СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Паспорт воспитательной практики к конкурсу "Воспитать человека" в номинации внеучебная деятельность

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Новые формы воспитательных практик

"Семья - это не просто основа государства и общества, это духовное явление, основа нравственности. Сбережение и приумножение народа России - наша задача на предстоящее десятилетие и сразу скажу больше - на поколения вперед. Это будущее Русского мира, тысячелетней, вечной России"

В.В.Путин

Просмотр содержимого документа
«Паспорт воспитательной практики к конкурсу "Воспитать человека" в номинации внеучебная деятельность»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11»




МАТЕРИАЛЫ

муниципального этапа Краевого конкурса

профессионального мастерства «Воспитать человека»

номинация «Воспитание во внеучебной деятельности»

Меркуловой Жанны Александровны

старшей вожатой, классного руководителя 8 Б класса




Ставропольский край


с.Красногвардейское, 2024 г.


Новые формы воспитательных практик

"Семья - это не просто основа государства и общества, это духовное явление, основа нравственности. Сбережение и приумножение народа России - наша задача на предстоящее десятилетие и сразу скажу больше - на поколения вперед. Это будущее Русского мира, тысячелетней, вечной России"

В.В.Путин



Указом Президента Российской Федерации от 22.11.2023 N 875 2024 год объявлен Годом семьи. Это важное событие для нашей страны. Это шаг на пути к укреплению семейных ценностей, а крепкая семья — это залог стабильности и процветания общества. Это источник любви, понимания и поддержки.

Взаимодействие школы и семьи — это взаимосвязь педагогов и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате развиваются обе стороны. Следовательно, взаимодействие школы и семьи — источник и важный механизм их развития.

Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей наряду с другими стала одной из основных причин демографических проблем. Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии. Так, учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же в свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога, взаимоотношениями в детском коллективе.

Как пишет великий русский педагог В. Сухомлинский: «В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы».

Главными задачами педагога являются способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей семейного воспитания ребенка. Учитель должен общаться с родителями, хочет он того или нет.

Отношения «учитель — родители» могут существовать и формироваться определенным образом и без прямых контактов их участников. Связующим звеном в этом случае становится ребенок.

Однако отсутствие контактов родителей со школой, а также несогласованные действия школы и родителей наносят ущерб обучению и воспитанию ребенка.

Избежать недопонимания, разобщенности в решении педагогических проблем с детьми мне помогает опора на следующие нравственные нормы:

чувство ответственности перед родителями учащихся за обучение и воспитание их детей, за их психолого-педагогическую компетентность;

активный и постоянный поиск педагогических контактов с родителями (а не обращение к ним лишь в тех случаях, когда необходима их помощь);

уважительное отношение к родительским чувствам, недопущение небрежной и необоснованной оценки способностей детей и их поведения;

повышение авторитета родителей в глазах детей (показ детям наиболее ценных качеств их родителей, учет этих качеств и способностей родителей в педагогической деятельности);

тактичность и обоснованность при предъявлении необходимых требований к родителям (при этом важно не перекладывать на них свои обязанности);

терпение при поступлении критических заявлений в свой адрес, учет их в процессе профессионального саморазвития.

Семья как воспитательный коллектив обладает рядом специфических особенностей. Прежде всего это коллектив, объединенный не только общностью цели, но и кровнородственными связями. Родительские чувства, родительская любовь — своеобразный катализатор, ускоряющий развитие личности. Это сравнительно стабильный коллектив, где общение происходит постоянно, в самых широких сферах, в разнообразных видах деятельности.

Семья — разновозрастный коллектив, где старшие выступают естественными воспитателями детей, осуществляется передача опыта старших поколений младшим.

Именно в семье закладывается и обеспечивается воспитание важнейших качеств личности. В ней ребенок получает первые представления о мире, здесь формируется тот фонд понятий, взглядов, чувств, привычек, который лежит в основе нравственного становления личности. Только в семье можно создать и воспроизвести культуру истинно родственных отношений, освоить важнейшие социальные роли, сформировать культуру, обогатить нравственный опыт, осуществить половое воспитание детей, подготовить их к будущей семейной жизни.

Семья призвана обеспечить разумную организацию жизни ребенка, помочь усвоить положительный опыт жизни и труда старших поколений, накопить ценный индивидуальный опыт деятельности, привычек, отношений.

Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Семья должна представлять собой коллектив единомышленников и действовать согласно со школой, поэтому главными задачами для меня являются:

обучение родителей приемам, способам и стилю обучения взрослых и детей, членов семьи;

оказание помощи в осознании позитивных и негативных ситуаций.

Социально-психологическая защищенность, успешность достижений ребенка зависят от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы воздействия педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребенком.

Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласованно будут решать проблемы воспитания.

Взаимодействие с семьей — одна из актуальных и сложных

проблем в работе школы и каждого педагога.

Целью моей воспитательной работы является создание условий для личностного развития, самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей их семей и принятых в российском обществе правил и норм поведения.

Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет способствовать решение следующих задач:

  • Осознание обучающимися себя не только членами семьи, школьного коллектива, но и гражданами Российской Федерации, ответственными за свою страну и народ.

  • Формирование устойчивого стремления быть полезными своей семье, школе, Родине, активно участвовать в жизни общества.

  • создание в коллективе детей и родителей атмосферы добра, доверия и взаимопонимания, помочь родителям приобрести опыт в воспитании собственного ребенка, формирование системы отношений между старшими и младшими, родителями и детьми, сплочение классного коллектива, коллектива учащихся и родителей, коллектива семей через систему совместных дел.

Поэтому я определила для себя и моего классного коллектива наиболее эффективные формы работы:

- индивидуальные (беседа с родителями, консультации по отдельным вопросам, посещение семьи воспитанника, беседа с родителями по телефону, использование электронной почты (где есть такая возможность), переписка с родителями);

- коллективные (родительское собрание, день открытых дверей, конференция) и групповыми (тренинг, родительский комитет, родительский клуб).

В своей деятельности я стараюсь использовать следующие формы воспитательных практик:

Дни открытых дверей предоставляют возможность родителям непосредственно ознакомиться с условиями обучения и воспитания детей, получения дополнительного образования на факультативных занятиях, в кружках, спортивных секциях, творческих коллективах и т. д. Планируя день открытых дверей, я определяю его тему в зависимости от назревших проблем или решения насущных задач.

Родительское собрание — наиболее распространенная и эффективная форма взаимодействия с родителями учащихся. Собрание организуется и проводится один раз в месяц или четверть, в зависимости от возраста детей и особенностей класса. Вариант проведения родительского собрания и его направленность зависят от особенностей системы организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности обучающихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед образовательной организацией.

Конференция — форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей вызывают заслуженный интерес, привлекают внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций.

Родительский университет (педагогический лекторий) — форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей.

Темы родительского университета определяются по результатам анкетирования, направленного на выявление мнения родителей об оказании педагогической поддержки, необходимого педагогического просвещения. Темы должны заинтересовать родителей, быть нестандартными, постоянно обновляться. Необходимо выходить на темы, которые остаются не замеченными и не осмысленными родителями, такие как:

- «Умеете ли вы любить своего ребенка?»;

- «Знаете ли (понимаете ли) вы своего ребенка?»;

- «Один день из жизни ребенка в семье»;

- «Роль отца в семейном воспитании» и др.

Родительский университет (лекторий) можно проводить каждую четверть в течение недели с учетом возрастных особенностей учащихся. В своей работе я использую мультимедийные презентации, отражающие актуальные вопросы темы, которые затем можно предложить для закрепления знаний родителям на электронных носителях.

Открытый урок или открытое занятие знакомит родителей с программами обучения, методикой преподавания, требованиями педагога. Использование этой формы позволяет избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности.

Индивидуальные тематические консультации — обмен информацией, дающей реальное представление о деятельности и поведении ребенка, его проблемах. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и педагогом.

Родительский тренинг — это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12–15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включать в себя 5–8 занятий.

Родительский комитет. Особенно важной формой является деятельность родительского комитета, который может быть выбран на год. Родительский актив — это опора педагогов, при умелом взаимодействии они совместно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации общественно значимых дел, решению проблем жизни коллектива.

Родительский клуб — это встречи с родителями обучающихся в нетрадиционной обстановке с решением проблем, связанных с воспитанием, обучением и развитием детей. Цель клуба — заинтересовать родителей в обсуждении вопросов воспитания. Во время работы родительского клуба родители могут обсудить значимые для них темы, узнать новую информацию, поделиться личным опытом, взглянуть на проблемы со стороны. Главное условие успеха таких встреч - добровольность и взаимная заинтересованность.

Родительские ринги — одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг проводится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают обучающиеся, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.

Деловая игра — форма коллективной творческой деятельности родителей по изучению уровня сформированности педагогических умений у взрослых. Примерными темами деловых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Сын (дочь) пришел из школы», «Вас пригласили в школу» и др. Методика проведения деловой игры предусматривает объяснение ее назначения, определение темы и состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры, установку на их инициативу и творчество. При этом важно сначала проиграть несколько вариантов поведения участников ситуации, затем обсудить оптимальный выбор варианта действия для этой проблемы. Деловая игра позволяет не только рефлексивно оценить ту или иную модель поведения, но и дает интересный материал о жизни семьи: ее традициях, распределении внутрисемейных ролей, способах разрешения конфликтов. Особенно эффективно проведение деловой игры с участием детей, ведь иногда именно присутствие всей семьи позволяет увидеть специфику взаимодействия взрослых и детей, которую не в состоянии выявить ни одна диагностическая методика.

За последние несколько лет утвердили свои позиции в образовательном процессе информационно-коммуникационные технологии. Я активно использую их в своей работе. Применение ИКТ в организации эффективного взаимодействия с семьей обосновано необходимостью соответствовать требованиям современного информационного общества. Например, использование электронной почты позволяет мне оперативно информировать родителей о ходе обучения и воспитания каждого школьника, организуя при этом индивидуальный диалог. Родители также приобретают возможность сообщать учителю сведения, необходимые для коррекции обучения и воспитания каждого школьника.

Более сложные средства ИКТ позволяют проводить виртуальные собрания родителей. Использование для этих целей списков рассылки и телеконференций дает возможность проведения массовых мероприятий и массового информирования родителей без их очного собрания и визитов в школу. Наличие собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни детского коллектива, расписании занятий, проводимых учебных и внеучебных мероприятиях. Такой режим информационного взаимодействия не отрицает возможности получения индивидуальной или конфиденциальной информации. На сайте может быть реализована подсистема разделения прав и полномочий пользователей, а каждый родитель может обладать своим «ключом» для входа на сайт. Кроме этого, сайт может стать для родителей источником информации учебного, методического или воспитательного характера, со страниц которого родители могут получить информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию детей.

Телекоммуникации позволяют родителям в реальном режиме времени отслеживать успеваемость своих детей, получать информацию о проблемах, возникающих в обучении, и советы, направленные на устранение конкретных проблем во взаимодействии с учителем. Используя средства ИКТ, родители имеют возможность контролировать ход и правильность выполнения школьниками домашних заданий вне зависимости от изучаемой дисциплины. Появление мобильных информационных систем, к числу которых следует отнести мобильные телефоны и карманные компьютеры, оснащенные доступом к Всемирной компьютерной сети и мобильной телефонии, предоставляют родителям и педагогам дополнительные средства для оперативного обмена информацией. Во многих учебных заведениях развивается сервис, в рамках которого родители оперативно информируются школой о ходе и результатах обучения каждого школьника. Для этих целей задействованы мобильная почта и SMS. Во многих случаях оперативность в информировании родителей и педагогов оказывает решающее влияние на повышение эффективности обучения и воспитания школьников. Как правило, виртуальные контакты родителей с образовательным учреждением, родителей между собой, родителей с педагогом формируют неформальное общение, что способствует комплексности и взаимной связи учебных и воспитательных воздействий, реализуемых в образовательной организации.

В рамках группового консультирования через интернет можно организовывать следующую активность родителей:

- обсуждение определенных вопросов;

- создание совместных продуктов, разработку различных вариантов решения проблем, проектов мероприятий;

- обмен опытом; визуализацию результатов;

- создание и обсуждение родительских историй успеха; включение родителей в сетевые родительские проекты.

Интернет-технологии открывают путь к возможностям организации дистанционных форм повышения родительской компетентности. В частности, можно выделить несколько технологий, которые могут быть реализованы для родительской аудитории:

- проведение веб-квестов для родителей;

- проведение вебинаров;

- проведение сетевых акций.

Квест — это популярная игра, во время которой участники должны пройти по специализированному маршруту и выполнить задания. Продвижение по игре возможно только при выполнении заданий. Подобные игры можно организовать посредством интернета для родителей, чтобы сформировать родительскую компетентность. Развивающие возможности квеста достигаются за счет того, что квест — это популярная востребованная форма в несетевом мире, и ее использование создает дополнительную мотивацию для участников по включению в деятельность. Задания квеста составляются таким образом, чтобы поставить участников в деятельностную позицию, во время которой они должны анализировать ситуацию, предлагать свои способы действий, искать пути решения и т. д. Все это способствует усвоению знаний без прямой их передачи. Квест дает возможность участникам через систему заданий, подсказок, помощи отслеживать собственное продвижение, осуществлять рефлексию того, что они делают, а также позволяют участникам с разным уровнем подготовленности включиться в игру.

Сетевые акции для родителей, организуемые в рамках блогов, сайтов, позволяют включить родителей в небольшую по объему и времени деятельность. Во время этой деятельности родители, участвуя в активности, своеобразном флешмобе, делятся опытом с другими родителями, предлагают варианты решения, высказывают собственные мнения, получают обратную связь для детей и т. д. Тем самым осуществляется непрямое усвоение знаний, обмен опытом с другими родителями, рефлексия собственной модели воспитания.

Вебинары — это интернет–встречи с людьми, интересными для родителей, например, в среде Skype, где родители могут в режиме реального времени задать вопросы гостям, выслушать их выступления, комментарии на определенные темы или заранее оставить вопрос, а если не было возможности присутствовать на мероприятии, могут скачать видео-, аудиоматериалы с выступлениями гостей.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что современные инновационные образовательные технологии, описанные здесь, апробированы, применяются, заняли достойное место в методической копилке класса. Сегодня свою задачу вижу в том, чтобы обеспечить взаимополезный союз семьи и школы, в центре внимания которого должны находиться интересы ребенка.













Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11»




Семейный психологический марафон

«Пока все дома»



Подготовила:

Меркулова Жанна Александровна,

старшая вожатая,

классный руководитель 8 б класса


2024 год

Семейный психологический марафон "Пока все дома", как одна из новых форм воспитательных практик — это интересная и увлекательная форма деятельности, которая способствует повышению эффективности работы социально-педагогической и психологической службы по взаимодействию всех участников образовательного процесса, позволяет активно вовлечь детей и родителей в совместное творчество, создать условия для их активного взаимодействия и сотрудничества.

Цель марафона — гармонизация детско-родительских отношений, сплочение семьи через выполнение различных заданий.

Задачи:

стимулировать интерес взрослых к миру ребенка, стремление помогать ему в индивидуально-личностном развитии;

создать благоприятный психологический климат в семье;

популяризация семейного благополучия и родительской успешности.

Семья — главное в жизни для каждого из нас. И чтобы побыть вместе со своими родными, семейным командам предлагается поучаствовать в семейном марафоне «Пока все дома».

Марафон длится две недели (10 рабочих дней). Участникам марафона ежедневно предлагаются простые задания, требующие совместного выполнения.

План недели семейного психологического марафона


День

Название мероприятия

Форма отчета

1 день

Моя дружная семья

Фотоколлаж семьи в электронном виде

2 день

Рисуем герб семьи

Фото герба семьи

3 день

Игра «Садовники и цветы»

Фото участников с ромашками- комплиментами

4 день

Подтянись к движению

Фото, видео участников в движении

5 день

Играем с удовольствием

Фото, видео участников в совместной игре

6 день

Отдыхаем вместе

Фото отдыха с семьёй


7 день


Готовим вместе

Фото, видео участников в процессе приготовления любимых семейных блюд

8 день

День семейного чтения

Фото участников в момент совместного чтения

9 день

Семья талантами богата

Фото, видео талантов участников


10 день


Семейный кинотеатр

Фото участников при семейном просмотре любимых фильмов, мультфильмов



Ежедневные задания

День первый: «Моя дружная семья»

Семья — это счастье, любовь и удача,

Семья — это летом поездки на дачу.

Семья — это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья — это труд, друг о друге забота,

Семья — это много домашней работы.

Семья — это важно!

Семья — это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хотим, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая эта семья!

М. Лангер

Семья — главное в жизни для каждого из нас. Семья — близкие и родные люди. Те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

Задание: представить фотоколлаж «Моя дружная семья».



День второй: «Рисуем герб семьи»

Геральдика — наука о гербах — одна из вспомогательных исторических наук. Возникла она в Германии, и у нее есть свои законы. С давних пор люди составляют гербы своей семьи из разных символов, которые отражают в лаконичной форме жизненную философию, главную ценность семьи.

В гербе можно увидеть силу и мощь рода, дерзание и вдохновение поколений. Герб олицетворяет верность дому и роду, ведет по выверенному веками пути созидания и укрепления государственности, дарует память о великих свершениях, подстерегает от ошибок и опасностей. В гербе большая сила, и держать должны его сильные руки.

Задание: нарисовать герб своей семьи, это необязательно должно быть что-то конкретное, может быть сочетание цветов, геометрических фигур, цветовых пятен и др. Рисование должно быть совместным.

День третий: «Садовники и цветы»

Если цветы долго не поливать, они завянут. Но сегодня предлагается семьям пойти в необыкновенный сад, где растут цветы, которым не надо воды. Они увядают и засыхают, если долго не слышат о себе добрых и ласковых слов. Пусть одна подгруппа будет цветами, которые увяли, потому что долго не слышали добрых слов, а другая — садовниками, которых вызвали на помощь погибающим цветам. Садовники должны ходить по саду и обращаться к каждому цветку с ласковыми словами, тогда они будут постепенно оживать и распускаться.

Ромашка символизирует доброту, скромность, невинность, нежные, искренние чувства, юность и романтичность. Мифология Древнего Египта символизирует ромашку с одним из проявлений бога солнца Ра. В любом букете или композиции ромашка символизирует легкость, удачу и мир.

Задание: Сделать фото семьи с ромашками- комплиментами.

День четвертый: «Подтянись к движению»

Спорт — это жизнь.

Это легкость движенья.

Спорт вызывает у всех уваженье.

Спорт продвигает всех вверх и вперед.

Бодрость, здоровье он всем придает.

Все, кто активен и кто не ленится,

Могут со спортом легко подружиться.

Задание: сделать фото занятия спортом, зарядки.

День пятый: «Играем с удовольствием»

В выходные и праздничные дни так приятно собраться всей семьей и провести время вместе. Здорово, если всех близких объединяет какое-то общее увлечение или традиция. Семейные игры не только объединяют маленький и дружный коллектив, но и развивают индивидуальные способности: смекалку, логику, память, наблюдательность, быстроту реакции, воображение.

Задание: с удовольствием провести время за любимыми играми и сделать фото.

День шестой: «Отдыхаем вместе»

Совместный отдых семьи – это удивительная возможность побыть вместе, узнать друг друга лучше и сблизиться. Это шанс для родителей лучше понять собственного ребенка, увидеть и услышать, чем он живет. Совместный отдых способствует укреплению дружбы, доверия между родителями и детьми. Если проводить свободное время неординарно, то яркие впечатления обеспечены всей семье. Совместный отдых играет важную роль в воспитании детей. Счастливые воспоминания из детства сохраняются на всю жизнь. Так зарождаются семейные традиции, которые передаются из поколения в поколение и формируют семейные ценности.

Задание: сделать фото совместного отдыха

День седьмой: «Готовим вместе»

Порой приготовление еды превращается в рутину. И тогда мы начинаем забывать, что это творческий процесс, от которого можно получать удовольствие. А кто у нас в семье самые большие фантазеры и изобретатели? Конечно же, дети. Готовить вместе с ними даже самые простые блюда намного увлекательнее. Этим и предлагаем заняться сегодня.

Задание: совместно приготовить блюдо.

День восьмой: «День семейного чтения»

Что может быть прекраснее, чем собраться всей семьей для вечернего чтения! Мама и папа по очереди читают вслух, дети слушают чудесные истории, а заодно запоминают уют и тепло родительского дома, ощущают свет родительской любви. Через много-много лет эти семейные вечера за чтением будут для них самым счастливым воспоминанием о детстве, тем неуловимым мгновением, которое хочется вернуть.

Счастливы те семьи, в которых существует традиция вечернего чтения! Но если в вашей семье такой традиции нет — не огорчайтесь: ведь вы сами можете стать ее основателем! Для этого нужно всего лишь выбрать интересную книгу для чтения и собрать вокруг себя членов своей семьи. Главное — книга должна быть интересна всем собравшимся, независимо от возраста и рода занятий.

Задание: организовать семейное чтение.

День девятый: «Семья талантами богата»

Прекрасно, когда ярко горит огонь домашнего очага, когда за столом собираются бабушки, дедушки, мамы, папы и комната наполняется детскими голосами. А когда появляются общие интересы и стремление к творчеству, то и в семье становится еще теплее и радостнее. Наверняка в каждой семье есть песни, которые много раз звучали в доме. Это может быть мамина колыбельная, или любая песня ребенка, или песня, звучащая за семейным столом, на семейном празднике. Или танец, который хочется всем вместе станцевать. В общем, в каждой семье есть свои таланты: кто-то играет на музыкальных инструментах, кто-то поет, танцует, сочиняет стихи, а некоторые занимаются декоративно-прикладным творчеством: рисуют, вяжут, вышивают и т. д.

Задание: поделиться своими талантами, записать видеоролик или сформировать творческий процесс. Важно поучаствовать всей семьей.

День десятый: «Семейный кинотеатр»

Просмотр мультфильмов уже долгое время не считается занятием исключительно маленьких детей. Очень часто подростки и даже взрослые люди включают очередную серию своего любимого мультфильма, чтобы окунуться в мир беззаботности, где нет негатива и добро всегда побеждает зло. А еще лучше, когда за просмотр садится вся семья. В эти моменты особенно чувствуется связь между поколениями и эмоции от просмотра только возрастают.

Задание: организовать совместный просмотр мультфильма, фильма, поделиться впечатлениями.


Ожидаемые результаты
  1. Активное участие каждой семьи в марафоне «Пока все дома».

  2. Создание условий для общения детей и родителей.

  3. Повышение уровня психологического комфорта каждого члена семьи.

Заключение

Семья играет важнейшую роль в жизни ребенка. Именно в ней формируются у детей нравственные качества, жизненные принципы, первичные навыки взаимодействия с социумом. Семья является посредником между личностью и обществом, транслирует от поколения к поколению фундаментальные ценности.

Родительскую функцию по воспитанию детей переоценить невозможно. Зачастую родителям не хватает знаний для воспитания гармонично развитой личности ребенка. В детско-родительских отношениях недостаточно понимания родителями формирования позитивных установок, развития сотрудничества, эмоционального общения с детьми. В семьях растет тенденция замены живого общения с ребенком телевизором, компьютером и другими гаджетами.

Совместная деятельность детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребенка. Совершенствуются моторные навыки, формируется воображение, раскрывается творческий потенциал. Помимо этого, совместная деятельность — интересное и увлекательное времяпровождение, восполняется недостаток родительского внимания, ведь родители обычно весь день проводят на работе, творчество же снимает давление авторитета родителей, позволяет ребенку выразить себя, ощутить свою значимость. Совместное творчество детей и родителей вызывает массу положительных эмоций и создает в семье особо теплую атмосферу. Дети обожают фантазировать и мастерить.

В рамках проекта я предложила семьям провести время с пользой — для гармонизации детско-родительских отношений через выполнение интересных ежедневных заданий, которые доступны каждой семье. Каждое занятие продумано таким образом, что для его выполнения школьнику необходима будет помощь кого-то из родителей, обязательным условием участия стал фотоотчет семей. Во время проекта родители стали для ребят постоянными помощниками. В результате всего час времени в день позволил родителям не только найти тему для беседы с собственным ребенком, но и провести с ним время в рамках интересной для него деятельности.

Список использованной литературы
  1. Зверева О. Л., Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений.

  2. Психология семьи : учебное пособие с кейсами и задачами. — Тверь : Твер. гос. ун-т, 2019. — 121 с.

  3. Щуркова Н. Е. Система воспитания в школе и практическая работа педагога. — М. : Аркти, 2007. — 250 с.

  4. https://ustschool.edusite.ru/p46aa1/p12aa1.html




Приложение № 1



Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3



Рис. 4

Рис. 5









Рис.6