2 класс УРОК № 81
Тема: Понятия «половина», «треть», «четверть».
Действия с величинами. Составление простых и составных задач.
Цель: познакомить учеников с делением на части, ввести понятия «половина», «треть», «четверть»; научить и закрепить выполнять различные арифметические действия с именованными числами; упражняться в составлении и решении простых и составных задач изученных типов; формировать умение составлять задачи по схемам;
развивать внимание, память, логическое мышление, речь;
воспитывать положительное отношение к учебе, любовь к математике, дружеские взаимоотношения между учениками, дисциплинированность, самостоятельность, старательность.
Оборудование: ноутбук, DVD-запись физкультминутки; геометрические фигуры, вырезанные из цветного картона (квадраты, круги – разрезанные на части); карточки и плакаты с заданием № 641; плакаты, с записанными задачами, краткими условиями и схемой решения; демонстрационные карточки таблицы умножения; ребусы; полоски из цветной бумаги (красного, зеленого и голубого цвета); ленты (красного, зеленого и голубого цвета); метровая лента, карточки с темой урока.
Тип урока: интерактивный.
Использованная литература: Математика 2клас М.В. Богданович; Н.Б. Шост «Уроки математики» 2клас.
ХОД УРОКА
І. Организация класса
- Встали все ровно, развернулись, поздоровались с нашими гостями. Садитесь.
ІІ. Актуализация опорных знаний
Запись даты и проведение каллиграфической минутки.
- Открываем тетради, записываем число (23 февраля) и классная работа.
- Что можно сказать о числе 23? Четное или нечетное? Двузначное или однозначное? Сколько десятков, единиц?
- Вспоминаем, как пишем число 10? (прописывают число 10 в тетрадях).
1. Устный счет
- На сколько вы аккуратны, я увидела, а теперь проверю на внимание. Ваша задача отвечать хором ответы. (Показ демонстрационных карточек таблицы умножения).
2. Игра «Какой знак?»
28_+_4 = 32 2_х_9 = 18
12_-_3= 9 20_-_4= 16
10_+_2= 12 2_х_5=10 2_х_6 =12 78_+_2 = 80
18_-_2= 16 4_х_8 =32
28_+_2= 30 14_-_7 = 7
3_х_7= 21 29_+_9 =38
48_-_ 9 = 39 3_х_3 = 9
9_+_3=12 17_-_7 = 10
4_х_3=12 3_х_9 = 27
- Обратите внимание, чего здесь нет? Нахождение деления нет!
ІІІ. Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности.
- Вот сегодня мы будем много делить. Результат моего деления вы увидите. Делила, делила, сейчас покажу что. Ой, так еще и вам раздала, ну, теперь совсем не соберу. У вас на партах лежат разноцветные элементы? Поднимите их. Вы все умеете собирать пазлы, поможите? Ребята, берем элементы и подходим к доске, что у Вас получается?
Физминутка у детей в руках элементы фигур «Пазлы»
- Эта фигура состоит из двух равных элементов. Как эту часть можно назвать? (Половина). (На доске вывешиваю тему урока: Половина. Треть. Четверть.)
- Эта фигура состоит из трех равных элементов. Как эту часть можно назвать? (Третья часть или треть).
- Эта фигура состоит из четырех равных элементов. Как эту часть можно назвать? (Четвертая часть или четверть).
- Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Половина. Треть. Четверть.)
ІV. Восприятие и осознание нового материала
1. Слово учителя с элементами беседы.
- Для чего еще, нужны такие части, как половина, треть, четверть? А зачем это надо? Людям издавна часто приходилось делить целое на части. Самая известная из подобных частей — это, конечно, половина.
Половина – это одна из двух равных частей целого.
Слова с префиксом пол можно услышать почти каждый день: полчаса (т.е. половина часа), полкилограмма, полстакана и т. д.
- Назовите еще несколько слов с префиксом пол.
- Но, кроме половины, есть и другие, часто используемые части целого, например: треть и четверть (треть года, четверть литра и т. п.).
- Когда образуются эти части? (Когда один предмет (пирог, апельсин, арбуз и др.) делят на 3 или 4 равных части.)
Треть – это одна из трех равных частей целого.
Четверть – это одна из четырех равных частей целого.
(При измерении часто бывает просто невозможно ограничиться только целыми единицами).
VI. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА
1. Работа с ленточками и бумажными полосками.
- У меня три ленточки они все одинаковой длины.
Теперь выполняете вы, с полосками бумаги. Взяли 3 полоски, что вы заметили? (Они одинаковой длины).
- Давайте измерим, я свою, а теперь вы.
Измеряю длину ленты - 12 дм = 120 см. Измеряем длину полосок – 12 см.
- Как мне найти половину данной длины? Сложить пополам. Отрезаю, измеряю – 6 дм. Первую полоску сложили пополам, отрезали, получили 6 см.
- Теперь возьму следующую ленту, как мне найти треть длины? Сложить втрое, одну часть отрезаю и должна получить 4 дм или 40 см, проверяю. Следующую полоску, складываем втрое, находим третью часть и отрезаем, показали, измерили.
- А эту надо поделить на 4 части, четвертую часть отрезаю и получаю – 3 дм или 30 см. Последнюю полоску делим на 4 части, отрезаем 1 часть, получаем четверть, измеряем. Какой длины четверть полоски? (3 см).
- На сколько длина моей ленты длиннее, чем ваша полоска?
- Во сколько раз длина моей ленты длиннее, чем ваша полоска?
Отложили ножницы и полоски.
2. Работа в тетрадях.
- Мы до сих пор находили половину, треть, четверть ленточки, фигур, полосок, а теперь попробуем найти часть от числа.
- Придвинули тетради. Записываем «Выражения»
- Как найти половину от числа 12?
- Записываем в тетрадях. (Ученики записывают у доски).
- Как найти треть от числа 15?
- Как найти четверть от числа 8?
12:2= 6 – это половина 12
15:3=5 – это треть числа 15
8:4=2 – это четверть числа 8
Физминутка. Таблицы под музыку
(Пока ребята выполняют физкультминутку, учитель раздает индивидуальные карточки, на которых записано задание № 641)
4. Выполнение задания № 641
- Отдохнули.
- Мы с вами весь урок измеряем длину ленточек, полосок с помощью линейки. А теперь я схитрю, я раздала карточки, на которых записаны такие именованные числа, которые с помощью нашей линейки не измерить. В течение 2 минут вы должны выполнить это задание, соединив выражение с его значением линиями. Время пошло.
(Вывешиваю плакаты с правильными ответами).
5 дм 6 см + 3 см = 1 дм 2 см
5 дм 6 см + 3 дм = 4 дм 7 см
1 дм + 2 см = 5 дм 9 см
8 дм 7 см - 4 дм = 8 см
8 дм 7 см - 4 см = 8 дм 3 см
1 дм : 2 = 8 дм 6 см
1 дм - 2 см = 5 см
12 см
- Время прошло. Сверили свои ответы с ответами на плакатах. У кого так соединены линии? Обратите внимание на это выражение. Как вы думаете, где правильно? Почему? Молодцы.
5. Выполнение задания № 643
- Ребята, вы заметили, что у меня в руках ленты, я вчера ходила в ленточный магазин, выбирала, но когда продавец спросила, сколько мне надо метров, я задумалась. Готовы, мне помочь, посчитать. У меня для вас подсказка – схема решения нашей задачи.


х +
- Какое первое действие будем выполнять? Какое следующее?
- У меня записаны задачи на двух плакатах, выберите ту, которая подойдет к данной схеме решения. (Вывешиваю плакаты).
Я купила 3 красной ленты длиной 4 м каждая и 10 м зеленой ленты. Сколько всего метров лент я купила?
Я купила 3 красные ленты длиной 4 м каждая и 10 м зеленой ленты. На сколько больше метров я купила красной ленты, чем зеленой?
- Почему первая задача подходит, а вторая нет? Здесь составная задача на нахождение суммы, а не составная задача на разностное сравнение.
- Давайте разберем задачу. Что означает число3? Что означает число 4? Что означает число 10? Какой вопрос задачи? Что мы будем записывать в краткой записи? Какие главные слова?
- Будьте внимательны, какая краткая запись подходит к данной задаче:
Красной – __ л. по __ м
Зеленой – __ м
Красной – __ л. по __ м
Зеленой – __ м
- Хорошо, придвинули тетради и записываем «Задача», записываем краткую запись. Решение. Ответ.
Выполнение задания 642 (учебник с. 98).
- Записываем выражения, в которых есть делители. (Дети работают у доски).
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
- Дома, вы выполните задания из учебника на стр. 99 № 645 и 646.
VIІІ. ИТОГ УРОКА
- Какое настроение у вас? Значит, понравился вам урок? Что нового вы узнали? Что больше всего вам понравилось, запомнилось?
Ребусы (показ ребусов).
- Что обозначает половина? Треть? Четверть?
6