СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отражение истории Южного Урала на примере сказа П. Бажова "Чугунная бабушка"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Отражение истории Южного Урала на примере сказа П. Бажова "Чугунная бабушка"»

[Введите текст]


VII Научно-практическая конференция юных исследователей Детско-юношеского центра г. Челябинска

«Планета открытий»

«В краю уральском гордо жить»








Исследовательская работа


Тема: Отражение истории Южного Урала на примере сказа П.П. Бажова «Чугунная бабушка»










Автор: Адушева Арина Валерьевна

5 класс, МАОУ «Лицей №37 г. Челябинска»

Руководитель:

Жуковень Евгения Юрьевна

Учитель истории и обществознания













Челябинск, 2023

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………….3

Глава I. Собиратель уральских сказов П.П. Бажов…………………………………….4

    1. Исторический портрет П.П. Бажова………………………………………………..4

    2. Жанровые особенности сказа ………………………………………………………5

Глава II. Сказ «Чугунная бабушка» как исторический источник…………………….6

2.1 Сказ как исторический источник……………………………………………………6

2.2 Сюжет сказа «Чугунная бабушка»………………………………………………….6

2.3 Исторический анализ сказа «Чугунная бабушка»…………………………………7

Заключение……………………………………………………………………………...10

Список использованных источников………………………………………………….11

Приложения……………………………………………………………………………..12










































ВВЕДЕНИЕ

Город Касли Челябинской области славится одним из видов русского промысла – художественным литьем из чугуна. Несмотря на то, что каслинские чугунные изделия созданы из весьма неординарного материала, они изящны, детализированы, ажурны, прочны и долговечны.

Каслинские мастера создавали настоящие шедевры, их изделия славились по всему миру. Наверное, у каждого дома найдется хоть один предмет, сделанный на Каслинском заводе архитектурно-художественного литья.

Еще город Касли связан с именем известно уральского сказителя Павла Петровича Бажова. Павел Петрович посещал город Касли, он был потрясен работами местных мастеров и посвятил каслинским мастерам-литейщикам сказ«Чугунная бабушка»,главным героем которого становится Василий Федорович Торокин, один из самых известных литейщиков Каслинского завода второй половины XIX – начала XX в.

Существует большое количество исторических источников, которые дают нам информацию о том, как жили люди в прошлом, чем они занимались и т.д. В качестве исторического источника важное место занимают литературные памятники. В нашей работе мы обратимся к сказу П.П. Бажова «Чугунная бабушка», рассмотрим сказ в качестве исторического источника. На сколько информация, содержащаяся в сказе достоверна?

Целью данной работы является проведение анализа сказа П.П. Бажова «Чугунная бабушка», как исторического источника.

Для достижения цели исследовательской работы необходимо решить следующие задачи:

– изучение биографии П.Бажова;

– выявление особенностей сказа;

– анализ сказа П.П. Бажева «Чугунная бабушка» и сравнение полученных данных с историческими фактами.

Объектом данного исследования в рамках заявленной темы является отражение истории Южного Урала на примере сказа П.П. Бажова «Чугунная бабушка». Предметом исследования является Сказ П.П. Бажова «Чугунная бабушка», как исторический источник.

Гипотезой данного исследования: сказы П.П. Бажова могут быть использованы в качестве исторического источника.

ГЛАВА I. СОБИРАТЕЛЬ УРАЛЬСКИХ СКАЗОВ П.П. БАЖОВ



    1. Исторический портрет Павла Бажова

Павел Петрович Бажов – выдающийся уральский писатель. Родился 27 января 1879 года в поселке Сысертского завода. Он родился и прожил всю свою жизнь на Урале [7].

Отцом писателя был рабочий, опытный мастер Бажев Пётр Васильевич (фамилия родителя изначально прописывалась через букву «ё»). Мать Августина Стефановна была домохозяйкой, целыми днями занималась домашним хозяйством, а вечерами сидела с рукоделием [7].

Учился П. Бажов сначала в Екатеринбургском духовном училище, потом в Пермском духовном училище, потому что там была самая низкая плата за обучение. Но становиться священником П. Бажов не планировал, он предпочел стать учителем русского языка (учительствовал 18 лет), преподавал сначала в сельской школе Шайдурихе, а затем в духовных училищах Екатеринбурга и Камышлова. А когда наступали летние каникулы, то П. Бажов путешествовал по уральским деревням.

П. Бажов принял Октябрьскую революцию как возможность покончить с социальным неравенством, воевал в Гражданскую войну на стороне красных, стал журналистом, а затем - редактором, писал книги по истории Урала, собирал фольклорные записи, очень много работал.

Первая книга очерков «Уральские были» вышла в 1924 году. А уже в 1936 году был опубликован первый из уральских сказов «Девка Азовка» [3]. В 1939 в «Сведлгизе» вышел первый сборник сказов "Малахитовая шкатулка".

Исследователи творчества Бажова называют «Малахитовую шкатулку» главной книгой писателя. Сам же писатель говорил: «Хотелось бы, чтобы эта запись по памяти хоть в слабой степени отразила ту непосредственность и удивительную силу, которыми были полны сказы, слышанные у караулки на Думной горе». Всего П. Бажов создал 56 сказов [2].

Через несколько лет за свой труд получил Государственную премию, а также награжден орденом Ленина за литературную работу. П. Бажов своим особым, неповторимым языком рассказал о красоте Урала, о несметных богатствах его недр, о могучих, гордых, сильных духом мастеровых людях.

П. Бажов умер от рака легких в начале зимы 1950 года. Прах знаменитого писателя погребен на Ивановском кладбище в Свердловске [9].


1.1 Жанровые особенности сказа

Каждый народ выражает свои национальное особенности в различных жанрах фольклора – былинах, легендах, преданиях, песнях, сказках, сказах. Слово «фольклор» обозначает «устное народное творчество» [5].

Одним из способов знакомства с культурой Урала является сказ. Самый известный сказитель Урала – это Павел Петрович Бажов, он внес значительный вклад в развитие такого жанра, как сказ.

На сегодняшний день существует большое количество определения термина «сказ». Если мы обратимся к современному толковому словарю русского языка, то увидим, что сказ как литературный жанр представляет собой «произведение устного народного творчества о событиях прошлого или современности, в котором повествование ведется от лица рассказчика»

В Толковом словарь Ожегова сказ – это 1. народное эпическое повествование о народных героях.2. В литературоведении: повествование, имитирующее речь рассказчика и ведущееся от его лица [9].

В поэтическом словаре Киявского сказ – это 1) название повествовательного произведения русского фольклора. 2) Особая форма авторской речи, проводимая на протяжении всего художественного произведения в духе языка и характера того лица, от имени которого ведется повествование.

Сам П.П. Бажов так писал об отличии сказки от сказа: «К тому, что рассказывает сказка, относились заранее как к вещи, которая занимает, развлекает, поучает младших. А к сказу относились по-другому, в сказе есть элемент действительной жизни, истории…В основе лежит истинное происшествие, и эта близость к истине и отличает сказ от того, что в народном понимании является сказом».

Таким образом, мы можем выделить основные особенности сказа:

- повествование в сказе ведётся от лица рассказчика;

- у рассказчика имеется своя собственная речевая манера, не отвечающая литературным нормам;

- сказ повествует нам о событиях, которые произошли в реальной жизни. Правдивый сюжет сочетает в себе элементы волшебства;

- сюжеты повторяются, но это происходит редко;

- в центре событий сказа находится человек с особой судьбой, которая воспринимается читателем, как что-то исключительное, даже фантастическое;

- своим стилем сказ напоминает нам фольклорные произведения;

- в сказе делается упор на устную народную речь [11].

ГЛАВА II. СКАЗ «ЧУГУННАЯ БАБУШКА» КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК


    1. Исторический источник

Обратимся к определению понятия «исторический источник», которое нам дает историк Леонард Дербов. Исторический источник – это все остатки прошлого, в которых сохранилась информация, которая отражает реальные явления общественной жизни и закономерности развития человеческого общества [4].

Таким образом, мы можем сделать вывод, что исторический источник – это любой материальный объект, который является результатом человеческой деятельности и который содержит в себе информацию о прошлом человека и общества в целом.

Исторические источники можно разделить на две группы:

- вещественные – это те источники, которые можно рассмотреть, потрогать (здание, скульптура, картина, книга и т.д.);

- невещественные – это те источники, которые несут в себе большое количество информации, но их нельзя увидеть и потрогать (сказки, народные песни и т.д.)


2.2 Содержание сказа «Чугунная бабушка» П.П. Бажова

В 1943 году П. Бажовым был написан сказ «Чугунная бабушка», написал сказ П. Бажов для фронтовой газеты "В бой за Родину". Сказ повествует о каслинском художнике - литейщике Василии Торокине, его невероятно уникальных работах и судьбе. Каслинское литье славится во всем мире.

Сначала модели для отливки делали французские и немецкие художники, это не нравилось каслинским мастерам. И вот однажды формовщик В. Тороков решил попытаться самостоятельно сделать фигурку, которая была бы просто бытовой. Так появилась знаменитая «чугунная бабушка» - портрет простой старушки с веретеном «старуха с прялкой» (Приложение 2).

Начальство высоко оценило фигурку, впоследствии наладился массовый выпуск, вслед за Торокиным другие мастера завода тоже стали лепить фигурки. Но в скором времени Василия Торокина выгнали с завода, а его знаменитое изделие сняли с производства.

Дело было в том, что хозяином завода тогда был немец, которого вырастила тетка Каролина. Каролине не понравилась идея изображать в литье сцены из обычной жизни. Но со временемвыручки завода упали и производство торокинских изделий возобновили. В конце произведения рассказчик делает вывод о долговечности результатов человеческого труда.


2.3 Исторический анализ сказа «Чугунная бабушка»

Завод архитектурно-художественного литьяв городе Касли был основан в 1746 году. Изначально это было обычное металлургическое предприятие, которое выпускало железо. Но в начале XIXв, в канун войны 1812 года завод стал производить чугунные ядра, гранаты, картечь, все необходимое для ведений войны. Чугун – это особый сплав железа с углеродом.

Постепенно ассортимент чугунных изделий продолжил расширяться. Связано это было с тем, что развивалась техника, мастерство работников, улучшения качества металлов и особые местные формовочные пески.

Серьезные изменения произошли в 1843 году, когда каслинские мастера приступили к серийному изготовлению художественных изделий. И этот опыт оказался очень удачным [8].

Постепенно каслинцы начали отрабатывать собственные приемы, и уже во второй половине XIX века каслинский промысел сформировался как самобытное направление в отечественной художественной промышленности.

Подтверждение тому факту, что в г. Касли были мастера, которые занимались изготовлением изделий из чугуна, мы можем найти в тексте сказа «Чугунная бабушка» П. Бажова: «Против наших каслинских мастеров по фигурному литью никто выстоять не мог. Сколько заводов кругом, а ни один вровень не поставишь. Другим заводчикам это не вовсе по нраву приходилось. Многие охотились своим литьем каслинцев обогнать, да не вышло» [1].

Изготовление изделий каслинского литья – процесс очень сложный, требующий от работников особых знаний, умений и навыков. Весь процесс изготовления изделий из чугуна разделен на несколько последовательных операций, каждую из которых выполняет определенный человек«А ведь все это к одному шло. Оно и выходит, что около каслинского фигурного литья, кроме художников, немало народу ходило. И набирался этот народ из того десятка, какой не от всякой сотни поставишь» [1].

Сначала модель лепится из мягкого, податливого материала – это может быть воск, пластилин и редко используют глину. Вновь обратимся к сказу: «Тоже ведь фигурка, сколь хорошо ее ни слепит художник, сама в чугун не заскочит», «Вот и стал дядя Вася лепить бабку Анисью со всем, сказать по-нонешнему, рабочим местом…», «Придумал на этот раз углевоза слепить, с коробом, с лошадью, всё как на деле бывает». В 1943 году П. Бажовым был написан сказ «Чугунная бабушка», написал сказ П. Бажов для фронтовой газеты "В бой за Родину". Сказ повествует о каслинском художнике - литейщике Василии Торокине, его невероятно уникальных работах и судьбе. Каслинское литье славится во всем мире [1].

Сначала модели для отливки делали французские и немецкие художники, это не нравилось каслинским мастерам. И вот однажды формовщик В. Тороков решил попытаться самостоятельно сделать фигурку, которая была бы просто бытовой. Так появилась знаменитая «чугунная бабушка» - портрет простой старушки с веретеном «старуха с прялкой» [1].

«Начальство высоко оценило фигурку, впоследствии наладился массовый выпуск, вслед за Торокиным другие мастера завода тоже стали лепить фигурки. Но в скором времени Василия Торокина выгнали с завода, а его знаменитое изделие сняли с производств [1]».

После того, как изделие слеплено начинается следующий этап – формовка (изготовление формы) «Формовщик хоть и по готовому ведет, а его рука много значит. Чуть оплошал — уродец родится.», «Формовочное дело, известно, с лепкой-то по соседству живет: тоже приметливого глаза да ловких пальцев требует».

Далее мастера приступали к заливке, чеканки и сборке изделия. «Дальше чеканка пойдет. Тоже не всякому глазу да руке впору. При отливке, известно, всегда какой ни на есть изъян случится», «Чеканщику и приходится все эти изъяны подправить: наплывчики загладить, шадринки сбить, путцы срубить. Со стороны глядя, и то видишь — вовсе тонкое это дело, не всякой руке доступно».

На последнем этапе проходила покраска изделия «Бронзировка да покраска проще кажутся, а изведай — узнаешь, что и тут всяких хитростей-тонкостей многонько» [1].

Для искусства скульптуры второй половины XIX века характерно такое направление, как реализм. Реализм – это направление в искусстве XIX-XXI веков, для которого характерно максимально достоверное изображение действительности. Наиболее активно создаются скульптуры, которые были ориентированы на запрос общества и отражение жизни народа. Важное значение имела бытовая тематика. «… лепить бабку Анисью со всем, сказать по-нонешнему, рабочим местом. Тут тебе и кадушка, и ковшичек сбоку привешен, и бабка сидит, сухонькими пальцами нитку подкручивает…», «Придумал на этот раз углевоза слепить, с коробом, с лошадью, все как на деле бывает», «…пепельницу на манер капустного листка. Кто опять придумал вырезать девушку с корзинкой груздей, кто свою собачонку Шарика лепит-старается».

Обратимся к главному персонажу сказа П. Бажова Торокину Василию Федоровичу (Приложение 1.). Это реальный человек, он один из самых известных литейщиков Каслинского завода второй половины XIX – начала XX в..«В числе прочих литейщиков был в те годы Торокин Василий Федорыч. В пожилых считался. Дядей Васей в литейном звали», «Даром что неграмотный, а лучше всех доводил. Самые тонкие работы ему доверяли».

В.Ф. Торокин был заводским скульптором. Василий Федорович работал на Каслинском заводе с 1859 г. первоначально на подготовке формовочных песков, позднее – учеником формовщика, литейщиком-формовщиком, модельщиком, к примеру«Этот дядя Вася с малых лет на формовке работал и, видно, талан к этому делу имел», «Вот и стал дядя Вася лепить бабку Анисью со всем, сказать пононешнему, рабочим местом»[1].

Василий Федорович Торокин создал ряд авторских моделей для литья в чугуне, которые отражали художественную специфику русского стиля. На заводе в г. Касли по его авторским моделям отливалось большое количество работ.

П.П. Бажов несколько раз бывал в Каслях и очень восхищался работой каслинских мастеров. У него дома были чугунные фигурки из Каслей: бюст Пушкина, "Джигитовка"... Он не расставался с маленькой чугунной табакеркой. Часто повторял: "Каслинские литейщики в форму льют чугун, а остывает он серебром. И это я не для красного словца говорю"[3].

Василий Торокин в свободные от работы, от домашних дел часы занимался лепкой. Тайком от начальства на заводе по ночам, он вылепил статуэтку, которая получила название «Старуха с прялкой». История создания этой скульптуры послужила писателю П.П. Бажову идеей для создания сказа «Чугунная бабушка».

Писатель Евгений Пермяк вспоминает: «Говоря о заводе, Павел Петрович часто упоминал имя каслинского мастера скульптора-самоучки Василия Торокина, рассказывая о его литье, рассказывая как будто обычно, на самом же деле «репетируя», он проверял на мне сказ, который потом был назван в честь скульптуры Торокина, изображающей старуху, – «Чугунная бабушка»» (приложение 2).

А вот что писал писатель, публицист Александр Шарц в своих воспоминаниях о Бажове: «В моей комнате на полке стояла небольшая статуэтка каслинской работы – «Чугунная бабушка». Павел Петрович сразу обратил на нее внимание.

– Слыхал – заговорил он, – сказ об этой бабушке.

И начал писать о ней.

– Вы дайте мне ее, конечно на время, хочется подумать и кое-что вспомнить в ее присутствии!

В ноябре 1943 года я получил от Павла Петровича номер газеты «Челябинский рабочий» от 7 ноября этого же года с его сказом «Чугунная бабушка», а скоро и саму бабушку привезли мне из Свердловска. Так статуэтка каслинского литья напомнила Павлу Петровичу давно задуманный сказ и, видимо, подтолкнула к окончательной отделке его. Позднее «Бабушку» у меня попросила наша Пермская художественная галерея. Там она теперь и стоит» [3].

Подтверждение вышесказанному мы можем найти в сказе: «Мне охота простое показать. Самое, значит, житейское. Скажем, бабку Анисью вылепить, как она прядет... Вот и стал дядя Вася лепить бабку Анисью, со всем, сказать по-нонешнему, рабочим местом. Тут тебе и кадушка, и ковшичек сбоку привешен, и бабка сидит, сухонькими пальцами нитку подкрчивает, а сама маленько на улыбке. Вот-вот ласковое слово скажет» [1].

Заканчивается сказ очень важными словами: "Работа — она штука долговекая. Человек умрет, а дело его останется. Вот ты и смекай, как жить-то". Не случайно эти слова выбиты на граните памятника Бажову на его могиле [1].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В завершении нашей работы, мы можем сделать следующие выводы:

Во-первых, П.П. Бажов огромное внимание уделял достоверности своих произведений, он внимательно изучал исторические источники, путешествовал по Уралу. Сам П.П. Бажов так писал об отличии сказки от сказа: «К тому, что рассказывает сказка, относились заранее как к вещи, которая занимает, развлекает, поучает младших. А к сказу относились по-другому, в сказе есть элемент действительной жизни, истории… В основе лежит истинное происшествие, и эта близость к истине и отличает сказ от того, что в народном понимании является сказом» [2].

Во-вторых, большинство проанализированной информации, которая была написана в сказе П.П. Бажова «Чугунная бабушка» нашло свое подтверждение в иных источниках.

Таким образом, мы можем сказать, что сказ, П.П. Бажева «Чугунная бабушка» может считаться историческим источником. Цель исследовательской работы достигнута, задачи выполнены, гипотеза подтверждена.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Литература:

  1. Бажов П.П. Малахитовая шкатулка. / П.П. Бажов. – М.: Правда, 1984. – 640 с.

  2. Бажовская энциклопедия / под ред. В.В. Блажес, М.А. Литовская. – Екб.: «Сократ», 2017.

  3. Капитонова, Н. А. Бажов и Южный Урал // Литературное краеведение: Челябинская область / Н. А. Капитонова. — Челябинск: АБРИС, 2008. — С. 89-99.

  4. Мозжухина Т.В. Понятия об источнике. Определения исторического источника / Т.В, Мозжухина. – М.: РГГУ, 2009. – 9 с.

  5. Семенов А.В. Этимологический словарь русского языка. Русский язык. от А до Я. / А.В. Семенов. – М.: «ЮНВЕС», 2003 г. – 704 с.

  6. Халтурина М.Л. Штука долговекая…// Каслинский альманах, 2004 – июль.

  7. Энциклопедия для детей «ЗемляУральская» Корецкая Т.А. ОАО «Юж.-Ур. Кн. Изд-во» 2004г

Электронные ресурсы:

  1. Воспоминания дочери П.П.Бажова. – http://www.bazhov.ru/b1.htm.

  2. История Каслинского завода архитектурно-художественного литья. – https://kasliart.ru/history/

  3. Павел Петрович Бажов: биография, уральские сказы и сказки. –https://nashural.ru/culture/ural-characters/pavel-bazhov/

  4. Павел Бажов – биография. – https://biographe.ru/znamenitosti/pavel-bazhov

  5. Сказ, теория по литературе. – https://spadilo.ru/skaz/

  6. История Каслинского завода архитектурно-художественного литья. – https://kasliart.ru/history/

  7. Статья «Василий Федорович Торокин». – http://kaslicastiron.ru/artists/217

  8. Лысанова Н. Южный Урал в жизни и творчестве Павла Бажова / Н. Лысанова. –http://moloko.ruspole.info/node/12214.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1



Изображение 1. Могила В.Ф. Торокина на Каслинском кладбище























Приложение 2





























Изображение 2. «Старуха с прялкой», каслинское литье 1913 г. (В.Ф. Торокин)