СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Патриотическое воспитание учащихся начальных классов на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык, как учебный предмет уникален, так как несёт чрезвычайно высокую познавательную ценность: привитие чувства любви к родному языку, осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизма.

Просмотр содержимого документа
«Патриотическое воспитание учащихся начальных классов на уроках русского языка»

Патриотическое воспитание младших школьников на уроках русского языка


Огромное  место в процессе патриотического воспитания  отвожу  уроку.

Воспитание патриотических чувств  можно осуществлять через уроки окружающего мира, литературного чтения, математики, трудового обучения, изобразительного искусства и  конечно же русского языка.

Русский язык, как учебный предмет уникален, так как несёт чрезвычайно высокую познавательную ценность: привитие чувства любви к родному языку, осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизма.

Чтобы сформировать у детей чувство патриотизма, т.е любовь к своей Родине и своему народу, гордость, желание продолжать традиции своего народа, стараюсь показать богатство и разнообразие языка, прививаю любовь к русскому языку, учу детей понимать и анализировать отдельные языковые явления и факты, вырабатываю у них внимание к своей и чужой речи.

К сожалению, в нашей работе фактом является то, что проблемой большинства учащихся является общее недоразвитие речи, узкий кругозор, логопедические недостатки речи. Поэтому, для достижения цели веду  планомерную работу по обогащению и развитию словарного запаса учащихся.

Уже на этапе обучения грамоте, при работе с «Азбукой» и на уроках письма в 1 классе уделяю большое внимание работе со словом:

- толкование слов (игра «Толковый словарик», «Угадай словечко»)

В следующие годы обучения словарную работу я стараюсь  разнообразить

Мне представляется интересным прием « словарные эстафеты».

Примерные задания для эстафеты:

1.Подобрать имена прилагательные к слову Россия ( город…)

2. Подобрать слова на тему «Моя Родина», «Мой край родной», «Любимый город (село)», «Мир профессий», «Весна» (определенной части речи)

3. Написать однокоренные слова к слову родина (добро, работа…)

4. Написать слова из словаря на тему «Овощи и фрукты моего края»

5. Написать слова на определенную орфограмму, одинаковую букву и т.п.

Групповую    работу   и работу в парах веду с 1 класса. Дети учатся бесконфликтному общению, развивают коммуникативные умения, умения четко формулировать свои мысли. Задания  при работе в группах  и в паре  разнообразны.

Например:

1.Сочинить четверостишие, по данной паре рифм.

2. Сочинить синквейн на тему…

3. Собрать материал о поэтах и писателях, художниках нашего края, города.

4. Сочинить сказку по опорным словам по законам сказочного жанра.

5. Придумать начало или продолжение рассказа.

Считаю важным аспектом патриотического воспитания в  своей работе – воспитание осознания ребенком себя как части своей страны и воспитание чувства гордости за историю, культуру, талантливых и гениальных соотечественников.

На уроках часто использую пословицы поговорки о дружбе, трудолюбии, доброте, родине, любви к отечеству. Они всегда связаны с темой, целью урока, работа с ними - органиченнный этап урока.

Например:

Жить - Родине служить (жи-ши)

Ученье – путь к уменью (разделительный мягкий знак)

Хоть ручки черны, да работа бела (правописание чк-чн)

Был бы покос, да пришел мороз (парные согласные в конце слов)

Кошке игрушки, а мышке слезки (парные согласные в корне слов)

На родной сторонушке, рад любой воронушке (безударныйт гласный звук в корне слова)

Пчела мала, да и та работает (безударные гласные в корне слова)

Родная сторона – мать, чужая – мачеха (антонимы)

Поспешишь – людей насмешишь (правописание глаголов 2 лица, ед. числа)

Родина – мать, умей за нее постоять (правописание местоимений с предлогами)

Не ищи обетованные края, они там, где Родина твоя ( правописание НЕ с глаголами)

Человек трудолюбивый - самый счастливый ( соединительная гласная или  непроизносимый согласный)

Рукам работа - душе праздник (непроизносимый согласный)

Обсуждаем с детьми смысл пословицы, подбираем синонимичные или противоположные по смыслу пословицы и фразеологизмы к ней, поясняем конкретные исторические условия, в которых русский народ ее создал, объясняем значения устаревших слов, используя словари или собственный читательский опыт, наблюдаем за оттенками значений слов, решаем проблемные ситуации, формулируем гипотезы относительно написания слов с неизученными орфограммами и т.д. А также, конечно, в ходе такой работы, ежедневно восхищаемся мудростью и смекалкой русского народа, подмечаем вместе с детьми, какие качества человека издавна ценились и воспевались русскими людьми. Таким образом, практически каждый   урок русского языка содержит пятиминутку нравственного и патриотического воспитания.

Патриотизм для младшего школьника начинается со знания и уважения своей семьи, школы, улицы, села, города. С букварного периода использую задания творческого и поискового характера: расскажи о своей семье, ее традициях, семейных реликвиях, профессиях родителей; узнай, кто такие предки, составь родословную своей семьи. Успех нравственного и патриотического воспитания младших школьников во многом зависит от эмоционального восприятия и необычной подачи информации. Поэтому, привлекаю музыкальное сопровождение, репродукции картин известных русских художников, фотографии, используем инсценировки.

В уроки с 1 класса, обязательно я  включаю упражнения, которые знакомят младших школьников с государственной символикой России.

Упражнения,  которые  я использую в своей практике. Они воспитывают  духовно - патриотические чувства младших школьников на уроках русского языка.


Упражнение 1. Прочитай стихотворение. Расскажи, что изображено на гербе России. Напиши стихотворение, используя слова для справок, вставь пропущенные слова.

Герб России.

У ______ величавой
На гербе ______ двуглавый,
Чтоб на _____ на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и ________.
Он - ________ дух свободный.

Слова для справок: орел, России, запад, мудрый, гордый.

Упражнение 2. Прочитай текст «Георгий Победоносец». Что узнали из легенды? Почему на Российском гербе изображен Георгий Победоносец? Напишите первую часть текста.

Георгий Победоносец.

С именем Георгия Победоносца связана известная легенда. Жители одного государства каждый год отдавали на съедение дракону собственных детей, чтобы избежать разорения страны. Однажды настал черед царской дочери. И тогда появился в этой стране молодой войн по имени Георгий. Он вступил в поединок со змеем и победил его.

Издавна змей считался олицетворением зла, образом врага. Святой Георгий стал символом храброго рыцаря, защитника от сил зла. Именно к нему московские князья обращались как к покровителю.

Упражнение 3. Прочитай текст. Что узнал о государственном гимне? Задание: Спиши текст.

Государственный гимн.

Государственный гимн - торжественная песня, которая исполняется в особенных случаях: во время различных торжественных мероприятий, визитов государственных деятелей в другие страны, в честь российских спортсменов- победителей. Гимн прославляет могущество и величие государства.


Упражнение 4. Прочитай стихотворение, напиши по памяти.

Флаг России.
Белый цвет- березка.
Синий -неба цвет.
Красная полоска -
Солнечный рассвет.

Упражнение 5. Прочитай стихотворение, запомни слова, которые написаны с заглавной буквы. Напиши по памяти или напиши, вставив пропущенные слова.

Москва

Москва - это Красная площадь.
Москва - это башни Кремля.
Москва - это сердце России,
Которое любит тебя.

Слова для справок: Красная площадь, башни Кремля, сердце России.

В своей работе очень часто я использую поисковую деятельность. Например:

а.) Найдите на карте и запомните названия крупных рек, которые протекают на территории нашей страны.

б.) Найдите, запишите и запомните названия городов Ставропольского края.

г.) Запиши, разделив слова на группы города и реки Ставропольского края.


Упражнение. 6. Прочитайте синонимы: Родина, Отчизна, Отечество.

Напиши пословицы, вставив нужные синонимы.

Жить - ________ служить.             Не жалей жизни - служи ________.


Не менее  важное значение для привлечения внимания к языку имеет работа над звуковой стороной родной речи, т.е. наблюдение учеников над произношением и ударением в словах. Начальный этап знакомства с правильным  ударением – чтение небольших стихотворений.  Если для такого чтения мы берем стихотворения о природе, то учащиеся не только услышат правильную русскую речь, но и увидят яркие, образные картины русской природы, узнают о любви и привязанности русских поэтов к местам, где они родились,  которые помнят всю жизнь и делятся с нами своими чувствами. Далее предлагаю детям,  например, рассказать о своем любимом уголке природы, о цветке, который поразил воображение, т.е. привлекаю внимание детей к красоте и неповторимости  своей Родины.

В процессе проведения обучающих диктантов, изложений предлагаю учащимся определить основную мысль текста, акцентирую внимание на тех мыслях, чувствах, которые формируют патриотизм и гражданственность, например: Как проявилась храбрость людей? Смогли бы вы поступить также?

Неотъемлемой частью урока является работа со словарями и справочным материалом. Могут быть предложены такие задания: Прочитайте в “ Толковом словаре” значение слова: «родина»,  «герой»,  «отвага»,  «доблесть», «мужество».

В самом учебнике русского языка встречаются статьи «Из истории слова», «Это интересно» и др.

Таким образом, через пробуждение интереса к русскому языку,  через формирование представления о его богатстве и выразительных возможностях прививаем чувство гордости и любви к родине.