Проведение исследования. Подтверждение гипотезы. -Чтобы определить свойство льда я вам помогу провести такой опыт: я ударю по льду молотком. Демонстрируем опыт -Что вы увидели? -Что произошло со льдом? -Увидели, как лед раскололся. -Лед разбился. -Это демонстрирует нам свойство льда—хрупкость. Как с помощью нашего оборудования (молотка) мы доказали, что лед хрупкий? -Вывод: лед- хрупкий. -А какое свойство можно определить у льда просто посмотрев на него? Ничего не делая. -Можно определить цвет. -Какого цвета лед? -Можно ли сказать, что лед белый? А какого он цвета? -Положите кусочек льда на красную бумагу, на синюю, на желтую. -Изменился ли цвет льда? -Лед не имеет цвета, это свойство — бесцветность Вывод: лед –бесцветный. Записывает свойство на доске в таблицу -Положите газету на парту. -А теперь положите на газету лед и попробуйте прочитать, увидеть текст через лед. -Как называется такое свойство? Когда через предмет всё видно, как через стекло? -Значит, лед прозрачный? -Запишем это свойство в таблицу. Записывается свойство в таблицу на доске -Положите оставшийся лед в стакан. -Пока мы проводили эти опыты, что вы заметили? (Количество льда уменьшилось?) -Что произошло со льдом? -Почему так происходит? -Во что превращается лед, когда тает? -Какой можно сделать вывод? Что такое лед? Вывод: лед- замерзшая вода. -А как появляется лед? -Лед – это замерзшая вода. Объем воды при замерзании увеличивается. Это легко проверить. Если захотите, то налейте в стеклянную банку воды и вынесите на мороз или поставьте в морозилку. Когда вода замёрзнет, вы увидите, что банка либо лопнула, либо на поверхности образовался бугорок льда. Это говорит о том, что объем воды при замерзании увеличивается. -Лёд может находиться и на вершинах гор; образовывая скопления льда - ледники. Горные ледники подтаивают и тем самым питают реки водой. -Где в природе вы видели лед? -А пока мы беседовали лед полностью растаяли и превратились в воду, потому что у нас в классе тепло. Вода замерзает только при температуре нуль или ниже по Цельсию. -Чистая ли вода в стакане? -Лед, если выглядит кристально чистыми, таковым и является. -Можно ли употреблять в пищу лед? -Давайте обобщим результаты наших экспериментов. Назовите все свойства льда. (Лед бесцветный, прозрачный, хрупкий, лед -это замерзшая вода.) Проводится устный опрос. -Мы закончили экспериментировать, давайте вспомним, какую цель для опытов мы ставили? (Изучить свойства льда.) -Достигли ли мы этой цели? (Да) -Как мы достигли цели? Что мы сделали для этого? (Провели опыты, сделали по опытам выводы.) -Давайте вспомним, какую гипотезу, вы сформулировали в начале урока? (Лед – замёрзшая и перешедшая в твёрдое состояние вода.) Ответьте, это утверждение верно или неверно?(Да, верно. Лед- замерзшая вода в твердом состоянии.) -Кто хочет поделиться своими результатами работы перед одноклассниками? Организуется выступление учащихся у доски -Понравилось ли вам быть учеными? Стираем с доски таблицу -Теперь как ученые мы оформим наши результаты на бумаге и закрепим изученный материал, выполните задание 2 в рабочей тетради на странице 46. Укажите, какие свойства относятся к свойствам льда? |