раковин моллюсков, каждая раковина пронумерована. Отметьте у себя в картах номер раковины того моллюска, который образует жемчуг.
Физкультминутка.
Теперь можно и отдохнуть. Пока мы с вами на Привале готовились к отдыху, прилетела красивая бабочка. Давайте последим глазками за траекторией ее полета, не поворачивая головы.
Вдруг нашему наблюдению помешала назойливая муха. Отгоните ее аккуратненько рукой ( муха слева, муха справа).
На привале мы можем спокойно рассмотреть всех беспозвоночных вокруг (Рассматривание и комментирование выставки рисунков насекомых на доске).
Пора в путь.
Идем покорять Ледовую трещину
Ледовую трещину вы будете покорять командами (один ряд - одна команда, команда обсуждает ответ, выбирает два представителя, которые будут отвечать, за правильные ответы все члены команды получат по три балла).
Вам даны описания беспозвоночных, в которых вы должны найти ошибки и объяснить их устно.
I команда: «Комнатная муха относится к отряду перепончатокрылых. Имеют 2 пары перепончатых крыльев, 2 сложных и 3 простых глаза, ротовой аппарат — грызущий, задняя пара ног – прыгательная. Яйца откладывают на листья капусты. Их личинки – гусеницы. Приносят вред, поедая листья капусты».
II команда: «Красивая пестрая бабочка подняла жесткие надкрылья, взмахнула 2-й парой прозрачных крыльев и полетела к деревьям, где с большим удовольствием стала поедать листья, перемалывая их грызущим ротовым аппаратом. Личинки бабочек живут в воде и питаются другими животными».
III команда: «У стрекозы 2 пары крыльев, покрытых разноцветными чешуйками, у них сосущий ротовой аппарат, помогающий пить нектар цветов. Размножаются они, откладывая яйца на листья деревьев и кустарников».
Наконец, мы добрались до Вершины Знаний:
Отметим же это событие хорошим тестом! (Индивидуальная работа)
1.Тело насекомого состоит из:
а) головогруди и брюшка;
б) головы, груди, брюшка;
в) одного отдела, слившегося из большого числа члеников
2)Количество конечностей у паукообразных:
а) 3 пары
б) 2 пары
в) 4 пары
3) Зрение у насекомых называется:
а) бинокулярное
б) фасеточное
в) монокулярное
4) В улье живут в основном:
а) особи мужского пола
б) особи женского пола
в) особи и мужского и женского пола
5. Одомашненные насекомые:
а) мухи
б) тля
в) тутовый шелкопряд.
ВЫ ПОКОРИЛИ ВЕРШИНУ ЗНАНИЙ!
Подведем итоги :
Поменяйтесь своими контрольными картами с соседом. Я зачитаю правильные ответы вы отметите их «+», неправильные ответы отметьте знаком «- «. Посчитайте количество правильных ответов. Максимальное количество баллов 22.
Оценки: 22-20 баллов – «5»
19 – 15 баллов – «4»
14 - 11 баллов – «3»
10 и менее баллов – «2» ( «Вы отстали от экспедиции»)
Мы закончили восхождение на Вершину знаний, тем самым обобщив знания о строении, особенности жизнедеятельности и размножении беспозвоночных животных. Нас ждут новые вершины.
Рефлексия. У вас на столах бабочки синего и красного цвета. В соответствии с вашим настроением по итогам урока поднимите бабочку определенного цвета. Если ваше настроение хорошее – красная бабочка, если ваше настроение ухудшилось по итогам урока – синяя бабочка.


Контрольная карта:
Фамилия Имя ученика_____________________
Этапы восхождения: | Ответы | Баллы |
Метеосводка | Развитие без превращения – Развитие с превращением - | |
Лавина знаний | Лишняя картинка: Недостающий моллюск: Недостающее насекомое: | |
Горный перевал | 1 - 2 – 3 – 4 – 5 – 6 – 7 – 8 – 9 - | |
Привал | № раковины моллюска - | |
Ледовая трещина | Выделить черты строения Выделить вид ротового аппарата Особенности размножения | |
Вершина знаний | 1 - 2- 3 - 4 - 5 - | |
Контрольная карта
Фамилия Имя ученика_____________________
Этапы восхождения: | Ответы | Баллы |
Метеосводка | Развитие без превращения – Развитие с превращением - | |
Лавина знаний | Лишняя картинка: Недостающий моллюск: Недостающее насекомое: | |
Горный перевал | 1 - 2 – 3 – 4 – 5 – 6 – 7 – 8 – 9 - | |
Привал | № раковины моллюска - | |
Ледовая трещина | Выделить черты строения Выделить вид ротового аппарата Особенности размножения | |
Вершина знаний | 1 - 2- 3 - 4 - 5 - | |