№ | Компоненты паспорта | Описание исследования |
1 | Тема исследования | «Волшебные свойства магнита». |
2 | Актуальность исследования | В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с магнитом: в школе, когда крепим что-то к металлической доске, в чехлах для мобильных телефонов, в детских игрушках и даже когда приезжаем с отдыха, многие из нас приносят с собой магниты на холодильник. И это лишь малая часть применения магнита в жизни человека. |
3 | Проблема исследования | Отсутствие знаний о свойствах магнита. |
4 | Объект исследования | Свойства магнита. |
5 | Цель исследования | Изучить свойства магнита для применения в повседневной жизни. |
6 | Задачи исследования | 1) отобрать информацию о магнитах, их свойствах, истории возникновения и их классификации из различных источников информации; 2) проверить гипотезу; 3) продемонстрировать свойства магнитов с помощью опытов; 4) проанализировать информацию и сделать выводы на плакате. |
7 | Гипотеза исследования | Предположим, что магниты имеют широкое применение в жизни человека, для его здоровья. |
8 | Методы исследования | Изучение литературных источников. Проведение опытов. |
9 | Тип исследования (по продолжительности) | Краткосрочный. |
10 | Этапы реализации исследования, краткое их описание | Просмотр мультфильма «Фиксики Магнит» (https://yandex.ru/video/preview/1650452103176092105) Обсуждение актуальности, проблемы, цели и гипотезы исследования. Планирование исследования через опыты. Изучаем магнит, что это, как он появился, как используется человеком. Класс делится на группы. Каждой группе даётся текст, они его изучают и затем рассказывают другим о своем тексте. Задача группы – выделить основную информацию из предложенного фрагмента текста. Зафиксировать главную мысль на листе бумаги, который затем будет прикреплён на кластер. Интересные факты о магнитах. Проведение опытов. Учитель перед всем классом проводит опыты, а ученики в группах заполняют таблицу. Подведение итогов, создание кластера на плакате. |
11 | Оборудование для проведения исследования | Карточки с текстом, листы бумаги, фломастеры, магниты, гвозди, ручки, дерево, металл. |
12 | Продукт исследования | Кластер с информацией о магните. |
13 | Перспектива исследования | Проведение учениками опытов для других параллельных классов. |
14 | Используемые источники | https://cyberleninka.ru/article/n/fizicheskie-svoystva-magnita/viewer https://school-science.ru/11/11/46921 https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-magniti-i-ih-svoystva-3285847.html |
Приложение
Тексты для групповой работы
1. Что такое магнит?
Магнит – это тело, способное притягивать железо, сталь, никель и некоторые другие металлы.
Более двух тысяч лет тому назад древние греки узнали о существовании магнетита – минерала, который в состоянии притягивать железо. Черного цвета минерал с ярким металлическим блеском, обладающий сильными магнитными свойствами, — это магнит.
Магнетит обязан своим именем древнему турецкому городу Магнесия (теперь это город Маниза), где этот минерал нашли.
Магниты бывают естественными и искусственными. Естественные магниты вытачивают из кусков магнитного железа. Самый крупный известный естественный магнит находится в Тартусском университете. Его масса 13 кг, а подъёмная сила 40 кг.
Искусственные магниты – это магниты, созданные человеком на основе различных ферромагнетиков.
2. Как работает магнит?
Магнит содержит в себе миллион частиц, обладающих крохотной магнитной силой. Эти частицы, выстраиваясь в определенном порядке, создают силу, способную притягивать, либо отталкивать, некоторые металлы.
Лишь немногие металлы, такие как железо, содержат магнитные частицы. В железе эти частицы легко можно выстроить в нужном порядке, создав, таким образом, магнит. Если вы ударите его молотком, «строй» магнитных частиц нарушится, и железо утратит свою магнитную силу, то есть размагнитится.
Магнитная сила – сила, с которой предметы притягиваются к магниту.
Магниты обладают способностью притягивать предметы из различных металлов, форма и размер магнит влияет на его силу.
3. Применение магнитов в жизни человека
О магнитах люди узнали давно и стали использовать его свойства в своих целях. Во всех отраслях жизни магнит – постоянный спутник.
Первым прибором, основанным на явлении магнетизма, стал компас. Компас = это устройство для ориентирования на местности. При помощи компаса можно определить, где находятся стороны света: север, юг, запад, восток.
Благодаря свойству магнитов воздействовать н расстоянии и через растворы, их используют в химических и медицинских лабораториях, где нужно перемешивать стерильные вещества в небольших количествах. Магниты оказывают мягкое обезболивающее действие, улучшают настроение, лежат заболевания костей, уменьшают возбудимость нервной системы и снимают стресс. Лечебные магниты используются в виде пластырей, браслетов, обручей клипсов.
Факты о магнитах
1. По мнению ученых, птицы – это единственные в мире существа, которые могут видеть и чувствовать магнитные поля Земли. Именно эта способность помогает им не сбиться с дороги при поиске дома на больших расстояниях полета.
2. Земля представляет собой гигантский магнит, который удерживает все вокруг на ней и создает силу притяжения. Стрелки компаса ориентируются по магнитному полю земли.
3. В ноябре 1954 года Джон Уитли получил патент на идею использовать магнит как держатель легоньких предметов, таких как заметки, записки, бумага на холодильниках и прочих металлических поверхностях.
4. Идею по использованию магнита на холодильнике первым придумал Вильям Циммерман в ранних 1970-х годах. Вильям Циммерман получил патент на небольшие мультипликационные цветные магниты, которые могут быть использованы как для удобства, так и в качестве элементов декораций.
5. Ныне известное хобби «коллекционирования магнитов» – отчасти творение бытовых прагматиков. Изначально магниты приобрели популярность в том, что использовались для того, чтобы скрыть царапины и дефекты на бытовой технике, а также для крепления различных заметок и напоминаний.
6. По данным опросов «РОМИР Мониторинг», проведенных в 2007 году, 86% опрошенных украшают свой холодильник тем или иным способом. Из них 78% имеют некоторую коллекцию магнитов.
7. Мировой рекорд по количеству магнитов на холодильник принадлежит Луизе Гринфарб, проживающей в Хендерсоне, штат Невада, США. На сегодняшний день у Луизы в коллекции имеется более 40000 магнитов. Луиза называет себя «магнитная леди».
8. Существует музей Гиннеса в Голливуде, в котором представлены более 7000 магнитов (часть коллекции Луизы Гринфарб).
Опыты
Эксперимент №1 «Все ли тела притягиваются магнитом?»
Цель эксперимента: определить, какие предметы может притягивать магнит.
Ход эксперимента: для этого эксперимента мы взяли различные предметы: ручку, бумагу, линейку, металлы и по очереди поднесли к ним магнит.
Результат: магниты притягивают только некоторые металлические предметы (чугун,сталь), а некоторые металлы, бумага, пластмасс, дерево не испытывают его притяжения.
Эксперимент №2 «Может ли магнит передавать свою силу?»
Цель эксперимента: выяснить, может ли намагничивать металлические предметы.
Ход эксперимента: в этом эксперименте мы прикрепили к магниту гвоздь, к нему ещё. Потом аккуратно отсоединили магнит от верхнего гвоздя, и гвозди оставались скреплённые ещё несколько секунд.
Результат: магнитная сила может проходить через предметы и вещества.
Эксперимент №3 «Все ли магниты притягиваются друг к другу?»
Цель: узнать, всегда ли магниты притягиваются друг к другу. У магнита есть два полюса: «северный» и «южный»
Ход эксперимента: для этого опыта, мы поднесли друг к другу магниты, поставив их одинаковыми полюсами – магниты отталкивались друг от друга. Когда мы повернули один из магнитов другим полюсом, магниты притянулись.
Если Вы возьмете кусок магнита и разломите его на два кусочка, каждый кусочек опять будет иметь "северный" и "южный" полюс. С одинаковыми полюсами – отталкиваться будут, а с разными полюсами притягиваться.
Результат: магниты с одинаковыми полюсами отталкиваются, а с разными - притягиваются.
Эксперимент №4 «Может ли магнит действовать через другие материалы?»
Цель: определить, проявляются ли свойства магнитов через преграды.
Ход эксперимента: в данном эксперименте мы попробовали примагнитить скрепку через бумагу; стальную пластинку через стакан с водой. Налив в стакан воды и положив в неё стальную пластинку, мы попытались достать её, используя магнит.
Результат: во всех экспериментах магнит сохранил свои свойства. Магнит может действовать через бумагу, воду и даже через стекло.