Доклад
Автор: учитель английского языка МБОУ »Хоринская средняя общеобразовательная школа №1 им. Д.Ж.Жанаева»
Халтанова Ольга (Бутидма)Цырендондоковна
« Применение современных образовательных технологий на уроке английского языка»
Современный урок английского языка невозможно представить и эффективно реализовать без применения современных образовательных технологий. Как известно, по новым Федеральным государственным образовательным стандартам значительно повысились требования к качеству образования и кардинально изменилась позиция учителя и роль ученика в образовательном процессе. Теперь учитель должен создавать такие условия на своих уроках, чтобы дети сами добывали знания. Для решения этой задачи я использую на своих уроках различные педагогические технологии, которые позволяют создавать такие условия, способствующие повышению положительной учебной мотивации ученика, его познавательной и самостоятельной активности. К таким технологиям относятся: личностно- ориентированное обучение, проектная технология, технология сотрудничества, технология АМО, игровые технологии ,информационно-коммуникативные технологии.
С овладением любой новой технологией начинается новое педагогическое мышление учителя: чёткость, структурность, ясность методического языка, появление обоснованной нормы в методике. В моей практике ведущее место занимает личностно- ориентированный подход. Этот принцип используется при обучении всем видам речевой деятельности, при этом учитываются все свойства личности каждого ученика, т.е задействованы богатейшие внутренние резервы личности, мировоззрение, жизненный опыт , интересы и склонности, эмоции и чувства. Среди приемов, усиливающих мотивацию, я выделяю создание языкового окружения и ситуации успеха. Планируя уроки, стараюсь сделать каждый урок интересным, создать для каждого ребенка благоприятную атмосферу, при которой учащиеся не боялись бы говорить, допуская ошибки. Стараюсь отметить даже самые незначительные успехи: правильно произнесенную сложную фразу, удачное использование структур, отдельных слов или клише, оригинальные мысли, эмоциональность речи и т.д. Убеждена, что поощрения и похвала, наряду с справедливыми замечаниями, помогают среднему и слабому ученику поверить в свои силы, пережить неожиданную радость, т.е. дают возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности.
Технологию сотрудничества использую в индивидуальной, парной, групповой работе. Это обучение в процессе общения, общения учащихся друг с другом, учащихся с учителем, в результате которого возникает столь необходимый контакт. В процессе обучения дети учатся слушать и слышать, проявляют речевую самостоятельность, помогают друг другу, успешно корректируют высказывания собеседников, возникает чувство сотрудничества и взаимной поддержки.
Одним из условий эффективности обучения является создание высокой мотивации изучения английского языка. Создавать ситуацию успеха, благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса также помогают игровые технологии. Обычно я использую игровые моменты для снятия напряжения, монотонности, при отработке языкового материала, при активизации речевой деятельности. При планировании уроков и подборе к ним различных игр я стараюсь учитывать не только возрастные категории учащихся, но и уровень их развития и информированности, в некоторых случаях - опору на родной язык. Выделяю следующие преимущества использования игровой методики:
Сам процесс игры способствует созданию благоприятной психологической обстановки среди учеников, поскольку игра понижает тревожность и тем самым располагает учащегося к усвоению материала.
В процессе игры застенчивые ученики (меланхолики по темпераменту), а также флегматики получают больше мотивации для выражения своих мнений и чувств. Они более охотно вступают в диалог с преподавателем.
Игровая форма обучения позволяет детям получить опыт общения на иностранном языке, который далеко не всегда можно приобрести на обычном уроке по языку.
Игра заставляет думать, искать нестандартные решения и предлагать новые идеи.
Как показывает практика, в легкой, непринужденной обстановке игры ученики запоминают и усваивают материал легче.
Здоровьесберегающая технология – важная составляющая профессиональной компетентности учителя. Во избежание перегрузки и переутомления на уроке, провожу гимнастику глаз, физкультминутки, музыкальные паузы, игровые моменты, чередую виды работ с привлекательной формой подачи, создаю положительный эмоциональный настрой. Таким образом, у учащихся поддерживается интерес, работоспособность; снимается напряжение, утомляемость, укрепляется физическое и психическое здоровье всех участников образовательного процесса. Учебный процесс необходимо организовывать так, чтобы периоды интенсивного интеллектуального напряжения учащихся чередовались с периодами эмоциональной нагрузки. Целесообразно использовать метод релаксации. Цель релаксации – снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала.
Проектная технология в моей работе занимает очень важное место. Проектами я начала заниматься сравнительно давно, когда они не были такими популярными, как сейчас. Это были наши первые иллюстрированные буклеты по темам: «Времена года», « Квартира», «Одежда». Время доказало, что метод проектов, как никогда, актуален и востребован, тем более, что данный проект позволяет организовать ещё и рефлексивную деятельность учащихся на уроке, поэтому выбор моей методической проблемы пал на тему «Развитие коммуникативной компетентности через проектную работу» Очевидно, что сегодня проектная методика имеет неоспоримые преимущества:
развитие самостоятельности, возможность планировать свои действия, самостоятельно творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения задач и реализовывать их;
свобода выбора - учащиеся получают возможность самим выбрать тему проекта;
креативность - способность к творчеству, оригинальным, нестандартным способам деятельности;
культура совместного труда - это конкретное общее дело.
Работу над проектами осуществляю в необходимой последовательности. Ученики видят конкретный результат своего труда, продуктами проектной работы на наших уроках были: выставки, коллажи во 2 классе, кроссворды в 5 классе, альбомы « Мой кумир», книжки - раскладушки, буклеты «Знаменитые люди»,»Идеальная школа» путеводители «Путешествия по странам изучаемого языка», «Животный мир»,» В гостях у сказки»,стенгазеты, открытки, видеофильмы «Окружающая среда», презентации к урокам, буриме песен на английском языке, справочник «Темы для устной речи» при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ в устной форме и т.д.
Примечательно, что во время защиты проекта учащиеся обычно внимательно слушают либо первые, либо наиболее удачные проекты. Чтобы поддержать внимание класса, учащимся даю задание самим оценить проект. Учащиеся-докладчики составляют интересные вопросы, упражнения по своим проектам, предлагая их классу. Это стимулирует интерес учащихся к докладам, являясь мотивирующим фактором повышения внимания со стороны слушателей.
Информационно- коммуникативные технологии. Сегодня трудно представить образовательный процесс без внедрения средств ИКТ. Использование мультимедийных средств помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учетом возрастных особенностей учащихся, их уровня обученности, склонностей. С помощью ИКТ реализуются следующие принципы: наглядности, доступности, дифференцированного подхода в обучении, практической направленности, системности изложения материала. Данные принципы являются основой обучения, так как содействуют развитию личности каждого отдельного ученика в рамках учебного процесса. Теперь обучение становится увлекательным и интересным, так как перед учеником ставится задача не в традиционном виде, а в современном и привлекательном. Мультимедиа ресурсы помогают сделать каждый урок особенным как для ученика, так и для учителя. В данном случае нужно говорить о степени участия того и другого в моделировании урока. Учитель ставит проблему — ученик ищет способы ее решения, учитель предлагает форму работы и частичное наполнение урока — ученик помогает наполнить урок, например, в виде презентации, и тому подобное.
Компьютер обладает огромным потенциалом формирования положительной мотивации учения, снятия зажатости и ряда комплексов, мешающих ребенку учиться, и не устраняется в прямом общении с педагогом. Экранно-звуковые средства обучения с успехом решают эту задачу. Образный материал копирует действительность, служит моделью, дающей с той или иной степенью точность представлений об оригинале.
Технология АМО включает в себя 3 этапа:
Начало образовательного мероприятия( приветствие, вхождение и погружение в тему)
Презентация и работа с учебным материалом (введение и работа над темой)
Завершение образовательного мероприятия (эмоциональная разрядка ,рефлексия и оценка урока)
Приведу некоторые приемы этой технологии:
Прием «Составление кластера»
Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, гроздь. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.
На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности.
На стадии осмысления - для структурирования учебного материала.
На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили.
Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома.
После того, как обучающиеся составили кластер, можно предложить им составить предложения по данной теме. Ученики составляют предложения по теме, обмениваются информацией, работают в группах.
Прием «Написание синквейна»
В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.
В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.
Правило написания синквейна
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка — это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка — это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
4. Четвертая строка — фраза из четырех строк, показывающая отношение к теме
5. Последняя строка — это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Применение перечисленных технологий в учебной деятельности позволяет сделать вывод, что умелое сочетание и адекватное их использование увеличивают эффективность и результативность овладения иностранным языком, повышают мотивацию и интерес учащихся, стимулируют меня, как учителя, искать все более интересные и эффективные методы обучения.