СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы»

Введенский филиал МБОУ «Лицей села Хлевное»   Патриотическое воспитание  на уроках русского языка и литературы   Выполнила: учитель русского языка  Ломакина О.В.         2020 год

Введенский филиал МБОУ «Лицей села Хлевное»

Патриотическое воспитание

на уроках русского языка и литературы

Выполнила: учитель русского языка

Ломакина О.В.

2020 год

 Патриот - это человек, служащий Родине,  а Родина - это, прежде всего народ .     (Н. Г. Чернышевский)

Патриот - это человек, служащий Родине,

а Родина - это, прежде всего народ (Н. Г. Чернышевский)

Цели патриотического воспитания в школе:   формирование гражданственности, патриотизма, трудолюбия, нравственности  формирование социально значимых ценностей, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе  развитие познавательных интересов потребностей

Цели патриотического воспитания в школе:

формирование гражданственности, патриотизма, трудолюбия, нравственности

формирование социально значимых ценностей, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе

развитие познавательных интересов потребностей

Русский язык   как учебный предмет несет  чрезвычайно высокую познавательную ценность: привитие чувства любви к родному языку  осмысление общечеловеческих ценностей  воспитание личности с высоким чувством патриотизма

Русский язык   как учебный предмет несет чрезвычайно высокую познавательную ценность:

привитие чувства любви к родному языку

осмысление общечеловеческих ценностей

воспитание личности с высоким чувством

патриотизма

Воспитательное значение пословиц Название темы «Прилагательные полные и краткие» Примеры пословиц « Своя земля и в горести мила»  ( 5 класс) «Степени сравнения имен прилагательных» (6 класс) «Тире между подлежащим и сказуемым» ( 8 класс) « Родина краше солнца, дороже золота» « Глупа та птица, которой свое гнездо не мило» «Любовь к Родине сильнее смерти» «Ученье – свет, неученье – тьма» «Чтение – вот лучшее ученье» «Односоставные предложения» «Родина – мать, умей за неё постоять » (9 класс): « В каком народе живешь, того обычая и держись»  «За горами хорошо песни петь, а жить дома лучше»

Воспитательное значение пословиц

Название темы

«Прилагательные полные и краткие»

Примеры пословиц

« Своя земля и в горести мила»

( 5 класс)

«Степени сравнения имен прилагательных» (6 класс)

«Тире между подлежащим и сказуемым» ( 8 класс)

« Родина краше солнца, дороже золота»

« Глупа та птица, которой свое гнездо не мило»

«Любовь к Родине сильнее смерти»

«Ученье – свет, неученье – тьма» «Чтение – вот лучшее ученье»

«Односоставные предложения»

«Родина – мать, умей за неё постоять »

(9 класс):

« В каком народе живешь, того обычая и держись»

«За горами хорошо песни петь, а жить дома лучше»

Любовь к родной природе – одно из проявлений любви к Родине Задание: напишите сочинение на тему  «Любимый уголок природы «Мое село»  «Улица моего детства»

Любовь к родной природе – одно из проявлений любви к Родине

Задание: напишите сочинение на тему

«Любимый уголок природы

«Мое село»

«Улица моего детства»

«Найди лишнюю пословицу»   Цель: понимание смысла пословицы, нахождение общего и различного На родной стороне и камешек знаком.  На чужой стороне и весна не красна. С родной земли - умри, не сходи!  Научит горюна чужая сторона.

«Найди лишнюю пословицу»

Цель: понимание смысла пословицы, нахождение общего и различного

На родной стороне и камешек знаком.

На чужой стороне и весна не красна.

С родной земли - умри, не сходи!

Научит горюна чужая сторона.

«Найди пару»   Цель: понимание смысла прочитанной информации, развитие логического мышления. Кто грамоте обучен, тому не пропасть.  Руби дерево по себе. Знание никому не в тягость.  Без корня и полынь не растет. По Сеньке и шапка.  Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.

«Найди пару»

Цель: понимание смысла прочитанной информации, развитие логического мышления.

Кто грамоте обучен, тому не пропасть.

Руби дерево по себе.

Знание никому не в тягость.

Без корня и полынь не растет.

По Сеньке и шапка.

Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.

М.Ю.Лермонтов «Бородино» мысли и чувства простых солдат размышления Лермонтова о значении Бородинской битвы Почему чувства участников далеких событий 1812 года продолжают нас волновать и сейчас? Почему во время Великой Отечественной войны защитники Москвы часто произносили слова Лермонтова: «Ребята! Не Москва ль за нами?».

М.Ю.Лермонтов «Бородино»

мысли и чувства простых солдат

размышления Лермонтова о значении Бородинской битвы

Почему чувства участников далеких событий 1812 года продолжают нас волновать и сейчас?

Почему во время Великой Отечественной войны защитники Москвы часто произносили слова Лермонтова: «Ребята! Не Москва ль за нами?».

И.А.Крылов «Волк на псарне» попытка Наполеона вступить в переговоры с Кутузовым о заключении мира мораль басни – всякого захватчика, посягнувшего на чужую землю, ищущего легкой добычи, ждет участь Волка      Мораль: необходимость и справедливость суровой борьбы с любым коварным и хитрым врагом

И.А.Крылов «Волк на псарне»

попытка Наполеона вступить в переговоры с Кутузовым о заключении мира

мораль басни – всякого захватчика, посягнувшего на чужую землю, ищущего легкой добычи, ждет участь Волка

Мораль: необходимость и справедливость суровой борьбы с любым коварным и хитрым врагом

А.С.Пушкин «Дубровский» протест против гнета самодержавия размышления о судьбе русского народа размышления о прошлом и будущем родины

А.С.Пушкин «Дубровский»

протест против гнета самодержавия

размышления о судьбе русского народа

размышления о прошлом и будущем родины

Н.В.Гоголь «Тарас Бульба» прославление боевого товарищества, осуждение предательства героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю патриотический пафос повести беззаветная преданность Родине, храбрость и мужество в отстаивании ее чести и независимости.

Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»

прославление боевого товарищества, осуждение предательства

героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю

патриотический пафос повести

беззаветная преданность Родине,

храбрость и мужество в отстаивании ее чести и независимости.

А.С.Пушкин « Капитанская дочка» работа с историческими документами (сопоставление предводителя восстания в разных произведениях)  Образ Пугачева в фольклоре, в повести А.С. Пушкина в произведении С.А. Есенина («Пугачев»).

А.С.Пушкин « Капитанская дочка»

работа с историческими документами (сопоставление предводителя восстания в разных произведениях)

Образ Пугачева

в фольклоре,

в повести А.С. Пушкина

в произведении С.А. Есенина

(«Пугачев»).

М.А.Шолохов «Судьба человека»  Андрей Соколов Стойкость  дух товарищества  преданность Отечеству

М.А.Шолохов «Судьба человека»

Андрей Соколов

Стойкость

дух товарищества

преданность Отечеству

Лирика о Великой Отечественной войне чувства и переживания солдата-воина чувство любви к родине ответственность за судьбу Родины в годы жестоких испытаний

Лирика о Великой Отечественной войне

чувства и переживания солдата-воина

чувство любви к родине

ответственность за судьбу Родины в годы жестоких

испытаний

Лирика о родной природе душевное настроение поэта через описание картин природы передача восприятия и отношения к окружающему миру развитие умения видеть и слышать природу стремление постичь тайны цвета, освещения, звука, формы

Лирика о родной природе

душевное настроение поэта через описание картин природы

передача восприятия и отношения к окружающему миру

развитие умения видеть и слышать природу

стремление постичь тайны цвета, освещения, звука, формы

Творческие задания нарисовать иллюстрацию к историческому событию составить кроссворд озвучить диалог исторических деятелей дать характеристику историческому герою устное рисование

Творческие задания

нарисовать иллюстрацию к историческому событию

составить кроссворд

озвучить диалог исторических деятелей

дать характеристику историческому герою

устное рисование

Воспитание патриотизма чувство гордости за свою Родину и свой народ уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого

Воспитание патриотизма

чувство гордости за свою Родину и свой народ

уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого