Задание 1. Правила списывания текста Прочитай весь текст. Расставь знаки препинания. Обрати внимание, есть ли в тексте прямая речь, обращения, места, где необходимо поставить тире. Найди и подчеркни карандашом все опасные места и орфограммы, начиная с первого предложения. Вернись к началу текста (первое предложение). Начни записывать текст. Соблюдай абзацы. При записи сверяй каждое слово и знак, проговаривай по слогам то, что записываешь. Не забудь про знаки препинания. Обрати внимание на причастные обороты; одиночные деепричастия и деепричастные обороты; на однородные члены предложения и обобщающие слова при них; на уточняющие и вводные слова. Когда закончишь списывать, проверь свою запись. Перечитай то, что написал. Если есть ошибки, аккуратно исправь. 2 | Задание 15 Среди предложений найдите предложение с обособленным согласованным определением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления. обособляются обычно определения, стоящие ПОСЛЕ определяемого слова: Дорога, мощённая булыжником, поднималась на вал. Обособляются определения, относящиеся к личному местоимению: По природе стыдливая и робкая, она досадовала на свою застенчивость. Образец ответа: №7, согласованное определение выражено причастным оборотом, который стоит после определяемого слова ИЛИ схемой [сущ., |п.о.|] Задание 16 Среди предложений найдите предложение с обособленным обстоятельством. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления. ИЩЕМ ДЕЕПРИЧАСТИЕ ИЛИ ДЕЕПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ Образец ответа: №7, обоснование условий обособления: обстоятельство выражено деепричастным оборотом, который находится в середине (начале, конце) предложения и поэтому выделяется запятыми(ой) ИЛИ схемой [ ,|д.о.|, гл.]. 15 |
Морфологический разбор ДЕЕПРИЧАСТИЕ Он ушибся, упав с лошади. 1. Упав - деепричастие, так как обозначает добавочное действие; отвечает на вопросы когда? что сделав? 2. Н. ф. – упав. Морфологические признаки: Морфологические признаки: сов. вид/ несов. вид; невозвратное/возвратное. Неизменяемое слово 3. Ушибся (когда?) упав с лошади НАРЕЧИЕ Он вьётся выше3. 1. Вьётся (как?) выше - наречие; обозначает признак действия/признак признака. 2. Н.ф. –высоко (указывается, если есть степень сравнения) Наречие образа действия, сравнит.ст/превосх.ст, прост.форма/состав.форма Вьётся (как?) выше – обстоятельство. 4 | 3. Безличное: сказуемое, при котором нет и не может быть подлежащего. К сказуемым в таких предложениях, если рядом нет существительных или местоимений в косвенных падежах, можно добавить местоимение МНЕ, МЕНЯ или наречие ГДЕ-ТО. Например: Уже (где-то) вечерело. Весело. Сказуемое может быть выражено: 1. Безличным глаголом, обозначающим состояние человека или природы. Например: На дворе вечереет. 2. Безличной формой личного глагола в 3л. ед.ч. н. или б. вр. или ср.р. ед.ч. пр. вр. Например: Пахло сеном. Пахнет сеном. 3. Безличной формой глагола быть в отрицательных предложениях; Например: Герасима не было на дворе. Дождя не будет. 4. Словом нет. Например: У меня нет линейки. 5. Неопределённой формой глагола. Например: Быть дождю. Нужно учиться. 6. Наречием, кратким страдательным причастием в форме среднего рода. Например: В избе жарко натоплено. 7. Категорией состояния. Например: На улице холодно. Жарко. Примечание № 1: если сказуемое выражено глаголом ед.ч. м.р. или ж. р. пр. вр., то такое предложение является двусоставным, неполным. Пошла в кино. Зашел на минутку. 13 |
Задание 5 Поставьте знак ударения в следующих словах Запомните ударения в следующих словах: ДокумЕнт, слИвовый, алфавИт, звонИт, тОрты, досУг, начАть, каталОг, хозЯева, агЕнт, намЕрение, премировАть, украИнский, квартАл, облегчИть, жилА (в доме), нАчал, языкОвая (колбаса), изобретЕние, инструмЕнт, ворОта, позвонИт, киломЕтр, щавЕль, газопровОд, красИвее, платО, языковОе (явление), начАть, углубИть, инструмЕнты, столЯр, сантимЕтр, бЫло, цемЕнт, нефтепровОд, квартАл, чЕрпать, углубИть. Задание 6 Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий). Виды грамматических ошибок А) Употребление предлогов БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, НАПЕРЕКОР, НАПЕРЕРЕЗ –кому? чему? – только Дат.п. По окончаниИ, по прибытиИ, по завершениИ, по приездЕ. Б) ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Ошибки в употреблении имен собственных. В кинофильме «ВойнЕ и мирЕ» С.Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова. В кинофильме «ВойнА и мир» С.Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова. 8 | В) ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ 1. Разрыв причастного оборота определяемым словом. Приготовленные оладьи мамой были вкусны. Оладьи, приготовленные мамой, были вкусны. 2. Нарушение согласования причастия с определяемым словом Мы гордимся футболистами, победивших английскую команду. Мы гордимся футболистами, победившими английскую команду. 3. Замена страдательных причастий действительными Задание, выполняющееся нами, не вызывает затруднений. Задание, выполняемое нами, не вызывает затруднений. |
Задание 3 Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания. 6 | Задание 9 Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи (Скорее всего, выписать нужно будет 3 с/с) Алгоритм: Проанализируйте и вычеркните не с/с, т.е. предложения или существительное с предлогом (Слова отмирают, возле дома) В оставшихся с/с определите главное и зависимое слово Определите, чем выражено зависимое слово. Если зависимое слово выражено наречием, деепричастием, неопределенной формой глагола, простой сравнительной степенью прилагательного (не сказуемое), несклоняемым существительным (метро, пальто), притяжательные местоимения их, её, его. то это ПРИМЫКАНИЕ Если другими частями речи, то смотрим: Изменяются оба слова - СОГЛАСОВАНИЕ Изменяется главное слово, а зависимое слово остаётся в определённом косвенном падеже – УПРАВЛЕНИЕ Красивый человек (согласование, т.к. изменяются оба слова красивОГО человекА) Читать быстро (примыкание, т.к. зависимое слово выражено наречием) Шёл в школу (управление, т.к. зависимое слово не изменяется вслед за главным шлА в школу, шлИ в школу) 11 |
Задание 7 Определите и запишите основную мысль текста. Основная мысль текста – это то, к чему призывает автор, чему учит, ради чего он написан. Осн. мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего ее надо найти и сформулировать Задание 8 Определите и запишите микротему 3-го абзаца текста. Микротема — это составная часть общей темы текста. Определите тему текста Перечитайте абзац Обратите внимание на часто повторяющееся слово и синонимичные выражения к нему в этом абзаце Сформулируйте ответ, в котором микротема как часть общей темы. Пример: Тема текста – жизнь и развитие языка Повторяющиеся слова: охранная тенденция, сопротивление новшествам, препятствуют обновлению речи, устойчивые законы и нормы. Ответ: Охранная роль устойчивых языковых законов и норм в развитии языка. 10 | Задание 4 Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется НН. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания НН 7 |
Задание 12 Из предложения 6 выпишите грамматическую основу Находим СКАЗУЕМОЕ (помним, что оно может состоять из НЕСКОЛЬКИХ слов). В предложении может НЕ быть подлежащего. ПОДЛЕЖАЩЕЕ должно отвечать только на вопросы КТО? ЧТО? и стоять в И.п. Задание 13 Определите тип односоставного предложения 1. Запишите ответ ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ с главным членом-подлежащим: назывное 1)выражено существительным в форме И.п. Лес. 2) количественно-именным сочетанием: Десять часов. 3) В роли подлежащего может выступать личное местоимение: Вот она, Отчизна! 4) В роли главного члена числительное: Двенадцать с главным членом-сказуемым: 1. Определённо-личное: сказуемое–глагол в форме 1 или 2 лица ед., к которому легко можно добавить отсутствующие местоимения Я, МЫ, ТЫ, ВЫ. Например: Выйду (я) на улицу. Дайте (вы) мне коня. 2. Неопределённо – личное: сказуемое – глагол в форме 3лица мн.ч., к которому легко можно добавить отсутствующее местоимение ОНИ. Например: В дверь постучались. На балконе дачи зажгли свет. 12 | Морфологический разбор ПРЕДЛОГ Мы встретились возле дома. Встретились (возле чего?) возле дома. Возле – предлог, связывает по смыслу слова в предложении. непроизводный/поизводный (возник в результате перехода из наречия возле) Простой/составной(из двух и более слов) Синтаксический разбор предложения Делать разбор в таком порядке: 1. По цели высказывания: повеств., побуд. или вопрос.; 2. По эмоциональной окраске: восклиц.(!) или невосклиц.; 3. Простое или сложное, 4. распр. (есть второстепенные члены) или нераспр. 5. Если есть осложнение, то указываем: обращение, однородные члены, опред., обстоят., уточнение, вводное слово 6. Односоставное ( ____или ====), двусоставное _____ и =====). 7. Схема в квадратных скобках ( указываем подлежащее, сказуемое и , если есть, осложнения. См.пункт 5) Все члены предложения подчеркнуть и написать над каждым словом, какая это часть речи 5 |