СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическая консультация «Использование проектной деятельности на уроках и во внеурочное время для формирования творческой личности учащихся»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность данной темы обусловлена лавинообразным возрастанием потока информации в современном обществе и стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий, без которых уже немыслимы любые виды деятельности. И для того, чтобы адаптироваться в жизни, стать востребованным и компетентным специалистом, ребенку необходимо научиться самостоятельному исследованию и добыванию необходимых знаний и умений, как можно раньше научиться использовать для этого возможности ИКТ. Актуальность данной темы обусловлена лавинообразным возрастанием потока информации в современном обществе и стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий, без которых уже немыслимы любые виды деятельности. И для того, чтобы адаптироваться в жизни, стать востребованным и компетентным специалистом, ребенку необходимо научиться самостоятельному исследованию и добыванию необходимых знаний и умений, как можно раньше научиться использовать для этого возможности ИКТ.м

Просмотр содержимого документа
«Педагогическая консультация «Использование проектной деятельности на уроках и во внеурочное время для формирования творческой личности учащихся»»

Педагогическая консультация

«Использование проектной деятельности на уроках и во внеурочное время для формирования творческой личности учащихся»

Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя, которая проявляется в стопроцентной успеваемости школьников и таком же их интересе к предмету. Возникает вопрос, каким образом повысить учебную мотивацию к предмету?

Одним из методов повышения интереса является вовлеченность учащихся в проектную и исследовательскую работу. В связи с этим становится актуальным совершенствование форм и методов обучения предметам, которые стимулируют мыслительную деятельность школьников, развивают их познавательную активность, учат практически использовать полученные знания.

В решении данных проблем может найти свое место проектная деятельность обучающихся, которая способна выступать в качестве действенного средства обучения.

Проектная деятельность создает условия, при которых ребята незаметно для себя вовлекаются в активную деятельность. Кроме того, проектная деятельность предполагает коллективное сотрудничество учителя и учащихся. При формировании групп учитываются уровень знаний учащихся, направленность их интересов, психологическую совместимость.

Школьник только тогда может справиться с возложенной на него задачей, когда он в сотрудничестве с другими ребятами использует полностью свои знания, только тогда он овладевает необходимыми умениями и навыками коллективного труда. На этой же основе происходит и формирование необходимых нравственных качеств.


Актуальность данной темы обусловлена лавинообразным возрастанием потока информации в современном обществе и стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий, без которых уже немыслимы любые виды деятельности. И для того, чтобы адаптироваться в жизни, стать востребованным и компетентным специалистом, ребенку необходимо научиться самостоятельному исследованию и добыванию необходимых знаний и умений, как можно раньше научиться использовать для этого возможности ИКТ.

Современное общество вступило в период кардинальных изменений во всех сферах государственной и общественной жизни. В связи с этим школьное образование призвано обеспечивать условия успешной социализации подростков в процессе обучения, реализацию школьниками своих способностей, возможностей и интересов. Это предполагает в организации и управлении образовательным процессом изменения, обеспечивающие развитие творческой активности школьников. Проблема развития творческой активности личности рассматривается исследователями в целостном педагогическом процессе.

Проблема развития творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности на уроках специально не исследовалась. В то же время использование проектной деятельности может значительно повысить творческую активность школьника. Основное противоречие, выявленное в процессе анализа процедур организации образования в системе общего образования, состоит в том, что, с одной стороны, современные социально-экономические условия жизни требуют от человека нестандартных, творческих жизненно важных решений, а с другой - наблюдается слабая разработанность проблемы развития творческих способностей школьников, с целью подготовки их к самостоятельной жизни.

На основании выявленного противоречия сформулирована следующая проблема исследования: каково влияние проектной деятельности на развитие творческой активности учащихся на уроках и во внеурочное время?

Объект исследования: творческая деятельность школьников на уроках и во внеурочное время в общеобразовательной школе.

Предмет исследования: процесс развития творческой активности учащихся в проектной деятельности на уроках и во внеурочное время.

Цель исследования: выявление и обоснование педагогических условий и средств развития творческой активности учащихся в процессе проектной учебной деятельности. Гипотеза исследования: повышение качества обученности школьников в результате проектной деятельности возможно при соблюдении следующих условий:

- эффективность развития творческой активности учащихся на занятиях и во внеурочное время повышается, если основу обучения составляет учебная проектная деятельность в качестве системообразующего компонента, при этом:

- проектная деятельность учащихся должна быть организована с учётом возрастных и психологических особенностей личности;

- учащимся должны быть представлены возможности для развития и самореализации;

-проектная деятельность должна строиться исключительно на добровольной основе;

-занятость проектной деятельностью должна быть организована с учётом рационального распределения рабочего времени школьника.

Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:


1. Провести анализ литературных источников, определить рациональное место проектной деятельности в учебном процессе при преподавании физики с целью определения понятий «творчество», «активность», «творческая активность» применительно к исследуемой проблеме;

2. Разработка системы проектной деятельности в рамках образовательного пространства школы; выстраивание целостной системы работы с детьми, склонными к научно-исследовательской и творческой деятельности;

3. Выделить параметры, позволяющие оценить эффективность проектной деятельности, как способа развития творческой активности учащихся;

4. Приобретение знаний о структуре исследовательской деятельности, о способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации;

5. Выявление образовательного запроса школьников старшего и среднего звена, с целью определения приоритетных направлений проектной деятельности;

6. Разработка рекомендаций к осуществлению ученических проектов;

7. Создание системы критериев оценки работ, премирования и награждения победителей;

8. Создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей;

9. Апробировать модели образовательных технологий в проектной деятельности учащихся.



Возможные риски при выполнении программы

При выполнении проектных работ, поиске информации в Интернете, оформлении работ в виде презентаций и рефератов достаточно много приходится работать за компьютером. Поэтому возникает риск ослабления зрения и нарушения осанки. В связи с этим для учащихся выработан на основе постановления от 28.11.2002г №44 «О введении в действие санитарно – эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.2.2.1178-02)» ряд рекомендаций, которые должны неукоснительно соблюдаться

(Приложение 1)

Ожидаемые результаты исследовательской деятельности:

  • Активизация интереса к знаниям;

  •  Развитие представлений о межпредметных связях;

  • Установка на престижность знаний;

  • Развитие коммуникативной направленности;

  • Развитие научного мышления;

  • Развитие творческого подхода к собственной проектной деятельности;

Научная новизна исследования состоит в построении методики обучения

учащихся с учетом планирования проектной деятельности.


Специфическими особенностями разработанной методики являются:


  • * в применении метода проектов в учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения в рамках перехода на стандарты второго поколения;

  • * расширении зоны ближайшего и актуального развития в процессе самостоятельного исследования проблемы;

  • * в выходе проектов учащихся за рамки учебной деятельности и их применении в образовательной деятельности другими участниками педагогического процесса;

  • * изменение подходов к преподаванию физики в рамках образовательного обучения;

  • * повышение эффективности учебного процесса и интереса к изучаемому предмету;

  • * обеспечение возможности каждому ученику продвинуться в предмете настолько глубоко, насколько он хочет и насколько ему позволяют его учебные возможности;

  • * максимальное включение обучающегося во все формы активности, расширение его реального опыта;

  • * творческий характер деятельности;

  • * соревновательный, конкурсный характер деятельности;

  • * четко выделенная этапность деятельности;

  • * коллективизм деятельности с учетом индивидуальных качеств участников проекта;

  • * индивидуальное и коллективное рефлексирование.


Благодаря проектной деятельности возможен охват широкого комплекса общеобразовательных и общекультурных проблем в формировании здорового образа жизни школьников.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

Иными словами, проект – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века.




  • Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:


  • самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;


  • учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;


  • развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);


  • развивают системное мышление.


  • Отличительные черты проектного метода.


Личностная ориентация педагогического процесса невозможна без изменения образовательных технологий.

Образовательная технология должна способствовать раскрытию субъектного опыта ученика:

- формированию личностно значимых для него способов учебной работы;

- овладению умениями самообразования.

Этим требованиям отвечают педагогические технологии практической направленности. Они в совокупности с изучаемыми информационными технологиями и современной информсредой школы обеспечивают деятельностный подход к обучению, позволяющий быстрее и легче реализовать сверхзадачу - перевод обучающегося в режим саморазвития.


Метод проектов является универсальным методом в школьной практике.

Но наиболее рациональным предлагается рассматривать этот метод в сочетании с традиционными методами в качестве дополняющего элемента в организации самостоятельной работы ученика в развитой информационной среде.


Организованный учебный процесс все в большей степени превращается в процесс самообучения: обучаемый сам выбирает образовательную траекторию в детально разработанной и умело организованной учебной среде.


Работая в составе мини-бригады по созданию проекта, обучающийся не только приобретает опыт социального взаимодействия в творческом коллективе единомышленников, но и использует полученные знания в своей деятельности, интериозировав (присвоив) их, обозначив тем самым свое становление субъектом познания, развивая в совокупности все стороны личностного «Я» в конкретной деятельности.

Такая форма организации обучения позволяет повысить эффективность обучения. Она обеспечивает систему действенных обратных связей, что способствует развитию личности, самореализации не только обучающихся, но и педагогов, принимающих участие в разработке проекта.

Следует отметить, что переводить полностью весь образовательный процесс на проектное обучение нецелесообразно.



По мнению И.С. Сергеева проект – это “шесть П”:


РОБЛЕМА

РОЕКТИРОВАНИЕ

ОИСК ИНФОРМАЦИИ

РОДУКТ

РЕЗЕНТАЦИЯ

ОРТФОЛИО

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт.

Данная работа не только стимулирует учащихся к более глубокому изучению не только вопросов изучения и сохранения здоровья, но и к знакомству с основами педагогики, психологии, а также стимулирует к освоению новых программ и программных продуктов, использованию новейших информационных и коммуникативных технологий.