Просмотр содержимого документа
«Оценочный инструментарий как средство формирования аналитических и оценочных умений обучающихся на уроках изобразительного искусства в условиях ФГОС.»
МКОУ «Высотинская средняя школа»
Индивидуальная образовательная программа развития учителя изобразительного искусства.
Тема: Оценочный инструментарий как средство формирования аналитических и оценочных умений обучающихся на уроках изобразительного искусства в условиях ФГОС.
(срок реализации5 лет)
Автор: учитель высшей категории
Головко С.В
2020-25 уч. год.
Пояснительная записка
Одним из важнейших аспектов педагогической деятельности является оценка полученных результатов, в ходе которой можно установить успешность образовательного процесса. Учителя ИЗО находятся в затруднительном положении при оценивании знаний. Где взять критерии, по которым можно судить о результативности обучения? Надо ли восхищаться природными способностями учащихся, которые без усилий прекрасно рисуют? В любой работе учащегося можно найти положительные качества, а так же критерии оценивания, способствующие его индивидуальному развитию.
Сегодня оцениванию на уроках ИЗО подлежат не только специальные художественные способности школьника, но и его творчество и инициатива.
В условиях внедрения ФГОС 3 перед учителем ставится цель: изменения традиционных подходов и применения функциональной компетентности в оценки и самооценки достижений учащихся на уроках ИЗО.
Для решения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Изучить приемы работы по формированию функциональной грамотности как способу самооценки деятельности обучающихся на уроке изобразительного искусства;
Определить и разработать конкретные и понятные критерии оценки работ учащихся, учитывающих индивидуальный и дифференцированный подход;
Составить матрицу оценочного листа по каждому разделу учебной программы.
При включении формирующего оценивания в учебный процесс на уроках изобразительного искусства необходимо выполнение следующих условий: на уроке должно присутствовать тесное взаимодействие учеников с учителем и между собой, обсуждение с учителем, свободные вопросы, особая атмосфера доверия и творческая заинтересованность.
1 этап: Диагностический
Теория (знаю) | Практика (умею) |
‑ что оценивать ‑ как оценивать ‑ каким образом оценивать | -выделять что именно подлежит оцениванию в изобразительной деятельности -выбирать какими средствами - выполнять процедуру оценивания, этапы ее осуществления |
Теория (не знаю) | Практика (не умею) |
1 Аспекты функциональной грамотности 2 Формирующее оценивание 2 Что же такое “критериальное оценивание» 3 Инструмент оценивания | 2 -анализировать внутреннюю оценку учебных достижений -осуществлять сбор информации о процессе обучения учащегося 3 оценивать по критериям, т. е. оценке которая складывается из составляющих (критериев), отражающие достижения учащихся по разным направлениям развития их учебно-познавательной компетентности. 4 -составлять оценочные листы, контрольные списки или формы само- и взаимооценки. |
Проблема: Традиционная система оценивания, которой я пользуюсь в данный момент, не даёт возможности для формирования у учащихся анализа внутренней самооценки, что ведёт к снижению мотивации в учебной деятельности и познавательной активности.
Задачи: | Шаги по реализации задачи: | Сроки реализации |
Сбор и изучение информации по данной теме | 1 Знакомство с Интернет ресурсами 2 Приобретение методической литературы 3Изучение теоретического материала по данной теме 4 Изучение и анализ ФГОС3 | Февраль2020 год –май 2020год 2021-2022уч.год. |
Создание понятийного аппарата (глоссария) | Составление памятки (электронная презентация): - Функциональная грамотность -Что такое «оценка» и «отметка»; - Что такое «критерий»; - функции критериального оценивания; - Принципы критериального оценивания: -. Из каких компонентов состоит критериальное оценивание; - инструмент критериального оценивания. | Сентябрь2020года- январь 2022года |
Подготовка пакета методических рекомендаций по оцениванию учебных достижений у школьников на уроках изобразительного искусства. | 1 Составить алгоритм модели формирования контрольно- оценочных умений у учащихся на уроках изобразительного искусства в соответствии с планируемыми результатами новой программы.. 2 Познакомить учащихся 7 классов с критериями оценивания творческих работ. | Февраль 2022год - май2022 |
Формирование у учащихся умения видеть себя, свои действия, познавать свой внутренний мир. | 1 Научить учащихся применять на практике при самооценке и взаимооценки итоговых творческих работ навыки критериального оценивания. | Октябрь 2022год- май 2023год |
2 Прогностический
Задачи: | Шаги по реализации задачи: | Сроки реализации |
1 Корректировка тематического планирования в конструкторе Составление оценочного инструментария | 2 Составить листы оценки творческой работы по разделу учебной программы с использованием индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся. | Сентябрь 2022год-март2023год |
2 Практический
3 Внедренческий
Задачи: | Шаги по реализации задачи: | Сроки реализации |
Апробация оценочного инструментария учащихся на уроках изобразительного искусства в 7 классе | - научить определять объект, подлежащий оценке. - знать – как оценивать объект, подлежащий оценке. -понимать - процедуры оценивания. | В течении 2023-2024 учебного года |
Апробация методов, приемов оценивания | Применение методов и приемов оценивания творческой работы в 7 классе на конец изучения разделов | Сентябрь 2024год –май 2025год |
5 этап: Обобщающий(2025)ч.год
Оформление методической папки.
Самоанализ (обобщение опыта) собственной педагогической деятельности по данной теме.
6 этап: Прогнозируемый результат:
Для учащихся формирующие оценивание дает возможность:
- видеть свой учебный прогресс;
- чувствовать ответственность за свою учебную работу;
- стремиться выполнять ее качественно;
- ученик учится формулировать свои учебные ожидания, а затем определяет, оправдались ли они.
Формирующее оценивание позволяет педагогу:
- чётко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае и организовать в соответствии с этим свою работу;
- помогать учиться на ошибках;
- помогать понять, что важно;
- помогать обнаруживать то, что ученики не знают, не умеют делать.