СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Патриотическое воспитание дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Патриотическое воспитание дошкольников»

Сидорова О.В.,

Первая квалификационная категория

воспитатель МБДОУ ПГО « Детский сад № 51»,

ГО Полевской



ПАТРИОТИЧЕСКОЕ  ВОСПИТАНИЕ

ДОШКОЛЬНИКОВ

    «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её,  стать подлинным патриотом».

                                                                          С. Михалков

 Доступны ли детям дошкольного возраста чувства патриотизма?

Да, особенно детям старшего возраста, доступно чувство любви к родному посёлку, родной природе, к России. А это и есть начало патриотизма, который формируется в процессе целенаправленного воспитания.

   В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. И в тоже время в обществе наблюдается явный «дефицит нравственности» как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Существенные изменения, происшедшие за последние годы, новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места, роли в общественной жизни. Идея патриотизма и гражданственности становится государственной.

   В период дошкольного детства происходит формирование духовно – нравственной основы личности, эмоций, чувств, мышления, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально – психологического воздействия, так как восприятие ребёнка, получаемые им впечатления очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь.

   Патриотизм применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста – это его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы. Наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства, осознание себя частью окружающего мира.  В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния – в языке народа, который усваивает ребёнок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живёт.

   Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатства своей страны.

Поэтому задачами педагога являются:

·        воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, посёлку;

·        формирование бережного отношения к природе и всему живому;

·        воспитание уважения к труду;

·        развитие интереса к русским народным традициям и промыслам;

·        формирование элементарных знаний о правах человека;

·        расширение представлений о родном посёлке;

·        знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

·        развитие чувства ответственности и гордости за достижения своей страны;

·        формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Все эти задачи решаются во всех видах детской деятельности на занятиях, в играх, труде, быту.

   Чувство Родины  начинается у ребёнка с отношений в семье, к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке, братьям и сёстрам. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие  впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенное через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. У каждого народа есть свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности – учат ценить добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности детей в духе патриотизма.

В старшем дошкольном возрасте у детей стремительно развиваются общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, близким людям, родному месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. При этом важно не забывать, что сами по себе знания являются пищей для ума, а патриотизма «от ума» не бывает, он бывает только от «сердца». Ум как бы способствует духовно- нравственной работе души, а любящее сердце создает Родина.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к патриотическое мировоззрение.
   Что значит быть патриотом?

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества.
Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма.

   Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребёнке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение его к истокам национальной культуры, природе родного края, воспитание чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

   Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста – формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, воспитание чувства сопричастности к окружающему, развитие таких качеств как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.

   Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста является их скоротечность и ситуативность. Ребёнка может взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть. Поэтому необходимо закреплять это чувство в многократных переживаниях, создавая соответствующие ситуации.

   Деятельность дошкольников не ограничивается рамками дома, группы, а выходит за их пределы, приобретает элементы активной общественной направленности, которая носит социальный характер. Особенности это касается игровой деятельности. Именно в игру ребёнок вносит качества своей личности, именно игровые образы всегда индивидуальны, поэтому нужно чаще организовывать игры, которые подразумевают формирование нравственных элементов. Например, при проведении дидактической игры «Дедушкина медаль» в её содержание включаются чтение и обсуждение рассказов о подвигах, защитников русской земли во время Великой Отечественной войны (Л.И.Кассиль «Твои Защитники», «Солдатская медаль» и др.), беседа с родственниками дома, с целью узнать, воевали прадеды и были ли у них медали. При помощи  родителей можно создать рукописную книгу для музея детского сада, где записать рассказы о членах семей воспитанников и разместить фотографии и рисунки, иллюстрирующие их. Её цель – объединить работу детей, их родителей и педагога, показать, что родители помнят и готовы рассказать, своим детям о прошлом их прабабушек и прадедушек. Очень интересно содержание игры «Герб района». Её цель – закрепить представления детей о гербе своего района, научить выделять герб из других знаков. Название и содержание игры можно изменять, например: «Флаг страны» или «Флаг области» и др.

   В дошкольный период происходит становление личности. Нельзя забывать, что на этом жизненном этапе самыми близкими людьми для малыша являются воспитатели и ближайшие родственники. В семье и в детском саду зарождаются симпатии, потребности, интересы ребёнка, обозначается его характер, поэтому заложенные в этот период традиции, идеалы влияют на всю его дальнейшую судьбу. Через отношения ребёнка к его близким можно прививать детям самые лучшие нравственно-патриотические качества характера.

   В настоящее время рассматриваемая тема является актуальной. Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное.

   В своей работе по патриотическому воспитанию дошкольников широко использую интегрированный метод обучения и метод проектной деятельности. В своём педагогическом проекте «Духовно-нравственное воспитание детей                                        в  старшей группе» - использовала полную интеграцию (интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»).                                                                                                                                        Проект долгосрочный (с сентября по апрель). Реализовав проект, дети и взрослые получили богатый творческий продукт - альбомы (рисунки детей старшей группы):

·        «С чего начинается Родина»;

·        «Они сражались за Родину»;

·        «Портрет прадедушки»

·        «Есенинская Русь»;

·        «Наши космонавты – чудо всей земли».

Праздники:

·        «День Российского флага»;

·        «Здравствуй, гостья Зима».

·        «День Победы»

Развлечения:

·        «День защитника Отечества»;

·        «День космонавтики».

Анкета и консультация для родителей.

Создание альбома:

·     с пословицами и поговорками о добре и милосердии.

Литературная викторина:

·   «Стихи о Великой Отечественной войне»

Для закрепления знаний немаловажное значение имеет сюжетно-ролевая игра.
Большинство игр посвящено изображению труда людей разных профессий. Дети возят грузовики, лечат «больных пациентов», играют в «семью», парикмахерскую и т.д.
Через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду.

В дальнейшем я планирую продолжить работу по этой теме, поскольку считаю, что патриотизм главная черта народа, он помогает воспитывать чувство любви к родному краю и окружающему миру. И от нас взрослых, зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства.
   Таким образом, Патриотизм - это постоянная работа ума и души, любовь и уважение к старшим, каждодневные усилия во имя того, чтобы наша общая родина - Россия становилась могущественнее и краше, чтобы граждане Российской Федерации независимо от их национальности жили лучше и верили в будущее своих детей и внуков.                                                                                                      Это - уважение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; привязанность к месту жительства.

И главное, в детях воспитаны чувства патриотизма, глубокой любви к России, посеяны зёрнышки для роста настоящих сыновей и дочерей своего Отечества.