Дети с задержкой психического развития | Нарушение внимания – сниженная концентрация и неустойчивость внимания, повышенная отвлекаемость. Часто сопровождается повышенной двигательной и речевой активностью. Нарушение восприятия – проявляется в трудностях построения целостного образа. Кроме того, у ребенка страдает ориентировка в пространстве и скорость восприятия. Особенности памяти – заключаются в лучшем запоминании наглядного материала, чем вербального. Проблемы речи – связаны в основном с темпом ее развития. Отставание развития основных форм мышления – обнаруживается при решении задач на логико-словесное мышление. Так, к началу школьного обучения ребенок с ЗПР не владеет полностью всеми интеллектуальными операциями, которые необходимы для выполнения школьных заданий (сравнение, обобщение, синтез, анализ, абстрагирование). | Учебный материал преподносить небольшими порциями; Усложнять материал следует постепенно; Необходимо изыскивать способы облегчения трудных заданий: - дополнительные наводящие вопросы; - наглядность - картинные планы, опорные, обобщающие схемы, «программированные карточки», графические модели, карточки-помощницы, которые составляются в соответствии с характером затруднений при усвоении учебного материала; - приемы-предписания с указанием последовательности операций, необходимых для решения задач; - помощь в выполнении определенных операций; - образцы решения задач; - поэтапная проверка задач, примеров, упражнений. Обучение навыкам эмоционального самоконтроля Важно придерживаться последовательных требований в общении с ребенком. Необходимо избегать состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость. Не сравнивать ребенка с другими детьми или эталоном, не предъявлять завышенных или заниженных требований Сразу поощрять успехи и достижения ребенка. Во время уроков важно ограничивать до минимума отвлекающие факторы В случае затруднений при выполнении задания ребенку должна быть предоставлена возможность обратиться за помощью к педагогу. На определенный отрезок времени давать только одно задание. Если ученику предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и учитель периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы. Для подкрепления устных инструкций использовать наглядные материалы (картинки, схемы, образец и т.д.). Создавать ситуации успеха, в которых ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны. Во время учебного дня предусматривается двигательная «разрядка»: каждые 15—20 мин. на уроке рекомендовано проводить динамическую паузу. |
Дети с умственной отсталостью | Снижение интеллекта Системное недоразвитие речи Нарушение восприятия Нарушение внимания Недоразвитие познавательных интересов Нарушение эмоционально-волевой сферы Малопродуктивность памяти Конкретность, некритичность мышления | Замедленность обучения и частую повторяемость материала; Подача учебного материала малыми порциями; Максимальная развернутость и расчлененность материала; Постоянная опора на опыт ребенка; Использовать вербальные поощрения; Свести к минимуму наказания за невыполнение правил; ориентироваться более на позитивное, чем негативное; Составлять планы; Предоставлять учащимся права покинуть рабочее место и уединиться, когда этого требуют обстоятельства; Разработать кодовую систему общения (слова, жесты), которая даст учащемуся понять, что его поведение является недопустимым на данный момент; Игнорировать незначительные поведенческие нарушения; Разработать меры вмешательства в случае недопустимого поведения, которое является непреднамеренным; Психологи утверждают, что от услышанного учащимся в течение урока в памяти остается у умственно отсталого ученика меньше 10 % содержания, от воспринятого через чтение - 30 %, при наблюдении предмета (т. е. при опоре на наглядность) остается в памяти детей приблизительно 37% воспринятого. Практические же действия с учебным материалом оставляют в памяти до 70%. |