Многофункциональное дидактическое пособие «Сухой пальчиковый бассейн» по развитию мелкой моторики и координации пальцев рук, как один из элементов развивающей предметно – пространственной среды
Е.П. Виноградова
воспитатель
МБДОУ № 49 г. Майкоп, Республика Адыгея
В связи с принятием ФГОС дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно - пространственной среды. Первым и важнейшим требованием является её содержательность и насыщенность, полуфункциональность, вариативность, трансформированность, безопасность. Принимая все это во внимание, захотелось создать что - то новое в группе. Посмотрев идею в интернете, я пришла к выводу, что моим малышам очень будет интересен многофункциональный «Сухой пальчиковый бассейн» по развитию мелкой моторики и координации движении пальцев рук. Совместно с родителями изготовила это удивительное дидактическое пособие. Его можно использовать как для индивидуальных занятий, так и для подгрупповых. Это пособие не даст скучать любознательному малышу.

«Сухой бассейн» – отличное развивающее приспособление для маленьких пальчиков, которое очень нравится детям.
Для изготовления пособия необходим пластиковый контейнер (можно взять обыкновенную коробку), в него помещаются любые семена: фасоль, горох, пшеница и др. Бассейн служит для релаксации и в то же время решаются образовательные задачи, развивается мелкая моторика. В этот бассейн прячутся различные предметы, в зависимости от игры. Можно использовать следующие игры:
∙ «Найди только домашних животных», «Найди диких животных», «Только овощи», «Только фрукты» и т.д.
∙ «Спрячь только домашних животных», «Только диких» и т.д.
∙ «Найди игрушки на заданный звук»
∙ «Выбери камушки из зерна», «Выбери фасоль из зерна» (бобы) - любые игры на сортировку предметов.
Главная ценность этого пособия в том, что малыш не боится что-то сломать или потерять. Погружаясь как можно глубже в наполнитель «бассейна», ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения координированными.
Самомассаж кистей и пальцев рук в «сухом бассейне» способствует:
∙ нормализации мышечного тонуса;
∙ стимуляции тактильных ощущений;
∙ увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук;
∙ формированию произвольных, координированных движений пальцев рук.
В ходе таких игр у ребёнка проявляется не только усидчивость, но и развивается зрительное восприятие, развивается мелкая моторика, память, логическое мышление. Малыши с большим удовольствием считают, закрепляют цвет, домашних и диких животных и т.д.
А, как всем известно, мелкая моторика связана и с речью. Дети с более развитой мелкой моторикой умеют логически мыслить, рассуждать.
Эффективность использования многофункциональных дидактических пособий в работе с детьми заключается в следующем:
∙ имеет развивающее, обучающее и воспитывающее значение;
∙ у детей вырабатывается устойчивый интерес к занятиям, быстрее достигается положительный результат восприятия учебного материала, быстрее развиваются все компоненты устной речи;
∙ у детей происходит активизация деятельности, есть возможность индивидуального обучения и воспитания;
∙ у детей развиваются зрительные, слуховые и тактильные анализаторы, которые очень важны для всестороннего развития дошкольников.
Таким образом, можно сделать вывод: использование данного вида пособий как средства развития познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста эффективно для применения в образовательном процессе.