Ознакомительно-ориентировочный
проект по теме:
«Подготовка юношей к службе в ВС РФ ».
Автор: Баландин Данил,
ученик МБОУ СОШ №3 с. Арзгир,
воспитанник военно-патриотического
клуба «Патриот»
Руководитель:
Романов Николай Владимирович, преподаватель-организатор ОБЖ
МБОУ СОШ №3 с. Арзгир
Актуальность проблемы.
На современном этапе развития российского общества возрождение патриотизма, культурной, национальной, духовной принадлежности к Родине, служение Отечеству – является важнейшим условием возрождения России как великой державы.
Патриотизм является фундаментом общества и государства, опорой их жизнеспособности и необходимым условиям эффективного функционирования всей системы социальных и государственных институтов. Патриотическое воспитание молодежи, формирование гражданственности и активной социальной позиции является приоритетным направлением реализации молодежной политики в крае. Которая реализуется с распоряжения Правительства Ставропольского края от 10.08.2010 N 313-рп «О мероприятиях по патриотическому воспитанию детей и молодежи в Ставропольском крае».
Но реалии сегодняшнего дня говорят о другом. По различным причинам не каждый юноша способен к службе в Вооружённых Силах Российской Федерации, а то и вовсе не хочет служить во благо своего Отечества. И это не только его вина, но и вина государства, общества в котором воспитывается молодое поколение.
Проблема патриотического воспитания молодежи актуальна как никогда. В условиях утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания, широкого распространения равнодушия, цинизма, агрессивности и падения престижа военной службы формируется комплекс ущербности и неполноценности нации. У значительной части призывников отсутствует позитивная мотивация к добросовестной военной службе. Многие из них воспринимают ее как неприятную неизбежность и неблагодарную повинность, которую следует выполнять лишь во избежание уголовной ответственности. Причастность к защите Родины, гордость за принадлежность к Вооруженным силам, воинская честь и достоинство – эти понятия утрачивают в глазах призывной молодежи свою значимость. Поэтому очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизму, как основы консолидации общества и укрепления государства.
Всё это и легло в основу создания данного проекта. Конечно, это нелегко, но по моему сегодня воспитание гражданина – это воспитание созидателя, человека, стремящегося к сотрудничеству ради процветания Отечества и любви к Родине.
Цели и задачи.
Цель проекта:
Целью данного проекта является выявление проблемных ситуаций по данной теме и повышение интереса у учащихся, родителей, общества к военно-патриотическому воспитанию и любви к Родине.
Задачи проекта:
проанализировать военно-патриотическую работу в МОУ СОШ №3;
составить и провести анкетирование по данной проблеме;
проанализировать полученные данные и сделать соответствующие выводы.
Работа над проектом.
Подготовительный этап.
На первом этапе удалось найти несколько актуальных тем для проекта, но при обсуждении с преподавателем мы остановились на одной теме: «Подготовка юношей к службе в Вооружённых Силах Российской Федерации». Анализируя эту тему, мы выяснили, что она действительно актуальна и на данный момент требует серьёзных изменений не только в нашем районе, но и в стране в целом. Об этом свидетельствует количество призывников, уменьшающееся с каждым годом. Причинами этого служат различные факторы: призывник не годен к службе по состоянию здоровья, кто-то не считает достоинством служить в рядах ВС РФ и не для кого ни секрет, что в настоящее время от службы можно просто откупиться. Разобрав данные проблемы, я начал подбирать информацию по данной проблеме.
Этап планирования.
Накапливая и отбирая содержание, мы перешли к этапу планирования. При подборе необходимых материалов я ещё раз убедился, что данная тема действительно актуальна, так как материалов по этой теме много. Но начинать работу я решил с анализа школьных и районных мероприятий, учебного плана, материально – технических возможностей школы, запроса учащихся и их родителей по данной проблеме. В течение учебного года учащиеся школы мальчики и девочки участвуют в 29 военно-спортивных соревнованиях.
В таких соревнованиях как баскетбол, волейбол, футбол, настольный теннис, олимпийская звёздочка учащиеся повышают свои физические качества, приобщаются к активному образу жизни, систематическому занятию спортом. На тренировках школьники осваивают новые двигательные качества и совершенствуют свои двигательные умения и навыки. Эти соревнования являются командными видами спорта и здесь учащиеся тесно общаются, изучая командные действия, соревнуясь между собой, воспитывается чувство коллективизма, товарищества.
Неотъемлемой частью школьных мероприятий являются военно-спортивные соревнования, такие как: «Воинская доблесть», «Юный спасатель», «Школа выживания», военно-спортивная игра «Зарница» и многие другие. Здесь мы не только повышаем спортивные навыки, но и получаем новые знания, которые помогают освоить военное дело. Учимся разбирать и собирать макет автомата Калашникова, снаряжать «магазин» патронами, осваиваем навыки строевой и огневой подготовки. Оказываем первую медицинскую помощь, изучаем средства индивидуальной защиты. На этих соревнованиях всегда царит боевая атмосфера, своеобразная морально-психологическая обстановка, жёсткая дисциплина, ответственность. Здесь как нигде лучше воспитывается чувство товарищества и взаимовыручки, ответственность за каждое действие участника команды. Военно-патриотическая обстановка позволяет чувствовать себя юным солдатом и будущим защитником своей Родины. Стоит отметить, что подготовка ко всем мероприятиям осуществляется во внеурочное время, что положительно влияет на занятость учащихся в интересном и важном для себя деле.
При анализе учебного плана по физической культуре и основам безопасности жизнедеятельности, я увидел, что для службы в ВСРФ мы приобретаем большой объём знаний, умений и навыков. Программы объёмные, а уроков по этим направлениям мало, но не смотря на это, на занятиях мы реализуем основные задачи данного направления, вот некоторые из них:
освоение необходимых двигательных умений и навыков;
повышение физической и психологической выносливости;
преодоление препятствий естественного и специального характера;
морально-психологическая подготовка к службе в ВСРФ;
изучаем законодательную и нормативно-правовую базу РФ по обеспечению безопасности личности, общества и государства;
осваиваем основы военной службы;
оказание само и взаимопомощи.
Это только маленький перечень основных задач решаемых на этих занятиях. Для сравнения мне кажется, стоит сказать, что на уроках физической культуры действительно можно решать такие задачи, так как в неделю три урока, а вот на ОБЖ задач не меньше, а урок только один в неделю. Конечно специфика предметов разная, но все, же на ОБЖ нужно уделять больше внимания для практических занятий. Если раньше в программе стоял блок ОВС, то теперь этого нет, и всё приходится изучать во внеурочное время.
В школе так же активно ведётся военно-историческое направление, встречи с ветеранами войны и труда, празднование дней воинской славы России, уроки мужества. Наша школа ежегодно участвует в таких мероприятиях как «Георгиевская ленточка», «Вахта памяти», ежегодно ученики чтят память воинов освободителей на посту №1. На таких мероприятиях мы осознаём свой долг по защите России, здесь воспитывается патриотизм и гордость за Отечество, уважение к истории России.
Активную работу по подготовке к службе в ВС в школе ведёт военно-патриотический клуб «Патриот». В его состав входит 80% учащихся. На занятиях в клубе мы готовимся к соревнованиям, занимаемся в тире, спортивном зале, бассейне, на школьном стадионе, ходим в однодневные походы. Встречаемся с ветеранами, занимаемся оформлением стендов. В клубе имеются разработанные программы по разным возрастам, все они по-своему интересны, но основные задачи у них одинаковы:
воспитание патриотизма и любви к Родине;
морально-психологическая подготовка к службе в ВСРФ;
приобщение к здоровому образу жизни и отказ от вредных привычек;
приобретение специальных умений и навыков по строевой и огневой подготовке, рукопашному бою и действиям на поле боя;
получение знаний о различных видах вооружения и боевой технике;
оказание неотложной медицинской помощи.
Программа клуба очень обширна и для её реализации необходимо много сил и времени, а главное желание заниматься и готовиться к соревнованиям и службе в ВСРФ.
Основные части программы разделены на блоки, а после изучения каждого блока проводятся соревнования или зачёты. При изучении блока физической подготовки мы повышаем свои физические возможности, наращиваем мышечную массу, развиваем выносливость, осваиваем навыки рукопашного боя. После прохождения основных тем, проводятся зачёты на сдачу нормативов, и соревнования «В здоровом теле – здоровый дух». При изучении строевой подготовки мы осваиваем элементы строевой подготовки, изучаем виды строя: двух шеренговый, трех шеренговый. Занимаемся индивидуальной строевой подготовкой, в составе отделения, в движении, а также строевые приёмы с оружием. По мере освоения этих разделов в соответствии с возрастными рамками проводится смотр-конкурс «Строя и песни», а в старшей возрастной группе «Статен, строен, уважения достоин». Во время изучения блока «Выживание в природных условиях» мы учимся ориентированию на местности, добыванию и разведению костра, строительству временных укрытий, добыванию пищи в лесу. А закрепляем все эти навыки в однодневных и двухдневных походах, там же устраиваем тактические игры на местности, закрепляем тактические действия солдата на поле боя, учимся командовать отделением в «боевых условиях». В тире осваиваем навыки основной стрелковой подготовки. Стреляем из школьных винтовок, изучаем устройство автомата Калашникова, отрабатываем навыки по сборке и разборке автомата, учимся снаряжать патронами «магазин». Изучаем устройство ручных, осколочных гранат, боевые свойства и принцип действия противопехотных мин. Для оценки результатов проводятся зачёты и соревнования «Меткий стрелок».
На занятиях мы также изучаем вооружение Российских ВС, сухопутные войска, военно-морской флот, военно-воздушные силы и уже здесь можно акцентировать внимание на выбор рода войск в котором возможно предстоит служить. Так же изучаем уставы Вооружённых сил РФ. Важный блок в программе История Вооружённых сил РФ, походы А.В.Суворова, Отечественную войну 1812 года, Великую Отечественную войну 1941 – 1945 года. По возможности встречаемся с ветеранами, посещаем на дому, помогаем по хозяйству. Приглашаем ветеранов на военно-спортивные праздники и по окончании за круглым столом слушаем рассказы о Великой Отечественной войне, здесь же устраиваем викторины «Страницы истории», «Помни своих героев» и другие.
В канун празднования Дня защитника Отечества учащиеся выступают на районных соревнованиях, среди военно-спортивных клубов. Конечно же здесь выступают самые сильные, ловкие и умелые члены клуба. Тут и проявляются все усвоенные знания, умения и навыки. Но итогом всех занятий за прошедший учебный год является участие членов клуба в районной военно-патриотической игре «Зарница». Во время проведения игры участники выезжают в районный детский оздоровительный лагерь «Степнячок». Каждая команда является отдельным отделением, что приближает жизнь в лагере к казарменной жизни молодых юнармейцев и повышает интерес к соревнованиям. Открытие соревнования начинается с поднятия флага Российской Федерации и флага юнармейской игры «Зарница» под гимн страны. Такое начало повышает патриотическое настроение и желание проявить все свои способности. Программа игры включает в себя практически все темы изучаемые в клубе «Патриот». Первый и самый зрелищный вид соревнований – это строевая подготовка «Статен, строен, уважения достоин». Каждое отделение выполняет ряд строевых упражнений, на месте, в движении, отдельно проверяются способности командиров. Не мене важный и интересный конкурс «Штурм» - преодоление полосы препятствий. Далее у всех участников оценивают физическую подготовку. Проводятся два конкурса по стрельбе «Стрелковый поединок» и «Меткий стрелок». По окончании конкурса юнармейцу набравшему большее количество очков вручается грамота и ценный приз. На соревнованиях «Защита» участники демонстрируют свои навыки в одевании общевойскового защитного костюма и преодоления «зараженного» участка местности. Юнармейцы проявляют также свое мастерство в пожарной эстафете, туристической полосе «Один за всех и все за одного» и в конкурсе «Страницы истории Отечества».
Вся зарница проходит три дня. За это время участники стараются максимально показать свои возможности. Они на себе ощущают всю сложность «военной службы». Но, не смотря на это желание победить, заставляет участников действовать слаженно, решительно, активно, что и приводит к победе. Команда победительница получает свои награды и право защищать честь района на краевом финале игры «Зарница».
Я, как участник могу сказать, что в этой игре приобретаешь много нового, учишься бороться с трудностями, находить оптимальные решения в сложных ситуациях. Пройдя такую школу, понимаешь, что эти навыки необходимы каждому мужчине, а тем более юноше, которому предстоит служба в Вооруженных силах Российской Федерации.
Школа активно сотрудничает с Арзгирским РОСТО (ДСАФ), 163 учащихся нашей школы являются активными членами РОСТО. Мы знакомимся с транспортом, изучаем правила дорожного движения,2-3 раза в год выезжаем на учебные стрельбы.
Самой важной работой в подготовке юношей к службе является связь с Арзгирским военкоматом. Без участия военкомата не проходят такие мероприятия как «Допризывная молодёжь», военно-спортивная игра «Зарница», «Воинская доблесть» и пяти дневные учебные сборы. Сборы проходят по программе в десятых классах и это, безусловно, наиболее важный этап подготовки к службе. Так как на этих сборах мы закрепляем свои знания на практике, стреляем с настоящего автомата, пистолета, пускаем дымовые шашки, посещаем воинские части. Как в армии пять дней живём ротой, занимаемся строевой подготовкой, несём караул, дежурим в роте дневальными, осваиваем тактические действия на местности, роем и маскируем окопы.
Для реализации выше перечисленного школа должна иметь хорошую материально-техническую базу. В нашей школе она позволяет реализовывать основные направления, но она конечно не идеальная и многое нужно приобретать. В школе оборудован спортивный зал, тренажерный зал, зал для занятий борьбой и гимнастикой, стрелковый тир, бассейн, в школьном дворе оборудована баскетбольная площадка, волейбольная, футбольное поле, беговые дорожки. Планируется строительство полосы препятствий и спортивного городка. Ежегодно выпускники школы успешно социализируются, проходят военную службу в ВС РФ, продолжают свое обучение в высших военных учебных заведениях, а также в Ставропольском государственном университете на факультете физической культуры и спорта.
Проанализировав все направления работы в данном направлении, я понял, что юноши при активной работе достаточно серьёзно подготавливаются к службе в ВСРФ. Изучив все материалы и видя, какой объём работы выполняется в данном направлении, я задал вопрос преподавателю: «Почему в школе не откроют военно-спортивный профиль?». Вовремя беседы мы задались вопросами: «А нужно ли это нашим ученикам и их родителям? Какие запросы у наших учащихся и их родителей по данной проблеме?». Для того чтобы решить эту проблему мы решили провести анкетирование и составили анкеты для учащихся и их родителей.
Основной этап работы начался с составления анкет. Анкетирование мы решили провести в нашей школе. Для составления анкет я обратился за советом к школьному психологу. Сообща мы составили две анкеты по десять вопросов. Одна для родителей, вторая для учащихся. Ответы на вопросы довались разнообразные и в некоторых даже предоставлялась возможность ответить своим мнением по данной проблеме.
Анкета для родителей.
Как вы оцениваете уровень преподавания ОБЖ в школе, где обучается ваш ребёнок?
Высокий.
Удовлетворительный.
Свой вариант ____________________________________________
Как вы оцениваете уровень преподавания физической культуры в данном учебном заведении?
Высокий.
Удовлетворительный.
Свой вариант _________________________________________________________
Считаете ли вы важным обучение по этим предметам?
Да.
Нет.
Не знаю.
Считаете ли вы достаточным уровень подготовки юношей в школе к службе в армии?
Да.
Нет.
Частично.
Свой вариант
________________________________________________________
По вашему мнению, подготовка к службе в армии в школе должна быть…
Обязательной для всех.
По выбору учащихся.
Считаете ли вы целесообразным создание оборонно-спортивного профиля в школе, где обучается ваш ребёнок?
Да.
Нет.
Возможно.
Свой вариант.
________________________________________________________
Хотели бы вы, чтобы ваш ребёнок обучался в данном профиле?
Да.
Нет.
Свой вариант.
_________________________________________________________
Считаете ли вы достаточным уровень подготовки юношей к службе в армии в учреждениях дополнительного образования (спортивные секции, клубы, и т.д.)?
Да.
Нет.
Частично.
Свой вариант.
_________________________________________________________
Хотели бы вы, чтобы вашего ребёнка лучше готовили к службе в армии?
Да конечно.
Нет, мой ребёнок достаточно подготовлен.
Свой вариант.
________________________________________________________
Как вы считаете лучше идти в армию после …
Окончания школы.
После окончания высшего учебного заведения.
Пойти учиться туда, где есть военная кафедра.
Свой вариант.
_________________________________________________________
Анкета для школьников.
Что дают вам занятия по ОБЖ?
Понял важность военной службы.
Получил общее представление о воинской службе.
Ничего не дают.
Насколько вы считаете важным обучение по физической культуре для подготовке к службе в армии?
Важным.
Не важным.
Свой вариант. ____________________________________________
Считаете вы своим долгом прохождение службы в ВСРФ?
Да конечно.
Затрудняюсь ответить.
Нет.
Считаете ли вы достаточным уровень своей подготовки к службе в армии?
Да.
Нет.
Не совсем.
По вашему мнению, подготовка к службе в армии в школе должна быть…
Обязательной для всех.
По выбору учащихся.
Хотели бы вы проходить обучение в оборонно-спортивном профиле?
Да.
Нет.
Свой вариант.
_________________________________________________________
Считаете ли вы необходимым осуществлять подготовку к службе в армии в учреждениях дополнительного образования (спортивные секции, клубы и т.д.)?
Да.
Нет.
Свой вариант.
________________________________________________________
На данный момент вы хотите проходить службу в рядах ВСРФ?
Да.
Нет.
Ещё не решил.
Хотели ба вы, чтобы вас лучше готовили к предстоящей службе в армии?
Да.
Нет.
Свой вариант.
________________________________________________________
Как вы считаете лучше идти в армию после …
Окончания школы
После окончания высшего учебного заведения.
Пойти учиться туда, где есть военная кафедра.
Свой вариант.
_______________________________________________________________________________
В анкетировании принимали участие пятьдесят учащихся 9-11 классов и пятьдесят родителей этих учащихся. После проведения анкетирования я начал анализировать полученные данные, и вот что у меня получилось.
На вопрос: «Что дают вам занятия по ОБЖ?» учащиеся ответили следующим образом:
18% - поняли важность военной службы;
78% - получают общее представление о военной службе;
2% - ответили, что занятия по ОБЖ им ничего не дают.
На вопрос: «На сколько вы считаете важным обучение по физической культуре для подготовки к службе в армии?» учащиеся ответили следующим образом:
94% - считают важным обучение по физической культуре;
4% - не считают важным обучение по этому предмету;
2% - считают очень важным.
Родителям обучающихся были заданы похожие вопросы, касающиеся школы и работы школьных преподавателей.
На вопрос: «Как вы оцениваете уровень преподавания ОБЖ в школе, где обучается ваш ребёнок?» родители ответили следующим образом:
% - считают высокий уровень преподавания;
% - считают удовлетворительный уровень преподавания;
% - высказали своё мнение (хороший уровень, нормальный, не знаю, предмет вообще не нужен).
Такой же вопрос, касающийся уровня преподавания физической культуры, показал немного иной результат:
% - считают высокий уровень преподавания;
% - считают удовлетворительный уровень;
% - считают уровень преподавания нормальным, низким и неизвестным.
Ответы родителей на эти вопросы показали, что они не совсем удовлетворены работой в этих направлениях, но считают важным обучение по этим предметам так как на вопрос: «Считаете ли вы важным обучение по этим предметам?» ответили практически однозначно:
На вопрос: «Считаете вы своим долгом прохождение службы в ВСРФ?» учащиеся ответили следующим образом:
78% - считают своим долгом прохождение службы в ВСРФ;
20% - затрудняются ответить;
2% - не считают своим долгом служить в ВСРФ.
На вопрос: «Считаете ли вы достаточным уровень своей подготовки к службе в армии?» учащиеся ответили по разному:
42% - считают, что они достаточно подготовлены;
28% - считают, что они недостаточно подготовлены;
30% - считают, что не совсем подготовлены.
На вопрос: «Подготовка к службе в армии в школе должна быть обязательной для всех или по выбору учащихся» мнения разделились почти пополам:
48% - считает, что подготовка должна быть обязательной для всех;
52% - считает, что подготовка должна быть по выбору учащихся.
Такой же вопрос был задан родителям, и большинство считает, что подготовка к службе в армии должна быть обязательной для всех - % и % по выбору учащихся.
На вопрос: «Хотели бы вы проходить обучение в оборонно-спортивном профиле?» учащиеся ответили следующим образом:
Вопросы, касающиеся профиля, были предложены и родителям.
Считаете ли вы, целесообразным создание оборонно-спортивного профиля в школе, где обучается ваш ребёнок? Родители ответили следующим образом:
% - да;
% - нет;
% - возможно.
На вопрос: «Хотели бы вы, чтобы ваш ребёнок обучался в оборонно-спортивном профиле?» к нашему удивлению родители ответили следующим образом:
Следующий вопрос для учащихся звучал так: «Считаете ли вы необходимым осуществлять подготовку к службе в армии в учреждениях дополнительного образования?» на что ученики ответили следующим образом:
На вопрос: «На данный момент вы хотите проходить службу в рядах ВСРФ?» мы получили такой результат;
На вопрос: «Хотели ба вы, чтобы вас лучше готовили к предстоящей службе в армии?» учащиеся ответили следующим образом:
Родители на вопрос: «Считаете ли вы достаточным уровень подготовки юношей в школе к службе в армии?» ответили не однозначно:
% - да;
% - нет;
% - частично.
И на вопрос: «Считаете ли вы достаточным уровень подготовки юношей к службе в армии в учреждениях дополнительного образования?» ответили следующим образом:
На последний вопрос который предлагался и родителям и ученикам: «Как вы считаете лучше идти в армию после: окончания школы, окончания высшего учебного заведения, пойти учиться туда, где есть военная кафедра, свой вариант?» учащиеся ответили следующим образом:
32% - после окончания школы;
54% - после окончания высшего учебного заведения;
10% - пойти учиться туда, где есть военная кафедра;
4% - высказали своё мнение (пойти служить на альтернативную гражданскую службу, поступать в высшее военное училище).
Родители ответили иначе:
% - после окончания школы;
% - после окончания высшего учебного заведения;
% - пойти учиться туда, где есть военная кафедра;
% - высказали своё мнение
Проанализировав полученные результаты можно сделать вывод нашего исследования.
Вывод.
Не смотря на то, что в школе ведётся активная работа в оборонно-спортивном направлении и подготовки юношей к службе в рядах ВСРФ, родители и учащиеся остаются не совсем удовлетворёнными в получаемых результатах. Причиной этого может служить ряд факторов: не достаточная материально техническая база, программа по предметам не охватывает основные этапы подготовки к службе в армии, малая активность в системе дополнительного образования, недостаточно квалифицированные преподаватели, отсутствие у учащихся стремления к повышению своих умений и навыков к подготовке службы в армии.
Большинство родителей и учащихся считают важным обучение в этом направлении, тем более, что 78% опрошенных считают своим долгом служить Родине, 54% на данный момент желают проходить службу в рядах ВСРФ. Но при всём этом и родители, и учащиеся хотят, чтобы подготовка к предстоящей службе проходила гораздо лучше. По результатам анкетирования видно, что 42% учащихся считают свой уровень подготовки достаточным для прохождения службы, а результаты родителей говорят об обратном % считают, что их дети подготовлены к предстоящей службе.
Не смотря на желание быть более подготовленным к предстоящей службе, учащиеся считают, что подготовка к службе в школе должна быть по желанию самих учащихся. А родители хоть и не намного % думают иначе, и считают, что подготовка должна быть обязательной. Хочешь, не хочешь, а служить некоторым всё равно придётся.
Изучая материалы по данной проблеме, я задал вопрос преподавателю: «Почему в школе не откроют оборонно-спортивный профиль?». Вовремя беседы мы задались вопросами: «А нужно ли это нашим ученикам и их родителям? Результаты исследования превзошли все наши ожидания, 70% учащихся хотели бы проходить обучение в оборонно-спортивном профиле.
Когда просчитали результаты родительской анкеты, мы поняли, что оборонно-спортивный профиль нужен не только ученикам, но и родителям тоже.
Конечно, проведя исследование, мы не решили основные проблемы в данном направлении, но зато сделали небольшой шаг в его реализации. Конечно профиль так просто не откроешь, но если усиленно работать в данном направлении можно чего-то добиться.