«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на занятиях средствами изобразительного искусства»
Дошкольный возраст , наиболее благоприятен для воспитания патриотизма. Именно проектные художественно-творческие виды деятельности оказываются самыми востребованными для воспитания патриотизма у дошкольников в подавляющем большинстве дошкольных образовательных организациях. В последующие периоды личностного развития детей уже не складываются подобные благоприятные возможности для их индивидуального развития. Более того, игнорирование или применение исключительно формальных подходов к воспитанию патриотизма у дошкольников, в том числе и средствами изобразительной деятельности в дошкольном возрасте нередко провоцируют фактически невосполнимые потери в нравственном воспитании ребенка в последующие периоды времени. Поэтому патриотическое воспитание в том числе средствами изобразительной деятельности дошкольников является главной задачей дошкольного воспитания.
Таким образом, в настоящее время объективно существуют противоречия между:
- изменениями в потребностях современного российского общества в воспитании патриотизма подрастающего поколения, с одной стороны, и необходимостью разработки соответствующих методов воспитания в том числе и средствами изобразительной деятельности дошкольников;
- необходимостью формирования новых методов патриотического воспитания детей в дошкольных образовательных организациях;
- сложившимся традиционными подходами к патриотическому воспитанию детей в российской системе дошкольного образования и отсутствием технологий патриотического воспитания различными способами и средствами, в том числе на занятиях изобразительной деятельности дошкольников.
Таким образом, все выше сказанное обуславливает актуальность темы исследования и позволяет нам сформировать - цель исследования:
Цель: Определить роль изобразительного искусства в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Учебно-воспитательный процесс в дошкольной образовательной организации.
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе организации художественно-творческой деятельности.
Мы предполагаем, что патриотическое воспитание старших дошкольников будет эффективным при наличии следующих педагогических условий:
- знание педагогом особенностей и закономерностей развития творческого воображения познавательных процессов у детей в дошкольном возрасте;
- включение в структуру занятий художественного творчества тематики Родины и Отчизны, а также подвига собственного народа;
- реализация модели патриотического воспитания старших дошкольников в процессе обучения, основанного на художественно-творческой деятельности детей.
- организация и специальное педагогическое сопровождение деятельности старших дошкольников на занятиях изобразительного искусства.
Задачи
Изучить научно-методическую основу патриотического воспитания детей дошкольного возраста на занятиях изобразительного искусства
Подготовить и провести соответствующую педагогическую работу, направленную на дальнейшее патриотическое воспитание старших дошкольников на занятиях изобразительного искусства.
проверить эффективность проведенной педагогической работы.
Понятие «патриотизма» достаточно распространено, оно встречается в различных по тематике энциклопедиях, словарях и специальных научных исследованиях как чувство любви к Родине, присущее большинству людей, проживающих на территории того или иного государства. Также понятие «патриотизм» включает в себя и постепенное осознание своего долга и ответственности перед своим народом, собственным государством, за его будущее.
Патриотизм выражает отношение личности к своей Родине, к ее историческому прошлому и настоящему и обусловливает, мотивируя тем самым поведение и деятельность людей, которые должны быть направлены исключительно на благо своего государства, своего родного края, а следовательно и своей Родины [4].
Главной целью современной концепции патриотического воспитания является формирование убежденного приверженца устоев, национальных традиций, а также обычаев и уклада жизни, собственной Отчизны. То есть воспитание поколения людей, преданных Отечеству, готовых служить государству, активно участвуя во всех процессах построения открытого гражданского и при этом правового общества, а также защищать интересы собственного народа.
Цель патриотического воспитания, должны быть конкретизирована в определенных задачах, а именно: воспитания особого рода патриотических чувств, формирование на основе знаний, истории развития Отечества, особых взглядов и убеждений, преданности Родине; формирование положительного отношения к деятельности на пользу государства и общества, общественному труду. Также в систему патриотического воспитания детей должно быть включено формирование у них практических умений и также навыков, необходимых в дальнейшем для конструктивного труда и созидательной деятельности в собственном, родном крае [3].
Для создания действительно эффективной системы патриотического сознания, необходимо комплексное, педагогическое воздействие на личность каждого ребенка: формируя у него систему особых познаний, новых потребностей, ценностных ориентаций и также мотивов поведения, взглядов и личностных убеждений, а также особых навыков межличностного взаимодействия. Патриотическое воспитание при этом представляет собой выстраивание особых отношений, касающихся всех аспектов жизнедеятельности российского общества, государства, власти. Патриотическое воспитание также означает и постепенное восприятие и принятие особого рода морали и нравственности, которые и формируют личностное отношение каждого ребенка к собственной Родине, обуславливая особое сопереживание всех происходящих событий, формируя возвышенные патриотические чувства к месту своего рождения, месту постоянного проживания, ко всей России.
Процессы осознания при этом начинаются с постепенного познания, то есть, восприятия особой информации [7].
Формирование патриотического восприятия должно опираться на педагогические принципы системности, преемственности и непрерывности обучения и также воспитания; социальной обусловленности, а также историзма.
Эмоциональное отношение к собственной Родине, своему народу относится к специальным функциям сознания.
Эмоции при формировании особого, патриотического сознания включают в себя побуждающие и оценивающие функции. Освоение и принятие патриотических ценностей, связанных с любовью и особым отношением к Родине выступает главным компонентом патриотического воспитания.
Личностное отношение, убеждения, а также ценностные ориентации каждого человека выступают регуляторами его поведения и могут в свою очередь, служить теми мотивационными факторами, которые побуждают как детей, так и взрослых людей к тем или иным видам активной жизнедеятельности.
В полной мере о сформированности патриотических мотивов, взглядов, установок и убеждений возможно судить только в условиях патриотической деятельности, на основе фактов сознательного и добровольного патриотического поведения.
Патриотическое поведение – это сознательная, целеустремленная деятельность человека или общества, направленная на объекты, процессы и явления Родины, с целью принести благо, пользу своему народу, своей стране.
Эмоциональное развитие личности должно осуществляться в процессе так называемого душевного труда, важнейшими условиями которого являются – свобода и добровольность, эмоциональная отзывчивость и наличие положительной эмоциональной оценки, эмоционального отклика со сторон окружающих на его проявления [2].
Освоению патриотических ценностей способствует воспитание молодежи на патриотических традициях русского народа, включающее обсуждение этих традиций на исторических и современных примерах жизни нашего общества.
С учетом современных философских, психолого-педагогических исследований патриотизм рассматривается как сложное явление, как неотъемлемая часть социальной и также нравственной направленности личности. Разноаспектный анализ патриотизма дает основание выделить в его структуре несколько составляющих элементов: интеллектуальный, эмоционально-волевой, практический. Такой подход позволяет рассматривать патриотическое воспитание как процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения воспитанников. Воспитание будет успешным, если в образовательном учреждении создана и постоянно совершенствуется воспитательная система. Экскурсии по городу, в музеи, на выставки на заводы способствуют углублению знаний и пониманию того, как основывался их город [11]. Без любви к Родине и уважения к ее истории и культуре невозможно воспитать патриота своего Отечества, сформировать чувство собственного достоинства, положительных качеств личности. Сознательное изучение истории Родины в ее настоящем и прошлом через изучение народных героев, народных песен, искусства способствует воспитанию гражданина русского государства [9, с.45-47].
Изобразительная деятельность детей старшего дошкольного возраста как средство патриотического воспитания
Дошкольный период развития детей весьма благоприятен для их художественно-творческого развития посредством активной изобразительной деятельности, формированию необходимой готовности дошкольников к участию в создании художественно-творческих проектах.
Художественное развитие современных дошкольников содержит в себе все потенциально возможные условия для реализации их творческих потенциалов природных задатков; предполагая учитывать образность восприятие мира дошкольниками, своеобразие типов их мышления, особого эмоционального восприятия предметов изобразительного искусства и окружающих дошкольников явлений внешней среды, в современном дошкольном образовании детей также учтены все возможности дошкольников в сфере восприятия и оценки доступных для их понимания художественных произведений в единстве их содержания и форм воплощения художественных замыслов, а также способностей дошкольников выражать собственное видение окружающей действительности, своих мыслей, чувств в художественно-изобразительной деятельности. Кроме того в научных публикациях педагогов, а также ряда психологов отмечаются огромный потенциал развития дошкольников средствами художественно-творческой деятельности.
Всестороннее развитие личности в определенных видах деятельности в ДОУ происходит при наличии тех условий, что сами дошкольники становятся активными участниками процесса обучения и воспитания однако без освоения базовых основ тех или иных видов деятельности невозможно само осознанное участие дошкольников.
В процессе освоения старшими дошкольниками средств и методов художественно-творческой, изобразительной деятельности идет активная мозговая деятельность, опосредованно развиваются необходимые мыслительные способности [9].
На занятиях по декоративно-прикладному искусству дошкольники должны почувствовать, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они – граждане России, россияне. Для этого целесообразно начать знакомство с малой Родиной – города, где они живут и постепенно подвести к пониманию того, что город – часть большой страны, а жители – граждане России. Огромной силой эмоционального воздействия на обучающихся обладают литература, музыка, кино, живопись, различные виды творческой деятельности. Поэтому целесообразно использовать репродукции выдающихся художников, фотографии, кинофильмы и др. Важнейшим условием «проникновения» всех этих ценностей в сознание и чувства личности является создание на занятиях атмосферы творчества. Овладение знаниями о культуре, обычаях, традициях своего народа, выявление в ней общечеловеческих ценностей являются основой формирования культуры межличностного, межнационального общения [1]. Воспитательная деятельность в дошкольных образовательных организациях, построенная на основе учета культурных особенностей населения, способствует усвоению элементов национальной культуры: языка, музыкально-танцевального и прикладного творчества, одежды, кулинарии; создает благоприятные предпосылки для формирования личности с развитым национальным самосознанием, духовно-нравственными ценностями и устойчивыми гуманистическими стереотипами поведения [8].
В основе изобразительного искусства лежит творческая деятельность народа, отражающая его самосознание, историческую память.
Общение с народным искусством, с его выработанным в веках нравственно-эстетическими идеалами играет значительную воспитательную роль. Обращенность народного искусства к человеку и воздействие на его интеллектуальную и эмоционально-чувственные сферы раскрывают большие возможности для использования изделий традиционных художественных промыслов в системе дошкольного образования.
Преемственность традиций формирует художественную народную культуру края, поддерживает высокий профессионализм народного мастерства. Именно это качество позволяет выделить особенности той или другой школы, как творческой общности, дает такую художественную основу, которая делает изобразительное искусство живым во времени, позволяет развиваться художественным промыслам [8].
В основе концепции патриотического воспитания детей дошкольного возраста на занятиях художественного творчества в общем и изобразительного искусства в частности должны лежать концепции возрождения духовного наследия народа, сохранение и развитие художественных традиций.
Художественные полотна русских художников рассматриваются как часть материальной и духовной культуры народа.
Анализ типовых программ дошкольного образования позволил выделить общность целей организации занятий изобразительного творчества дошкольников: – формирования у них художественно-образного мышления как основы развития творческой личности, ее эстетических вкусов и потребностей, морально-этического облика; – развитие творческих способностей, расширение диапазона чувств воображения, фантазии, воспитание эмоциональной отзывчивости на явления художественной культуры; – приобщение к наследию отечественного и мирового искусства; –воспитание активного эстетического отношения к действительности, искусству, явлениям художественной культуры, народным художественным традициям.
К основным задачам организации занятий изобразительной деятельности дошкольников чаще всего относятся:
– развитие личностных особенностей личности в определенной деятельности через раскрытие истоков художественного творчества;
- приобщение к традициям русского художественного творчества России;
– формирование представлений о художниках как о творческих личностях, прежде всего духовно связанных с культурой и природной средой Родины;
– обучение навыкам и приемам выполнения рисунков [1].
Для творческого развития личности – необходимо учить работать художественными материалами, понимать язык искусства, использовать средства художественной выразительности. Особое внимание необходимо уделять теоретическому и практическому изучению национальных традиций живописи.
Развитие трудовых навыков в процессе проведения занятий изобразительного искусства с дошкольниками выступает необходимым условием для творческого развития обучаемых, соответствующего патриотического воспитания, что становится возможным только на основе изучения традиций народного искусства. Народное искусство является неотъемлемой частью художественной культуры России. Искусство народных художественных промыслов предстает перед нами как сложное, богатое по декоративным возможностям, глубокое по идейно-образному содержанию явление современной культуры. Во многих районах нашей страны сохранилось традиционное, основанное на ручном труде и пришедшее от дедов и прадедов народное декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы. Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные традиции.
Методы и модели патриотического воспитания старших дошкольников средствами изобразительной деятельности
Одним из направлений развития детей в дошкольных образовательных организациях является художественно – эстетическое воспитание и образование, включение которого в состав Федеральных государственных образовательных программ в сфере дошкольного образования направлено на развитие творческих способностей самих дошкольников, активизацию детей, развития как воображения, так и фантазии дошкольников.
Как обозначено в ФГОС ДО, художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Художественная деятельность относятся к таким видам деятельности, в процессах которых развиваются творческие способности дошкольников, включая в себя различные виды познавательной и обучающей деятельности (преобразовательные, познавательные, оценочные, воспитательные, коммуникативные и игровые).
По своей инициативе сами дошкольники могут проявлять себя в различных видах художественной деятельности: музыкальной, художественно-речевой, изобразительной, театрально-игровой.
Художественная деятельность дошкольников в условиях дошкольных образовательных организаций часто имеет синтетический характер: дети могут одновременно рисовать и лепить, рассматривать картинки и произносить вслух известные им сказки или например стихи, показывать сценки из кукольных спектаклей и рисовать для них декорации и петь песенки или танцевать.
Содержание тех или иных видов художественной деятельности во многом зависит от тематики заданий, содержания образовательных программах самих дошкольных образовательных организаций.
Детская художественная деятельность в рамках дошкольных образовательных организаций существенно обогащается под влиянием различных художественных впечатлений: от праздников, развлечений, от знакомства с произведениями изобразительного искусства, музыки, художественной литературы.
Произведения искусства не только обогащают видение мира, расширяют кругозор самих дошкольников, но и вызывают у них стремление к собственным видам творчества. Художественная деятельность в условиях дошкольных образовательных организаций возникает почти всегда по инициативе самих дошкольников и проходит, под непосредственным руководством воспитателей или тематических педагогов.
Наиболее выразительным и эффективным средством развития эмоциональной сферы ребенка, его духовного мира, нравственных представлений и творческих способностей является искусство. Эмоциональная насыщенность произведений искусства оказывает сильное воздействие на развитие нравственных представлений и духовного мира дошкольников и формирует у детей образное мышление.
Цель патриотического воспитания детей – привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру.
Достижение этой цели возможно через решение ряда задач:
- сохранение преемственности поколений, развитие национальной культуры;
- формирование духовно-нравственных качеств личности;
- приобщение к наследию отечественного и мирового искусства, формирование представлений о внутренних закономерностях культурно-исторического процесса;
- разностороннее развитие детей, формирование их творческих способностей, создание условий для самореализации личности;
- расширение диапазона чувств, воображения, фантазии, эмоциональной отзывчивости на явления художественной культуры, формирование навыков практического решения художественных задач.
Основной задачей патриотического воспитания является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно – нравственных и патриотических качеств путем целенаправленного и организованного обучения. Сознание начинается с познания, то есть, восприятия знаний, информации. В состав патриотического сознания включены следующие знания: истории Родины, ее культуры, традиций; моральных норм отношения к Родине, которые выработались многими поколениями предков. Освоение и принятие ценностей, связанных с патриотизмом - важнейший элемент патриотического воспитания.
Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства на занятиях представляет собой целенаправленный процесс, основанный на специально организуемой и сознательно осуществляемой педагогической деятельности, которая предполагает формирование в единстве эстетических и патриотических чувств, сознания и поведения на основе активной художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста.
Для повышения интереса к художественному творчеству необходимо развивать эмоционально–творческое отношение к данному виду деятельности, способствовать радостному ожиданию интересной работы и возможности продемонстрировать свою точку зрения, и показать свое я.
Важнейшим условием «проникновения» всех этих ценностей в сознание и чувства дошкольников является создание на занятиях рисования особой атмосферы творчества. Реализация возможностей содержания образования зависит, прежде всего, от методов обучения и воспитания, деятельности педагога и воспитанников, психологического микроклимата коллектива (общественное мнение, межличностные отношения и т. д.), направленных на реализацию запланированных целей занятий.
Осуществляется активное познание исторического прошлого (алгоритм «чувствовать - познавать - творить»). Процесс воспитания на наших занятиях происходит неназидательно, он не только сообщает, но и формирует, развивает, доставляет ученикам радость, эстетическое наслаждение, побуждает их к сотворчеству, активизирует их сознание, формирует ценностные ориентиры, нравственные предпочтения, социальные идеалы, убеждения; комплексно воздействует на каждого ребенка, на его рациональную и эмоционально-волевую сферу одновременно.
Патриотическое воспитание очень ёмкое понятие и не сводится только к любви и готовности защищать Родину. Также оно включает в себя изучение природы родного края, традиций своего народа. С чего начинается патриотизм? Н.А. Добролюбов отвечал: «С любви к родному краю. Просто и понятно любить свой дом, село или город, в котором родился; народ, частью которого является язык, на котором говорят твои соплеменники и с помощью которого приобщаются к мировой культуре; историю, которая позволяет проследить путь становления, развития своего Отечества, многое другое, что составляет определение понятия «патриотизм». «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина» ( В. А. Сухомлинский).
Природа России самобытна, разнообразна; она завораживает красотой, ошеломляет просторами, поражает величием. Потому, реализация задачи патриотического воспитания, любви к родной природе, происходит на протяжении всего учебного процесса. Незаменимую роль в этом играют занятия изобразительного искусства, где большое внимание уделяется знакомству с жизнью и творчеством художников. Художники– пейзажисты стремятся показать всю красоту русского пейзажа и в самом простом и обыкновенном ищут глубоко трогательные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и действуют на нашу душу.
Пейзаж раскрывает перед учащимися красоту окружающего мира, который они должны научиться любить, о котором они должны заботиться и защищать. Пейзаж – это непосредственный отзвук души человека, зеркало его внутреннего мира. Подчас он решает крупные задачи, воплощает тончайшие духовные коллизии. Пейзажист Ф.А Васильев безгранично верил, что искусство обладает огромной силой воспитательного воздействия на общество, что мораль и художественность неразделимы, утверждал, что без любви к природе невозможно полное счастье и долг пейзажиста – помочь людям обрести это счастье. Обогатить и возвысить его. Воспитатель старается научить ребят в общении с природой ощущать ритм, гармонию и цветовое единство, пытаясь помочь детям как можно раньше открыть окружающий их мир красоты.
Дети дошкольного возраста рисуют на темы: «Березка в золотом уборе», «Падали снежинки», «Первая листва».
Таким образом, на основании всего вышеизложенного, необходимо сделать следующие выводы: патриотическое воспитание современных дошкольников относится к числу педагогических процессов целенаправленного воздействия на личность каждого ребенка дошкольного возраста с целью формирования знаний об Отчизне, соответствующей познавательной мотивации, особого отношения к Родине, соответствующего нравственного поведения и устремлений к общественно-полезному труду.
Дошкольное детство является наиболее благоприятным периодом для воспитания патриотизма, поскольку дети дошкольного возраста доверяют тому, что внушают им взрослые, они готовы подражать действиям, окружающих их взрослых людей, отличаются особой внушаемостью, эмоциональной отзывчивостью, искренностью чувств.
Основой патриотизма у человека, в том числе и у дошкольника, является чувства привязанности, а затем и любви к родному краю. Основным средством педагогического воздействия на эмоции и чувства является средства искусства: соответствующая художественная литература, музыкальные произведения, произведения народного творчества, образцы живописи. При этом именно изобразительное искусство отличаются особым, образным языком, они наглядны, что весьма близко детям дошкольного возраста.