ПАМЯТКА «ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Предложение — это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль.
Каждое предложение строится по определенным законам. В нем слова связаны друг с другом по смыслу и грамматически. В предложении имеются такие члены предложения, вокруг которых группируются остальные слова. Такие слова составляют смысловой центр предложения. Это главные члены предложения.
Они имеют свои названия: подлежащее и сказуемое
Подлежащее называет то, о ком или о чем говорится в предложении.
Подлежащее — это главный член предложения, который обозначает предмет, совершающий действие, и отвечает на вопрос кто? или что?
Сказуемое — это главный член предложения, который обозначает действие или состояние подлежащего, и отвечает на вопросы что делает? что сделает? что делал? что сделал? и пр.
Подлежащее и сказуемое — это грамматическая основа предложения.
Как выполнить синтаксический разбор предложения?
План разбора:
1. Каким предложение является по цели высказывания?
(повествовательное, вопросительное, побудительное)
2. Каким предложение является по интонации?
(восклицательное или невосклицательное)
3. Каким – по наличию второстепенных членов?
(распространённое или нераспространённое)
4. Подчеркни главные члены предложения.
(Надпиши, какой частью речи они выражены)
5. Укажи какими частями речи выражены другие слова
в предложении.
6. Разбери группу подлежащего.
(Ставь вопрос от подлежащего к второстепенным
членам предложения)
7. Разбери группу сказуемого.
(Ставь вопрос от сказуемого к второстепенным
членам предложения)
8. Поставь вопрос от второстепенного члена к другому
второстепенному члену предложения.
Главные и второстепенные члены предложения.
| Член предложения | Вопросы | Что обозначает | Примеры предложений |
главные | Подлежащее | кто? что? | Предмет | Льёт дождь. Он скоро пройдёт. |
Сказуемое | что делает? что делал? что сделает? что будет делать? | Действие предмета | Улетают птицы. Ученики читают и пишут. |
второстепенные | Дополнение | На вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кем? чем? о ком? о чём? | Предмет | Летом я жил у бабушки. Она испекла пироги с малиной. К речке ведёт тропа. |
Определение | какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? | Признак, качество, свойство предмета. | Зеленеют молодые сосны и ели. За кустом мелькнул лисий хвост. Белые ручки чужой труд любят. |
Обстоятельство | где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как? каким образом? | Место, время, причину, способ действия. | Утром дети шли по лугу. Человек сидел неподвижно. Впереди бежала собака Жучка. |
Виды предложений.
По интонации | По цели высказывания | По наличию главных членов предложения. | По наличию второстепенных членов. |
1) Восклицательное Мама приехала ! 2) Невосклицательное Мама приехала . | 1) Повествовательное Мы идём пешком . 2) Вопросительное Вы пойдёте пешком ? 3) Побудительное Идите пешком ! | 1) Простое (одна основа) Снова ударил гром. 2)Сложное (несколько основ) Снова ударил гром, и начался сильный ливень. | 1) Нераспространённое Полил дождь. 2) Распространённое К вечеру полил холодный дождь. |
Однородные члены предложения.
1)
,
,
Ласточки , утки , лебеди осенью улетают на юг.
2)
,
и
Берёзы , дубы и осины растут в лесу.
3)
и
Ученики считали и решали на уроках математики.
4)
, а
Мы собирали не грибы , а ягоды.
5)
, но
Наступила осень тихая , но пасмурная.
Образец письменного разбора:
прил. сущ. гл. пр. сущ. сущ.
Рыжая белка прыгала по ветвям деревьев.
(Повествовательное, невосклицательное, распространённое).
белка (какая?) рыжая
прыгала (по чему?) по ветвям
по ветвям (чего?) деревьев