МКОУ «СОШ села имени Коста Хетагурова» Открытый урок во 2 классе Тема: " Русские народные инструменты "
Урок проводит учитель музыки Федосова Елена Фоминична
Тип урока: изучение нового материала.
Жанр урока: тематический.
Цели:
Воспитательные:
Воспитание культуры слушания классической музыки для детей;
Духовно-нравственное, патриотическое воспитание через народную музыку;
Обучающие:
Познакомить детей с тембрами русских народных инструментов;
Сформировать новые умения, навыки, знания;
Дать новые понятия: оркестр народных инструментов, партитура, партия;
Развивающие:
Развивать у учащихся творческие способности, а так же вокальные данные;
Развивать умение детей различать на слух звучание духового инструмента от звучания струнного.
Задачи:
Познакомить с народными инструментами и их звучанием;
Дать понятие об оркестре народных инструментов, о партитуре;
Познакомить со звучанием народных инструментов на примере известных народных песен;
Дать возможность получения навыков исполнительства на народных инструментах, со-творчества.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные:
- планировать деятельность с учётом поставленной цели, действовать в соответствии с поставленной задачей, отслеживать понимание нового материала;
- осуществлять контроль своей образовательной деятельности.
Познавательные:
- анализировать информацию, замечать изменения, происходящие с объектом
- решать творческие задачи на уровне импровизаций;
- аргументировать свою точку зрения.
Коммуникативные:
- высказывать свою точку зрения участвовать в обсуждении вопросов в паре и коллективе;
- проявлять интерес, формировать собственное отношение к произведению;
Планируемые результаты:
Предметные:
- эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить своё впечатление в пластике, пении, рисунке;
- различать кульминацию произведения, мелодию песенного характера;
- сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях.
Личностные:
- принять на себя роли ученика и слушателя
- проявлять интерес к теме
- осознавать неполноту собственных знаний.
Методы:
- Словесные (рассказ, пояснение);
- Наглядные (иллюстрации, презентация);
- Практические (упражнения);
- Самостоятельная работа;
- Слуховые и др.
Оборудование к уроку:
компьютер, мультимедийный проектор;
музыкальный центр; народные инструменты: барабан, ложки, трещотки, бубны, погремушки и т.д.;
плакаты с изображением инструментов;
Музыкальный материал:
Русская народная песня «Березка» (слушание)
Звучание разных народных инструментов (слушание)
Русская народная песня «Светит месяц» (слушание и исполнение)
Оборудование: картинки – слайды, кроссворд, инструменты (бубен, ложки, трещотки).
Ход урока
1.Организационный момент
На доске картинки – слайды. Рисунки музыкальных инструментов. Картинки партитуры, оркестра народных инструментов.
2. Сообщение темы урока.
Приветствие учителя.
Тема нашего сегодняшнего урока – «Русские народные музыкальные инструменты».
3. Работа по теме урока.
Звучит русская народная хороводная песня «Березка» (слушание).
Какая музыка вас сегодня встретила? Народная или композиторская?
(Народная. Эта русская народная песня «Березка»)
Правильно. А откуда зародилась эта самая народная музыка? Кто ее создавал?
(Народ)
Да, обычный человек прислушивался к звукам природы, пению птиц, шелесту листьев, журчанию воды в реке, к своему сердцу. Что оно подсказывало, какие чувства, настроения овладевали человеком, то и выражал он в своей музыке.
Как вы, думаете, что помогает нам услышать музыку? Что помогает, чтоб она зазвучала?
(Музыкальные инструменты)
А хотите узнать, откуда появились инструменты и как они звучат?
Показываем картинку «Музыканты играют на инструментах».
Вот как много у нас на картинке изображено музыкантов с инструментами.
На каких инструментах играют музыканты? Сейчас мы с вами выясним.
«Сидел рыбак весёлый на берегу реки;
И перед ним по ветру качались тростники. 1 картинка - слайд
Сухой тростник он срезал и дырочки проткнул; «свирель»
Один конец зажал он, в другой конец подул.
И будто оживлённый тростник заговорил;
То голос человека и голос ветра был» М. Лермонтов
- Какой музыкальный инструмент получился из тростника? (дудочка, свирель)
- Да, свирель. Очень древний русский народный духовой инструмент. На нем играли мальчишки, придумывали веселые наигрыши и веселили народ.
А сейчас послушаем, как звучит свирель.
(слушание свирели)
-Как думаете, почему в народе называют этот инструмент свирелью? (за звук, похожий на свист птиц)
Хорошо. А теперь прислушаемся еще к одному инструменту
( «Былинные наигрыши» - слушание) 2 картинка – «гусляры»
Ребята имитируют игру на гуслях
- Какой инструмент прозвучал? Узнали? (гусли)
Да. На этом гуслях в старину сказители и музыканты играли и пели былинные истории про богатырей и героев русской земли.
- К какому виду инструментов вы его отнесете? (струнный)
Отлично. Перейдем к следующему инструменту.
Собой хвалиться я не смею,
Всего лишь три струны имею, 3 картинка – «балалайка»
Но я тружусь, я не лентяйка
Я озорная … (балалайка)
- Разглядите и послушайте голос этого инструмента (Звучит балалайка)
- Как же звучит балалайка? (весело, задорно, игриво)
Балалайка – популярный, озорной, веселый русский народный инструмент, без которого не обойтись в оркестре русских народных инструментов. Давайте, познакомимся с музыкальными народными инструментами, послушаем, как звучит оркестр русских народных инструментов
Русская народная песня «Светит месяц» в исп. Оркестра русских народных инструментов (слушание)
- У каждого инструмента оркестра есть своя партия, которая записывается в общей партитуре оркестра. 4 картинка - «партитура»
Партитура – распределение нотной записи для каждого музыкального инструмента.
А сейчас давайте соберем свой оркестр народных инструментов и исполним еще раз песню «Светит месяц» (показать солистам ритм, остальным – хлопки)
ИСПОЛНЯЕМ «СВЕТИТ МЕСЯЦ» С ФОНОГРАММОЙ.
Молодцы. Наш урок подходит к концу. С какими инструментами и новыми понятиями вы познакомились. Разгадаем музыкальный кроссворд.
1. Распределение нотной записи для инструментов.
2. Большой коллектив музыкантов-исполнителей.
3. Русский народный духовой инструмент, подражающий пению птиц.
4. Старинный русский народный струнный инструмент, под который исполняли песни про былинных богатырей.
5. Веселый трехструнный русский народный инструмент.
4. Подведение итогов
Молодцы. Сегодня все прекрасно поработали на уроке.
5. Домашнее задание
Выполнить иллюстрацию русских народных инструментов.