VI региональная научно-практическая конференция
«Региональная история Великой Отечественной войны (теория и практика организации исследовательской деятельности обучающихся)»
Секция «Учебно-исследовательская деятельность:
опыт, проблемы и перспективы» (секция для педагогов)
Исследовательская работа
тема: «Память как связь поколений»
Автор работы
Макарова Оксана Федоровна
учитель истории,
руководитель школьного
музея «Начала»
МБОУ Кузнецовская СОШ
Ростов-на-Дону
2025
Оглавление
I. | Введение. | …………………… | 1 |
II. | Память как связь поколений | …………………… | 2 |
2.1. | Основные понятия | …………………… | 2 |
2.2. | Обзор источников | …………………… | 2 |
2.3. | История вопроса | …………………… | 2 |
2.4. | Захоронение танкистов в хуторе Кузнецовка | …………………… | 4 |
2.5 | Многолетняя дружба | …………………… | 7 |
III. | Заключение | …………………… | 10 |
IV. | Библиография | …………………… | 11 |
V. | Приложения | …………………… | 12 |
ВВЕДЕНИЕ
В статье рассматривается тема сохранения связи поколений в современном мире, как основа патриотического воспитания молодёжи, что всегда и во все времена, является основой государственности.
В практике работы современной школы все большее распространение приобретает учебно-исследовательская деятельность обучающихся как образовательная технология, направленная на приобщение ученика к активным формам получения знаний, самообучение и саморазвитие.
Считается, что данный вид деятельности – это современные веяния. Учебно – познавательной и исследовательской деятельностью школьники занимались всегда и довольно успешно.
Цель исследования: учебно – исследовательская деятельность как средство установления связи поколений.
Задачи исследования:
- изучить архив школьного краеведческого музея «Начала»;
- изучить историю захоронения;
Гипотеза: возможно ли сохранение традиций на протяжении длительного периода.
Предмет исследования: архив школьного музея.
Методы исследования: интервью, собеседование, фотографирование
ПАМЯТЬ КАК СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ
2.1. Основные понятия
Приступая к работе, я определила основные понятия: хутор Кузнецовка, поколение, учебная исследовательская деятельность.
«Хутор Кузнецовка является центром Кузнецовского сельского поселения, расположен в 44 км от райцентра г. Семикаракорска. Северная и северо-восточная границы поселения проходят по реке Сал, с востока граничит с х. Кирсанов с юга с Весёловским районом» сообщает сайт МБУК Семикаракорского района «МЦБ» имени В. А. Закруткина1 (приложение 1)
«Поколение – это совокупность людей, родившихся в определенный период (чаще всего равный календарному году); то же, что когорта по году рождения. Различают совокупность ровесников, составляющих реальное поколение» - сообщает демографический энциклопедический словарь2.
«Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности»3.
2.2.Обзор источников
Основным источником материалов для работы являются архив школьного краеведческого музея «Начала»
2.3. История вопроса
Среди событий Великой Отечественной войны важное место занимают действия советских войск на Дону. В планах гитлеровского командования "Барбаросса" особое значение отводилось овладению южными районами СССР. Оно надеялось подорвать военную мощь Советского Союза, лишив его богатых сельскохозяйственных, важных промышленных и сырьевых центров. Фашисты считали Ростов-на-Дону "воротами" Кавказа, и придавали большое значение его взятию.
История Великой Отечественной войны знает две Ростовских наступательных операции
События зимы 1941 года вошли в историю как Ростовская наступательная операция 1941 года. Одно из первых успешных наступлений Красной армии в войне, которое наряду с контрнаступлением под Москвой привело к остановке немецкого наступления на советско-германском фронте зимой 1941 года.
Ростовская наступательная операция 1943 года (1 января — 18 февраля 1943 года) — наступательная операция войск Южного фронта. Цель — освободить Ростов-на-Дону, отрезать пути отхода северокавказской группировки противника на север. Эта задача была успешно выполнена. В начале января 1943 года войска Южного фронта перешли в наступление. За две недели боёв они продвинулись на 150—200 км., и вышли в излучину Дона и Манычского бассейна.
23 января 11 танковая дивизия гитлеровцев нанесла удар по наступающим советским частям и отбросила их к станице Манычской4.
24 января немецкие части атаковали станицу, но были отбиты. Советская армия сильно укрепила станицу: между домами были расположены неподвижные танковые точки, которые трудно было не только подавить, но и обнаружить.
Атаку гитлеровцы решили повторить, для успеха важно было заставить советские танки, замаскированные главным образом в южной части станицы, выйти из своих укрытий. Для достижения этой цели немецкая артиллерия сосредоточила огонь на северо-восточной окраине станицы. Под прикрытием дымовой завесы была предпринята ложная атака с использованием бронетранспортёров. Советские танки начали перемещаться в северную часть станицы. Затем огонь дивизионной артиллерии был внезапно перенесён на южную окраину станицы и сосредоточен на участке прорыва. При этом батарея немцев продолжала поддерживать дымовыми снарядами ложную атаку. Танки 15-го танкового полка атаковали станицу с юга и захватили советские оборонительные сооружения. Советские танки были атакованы с тыла и уничтожены.
Ожесточенные бои шли и под хутором Красный.
Уцелевшие советские танковые части стали отступать, забрав с собой раненых и погибших бойцов.
Одним из пунктов, куда прибыли отступающие части – хутор Кузнецовка. Почему?
Лето 1942 года. Фашисты оккупировали Семикаракорский район, но находились они не во всех хуторах района. В Кузнецовку, и находящуюся рядом Балабинку, захватчики наезжали постоянно, безжалостно грабя населения и отбирая продукты питания. В декабре 1942 и январе 1943 гитлеровцы не появлялись.
Поэтому наши отступающие части оказались в Кузнецовке, где похоронили своих погибших товарищей (приложение 2), и ушли дальше, успев отремонтировать танки.
2.4. Захоронение танкистов в хуторе Кузнецовка
История, о которой я хочу рассказать, началась 82 года назад, с этих трагических событий.
Краеведы Кузнецовской школы решили разыскать родственников танкистов.
Свою работу ребята начали с запроса в архив Министерства Обороны, который оттуда переправили в Главное управление кадрами. 15 мая 1965 года из Министерства пришёл ответ, в котором сообщалось, что
командир батальона 19 гвардейской танковой бригады капитан Ананченко Николай Васильевич, 1911 года рождения, погиб 21 января 1943 г.;
командир ремонтного взвода 19 гвардейской танковой бригады гвардии техник Храмченко Константин Григорьевич, 1912 года рождения погиб 11 февраля 1943 г.;
командир взвода автоматчиков 1062 стрелкового полка 281 стрелковой дивизии старший лейтенант Головко Василий Кузьмич, 1918 года рождения, погиб 21 марта 1943 г.;
командир роты «Т - 70» 23 гвардейского танкового полка лейтенант Сенга Сергей Антонович, 1917 года рождения, погиб 15 января 1943 г.
Получив сведения, ребята написали письма родственникам по указанным адресам.
Откликнулись, к сожалению, не все.
Получили сведения о Константине Григорьевиче Храмченко и Иване Сергеевиче Михееве.
Константин Григорьевич Храмченко (приложение 3) родился в 1912 году в городе Грозном. Во время войны был командиром ремонтного взвода 19 гвардейской танковой бригады гвардии техником – лейтенантом. Родственникам сообщили, что Константин Григорьевич «погиб 11 февраля 1943 года от рук немецко – фашистских захватчиков в деревне Маныч, а похоронен в Сталинградской области (так указано в письме), Семикаракорского района, хуторе Кузнецовка, в центре хутора… с западной стороны церкви – в 20 метрах от неё. Поставлен ему памятник с надписью на латунном листе, прикреплённом к стойке шурупами. Надпись сделали такого содержания: «Гвардии техник – лейтенант Храмченко К. Г., рождения 1912 года, погиб от рук немецких захватчиков 1 февраля 1943 года в деревне Маныч»… 28 января 1943 года наша часть вела бой с немецко – фашистскими войсками в районе Маныча. Туда было приказано выехать ремонтным средствам, которыми руководил Ваш сын. Он в 6 часов выехал на место назначения, где был подбит танк, производил ремонт. 29 января в 12 часов немцы прорвали линию обороны, наши стали отступать. Константин Григорьевич сам пошёл в штаб узнать, что делать, какое решение. Экипаж сидел и ожидал его прихода два часа, потом стали приближаться немецкие автоматчики. Старшина Куликовских послал Тютенко разыскать Константина Григорьевича, но его не нашли. Летучка уже под обстрелом стала выезжать самостоятельно, не дождавшись Константина Григорьевича, после выезда машины прождали четыре часа. И так не могли дождаться. Через два дня станицу Манычскую заняли обратно… и только 10 февраля 1943 года старшина Филипченко Иван Павлович после упорных розысков сумел разыскать его в общей яме, где было навалено до 100 человек. Ему пришлось переложить человек пятьдесят. Наконец он смог опознать. В тот же день тело было доставлено в хутор Кузнецовка. На нём была только нательная сорочка и верхняя гимнастёрка. Остальные вещи были сняты неизвестно кем. Замёрзший, руки на груди сложены. Ноги вытянуты. Видно, что пытали: на лбу три пробоины штыковых, глаза и губы жжёны калёным железом, грудь тоже.
Мы его как привезли в этот день, сфотографировали и фото направили в Главное Политическое управление Красной Армии. 11 февраля сделали гроб, обмыли, надели чистое бельё. Сопровождали до места похорон…люди шагали рядом с машиной, вся часть строем с оружием шла следом. Много присутствовало жителей хутора: женщины, старики, девушки, много подростков. Был дан салют из винтовок, автоматов, наганов, пулемётов и пушки танка, после чего тело опустили в могилу. Похороны прошли со всеми почестями».
Михеев Иван Сергеевич (приложение 4) родился в м1923 году в семье крестьянина, занимавшегося земледелием. Он рос любопытным мальчиком, любил книги, у него была своя библиотечка, отдавал предпочтение книгам о революции, войнах. Это был дисциплинированный, внимательный и чуткий товарищ, который отлично учился. Ваня принимал активное участие в работе пионерской организации и во всех мероприятиях школы, художественной самодеятельности, в выпуске стенных газет… Ваня всегда и во всём служил примером для остальных учащихся…
В 1940 году закончил Мещовскую среднюю школу, а в июне 1940 года уехал учиться в военное училище в Ивановскую область, где проучился два года, был выпущен досрочно в звании «лейтенант - танкист». С декабря 1942 года был на фронте, в 17 января 1943 года погиб в наших краях».
В середине 60 – годов в хутор приезжали родственники героев.
2.5. Многолетняя дружба
Отдельно я хочу рассказать о Льве Николаевиче Ананченко и его отце, танкисте – герое Николае Васильевиче Ананченко.
Когда школьники получили ответ от Министерства обороны, сразу написали родственникам героя. И получилось так, что встретились на хуторской почте 2 письма: наше – семье героя, и Льва Николаевича, который разыскивал захоронение отца.
Как рассказывал сам Лев Николаевич, «…как только я получил письмо, сразу сообщил маме. Не мешкая, мы собрались и поехали в Кузнецовку». С приезда Льва Николаевича в далеком 1965 году и начинается наша дружба, которая длится 60 лет. Приезжали Лев Николаевич и его мама не часто. Но письма летели через всю страну из города Горький (ныне Нижний Новгород) в Кузнецовку и обратно.
Благодаря Льву Николаевичу, в архиве школьного музея появились фотографии и документы.
О последнем бое, в котором участвовал Ананченко Николай Васильевич (приложение 5) рассказал его сослуживец Михаил Дмитриевич Косарев. «Часть стояла в хуторе Красном Ростовской области. Утром (21 января) немцы предприняли атаку, бросили 74 танка, бой длился до 14.00, противник имел значительное превосходство. В 14.00 наш танк загорелся. Выскочив из танка, мы вместе стали выходить к своим… Шли, не заметив засады, немцы стали стрелять по нам в упор. Здесь и погиб смертью храбрых ваш Николай Васильевич. С помощью товарищей мне удалось вынести тело Николая с поля боя, потом привезти его в хутор Кузнецовка… и предали земле на площади возле церкви. На могиле поставлен памятник, и в него врезана фотокарточка Николая Васильевича. На могиле танкисты поклялись жестоко отомстить за смерть любимого командира… Он очень часто вспоминал своих детей».
Хоронили погибших героев в течение января – февраля 1943 года. На могилах были установлены маленькие стелы со звездами, прикрепили таблички. В середине 1970 – х. годов мемориал полностью реконструировали, установили новые надгробия, а памятные таблички передали в музей.
С середины 1980 – х., по семейным обстоятельствам Лев Николаевич не приезжал. Шла активная переписка.
После долгого перерыва Лев Николаевич приехал в Кузнецовку в мае 2019 года. Мы его ждали с большим нетерпением. И сам Лев Николаевич с нетерпением ждал встречи.
Состоялась долгожданная встреча сына с отцом (приложение 6). С большим волнением наблюдали ребята, как сын рассказывал отцу о семье, о маме, о том, как живут сейчас. Мы имели честь присутствовать при уникальном событии, это безмолвное общение заменило тысячи слов для детворы, и оставило в их душе неизгладимый след.
Вместе с нами приезду дорого гостя радовался весь хутор.
Пришел старожил хутора Кононов Иван Михайлович, свидетель событий далекого 1943 года (приложение 7).
Лев Николаевич съездил в гости к Валентине Ивановне Устиновой (приложение 7), классному руководителю исследователей 65 года. И везде рядом были исследователи XXI века, гордые за оказанную честь, и с жадностью ловившие каждое слово.
Во время шествия бессмертного полка сын нес портрет отца (приложение 8), выступил перед хуторянами и школьниками со словами благодарности за сохранение памяти.
А наш архив пополнился новыми документами и воспоминаниями.
Приезжал Лев Николаевич в 2020 году. Ждем мы его в этом году. Это дорогой для нас гость. И мы очень дорожим этой дружбой.
В 2024 году ООО «Альтаир» выпустило книгу «Памяти павших будем достойны». Составитель и редактор Максим Дуля (приложение10), заместитель командира сводного поискового отряда «Донской» имени А.Калинина по Семикаракорскому району.
В книге использованы материалы школьного музея, в том числе о героях – танкистах, фотографии хуторян, погибших в войнах XX века. Изучая книгу, мы нашли новое о хуторянах, участниках Великой Отечественной войны.
Я считаю, что это достойный результат учебно – исследовательской деятельности.
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведения исследования я выполнила поставленную задачу: показала на конкретном примере, что учебно – исследовательская деятельность помогает устанавливать и поддерживать связь поколений через года, а память о событиях малой Родины – это самый крепкий материал, на котором держится наша страна.
Я подтвердила гипотезу о том, что сохранение традиций на протяжении длительного времени не только возможно, но и нужно. В условиях проведения СВО связь поколений будет укрепляться. А мы будем сохранять память о кузнецовцах и балабинцах – участниках СВО.
Пришла на ум дереву мысль – без корней жить.
– Зачем они мне? Черные, грязные, да и ходить, где я хочу, мешают! Дернулось дерево, освободилось от корней и стало ходить, где хочет, и делать, что пожелает. Одна беда – недолго ходило. Вскоре высохло и погибло. Оно ведь даже не подозревало, что в корнях была вся его сила и жизнь.
Моя задача и цель дать детям корни, которыми они будет привязаны к родной земле: России и Тихому Дону.
А память как связь поколений – самые крепкие корни.
IV. БИБЛИОГРАФИЯ
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО)
Брославская, Т. Л. Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО // Молодой ученый. — 2015.
Архив школьного краеведческого музея «Начала» МБОУ Кузнецовская СОШ
https://www.prlib.ru/history/1943910
https://issledovatel.pro/sborniki-metodicheskikh-materialov/podgotovka-pedagoga-k-deyatelnostnoy-praktike-obucheniya-gotovit-i-perepodgotavlivat/realizatsiya-uchebno-issledovatelskoy-deyatelnosti-uchashchikhsya-obshcheobrazovatelnoy-shkoly-metod/
www.wikipedia.org/wiki
V. ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Приложение 2
Захоронение танкистов в хуторе Кузнецовка в 1943 – 1970 – е годы
Приложение 3
Храмченко Ответ военного комиссара
Константин Григорьевич Чечено – Ингушской республики
Приложение 4
Михеев Характеристика
Иван Сергеевич Михеева И.С.
Приложение 5
Ананченко Свидетельство об окончании
Николай Васильевич танкового училища
Приложение 6
Встреча отца и сына
Приложение 7
Ананченко Л.Н. (справа) и И.М. Кононов Ананченко Л.Н. (слева) и Устинова В.И
Приложение 8
Ананченко Л. Н. на митинге, посвященном Дню Победы
Приложение 9
Дуля М.В.
1 https://s-library.ru/kraevedenie/letopis/26-kuznecovskoe-selskoe-poselenie-h-kuznecovka-h-balabinka.html
2 https://sociologicheskaya.academic.ru/895/ПОКОЛЕНИЕ
3 Брославская, Т. Л. Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО // Молодой ученый. — 2015.с. 12
4 https://ru.wikipedia.org/wiki/Ростовская_операция_(1943)