СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятка "Играем вместе"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Памятка для учителей и родителей

Просмотр содержимого документа
«Памятка "Играем вместе"»



Структурное подразделение «Прометей» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №2 им. В. Маскина ж.-д. ст. Клявлино муниципального района Клявлинский Самарской области








Методическая разработка

«Памятка «Играем вместе»







Автор:


Педагог дополнительного образования:

Денисова Марина Владимировна













Ст. Клявлино

2019 г.


Памятка 1

«Условия эффективности руководства детскими играми».

Организатор игры должен регулировать игровые процессы, уп­равлять отношением детей к действительности, создавать условия, способствующие эффективности руководства детскими играми.

Первое. Дети должны знать и понимать то содержание, которое лежит в основе сюжета, правил, программы игр. Любая игра дол­жна опираться на предшествующий опыт ребенка. В игре с прави­лами ему должны быть абсолютно понятны все правила, иначе она не получится. Для ролевых игр необходимо ясное представление характеров героев, которых ребенок изображает.

Второе. Конструктивная основа любой игры — это преодоление препятствий в достижении игровой цели, даже если эти препят­ствия создаются самими ребятами в ходе игры. Детям наскучит игра, если игровые результаты даются очень легко. Детям необхо­димы трудности и препятствия в играх для того, чтобы, преодо­левая их, дать выход энергии.

Третье. В основе любой игры должно лежать соревнование, со­стязание, соперничество. Состязание придает игре движение, дает толчок к развитию принятых игровых ролей. Соревнование необ­ходимо для выяснения результата игры, для подведения итогов. Элемент соревнования пробуждает у детей смекалку, нацеливает их на творчество. Состязание — внутренняя пружина многих игр. Со­ревнование как условие детской игры имеет два аспекта: один ре­бенок выступает против многих, небольшая группа — против большой, сражаются равные по количеству и силам команды, группы. Это требует, чтобы у играющих были примерно одинаковые ум­ственная и физическая подготовка, иначе интерес к игре быстро гаснет.

Четвертое. Дети должны быть свободны от сильных переживаний и побуждений, не связанных с игрой. Выбирая отрезок времени для проведения игры, надо обязательно выяснить, не попадает ли на это же время воздействие более сильное, чем игра. Если игры дают сильный педагогический эффект, следует продлить время их про­ведения; там, где проводится игра, нежелательно, чтобы были сильные отвлекающие от нее факторы.

Пятое. Игра не должна превалировать над иной, ведущей на оп­ределенном возрастном этапе деятельности.

Шестое. Наличие юмора в игре. Юмор — сильнейшее педагоги­ческое средство. Ребята очень ценят шутку, веселье, смех. Элемен­ты юмора в игре (особенно в ролевых) могут быть использованы в названии чего-либо («магазин Плюшкина»). Само содержание игры может нести в себе юмористическую ситуацию. Поощрения и наказания в играх часто носят шуточный характер.

Седьмое. Правильное оснащение игры оборудованием: предме­тами, игровыми атрибутами. Наличие призов для участников игры.

Памятка 2

«Принципы организации игр»

При организации игр организаторы должны соблюдать ряд сле­дующих принципов:

  1. Отсутствие принуждения любой формы при включении детей в игру. Авторитаризм противоречит сущности игры. Игровое вза­имодействие по своей природе исключает какое бы то ни было принуждение, насилие, нажим. Свободное и абсолютно добровольное вовлечение детей в игру гарантирует сохранение их игрового настроения.

  2. Принцип развития игровой динамики. Он реализуется через пра­вила игры. Они могут стимулировать развитие игрового сюжета, могут сдерживать, создавать монотонность, однообразие. Каж­дый ребенок имеет свой творческий почерк освоения правил игры. Организатор игры призван, сохраняя нормативную ее схе­му, стимулировать творчество играющих, которое поддерживает динамику игры.

  3. Принцип поддерживания игровой атмосферы. Поддерживание игровой атмосферы — это поддерживание реальных чувств де­тей. Способы поддержания игровой атмосферы различны: сти­мулирующий эффект соперничества, условия игрового общения, снятие всех моментов, провоцирующих на конфликты, проведение тренингов на неудачи, расширение и обогаще­ние репертуара детских игр, разработка новых игровых сце­нариев.

  4. Принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности. Для педагогов важен перенос смысла игровых действий в реальный жизненный опыт детей. Соотношение игрового и не игрового спроектировано на постепенную замену игры трудом. Данный
    принцип связан с мерой игры.

  5. Принцип перехода от простейших игр к сложным игровым фор­мам. Переход детей от простых игр к более сложным стихиен. Логика перехода от простых игр к сложным связана с посте­пенным углублением разнообразного содержания игровых за­даний и правил — от игрового состояния к игровым ситуаци­ям, от подражательства к игровой инициативе, от локальных игр к играм-комплексам, от возрастных игр к безвозрастным, «вечным».


Памятка 3

«Советы организации игры»

Игра должна приносить радость ребенку. Умейте радоваться успехам детей в игре.

  1. Заинтересовывайте ребенка игрой, но не заставляйте его играть. Удерживайтесь от обидных замечаний.

  2. Обязательно начинайте играть с более простых игр. Успех в са­мом начале игры — обязательное условие.

  3. Если ребенок не справляется с условиями игры, значит, вы переоценили его уровень развития. Тактично поменяйте условия игры.

  4. Увлечение игрой у детей проходит «волнами», поэтому, когда у ребенка остывает интерес к игре, умейте предложить другой вид деятельности.

  5. Больше хвалите детей за успехи и в случае неудачи подбодрите их.

  6. Создавайте в игре непринудительную обстановку. Не сдерживай­те двигательной активности ребенка.

  7. К проведению игры готовьтесь очень серьезно. Продумайте, как вы объясните детям правила игры, как вы предложите игру.

9. Заранее готовьте к игре игровой инвентарь, призы.

10.Не забудьте подвести итоги игровой деятельности.


Памятка 4

«Пожалуйста, запомните!»

Чтобы дело с играми пошло на лад, каждому игроку надо знать и соблюдать основные условия. Вот они:

1. Играйте честно, дружно, соблюдая правила. Правила в игре — закон.

  1. В игре проявляйте побольше выдумки, смекалки (не нарушая принятых правил).

  2. Играя с товарищами, помни, что ты не один (не выставляй всюду себя, давай играть другим, нарочно подолгу не води).

  3. В играх-поединках выбирайте противников, рав­ных по силам.

  4. Старайтесь все время выручать товарищей по команде. Закон каждой команды в игре: один за всех и все за одного.

  5. Не горячитесь понапрасну! Так вернее прийти к победе.

  6. Обязательно слушайте руководителя игры: он здесь главный судья. Подчиняйтесь капитану коман­ды: в игре он старший.

  7. Победив, не зазнавайтесь (ведь можно играть еще лучше). Не смейтесь над проигравшими. Помни­те: в игре вы — противники, вне игры — товарищи.

  8. Проиграл — не унывай! Поблагодари победите­ля за науку; постарайся взять верх при следующей встрече.


  1. В игре не сердитесь на того, кто нечаянно толкнул или наступил на ногу.

  2. Берегите принадлежности для игр; следите, чтобы они были всегда исправны и красивы.

  3. Судьей должны быть довольны и победители и побежденные!

  4. Для игры подыщите подходящее место. Не играйте на проезжих дорогах, вблизи от мусорных ящиков, развешанного для просушки белья. Игры с мячом проводите подальше от окон, в стороне от клумб, грядок.


Памятка 5

«Для вас, родители»

Несколько слов для взрослых.

  • Тропинка подвижной игры начинается с игрушки. Да, да! Погремушка, бубенчики, кубики — первые спутники малыша, который еще не умеет ходить. Это его занимательные друзья в познании мира, когда ребенок делает первые, робкие шаги.

  • Очень важно умело подобрать этих спутников.

  • Чувство меры, хоро­ший вкус — вот главные принципы, которыми должны руководствоваться родители, приобретая игрушки для своего ребенка.

  • Не менее необходимы такт и тер­пение в игре с детьми.

  • Умело помогая советом, делая это не в навязчивой манере, взрослые скорее раз­будят инициативу, самостоятельность мышления, же­лание довести дело до конца.

Памятка 6

«Законы игры»

  1. Любой игре характерна легкость, импровизация в сочетании с твердыми правилами.

  2. Участвующий в игре должен получать удовольствие, наслаждение, испытывать азарт, упоение, отчаяние, кураж.

  3. Но если игра перестала «захватывать» — игра «умерла». Организатору игры необходимо держать «в боевой готовности» все чувства, иметь способность владеть собой и аудиторией.


Памятка 7

«План-каркас игровой программы»

  1. Ломка психологической стенки с помощью словесных приколов.

  2. Организующий – танцевальный блок.

  3. Игровой блок.

  4. Песенный блок.

  5. Танцевальный блок.


Памятка 8

«Парадоксы игры»

Ребёнок, мало играющий, теряет в своём развитии, т.к. в игре, по выражению Л.С. Выготского, «ребёнок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения, он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; ребёнок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения».

Л.С. Выготский выделяет следующие парадоксы игры:

1. Ребёнок действует по линии наименьшего сопротивления (получает удовольствие), но учится действовать по линии наибольшего сопротивления. Игра – школа воли.

2. Обычно ребёнок испытывает и переживает подчинение правилу в ситуации отказа от того, что ему хочется, а в игре подчинение правилу есть путь к максимальному удовольствию. Игра даёт ребёнку новую форму желания, т.е. соотносит желание с ролью в игре и её правилами. В игре возможны высшие достижения ребёнка, которые завтра станут его реальным уровнем, его моралью.


Памятка 9

«Организатору интеллектуальной игры».

Если вы решили создать интеллектуальную игру, то помните:

  1. Быть интересным детям.

  2. Если материал сложный, он должен быть из узкой области знаний, чтобы дети могли основательно подготовиться.

  3. Подаваться в интересной, занимательной и доступной форме (тестовые задания, ступенчатые вопросы – от сложного к простому).

  4. Быть научно достоверным.

При проведении интеллектуальных игр помните:

  1. Состав жюри должен быть компетентным. Дети должны доверять людям, входящим в него.

  2. Хотя обстановка при проведении интеллектуальных игр и имеет меньшее значение, чем в творческих играх, тем не менее, постарайтесь, чтобы она была деловой, спокойной.

  3. Постарайтесь, чтобы у детей был серьёзный настрой на игру, но отсутствовала скованность.


Памятка 10

«Организатору творческой игры».

Творческая игра должна стать праздником для вас и ваших детей. Этому способствует и общий настрой детей, и красиво оформленное место проведения. Необходимо позаботиться о ведущем, к которому предъявляются особые требования:

  1. Ведущий всегда должен найти слова на паузу.

  2. Быть доброжелательным ко всем командам и игрокам.

  3. Быть хорошим актёром.

  4. Уметь гибко реагировать на настроение игроков.

  5. Не забывать зал, во время подготовки команд обращаться к зрителям.


Памятка 11

«Организатору игр на местности»

Первостепенной задачей игр на местности является сплочение коллектива. Для этого необходимо:

  • Познакомить детей с правилами игры и научить следовать им;

  • Помочь осознать ребятам необходимость подчиняться групповым требованиям, дать им возможность самостоятельно контролировать поведение друг друга и свои действия;

  • Объяснить, что невыполнение групповых норм в реальных отношениях ведёт к дезорганизации игры.


Памятка 12

«Правила проведения игр на местности»

  1. Чётко ограниченная территория.

  2. Знание участниками местности.

  3. Передвижение участников по территории парами или небольшими группами.

  4. Отсутствие на территории проведения опасных мест (болот, крутых обрывов).


Памятка 13

«Основные условия проведения дидактической игры»

  1. Наличие у педагога определённых знаний и умений относительно дидактических игр.

  2. Выразительность проведения игры. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре.

  3. Необходимость включения педагога в игру. Он является и участником, и руководителем игры. Педагог должен обеспечить поступательное развитие игры в соответствии с учебными и воспитательными задачами, но при этом не оказывать давления, выполнять второстепенную роль, незаметно для детей направлять игру в нужное русло.

  4. Необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение. Проводя игру, педагог должен постоянно помнить, что он даёт детям сложные учебные задания, а в игру их превращает форма их проведения – эмоциональность, лёгкость. Непринуждённость.

  5. Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.

  6. Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания.

  7. Используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой и ёмкой.


Памятка 14

«Алгоритм объяснения игры».

Правильное объяснение игры в значительной мере влияет на её успех. Рассказ педагога должен быть кратким, логичным, последовательным, интересным.

Алгоритм объяснения игры может быть следующим:

  1. Название игры;

  2. Роли играющих и их расположение на площадке;

  3. Содержание игры;

  4. Цель игры;

  5. Правила игры.

Памятка 15

«Требования к отбору игр»

  • Игра должна обогащать участников новыми представлениями и понятиями;

  • В игре должны развиваться способности правильно оценивать пространственные и временные отношения, быстро реагировать на сложившуюся ситуацию в часто меняющейся обстановке;

  • Дидактическое и двигательное содержание игры должно соответствовать особенностям программного материала;

  • Сюжет игры должен воспроизводить обстановку специфической деятельности;

  • Степень сложности игровых действий должна соответствовать усвоенным умениям и навыкам;

  • Правила игры должны способствовать более совершенному применению этих навыков в игровой деятельности;

  • С уменьшением судейства игра способствует развитию организаторских и судейских навыков.


Памятка 16

«Залог успеха игр»

  • во-первых, создание непринужденной, дружеской атмосферы общения, обстановки доброжелательно­сти, дружелюбия, чувства товарищества, так как сейчас люди как никогда разобщены, что объясня­ется воздействием ряда объективных факторов;

  • во-вторых, помощь людям в преодолении их зас­тенчивости, неумения познакомиться с товарища­ми по отдыху, возрастных особенностей в общении, делающих подростков замкнутыми, угловатыми, а взрослых людей излишне застенчивыми;

  • в-третьих, умение не просто демонстрировать схе­му игры, а «одевать эту схему в сверкающие одеж­ды воображения и фантазии ».




Памятка 17

«Функции игры»

Игре присущи самые различные функции:

  • полезность упражнений;

  • отдых, удовлетворение бессознательных влечений, форма моделирования человеческих отношений;

  • разрядка — средство психологической компенсации;

  • способ радостного обучения;

  • развлечение, ориентирование и экспериментиро­вание;

  • форма гуманизации труда;

  • общение и формирование коллектива, коммуника­тивность.


Памятка18

«Методика проведения подвижных игр»

Методика проведения подвижных игр состоит из отдельных частей:

1. Открытие. Приветствие.

2. Представление команды.

3. Представление судейской коллегии.

4. Объяснение правил игры.

5. Постановка цели.

6. проведение соревнования.

7. Подведение итогов.