СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятка «Обучающиеся с ОВЗ: особенности, необходимая помощь на уроке»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Памятка «Обучающиеся с ОВЗ: особенности, необходимая помощь на уроке»»

Памятка

«Обучающиеся с ОВЗ: особенности, необходимая помощь на уроке»

Нарушение

Особенности

Помощь на уроке

Дети с задержкой психического развития

  • Нарушение внимания – сниженная концентрация и неустойчивость внимания, повышенная отвлекаемость.

  • Часто сопровождается повышенной двигательной и речевой активностью.

  • Нарушение восприятия – проявляется в трудностях построения целостного образа. Кроме того, у ребенка страдает ориентировка в пространстве и скорость восприятия.

  • Особенности памяти – заключаются в лучшем запоминании наглядного материала, чем вербального.

  • Проблемы речи – связаны в основном с темпом ее развития.

  • Отставание развития основных форм мышления – обнаруживается при решении задач на логико-словесное мышление. Так, к началу школьного обучения ребенок с ЗПР не владеет полностью всеми интеллектуальными операциями, которые необходимы для выполнения школьных заданий (сравнение, обобщение, синтез, анализ, абстрагирование). 

  • Учебный материал преподносить небольшими порциями;

  • Усложнять материал следует постепенно;

  • Необходимо изыскивать способы облегчения трудных заданий:

- дополнительные наводящие вопросы;

- наглядность - картинные планы, опорные, обобщающие схемы, «программированные карточки», графические модели, карточки-помощницы, которые составляются в соответствии с характером затруднений при усвоении учебного материала;

- приемы-предписания с указанием последовательности операций, необходимых для решения задач;

- помощь в выполнении определенных операций;

- образцы решения задач;

- поэтапная проверка задач, примеров, упражнений.

  • Обучение навыкам эмоционального самоконтроля

  • Важно придерживаться последовательных требований в общении с ребенком.

  • Необходимо избегать состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.

  • Не сравнивать ребенка с другими детьми или эталоном, не предъявлять завышенных или заниженных требований

  • Сразу поощрять успехи и достижения ребенка.

  • Во время уроков важно ограничивать до минимума отвлекающие факторы

  • В случае затруднений при выполнении задания ребенку должна быть предоставлена возможность обратиться за помощью к педагогу.

  • На определенный отрезок времени давать только одно задание. Если ученику предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и учитель периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.

  • Для подкрепления устных инструкций использовать наглядные материалы (картинки, схемы, образец и т.д.).

  • Создавать ситуации успеха, в которых ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны.

  • Во время учебного дня предусматривается двигательная «разрядка»: каждые 15—20 мин. на уроке рекомендовано проводить динамическую паузу.

Дети с умственной отсталостью

  • Снижение интеллекта

  • Системное недоразвитие речи

  • Нарушение восприятия

  • Нарушение внимания

  • Недоразвитие познавательных интересов

  • Нарушение эмоционально-волевой сферы

  • Малопродуктивность памяти

  • Конкретность, некритичность мышления


  • Замедленность обучения и частую повторяемость материала;

  • Подача учебного материала малыми порциями;

  • Максимальная развернутость и расчлененность материала;

  • Постоянная опора на опыт ребенка;

  • Использовать вербальные поощрения;

  • Свести к минимуму наказания за невыполнение правил; ориентироваться более на позитивное, чем негативное;

  • Составлять планы;

  • Предоставлять учащимся права покинуть рабочее место и уединиться, когда этого требуют обстоятельства;

  • Разработать кодовую систему общения (слова, жесты), которая даст учащемуся понять, что его поведение является недопустимым на данный момент;

  • Игнорировать незначительные поведенческие нарушения;

  • Разработать меры вмешательства в случае недопустимого поведения, которое является непреднамеренным;

Психологи утверждают, что от услышанного учащимся в течение урока в памяти остается у умственно отсталого ученика меньше 10 % содержания, от воспринятого через чтение - 30 %, при наблюдении предмета (т. е. при опоре на наглядность) остается в памяти детей приблизительно 37% воспринятого. Практические же действия с учебным материалом оставляют в памяти до 70%.