СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пароходство на Алтае

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация даёт возможность увидеть развитие параходства в Алтайском крае

Просмотр содержимого документа
«Пароходство на Алтае»

Пароходство на Алтае. Характер торговли.
  • Пароходство на Алтае. Характер торговли.
16 июня 2016 года первый за 20 лет круизный теплоход с туристами прибыл в Барнаул. «Принять швартовы» – это название малюсенькой заметки в рубрике «Новости» на первой странице краевой газеты «Алтайская правда» №108 от 18 июня сего года. А ещё в ней написано, что туристы  – это наши соседи из Западной Сибири, а также из Москвы, Санкт-Петербурга и Владивостока. Были и иностранцы. Для них, как и для всех других туристов открыты туристские маршруты по городу Барнаулу – столице Алтайского края. Это – музеи, старая и новая часть города, «Горная аптека» и «Мир камня».
  • 16 июня 2016 года первый за 20 лет круизный теплоход с туристами прибыл в Барнаул. «Принять швартовы» – это название малюсенькой заметки в рубрике «Новости» на первой странице краевой газеты «Алтайская правда» №108 от 18 июня сего года.
  • А ещё в ней написано, что туристы  – это наши соседи из Западной Сибири, а также из Москвы, Санкт-Петербурга и Владивостока. Были и иностранцы. Для них, как и для всех других туристов открыты туристские маршруты по городу Барнаулу – столице Алтайского края. Это – музеи, старая и новая часть города, «Горная аптека» и «Мир камня».
Пароходство на реке Бия 1865 год. 150, с небольшим, лет назад. Осень. Город Бийск. К пристани причалил первый пароход. Это был пароход «Ермак», принадлежавший иркутскому купцу Хаминову. Можно считать это событие открытием бийского  парового судоходства. Регулярные пароходные рейсы до Бийска стали осуществляться в 70-е года XIX века. Но, Бия и до этого момента была судоходной. Ещё казаки – первопроходцы в начале XVIII века стали осваивать реку. Груза доставлялись на судах-дощаниках, каюках, барках. Вниз по течению под парусами и на вёслах, а вверх, против течения, с помощью бурлаков.
  • Пароходство на реке Бия
  • 1865 год. 150, с небольшим, лет назад. Осень. Город Бийск. К пристани причалил первый пароход. Это был пароход «Ермак», принадлежавший иркутскому купцу Хаминову. Можно считать это событие открытием бийского  парового судоходства.
  • Регулярные пароходные рейсы до Бийска стали осуществляться в 70-е года XIX века.
  • Но, Бия и до этого момента была судоходной. Ещё казаки – первопроходцы в начале XVIII века стали осваивать реку. Груза доставлялись на судах-дощаниках, каюках, барках. Вниз по течению под парусами и на вёслах, а вверх, против течения, с помощью бурлаков.
*Адский труд, да куда денешься? Тем более хватало на Алтае «тягловой работной силы». Одиннадцать лет назад от даты, указанной выше пароход «Ермак», принадлежавший тому же иркутскому купцу Ивану Степановичу Хаминову впервые пришёл из Томска в Барнаул, открыв судоходство в Обь – Иртышском бассейне. Пришвартовался к пристани, может и этой
  • *Адский труд, да куда денешься? Тем более хватало на Алтае «тягловой работной силы».
  • Одиннадцать лет назад от даты, указанной выше пароход «Ермак», принадлежавший тому же иркутскому купцу Ивану Степановичу Хаминову впервые пришёл из Томска в Барнаул, открыв судоходство в Обь – Иртышском бассейне. Пришвартовался к пристани, может и этой
Через одиннадцать лет он же дошёл до Бийска. В 1881 году бийские купцы Н. И. Гусев и М. А. Яновский организовывают первую пароходную компанию под названием «Бийская компания пароходства и торговли». В компании был пароход «Первенец» и баржи.
  • Через одиннадцать лет он же дошёл до Бийска.
  • В 1881 году бийские купцы Н. И. Гусев и М. А. Яновский организовывают первую пароходную компанию под названием «Бийская компания пароходства и торговли». В компании был пароход «Первенец» и баржи.
Своё пароходство имел и купец Г. И. Фуксман. Вот такая рекламная афишка, к примеру:
  • Своё пароходство имел и купец Г. И. Фуксман. Вот такая рекламная афишка, к примеру:
А пароходы такого типа:
  • А пароходы такого типа:
Купец А. Ф. Морозов тоже не остался в стороне от этого дела. В 1888 году у него появился первый пароход, который стал курсировать между Бийском и Тюменью, а к середине 1890 года у него уже было шесть грузо – пассажирских пароходов. И названия были самые простые: «Первый», «Второй»… «Шестой». А через пять лет все они вошли в состав крупной сибирской компании «Товарпар» («Западно-Сибирское товарищество пароходства и торговли»).
  • Купец А. Ф. Морозов тоже не остался в стороне от этого дела. В 1888 году у него появился первый пароход, который стал курсировать между Бийском и Тюменью, а к середине 1890 года у него уже было шесть грузо – пассажирских пароходов. И названия были самые простые: «Первый», «Второй»… «Шестой». А через пять лет все они вошли в состав крупной сибирской компании «Товарпар» («Западно-Сибирское товарищество пароходства и торговли»).
Очень интересна биография купчихи или капиталиста, а может на современный лад бизнес-леди, Евдокии Мельниковой. Она стала не первой и не последней бизнесвумен в дореволюционное время на Алтае, но, уж точно самой яркой, поскольку имела славу деспотичного руководителя и занималась совершенно не женским делом — речными перевозками по всей Сибири.
  • Очень интересна биография купчихи или капиталиста, а может на современный лад бизнес-леди, Евдокии Мельниковой. Она стала не первой и не последней бизнесвумен в дореволюционное время на Алтае, но, уж точно самой яркой, поскольку имела славу деспотичного руководителя и занималась совершенно не женским делом — речными перевозками по всей Сибири.
С одной стороны может показаться удивительным, что женщина тех времен владела целым пароходством, поскольку современное представление о прошлом зачастую заполнено штампами. Женщины в Сибири были не просто женщинами. Типичная жена какого-нибудь купца являлась скорее не светской дамой на содержании, а «боевой подругой», компаньоном и продолжателем семейного дела, в том случае если муж отходил в мир иной раньше супруги. ЕВДОКИЯ МЕЛЬНИКОВА

С одной стороны может показаться удивительным, что женщина тех времен владела целым пароходством, поскольку современное представление о прошлом зачастую заполнено штампами. Женщины в Сибири были не просто женщинами. Типичная жена какого-нибудь купца являлась скорее не светской дамой на содержании, а «боевой подругой», компаньоном и продолжателем семейного дела, в том случае если муж отходил в мир иной раньше супруги.

ЕВДОКИЯ МЕЛЬНИКОВА

Суровый климат и суровые времена рождают людей с железной хваткой. Выйдя замуж за Виссариона Мельникова, Евдокия переехала в Сибирь и стала купчихой 2-й гильдии. После смерти мужа она решила основать своё собственное пароходство. Евдокия Мельникова по происхождению была мещанкой, родилась в Вологодской губернии, но лишь на Алтае у нее проявился предпринимательский талант. В 1893 года Евдокия организует в Барнауле собственную пароходную компанию, во главе которой ставит 23-летнего сына Александра.
  • Суровый климат и суровые времена рождают людей с железной хваткой. Выйдя замуж за Виссариона Мельникова, Евдокия переехала в Сибирь и стала купчихой 2-й гильдии.
  • После смерти мужа она решила основать своё собственное пароходство. Евдокия Мельникова по происхождению была мещанкой, родилась в Вологодской губернии, но лишь на Алтае у нее проявился предпринимательский талант. В 1893 года Евдокия организует в Барнауле собственную пароходную компанию, во главе которой ставит 23-летнего сына Александра.
Надо сказать, что при отсутствии нормальных дорог, в том числе и при полном отсутствии железных дорог, реки на юге Сибири в конце XIX века были едва ли не единственным способом связать в одну нить производственные и сельскохозяйственные центры с рынками сбыта. Люди уже не сидели безвылазно в своих сёлах и городах, развитие экономики всегда сопровождается трудовой миграцией, да впрочем, и предприниматели того времени нуждались в быстром и недорогом способе перемещения — у многих купцов и промышленников дело велось в разных регионах и городах. Ниша на рынке пассажирских перевозок была свободной и тот, кто первым за неё ухватился — оказался в большом выигрыше.
  • Надо сказать, что при отсутствии нормальных дорог, в том числе и при полном отсутствии железных дорог, реки на юге Сибири в конце XIX века были едва ли не единственным способом связать в одну нить производственные и сельскохозяйственные центры с рынками сбыта. Люди уже не сидели безвылазно в своих сёлах и городах, развитие экономики всегда сопровождается трудовой миграцией, да впрочем, и предприниматели того времени нуждались в быстром и недорогом способе перемещения — у многих купцов и промышленников дело велось в разных регионах и городах. Ниша на рынке пассажирских перевозок была свободной и тот, кто первым за неё ухватился — оказался в большом выигрыше.
Первым пароходом новой транспортной компании стал «Кормилец», построенный в Тюмени на заводе Пирсона – Гуллета.
  • Первым пароходом новой транспортной компании стал «Кормилец», построенный в Тюмени на заводе Пирсона – Гуллета.
Название было с подтекстом — судно должно было кормить семью Мельниковой и приносить доход. Это небольшое 200-сильное судно по всей длине палубы имело жилую надстройку, в носовой части которой был оборудован салон и каюты 1-го класса, а в кормовой – каюты 2-го класса и общий зал для пассажиров 3-го класса. По сути, Мельникова первой среди других судовладельцев Обского бассейна приобрела двухпалубные пароходы американского типа с каютами разных классов. 20 июня 1893 года этот пароход отправился в свой первый рейс до Томска, двигаясь по 20 верст в час.
  • Название было с подтекстом — судно должно было кормить семью Мельниковой и приносить доход. Это небольшое 200-сильное судно по всей длине палубы имело жилую надстройку, в носовой части которой был оборудован салон и каюты 1-го класса, а в кормовой – каюты 2-го класса и общий зал для пассажиров 3-го класса. По сути, Мельникова первой среди других судовладельцев Обского бассейна приобрела двухпалубные пароходы американского типа с каютами разных классов. 20 июня 1893 года этот пароход отправился в свой первый рейс до Томска, двигаясь по 20 верст в час.
Кстати, центральный офис пароходства также переместился в столицу губернии — Томск, а отделения были открыты в Барнауле, Бийске и Новониколаевске. Клиентов старались привлечь разными бытовыми удобствами и техническими достижениями. В зависимости от купленного билета, пассажир мог рассчитывать даже на библиотеку и пианино в салоне, кроме того, к их услугам предлагались — буфет, кухня, электрическое освещение и паровое отопление. Внутренние помещения имели хорошую даже по современным меркам отделку.
  • Кстати, центральный офис пароходства также переместился в столицу губернии — Томск, а отделения были открыты в Барнауле, Бийске и Новониколаевске. Клиентов старались привлечь разными бытовыми удобствами и техническими достижениями. В зависимости от купленного билета, пассажир мог рассчитывать даже на библиотеку и пианино в салоне, кроме того, к их услугам предлагались — буфет, кухня, электрическое освещение и паровое отопление. Внутренние помещения имели хорошую даже по современным меркам отделку.
Р усско-японская и Первая мировая войны стали катализатором развития речных перевозок. Во время этих войн Транссибирская магистраль была почти полностью переключена на перевозку военных грузов, а значить на плечи речного транспорта легла вся гражданская логистика — от товаров до пассажиров. Конъюнктурой рынка успешно воспользовалась Евдокия Мельникова. С прикола были сняты простаивавшие суда, отремонтированы и реконструированы устаревшие. В 1907-1909 годах она отправила в навигацию семь прекрасно отделанных пароходов американского типа.
  • Р усско-японская и Первая мировая войны стали катализатором развития речных перевозок. Во время этих войн Транссибирская магистраль была почти полностью переключена на перевозку военных грузов, а значить на плечи речного транспорта легла вся гражданская логистика — от товаров до пассажиров.
  • Конъюнктурой рынка успешно воспользовалась Евдокия Мельникова. С прикола были сняты простаивавшие суда, отремонтированы и реконструированы устаревшие. В 1907-1909 годах она отправила в навигацию семь прекрасно отделанных пароходов американского типа.
К 1910 году флотилия Мельниковой насчитывала уже 10 пароходов и 6 барж. Она перевозила 4 млн. пудов грузов, основную часть которых составляло зерно, шедшее по Оби с Алтая в северном направлении. Крупнейшими пароходами Мельниковой были — «Богатырь», «Воткинский завод» и «Двигатель», мощностью по 500 лошадиных сил каждый. В штате компании трудились более 500 человек — от управляющих и капитанов — до матросов и техников. К 1914 году обороты пароходства превысили 830 тыс. рублей, при этом чистая прибыль составила 205 тыс. рублей. Мельникова стала миллионершей. В 1913-1915 годах пароходство Мельниковой входило в картель барнаульских и новониколаевских пароходовладельцев — «Соединенную пароходную компанию», являясь самым крупным пайщиком.
  • К 1910 году флотилия Мельниковой насчитывала уже 10 пароходов и 6 барж. Она перевозила 4 млн. пудов грузов, основную часть которых составляло зерно, шедшее по Оби с Алтая в северном направлении. Крупнейшими пароходами Мельниковой были — «Богатырь», «Воткинский завод» и «Двигатель», мощностью по 500 лошадиных сил каждый. В штате компании трудились более 500 человек — от управляющих и капитанов — до матросов и техников. К 1914 году обороты пароходства превысили 830 тыс. рублей, при этом чистая прибыль составила 205 тыс. рублей. Мельникова стала миллионершей. В 1913-1915 годах пароходство Мельниковой входило в картель барнаульских и новониколаевских пароходовладельцев — «Соединенную пароходную компанию», являясь самым крупным пайщиком.
Женщина – директор (1912 год)
  • Женщина – директор (1912 год)
Тем не менее, современники считали Мельникову женщиной-диктатором. Критиковали её за экономию на своих же работниках, грубость и крутой нрав. В отличие от других, на её предприятиях зарплата не росла, а снижалась. В 1910 году фонд заработной платы, например, сократился на 30%. Алтайской «железной леди» она не стала, а от своих подчинённых получила прозвище «Мельничиха», по аналогии с «Салтычихой», помещицей, которая была известна жестким обращением с крестьянами. В 1917 году Евдокия Мельникова умерла, а наследник Александр продал дело Западно-Сибирскому товариществу пароходства и торговли за 1,6 млн рублей.
  • Тем не менее, современники считали Мельникову женщиной-диктатором. Критиковали её за экономию на своих же работниках, грубость и крутой нрав. В отличие от других, на её предприятиях зарплата не росла, а снижалась. В 1910 году фонд заработной платы, например, сократился на 30%. Алтайской «железной леди» она не стала, а от своих подчинённых получила прозвище «Мельничиха», по аналогии с «Салтычихой», помещицей, которая была известна жестким обращением с крестьянами. В 1917 году Евдокия Мельникова умерла, а наследник Александр продал дело Западно-Сибирскому товариществу пароходства и торговли за 1,6 млн рублей.
После революции отрекшийся от престола император Николай II часть пути в ссылку (от Тюмени до Тобольска) преодолевал на пароходе «Кормилец». В мае 1921 года это же судно, но уже переименованное в «Совнарком», врезалось в опору железнодорожного моста в районе Новониколаевска, совершая рейс из Барнаула в Томск. В результате аварии на пароходе взорвался котёл, а корпус переломился пополам. По разным оценкам погибло от 200 до 400 человек. Останки судна подняты со дна реки и утилизированы в 1984 году, через 93 года после своего первого рейса, который принёс Евдокии Мельниковой имя самой известной алтайской предпринимательницы дореволюционной эпохи.
  • После революции отрекшийся от престола император Николай II часть пути в ссылку (от Тюмени до Тобольска) преодолевал на пароходе «Кормилец». В мае 1921 года это же судно, но уже переименованное в «Совнарком», врезалось в опору железнодорожного моста в районе Новониколаевска, совершая рейс из Барнаула в Томск. В результате аварии на пароходе взорвался котёл, а корпус переломился пополам. По разным оценкам погибло от 200 до 400 человек. Останки судна подняты со дна реки и утилизированы в 1984 году, через 93 года после своего первого рейса, который принёс Евдокии Мельниковой имя самой известной алтайской предпринимательницы дореволюционной эпохи.
http://www.3.b-u-b-lic.com/o-paroxodstve-v-altajskom-krae /
  • http://www.3.b-u-b-lic.com/o-paroxodstve-v-altajskom-krae /
Спасибо за внимание!
  • Спасибо за внимание!