СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок в 3 классе "Изменение имён прилагательных по родам и числам"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот урок я проводила в 2013 году. Это был первый открытый урок, на котором присутствовало много учителей. Но мои дети не испугались, работали хорошо на уроке с места и у доски.У нас всё получилось.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок в 3 классе "Изменение имён прилагательных по родам и числам"»

Урок по русскому языку

в 3-м классе на тему

«Изменение прилагательных по родам и числам».


Сараева Светлана Анатольевна,

учитель начальных классов


Методический паспорт урока.

Тема «Изменение имен по родам и числам». (Слайд №1)

Цель:

Формировать представления обучающихся об основных грамматических признаках имен прилагательных (роде и числе); о том, что род прилагательного совпадает с родом, числом существительного, к которому данное прилагательное относится.

Задачи.

Обучающие: учить исследовать слово, в частности имя прилагательное, как самостоятельную часть речи, раскрыть ее семантику, некоторые морфологические и синтаксические особенности, показать его речевую функцию, организовать разные виды проверки для формирования рефлексивных компетенций.

Развивающие: создать проблемную ситуацию, чтобы активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность, использовать различные формы работы и различные источники, включая ИКТ для развития интереса обучающихся к языку и учебной деятельности.

Воспитательные: подготовить разноуровневые задания для повышения самооценки слабоуспевающих учащихся, воспитывать интерес и уважение к родному языку, организовать работу в парах для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Предмет: русский язык

Возраст детей -9-10 лет, класс – 3

По содержанию – с элементами межпредметной интеграции (окружающий мир, чтение)

По форме организации – комбинированный (парная, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная)

Технологии: дифференцированная, мультимедиа.

По результатам выполнения - практический.

Методы: эвристический, словесный, наглядный.

Планируемые результаты: обучающиеся научатся находить прилагательные, устанавливать связь между прилагательными и существительными, определять род и число имен прилагательных, учатся ставить вопросы от существительных к прилагательным, подбирать к прилагательным существительные, устанавливать аналогии.

Оборудование: мультимедиа проектор, презентация, карточки с разноуровневыми, творческими заданиями.

Материалы: Презентация «Роль имен прилагательных в речи. Изменение имен прилагательных по родам и числам», учебники, словарь, карточки.


Структура урока

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

1).Минутка чистописания. Словарная работа.

2).Орфографическая минутка.

3.Введение в тему урока.

4.Постановка проблемной ситуации.

5. «Открытие» нового знания.

1)- Что мы знаем о прилагательном?

Гимнастика для глаз

2) Связь имен прилагательных с существительными

3) В чем же согласуются прилагательные с существительными? Какие признаки берут они у имени существительного?

Физкультминутка

6.Первичное закрепление.

7.Рефлексия.

8.Дом. задание. Оценки.

Ход урока.

1.Организационный момент

- Приветствие гостей.


Добрым быть совсем, совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета.

Доброта – не пряник, не конфета.

Только добрым надо быть,

И в беде друг друга не забыть.

И завертится Земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.


- Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернулись, улыбнулись гостям, друг другу, пожелали удачи.
- Садитесь, девочки, а теперь – мальчики.


Психологический настрой. (Слайд №2)

Ребята, мысленно возьмите в руки солнышко. Посмотрите, как оно вам улыбается. Улыбнитесь и вы ему! Положите этот маленький кусочек хорошего настроения себе в правую ладонь, прикройте левой. Почувствуйте, как оно согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительная энергия, добро, хорошее настроение.

Поместите это все в свое сердце.

- Чувствуете, у вас появляются новые силы, энергия?!


- На части не делится солнце лучистое

И вечную землю нельзя поделить,

Но искорку счастья луча золотистого

Ты можешь, ты в силах друзьям подарить!


- Я хочу, чтобы вы запомнили, то, что сейчас чувствуете, и чтобы такое чувство осталось у вас до конца урока.

- Желаю успехов!


Пальчиковая гимнастика. Упражнение «Разотру ладошки».

Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу,

(Растирание ладоней; захватить каждый

пальчик у основания и вращательным

движением дойти до ногтевой фаланги.)

Поздороваюсь с ним сильно

И вытягивать начну.

Руки я затем помою,

(Потереть ладошку о ладошку.)

Пальчик в пальчик я вложу,

На замочек их закрою

(Пальцы в замок.)

И тепло поберегу.

Выпущу я пальчики,

(Пальцы расцепить и перебирать ими.)

Пусть бегут как зайчики.


2.Актуализация знаний.

1).Минутка чистописания. Словарная работа. (Слайд №3)

Звучит музыка.


По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи,

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы петь,

И расцвёл подснежник. С.Я.Маршак




- Кто же пришел? (весна)

- Назовите первый звук в слове «весна»? ([в])

- Дайте ему характеристику (согласный, звонкий, парный, мягкий, обозначен буквой «вэ»)

- Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания.

- А сейчас открываем тетради, записываем число и классную работу.

Записываем - В в


- А сейчас запишите словарные слова на букву в. ( )

- Давайте посмотрим на слайд и проверим, все ли слова вы вспомнили. (Слайд №4)


2).Орфографическая минутка

Весна – замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Хотите увидеть, как это происходит?


3).Работа в парах.

- Давайте поработаем парами. У вас на столах лежит конверт, достаньте содержимое, из данных слогов составьте слова.

-А сейчас давайте проверим, правильно ли вы составили слова и объясним орфограммы.


ТРАВА

СОЛНЦЕ

ВЕТЕР

ТЁПЛОЕ

ЛАНДЫШ

ПТИЧКИ (Слайд №5 )



Обучающиеся: - А у нас нет слова – теплое.

- А почему у меня есть? (другая часть речи)

- А какая часть речи? А как вы это узнали? Докажите.
- А теперь запишите слова в тетради и подчеркните орфограммы.


-Посмотрите, какая у нас красивая картина получилась. Даже в классе повеяло весной.

- Ребята, а может кто-то из вас знает стихи о весне и хочет их нам прочитать? (1ч.)

- У весны впереди еще много работы. Три долга у нее, три завета. Тьму зимнюю одолеть – с этим март справляется, снег согнать, землю разбудить и отогреть – апрель этим занимается, третий долг – теплую землю в зелень нарядить – достаются маю, который лес наряжает, лето в гости приглашает. (Слайд №6, №7, №8)


3..Введение в тему урока.

-Обратите внимание на получившийся ряд слов.

- Назовите «лишнее» слово (теплое).

- Что общего у оставшихся слов? (Это имена существительные)

-Докажите. (Отвечают на вопросы кто? что? И обозначают предмет).

- Определите род и число имен существительных.


На доске опорные слова: слово, вопрос, часть речи, значение, род, число.

-Трава – ж.р., ед.ч.

- Солнце - ср.р., ед.ч.

- Ветер- м.р., ед.ч.

- Ландыш- м.р., ед.ч.

- Птички – мн.ч.


Давайте обобщим наши знания об имени существительном.

4..Постановка проблемной ситуации.


(Слайд №9)

- Давайте обратимся к слову, которое мы назвали «лишним»: слово тёплое.


- Скажите, а сможем ли мы определить род и число этого слова?

- Почему возникло это затруднение? (Другая часть речи).

Вспомните, а что мы повторяли, разбор каких слов уже сделали сегодня?

- А могут ли изменяться по родам и числам прилагательные?

-Сегодня мы и попытаемся ответить на эти вопросы.


5. «Открытие» нового знания.

- Какой частью речи является слово ТЁПЛЫЙ? (Имя прилагательное)


1) – Что мы знаем о прилагательном? ( Самостоятельная часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?, украшают нашу речь)


- Только ли они украшают нашу речь? Давайте понаблюдаем.

- Представим такую ситуацию: трех художников попросили нарисовать лес. Вот, что у них получилось. ( Слайд № 10, №11, №12, №13)

- Как вы думаете, почему рисунки получились разные? (Не было сказано, какой лес надо рисовать)

- Опишите одну картину, какой лес изображен? (Слайд №14) (еловый лес, зимний лес, ели высокие, тёмно-зеленого цвета, лес густой, темный).

- Какие слова помогли нарисовать картину елового леса?


Следовательно, только прилагательные сделали задания понятным.

- Каково же значение прилагательных в русском языке? (Они делают нашу речь понятной, более точной). По количеству употребляемых слов прилагательные занимают 3 место (после существительных и глаголов)


Гимнастика для глаз (Слайд №15, №16, №17)

2) Связь имен прилагательных с существительными.

- Предлагаю понаблюдать, как используют прилагательные А.Майков и А.Толстой в своих стихотворениях.


Работа по учебнику. Упражнение 126 (стр.77)


а) выразительное чтение

б) разбор стихотворения по вопросам

- Какое время года в первом отрывке, а какое – во втором?

-Какие слова помогли вам это понять это? Как ласково названы цветы?

- А как вы понимаете слово сквозистый?

-Давайте обратимся к толковому словарю Ожегова и посмотрим, что оно обозначает.(Слайд №18)

в) находим прилагательные и слова, от которых мы будем задавать к ним вопросы.


подснежник – цветок (какой?) голубенький

подснежник – цветок (какой?) чистый

снежок (какой?) сквозистый

снежок (какой?) последний

цветики (какие?) степные

колокольчики (какие?) темно-голубые


Запись по памяти в тетрадь.

-А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте.


!!! Мы с вами убедились, что прилагательные тесно связаны с именами существительными?

Послушайте сказку «Скромные просители».

Родились Прилагательные с очень покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались бы во всем с существительными, да вот незадача: не было у прилагательных собственных рода, числа.

- А что если нам попросить их у Существительных, ну хотя на время, - мечтали Прилагательные и решили поговорить об этом с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были очень рады иметь новых друзей. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласоваться с Существительными, берут у них напрокат формы рода и числа. Вместе – служба, вместе – дружба.


!!! Такая связь в русском языке называется согласованием. Говорят, что прилагательное согласуется с существительным.


3)В чем же согласуются прилагательные с существительными? Какие признаки берут они у имени существительного?


Давайте понаблюдаем.


- Подберите к нашему слову теплый существительное женского рода, мужского рода, среднего рода и множественного числа (у доски).

Проверим


Тёплый …день (м.р., ед.ч.)

Тёплая …погода (ж.р., ед.ч.)

Тёплое …солнце (ср.р., ед.ч.)

Тёплые…лучи (мн.ч.)


- У прилагательных множественного числа род не определяем.

- Запишите эти словосочетания в тетрадь и попробуем выделить окончание и основу у прилагательных. Что заметили?


!!! Признаки рода и числа у прилагательного непостоянные, так как одно слово может быть в форме м.р., ср.р., ж.р. и мн.ч.


Физкультминутка (Слайд №19)


6.Первичное закрепление

  1. Упражнение 127 (стр.77)

Определите род и число имен прилагательных.

Проверка.

Чтение правила (с.78)

Так как же определить род и число имени прилагательного?


Дополнительное задание

Весна приготовила для нас ещё одно задание.

Тест (Слайд № 20)

Выполняем задания и подчеркиваем имена прилагательные.


7.Рефлексия.

- Наш урок заканчивается. Мы получили новые знания.

Но у меня остались к вам вопросы.

- Что узнали нового?

- Научились ли вы чему – то новому?

-Зачем нужны имена прилагательные?


Очень занимательное-

Имя прилагательное

Трудно будет без него

Если пропадет оно.

Ну, представь-ка себе это!

Как без признаков предмета

Будем спорить, говорить

Веселиться и шутить

Что тогда получится?

Стоит разве мучиться?

Не скажем мы «прекрасное»

Не скажем «безобразное»

Не скажем маме милая

Красивая, любимая.

Отцу, и брату, и сестре

Не сможем говорить нигде

Эти замечательные

При-ла-га- тель- ные.

Чтобы все отличным стало

Разных признаков немало

Будем всюду замечать

И к месту в речи

Их вставлять!

- Почему прилагательные назвали именно так? (прилагаются к существительному)

- Как называется такая связь в русском языке, когда прилагательное связано с существительным? (согласование)

-Что нового вы узнали об имени прилагательном? (изменяются по родам и числам).

- Каким членом предложения являются?

-Какую роль играют имена прилагательные в нашей речи?

-Понравился вам урок? «Просигнальте» мне, пожалуйста. (Дети поднимают карточку – «настроение» в виде личика).

8.Домашнее задание: (Слайд № 21) Оценки.

Вы сегодня замечательно работали. Большое спасибо всем за работу.

И сегодня на уроке я ставлю оценки (прокомментировать)__________

_______________________________________________________________

Весна подарила нам свои тёплые лучики. А вы опишите свое настроение прилагательными, по рабочей тетради выполните упр.82(стар.) или упр.111(нов.), повторите словарные слова, выучите правила.



Огромное спасибо за сотрудничество! (Слайд №22)



муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Солнцевская средняя общеобразовательная школа»

Солнцевского района Курской области









Урок по русскому языку

в 3 «б» классе на тему

«Изменение имён прилагательных

по родам и числам».












Подготовила и провела

Сараева Светлана Анатольевна,

учитель начальных классов







п.Солнцево, 19.03.2013г.