Пальчиковый театр.
Цель пальчикового театра:
-Развитие мелкой моторики руки.


Задачи:
-Учить координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью.
-Выражать свои эмоции посредством мимики и речи.
-Активно использовать в игре воображение, память, внимание, мышление.
-Расширять словарный запас, подключая слуховое и тактильное восприятие.
-Знакомить с народным творчеством.
-Обучать навыкам общения, игры, счета.
-Создать положительный эмоциональный фон
Участвуя в играх-драматизациях с пальчиками ребенок надевает атрибуты на пальцы, но, как и в драматизации, сам действует за персонажа, изображение которого на руке. По ходу действия ребенок двигает одним или всеми пальцами, проговаривая текст, передвигая руку за ширму.
Пальчиковый театр хорош тогда, когда надо одновременно показать несколько персонажей. Например, в сказке "Репка" друг за другом появляются новые персонажи. Такой спектакль может показывать один ребенок с помощью своих пальцев. Сказки "Волк и семеро козлят", "Гуси-лебеди" и другие могут показывать двое, трое детей, которые располагаются за ширмой. Показ таких сказок с массовыми сценами возможен благодаря пальчиковым атрибутам.
С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится с волшебным миром сказок. Из сказок дети черпают представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, о добре и зле, о храбрости, стойкости, хитрости. Пальчиковый театр - это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять роль любого героя. Важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши.
Пальчиковые куклы используются на занятиях и в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается.
У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов. Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы.
Обогащение игрового опыта возможно только при условии развития специальных игровых умений.
Первая группа умений связана с освоением позиции "зритель"(умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо"артистам").
Вторая группа умений обеспечивает первичное становление позиции "артист", включающее умение использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, движения, сила, тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний и правильно держать и "вести" куклу или фигурку героя режиссерской театрализованной игре.
Третья группа умений - это умение взаимодействовать с другими участниками игры: играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди и т. д.
Инсценировка различных сказок, потешек, прибауток при помощи фигурок пальчикового театра способствует:
-развитию мелкой моторики рук, так как нужна точная, скоординированная работа пальчиков;
-развивается способность к концентрации внимания, т. е. ребенок старается не пропустить " выступление" своего героя;
-заучивания реплик героев, ребенок тренирует память и речь;
-театральные постановки развивают фантазию и воображение;
-обогащается словарный запас, построение предложений становится более правильным и развернутым;
-развивается пространственное мышление в процессе перемещения персонажей в пространстве;
-развиваются артистические и творческие способности, ребенок приобретает уверенность в себе.
Таким образом, развитие мелкой моторики кисти руки является важнейшей задачей воспитания дошкольного возраста. Тренировка движений пальцев и всей кисти руки является одним из факторов, стимулирующих дальнейшее развитие высших психических функций ребенка: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления и речи. Важную роль в этом играет именно пальчиковый театр, который прививает умение слушать, развивает мелкую моторику, произвольность движений, позволяет детям раскрыться. Пальчиковый театр является хорошим помощником в процессе подготовки руки ребенка к письму, для развития моторной координации. В процессе изучения психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, я пришла к выводу, что в последние годы активизировался интерес к данной теме. Все больше публикаций теоретических и практических материалов посвящено вопросам развития мелкой моторики кисти рук у детей дошкольного возраста. Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с состоянием речи и мышления ребенка.
Мир пальчиковых кукол - маленькая, но волшебная страна, в которой ребенок играет, радуется, познает окружающее пространство, самого себя.