Памятка классному руководителю по предупреждению попытки суицида.
Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. В состоянии душевного кризиса подростку, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов его выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
2. Подберите «ключи» к разгадке суицида. Постарайтесь распознать признаки возможной опасности: суицидальные угрозы, которые идут перед попыткой самоубийства, депрессия, изменения в поведении или личности, а также подготовку к последнему волеизъявлению. Отметьте проявления беспомощности, выясните, не является ли этот человек одиноким и изолированным.
3. Примите суициданта как личность. Не думайте, что человек не способен и не сможет решиться на самоубийство. Опасность, что вы преувеличите потенциальную угрозу, ничто в сравнении с тем, что кто-то может погибнуть из-за вашего не вмешательства.
4. Оцените серьёзность намерений и чувств подростка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если, эти планы расплывчаты и неопределенны.
5. Внимательно отнестись ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать волю своим чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.
6. Наладьте заботливые отношения. Для того, кто думает, что он никому не нужный и не любимый, забота участливого человека сильный подбадривающий фактор.
7. Будьте внимательным слушателем. Если человек находится в депрессивном состоянии, ему нужно больше говорить самому, чем слушать кого-то. Попробуйте остаться спокойным и понимающим.
8. Не спорьте, не проявляйте агрессии в разговоре с потенциальным суицидантом.
9. Предложите конкретные, конструктивные подходы к решению вопроса о создавшейся ситуации.
10. Вселяйте надежду. Очень ценным является сосредоточение на том, что чувствуют и говорят, склонные к саморазрушению люди. Когда травмирующие мысли выходят на поверхность, горе кажется не таким фатальным. Важно помочь понять, что не нужно останавливаться на одном полюсе эмоций. Смысл жизни не исчезает, даже когда она приносит душевные страдания.
11. Не оставляйте человека одного в случае ситуации высокого суицидального риска. Оставайтесь с ним как можно дольше, просите кого-то быть рядом, пока не пройдет кризис.
12. Не бойтесь прямо спросить, не думают ли они о самоубийстве; Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред! Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.
13. Важность сохранения заботы и поддержки. Если критическая ситуация прошла, нельзя позволять себе расслабляться, самое плохое может быть впереди. Половина суицидантов совершает самоубийства на протяжении трех месяцев после начала психологического кризиса. Поэтому так важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора. Человеку в состоянии душевного кризиса нужны строгие утвердительные указания. Осознание вашей компетентности, заинтересованности в его судьбе и готовности помочь дадут ему эмоциональную опору. Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников и так далее.
14. Если ситуация становится безнадежной, возможна госпитализация в психиатрическую больницу.
Существует четыре основных метода оказания психологической помощи человеку, думающему о суициде:
1. Своевременная диагностика (проводится школьным психологом и учителем в процессе наблюдения во время уроков и внеурочной деятельности) и соответствующее лечение суицидента.
2. Активная эмоциональная поддержка человека, находящегося в состоянии депрессии.
3. Поощрение его положительных устремлений, чтобы облегчить ситуацию.
4. Обучение социальным навыкам и умениям преодоления стресса.
Стремясь оказать человеку первичную психологическую помощь, важно соблюдать следующие правила:
• будьте уверены, что вы в состоянии помочь;
• набирайтесь опыта у тех, кто уже был в такой ситуации;
• будьте терпеливы;
• не старайтесь шокировать или угрожать человеку, говоря «Пойди и сделай это»;
• не анализируйте его поведенческие мотивы, говоря « Вы так чувствуете себя, потому что...»;
• не спорьте и не старайтесь образумить человека, говоря «Вы не можете убить себя, потому что...»;
• делайте все от вас зависящее, но не берите на себя персональную ответственность за чужую жизнь.
• в беседе с любым человеком, особенно с тем, кто готов пойти на самоубийство, важно уделить достаточно внимания активному выслушиванию;
• активный слушатель - это человек, который слушает собеседника со всем вниманием, не осуждая его, что дает возможность его партнеру выговориться без боязни быть прерванным;
• активный слушатель в полной мере понимает чувства, которые испытывает его собеседник, и помогает ему сохранить веру в себя;
• активный слушатель будет способствовать тому, чтобы собеседник был уверен в том, что его высказывания о желании умереть услышаны и поняты.
Рекомендации по проведению беседы.
• разговаривать в спокойном месте, чтобы избежать возможности быть прерванным в беседе;
• уделять все внимание собеседнику, смотреть прямо на него, удобно, без напряжения расположившись напротив, но не через стол;
• В процессе беседы целесообразно не вести никаких записей, не посматривать на часы и тем более не выполнять какие-либо «попутные» дела. Надо всем своим видом показать суициденту, что важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет.
• пересказать то, что собеседник рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили мимо ушей; дать возможность собеседнику высказаться, не перебивая его, и говорить только тогда, когда перестанет говорить он;
• говорить без осуждения и пристрастия, что способствует усилению у собеседника чувства собственного достоинства; произносить только позитивно-конструктивные фразы.
Оказание первичной психологической помощи суициденту
Если вы слышите:
Обязательно скажите:
Не говорите:
«Ненавижу учебу, класс...»
«Что происходит у нас, из-за чего ты себя так чувствуешь?»
«Когда я был в твоем возрасте... да ты просто лентяй!»
«Все кажется таким безнадежным...»
«Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь»
«Подумай лучше о тех, кому ещё хуже»
«Всем было бы лучше без меня»
«Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит».
«Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом».
«Вы не понимаете меня!"
«Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу это знать».
«Кто же может понять молодежь в наши дни?»
«Я совершил ужасный по-ступок...»
«Давай сядем и поговорим об этом».
«Что посеешь, то и пож-нешь!»
«А если у меня не получится?»
«Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное».
«Если не получится - значит, ты недостаточно постарался!»