СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический опыт мастера производственного обучения на тему: "Применение технологии "Дебаты"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный педагогический опыт предназначен для повышения эффективности знаний обучающихся путем введения технологии дебаты на уроках производственного обучения.

Просмотр содержимого документа
«Педагогический опыт мастера производственного обучения на тему: "Применение технологии "Дебаты"»

Описание педагогического опыта

мастера производственного обучения

ГБОУ СПО ЛНР «Стахановский политехнический колледж»

Кравченко Екатерины Андреевны



Тема педагогического опыта: «Применение технологии «Дебаты»


Автор опыта:



Адрес опыта: г. Стаханов, ул.Гагарина, 18.


Содержание опыта


Педагогическая идея: повышение эффективности знаний обучающихся путем введения технологии дебаты на уроках производственного обучения

Теоретическая значимость исследования заключается в:

  • выявлены теоретические положения использования продуктивных педагогических технологий, влияющие на характер групповой учебной работы;

  • выделены и обоснованы особенности построения образовательного процесса при организации групповой учебной деятельности.

Практическая значимость состоит в том, что на основе проведенного исследования:

  • разработана методика применения дебатов;

  • разработаны и экспериментально апробированы методические рекомендации по совершенствованию образовательного процесса, способствующего развитию коммуникативных компетенций у обучающихся при организации групповой учебной деятельности.


Актуальность темы подтверждают следующие факторы:

  • недостаточное исследование основных аспектов проблем, связанных с обучением дебатам;

  • значимость развития у обучающихся интерактивных умений, необходимых как для участия в дебатах, так и для свободного владения профессиональным языком;

  • возросший в последнее время интерес к использованию дебатов в обучении;

  • необходимость разработки эффективной методики обучения дебатам.


Научное обоснование:


Обобщение педагогического опыта по применению технологии «дебатов» в учебном процессе в системе СПО.

Необходимость изучения педагогических технологий педагогами профессионального обучения продиктована практикой обучения – переходом от привычной парадигмы «передачи знаний» к более сложной «выработке аналитических способностей» с тем, чтобы самостоятельно формулировать проблемы и находить пути их эффективного решения. Суть изменений состоит в том, чтобы перейти от простой передачи знаний, умений и навыков в процессе обучения, необходимых для существования в современном обществе, к формированию и развитию профессиональной компетентности, готовности действовать и жить в быстро меняющихся условиях, участвовать в планировании социального развития. Использование педагогических технологий позволяет обрести преподавателю новые возможности воздействовать на традиционный процесс обучения и повышать его эффективность.

В связи с этим, современному педагогу необходимо свободно ориентироваться в существующих образовательных технологиях, осуществлять их выбор с учетом условий, в которых придется работать.

Обзор научной литературы показал, что данный метод довольно часто стал применяться в учреждениях среднего профессионального образования.

Дебаты – это интеллектуальная игра, представляющая собой особый виддискуссии, проводимой по строгим формальным правилам. В основе лежитрезолюция (тема дебатов), которая всегда формулируется в вид утвердительного предложения. Участники должны склонить судей и зрителейпротивоположную команду) к своей точке зрения. Этого добиваются путемпредоставления своих аргументов в поддержку своей точки зрения и выдвижения контраргументов на высказывание противников.

Технология «Дебаты» позволяет обучающимся приобрести навыки и умения:

Рис. 1.1 − Навыки приобретенные при применении технологии «Дебатов»

Целевые функции и возможности технологии «Дебатов» очень широки и позволяют решать многие задачи, в числе которых можно указать следующие.

Социализирующие − приобщение обучающихся к нормам и ценнос­тям гражданского общества, формирование умений вести полемику, отстаивать свои интересы, применять свои знания, способность работать в команде.

Воспитательные − дебаты позволяют вырабатывать само­стоятельные оценки, мировоззренческую позицию и поведенческие установки, способствуют формированию культуры спора, терпимости, признанию множественности подходов к решению проблемы.

Развивающие − дебаты развивают логику, критическое мышление, умение синтезировать знания, позволяют сформировать системное видение проблемы. Участие в дебатах помогают выработать стиль публичного выступления, развивают навыки устной речи.

Дебаты в учебном процессе выступают как форма целого урока и как элемент урока. Использование дебатов на различных этапах урока рекомендуется для реализации конкретных задач: актуализации знаний, организации самостоятельной работы обучающихся, обобщения, систематизации, закрепления учебного материала.

Технология дебатов реализуется на школьном, среднем профессиональном образовании, внутри вузовском, межвузовском, городском, российском и международном уровнях. На сегодняшний день она получила статус педагогической образовательной технологии и активно используется современными педагогами как отдельный метод на уроке или целое занятие, а также может носить характер классных и внеклассных мероприятий, существенно обогащая процесс педагогического общения. В дебатах могут участвовать обучающиеся, студенты и преподаватели, объединяясь общим стремлением к знаниям и коммуникации.


Содержание и правила дебатов

Основное назначение дебатов − обучение приёмам дискуссии, развитие интеллектуальных, лингвистических, коммуникативных навыков, поиск истины и достижение консенсуса.

В дебатах участвуют две команды из трёх человек − спикеров. Спикеры обсуждают заданную тему, при этом одна команда ут­верждает тезис (эту команду называют утверждающей)а другая (отрицающая)− его опровергает. Первый спикер утверждающей команды представляет тезис, приводит аргументы, второй усили­вает утверждающую линию в споре, развивает доказательства, третий формулирует финальный ответ соперникам, опровергает их доводы, усиливает доказательства утверждающей стороны. Три спикера отрицающей команды выдвигают все возможные обоснованные аргументы, доказывая, что позиция оппонентов неверна.

В некоторых видах дебатов участникам разрешается лишь про­износить свои речи, в других же им даётся возможность участвовать в перекрёстных вопросах. Победа всецело зависит от мастерства команды: индивидуальные умения спикеров, коллективная работа, высокий класс игры приводит к успеху.

Подготовка и проведение дебатов предполагает организа­цию работы в группах. Работа в группе позволяет обучающимся приобрести ряд важнейших качеств, таких, как взаимопомощь, умение вырабатывать совместное решение, поиск компро­миссов, способность аргументировано отстаивать свою точку зрения, толерантность к другим мнениям и позициям. Вместе с тем эффективность работы в группе, а также успех проведения дебатов во многом зависят от умения преподавателя организовывать групповую работу, грамотно формировать группы с учётом пос­тавленных целей и задач.

Таймкипер − это человек, который следит за соблюдением регламента и правил игры. Судьи оценивают каждый раунд, по ходу игры заполняют судейский протокол, в котором отмечают сильные и слабые стороны выступлений спикеров, фиксируют все аргументы и контраргументы команд. По окончании дебатов судьи, не совещаясь между собой, принимают решение, какой команде отдать предпочтение по результатам дебатов. При этом они могут комментировать своё решение, обосновывая его. Ко­манда, набравшая наибольшее количество голосов, побеждает. Судья имеет огромное воздействие на проведение дебатов, т.к. от его компетентности и непредвзятости зависит успешность прове­дения игры. Судья должен относиться к выступлениям спикеров критично, помогая участникам дебатов увидеть сильные и слабые стороны своей аргументации. Желательно, чтобы в роли судей побывало как можно больше обучающихся. Именно в этом качестве они учатся слушать и слышать друг друга, анализировать один и тот же материал с разных сторон. 


Основные элементы Дебатов

Очень важно в данной технологии грамотно сформулировать тему. Тема дебатов всегда формулируется в форме утвердитель­ного предложения. Формулировка темы должна стимулировать исследовательскую работу обучающихся и давать им возможность обсуждать её на различных уровнях.

На уроках, проводимых по данной технологии, должно обязательно присутствовать столкновение позиций. Его можно организовать по следующим

На основе многолетнего опыта преподавательской деятельности показаны большие возможности и высокая эффективность технологии «Дебатов» в обучении обучающихся среднего профессионального образования в разных областях знаний. Использование данной методики позволяет мотивировать обучающихся к обучению, развивать у них навыки эффективного общения, способности выражать и аргументировать свою позицию, убеждать аудиторию и добиваться поставленных целей в нетрадиционном обучении деятельность педагога меняется коренным образом. Теперь главная задача педагога не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать» учащимся, а организовать совместный поиск решения возникшей перед ними задачи. Педагог начинает выступать как режиссер мини-спектакля, который рождается непосредственно с учащимися. Новые условия обучения требуют от педагога умения выслушать всех желающих по каждому вопросу, не отвергнув ни один ответ, встать на позицию каждого отвечающего, понять логику его рассуждения и найти выход из постоянно меняющейся учебной ситуации, анализировать ответы, предложения учащихся и незаметно вести их к решению проблемы.

Нетрадиционные формы урока базируются на понимании учащихся как субъекта образовательного процесса, нацелены на развитие ихличности , их творческого потенциала и мотивационно-ценностной сферы. В связи с этим учебный материал отбирается в соответствии с критериями проблемности, альтернативности, критичности.

В их основе лежит критерий ведущей деятельности субъектов учебного процесса. Характер же деятельности самих учащихся на нетрадиционных уроках (игровая, оценочно-дискуссионная, рефлективная) предполагает: использование “методов прямого доступа”; стимулирования интереса и мотивации учащихся. Это достигается за счет совместной, творческой работы педагогов и учащихся в областях целеполагания, планирования, анализа (рефлексии) и оценивания результатов учебной деятельности. Педагог становится координатором в этой деятельности. Его задача заключается в стимулировании развития творческого потенциала учащихся. Нетрадиционные формы уроков дают возможность реализовать качественный подход к оценке результатов. В связи с этим обязательным этапом в их организации, является анализ, благодаря которому происходит перевод внешних результатов обучения во внутренний план личности, т. е. интериоризация. Принципы, лежащие в основе концепции нетрадиционных форм урока (субъект - субъектная позиция в системе педагог - ученик, интерактивность, развитие творческой личности) способствуют развитию самой личности учащихся.

На нетрадиционных уроках активизируются психические процессы учащихся: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление. В настоящее время ученые выяснили разницу функционального назначения правого и левого полушарий головного мозга.

В концептуальном блоке приоритет принадлежит нестандартным формам уроков, с их субъект - субъектной позицией, которая обеспечивает коммуникативный диалог учащихся. Содержательный блок предполагает меньший объем информации, однако обуславливают более глубокую ее проработку. В процессуальном блоке нестандартных форм уроков, задействуют внешние источники мотивации и самоуправляющие механизмы личности, создают условия для многообразия деятельности учащихся (игровой, дискуссионно - оценочной, рефлексивной), формирования у них критического мышления, активизации познавательной деятельности.



Рис. 1.2 − Критерии для организации урока по технологии «Дебатов»


2) Система аргументации

Каждая команда для доказательства своей позиции создаёт систему аргументации, т.е. совокупность аспектов, аргументов и умозаключений в защиту своей точки зрения, представленных в организованной форме. Линия доказательств каждой стороны фор­мируется в виде кейса. 

Кейс − это система доказательств команды, в которую входит совокупность всех аспектов, аргументов и умозак­лючений, представленных в организованной форме и используемых для обоснования своей позиции.

Аргумент − истинное суждение, приводимое для обоснования истин­ности или ложности высказанного положения (тезиса). Аргумент является составной частью всякого доказательства. С помощью аргументов коман­да должна убедить судью в правильности своей позиции.

Аспект  угол зрения, под которым рассматривается тема. Аспект является инструментом, который помогает в обосновании и доказательстве позиций, отстаиваемых командой. В каждом аспекте приводится несколько аргументов, доказывающих (раскрывающих) его. Аргументы должны соответствовать аспекту темы.

Вместе с аргументами участники дебатов должны представить судье свидетельства поддержки; цитаты, факты, статистические данные, дока­зывающие их позиции. Поддержка должна сопровождать аргумент, она является частью доказательства. Все поддержки должны иметь ссылку на источник, только тогда их можно использовать во время игры.

Важнейшим элементом доказательства является критерий. Критерий − это связь между обсуждаемой темой и аргумента­цией команды, он задаёт общее направление дебатов.

В любом случае критерий помогает сфокусироваться на наиболее важных моментах, определяя цель дебатов и формулируя для судей, что же команды должны доказать, чтобы обеспечить себе победу.

3) Перекрёстные вопросы

Большинство видов дебатов предоставляют каждому участнику возможность отвечать на вопросы спикера оппонента. Раунд воп­росов спикера одной команды и ответов спикера другой называется «перекрёстными вопросами». Вопросы могут быть использованы как для разъяснения позиции, так и для выявления ошибок у противника. Полученная в ходе перекрёстных вопросов информация может быть использована в выступлениях следующих спикеров.

Способность правильно формулировать вопросы и умело отве­чать на них во многом определяет эффективность дебатов. Умение формулировать точные, а главное, продуктивные, полезные вопро­сы − одно из важнейших умений участников дебатов.

Эффективность использования дебатов в обучении во мно­гом зависит от осознания преподавателем возможности и целесооб­разности их применения при изучении той или иной темы или проблемы:

1) не всякая тема может стать предметом дискус­сии;

2) преподаватель должен грамотно сформулировать тему и оказать помощь обучающимся при подготовке к дебатам. 

Процесс подготовки и организации дебатов предполагает серьезную самостоятельную работу всех участников, которая и демонстрируется в ходе будущих выступлений.

Неотъемлемой частью подготовки будущих специалистов является развитие их коммуникативной культуры. Наши многочисленные работодатели поддерживают нас в этом стремлении и постоянно акцентируют внимание наших преподавателей на создании таких учебных условий, которые дают возможность обучающимся развивать навыки эффективного общения, способности аргументировать свою позицию, убеждать аудиторию, используя, в том числе и средства речевой выразительности. Важно развивать умение будущих специалистов преподать себя в процессе общения, используя вербальные и невербальные средства, демонстрировать свои профессиональные знания и способности и не только в сфере своей будущей деятельности, но и в жизни.

Человек может сотрудничать с другими людьми, достичь жизненного успеха, быть счастливым только тогда, когда он обладает развитой коммуникативной культурой или системой знаний, норм и образцов поведения, принятых в обществе, в котором живет и реализует их. Очень часто современная система подготовки специалистов ограничивает нас во времени, отводимом на устные ответы, обучающиеся теряют навыки аргументированных устных ответов, не могут реализовать свои знания в деловом и эмоциональном общении. Сегодня существенно обострились проблемы эмоционального общения людей. Развитие коммуникативной культуры личности предполагает разработку системы средств, направленных на развитие мышления, речи, социальных установок и коммуникативных умений.


Сущность опыта


Технология «Дебаты» даёт прекрасную возможность для развития и совершенствования этих умений у обучающихся.

В юношеском возрасте увеличивается объем внимания, а также способность длительно сохранять его интенсивность и переключаться с одного предмета на другой. Внимание становится избирательным и зависящим от направленности интересов. Поэтому, учитывая данную особенность, при помощи технологии «Дебатов» можно развивать и совершенствовать знания, умения, навыки обучающихся, ещё более вовлекая их в будущую профессию.

У обучающихся развиваются творческие способностиПоэтому обучающиеся не просто усваивают информацию, но и создают что-то новое. Дебаты – прекрасная возможность придать учебному процессу увлекательный характер, используя творческий потенциал участников.

Возможность интеллектуального продвижения в этом возрасте идет через развитие учебных умений при работе с текстами, литературой, отработкой формально-логических операций и т.д. Идет дальнейшее развитие интеллекта. Развитие абстрактно-логического мышления. Обучающиеся готовы часами говорить и спорить на отвлеченные темы, и это им очень нравится. Меняется образ воспринимаемого человека. Он рассматривается с позиции кругозора, умственных способностей, эмоций, волевых качеств, отношения к труду и другим людям. Растет способность объяснять и анализировать поведение человека, желание точно и убедительно излагать материал.

У обучающихся появляется ощущение устойчивости во времени. Развитие временных перспектив связано с интеллектуальным развитием и изменением жизненной перспективы. В юношеском возрасте происходит расширение временной перспективы как вглубь, охватывая отдаленное прошлое и будущее, так и вширь, включая личные и социальные перспективы. Для обучающихся главным измерением времени становится будущее. Благодаря таким временным изменениям происходит переориентация сознания с внешнего контроля на внутренний самоконтроль, возрастает потребность в достижении целей.

Опыт использования технологии дебатов показывает, что перечисленные психофизические особенности обучающихся не только учитываются, в процессе обучения, на их основе развивается личностный потенциал участников, при помощи качественной общей подготовки.

Имеется в виду организационная, познавательная, психологическая, морально-нравственная, социальная, творческая стороны. Это касается как педагогов, так и обучающихся.

Говоря о психологической составляющей подготовки к дебатам, мы отмечаем психологический климат в группе, характер взаимодействия между обучающимися, между группами обучающихся, между преподавателем и обучающимися. По опыту мы знаем, что характер этих взаимоотношений вполне может определять методы обучения, которые будет реализовывать педагог. В том случае, если перечисленные взаимоотношения носят нездоровый, конфликтный характер, то не стоит применять технологию «Дебаты», без предварительной работы по улучшению психологической атмосферы в группе, чтобы не спровоцировать группового или личностного конфликтов.

Морально-нравственная сторона вопроса включает в себя способность участников соответствовать общепринятым нормам культуры общения, ориентацию на человека, гуманность и толерантность.

Социальная составляющая даёт возможность участникам дебатов почувствовать себя героями общественных событий, приблизиться к решению реальных социальных проблем.

Творческая сторона дебатов включает в себя изменения, нововведения, наработки, которые используют в дискуссии все её участники. Это может касаться найденного материала, манеры его подачи, организации самих выступлений и их эмоциональной окраски. Педагогический опыт показывает, что яркое, артистичное, эмоциональное выступление спикеров одной команды, перекрывает содержательно более полное, но сдержанное выступление спикеров другой и лучше воспринимается аудиторией.

Анализируя опыт использования формы дебатов в педагогической деятельности можно выделить следующие цели данной образовательной технологии:

– мотивировать студентов к процессу обучения;

– актуализировать, систематизировать, повторять изучаемый материал;

– стимулировать обучающихся к самостоятельной исследовательской работе;

– развивать способность выделять главное и умение концентрироваться на сути проблемы;

– развивать познавательную активность обучающихся;

– развивать и совершенствовать способность обучающихся мыслить критически и логически, рассуждать, высказывать и аргументировать собственную точку зрения;

– развивать коммуникативную культуру;

– овладеть навыками самопрезентации и публичного выступления;

– развивать способность обучающихся работать в команде;

– развивать творческий потенциал обучающихся.

Успехи обучающихся в образовательном процессе, их стремление к обучению и новым знаниям, а также многочисленные положительные отзывы работодателей убеждают нас в высокой эффективности методики дебатов, что дает основания к ее широкому использованию в преподавательской практике в системе среднего профессионального образования.

Как известно, качество знаний определяется такими характеристиками, как прочность, действенность, системность знаний. Благодаря использованию методики дебатов по ходу урока можно ненавязчиво и эффективно способствовать повышению качества знаний обучающихся. Знания становятся:

– более прочными (через овладение умением выделять главное в учебном материале, структурировать его, умением схематизировать знания при запоминании и развертывать при воспроизведении, наконец, через преимущественное использование логической памяти);

– более действенными (обучающиеся работают над правильным применением основных понятий, свободно используют знания по образцу в знакомых и новых ситуациях, самостоятельно преобразуют учебный материал и ищут новые пути решения учебных проблем);

– более системными (поскольку обучающиеся овладевают умениями сравнивать и анализировать, самостоятельно выявлять причинно-следственные связи, обобщать).

Использование дебатов предусматривает организацию групповой работы. Учебная деятельность на таких уроках осуществляется в межличностном общении обучающихся, обучение происходит в процессе совместной деятельности.

Использование на уроках дебатов позволяет реализовать поисковый, исследовательский тип обучения, целью которого является развитие способности к учению, углублению понимания изучаемых вопросов. Дебаты позволяют реализовать исследовательское обучение на 3-х уровнях. Проблемная формулировка темы позволяет активизировать учебный процесс, так как обучающиеся изучают тему, а не абстрактные факты. На таких уроках, как правило, организуется совместное принятие педагогом и обучающимся решений, связанных с определением объема и содержания учебной работы, с выделением конкретной учебной задачи.

Дебаты способствуют формированию научного мышления, они учат навыкам исследования: формулировать проблему анализировать ее с различных точек зрения, аргументировано, четко излагать точку зрения, наконец, видеть разные подходы к решению проблемы и пытаться внутренне решить ее. В данной связи дебаты могут стать формой подведения итогов самостоятельной работы обучающихся по какой-либо проблеме, то есть явиться формой презентации и осмысления результатов работы обучающихся с учебной и научной литературой. Дебаты способствуют обучению приемам научной организации труда. Подготовка к дебатам, как правило, предполагает поиск, сбор информации, ее систематизацию, хранение, актуализацию и свободное владение полученными знаниями, что неизбежно требует овладения навыками: работы в библиотеке, использования ресурсов информационных сетей, организации и систематизации информации, создания свое образного «банка данных», картотеки и т.д.

Дебаты предоставляют возможность научить обучающихся монологической речи. Это является наиболее актуальным в настоящее время, когда сложилась парадоксальная ситуация с проблемой речевой активности обучающихся на уроках. Зачастую преподаватели отдают приоритет тестированию, письменным работам, что нередко негативно сказывается на развитии навыков устного ответа. Вместе с тем известно, что полное осознание вопроса происходит лишь тогда, когда и сам вопрос и способ его разрешения могут найти у обучающегося вербальную формулировку.

Дебаты помогают научить обучающихся грамотному построению ответа на вопрос, регламентации выступлений (речей) по времени. Очень часто обучающиеся дают верные по сути, но очень расплывчатые, затянутые по времени ответы, либо, выступая с сообщением или докладом, приводят массу несущественных подробностей, что «съедает время урока, снижает его эффективность. Дебаты приучают обучающихся следить за регламентом – временем подготовки, временем выступления, а также решать проблему в условиях лимита времени. Особенно часто этот принцип может использоваться на уроках в процессе организации групповой работы. Ставя перед группой проблему, преподаватель сразу оговаривает время, которое отводится на ее решение.

К сожалению, далеко не во всех учебных учреждениях имеется такой учебный предмет, как риторика. Однако каждому человеку приходится выступать перед публикой. Даже ответ обучающегося у доски или перед экзаменационной комиссией по существу является «публичным» выступлением. Как построить его, как держать себя перед публикой, как преодолеть волнение? На эти и многие другие вопросы обучающиеся находят ответы, участвуя в дебатах. Нередко именно игровая форма позволяет преодолеть многие барьеры, освободиться от комплексов, самоутвердиться, реализовать себя.

Дебаты не просто способствуют развитию речи, но и позволяют обучающимся овладеть навыками структуризации материала, что особенно важно для подготовки и успешного ответа на зачете или экзамене. Как показывает практика, навыки организации выступления, полученные в дебатах, обучающиеся используют на любом устном экзамене. Таким образом, дебаты помогают также подготовить обучающихся к экзаменам.

Дебаты помогают обучающимся формулировать независимые и взвешенные суждения, делать обоснованные заключения на основе анализа имеющихся свидетельств. Дебаты учат осмысливать, формулировать собственную точку зрения, аргументировать ее и грамотно отстаивать. Важно так же, что одновременно дебаты учат слушать и слышать иное мнение, учет уважительному отношению к оппоненту.

В ходе игры воспроизводится поведение людей в реальной жизни, что способствует формированию важнейших умений и навыков, глубокому осознанию социальных ролей, способствует овладению обучающимися социальным опытом и навыками.


Методические рекомендации


Основные формы и типы дебатов, используемых на уроке. Условия их применения и особенности организации. Дебаты в процессеподготовки квалифицированных рабочих могут быть представлены как: форма урока (урок-дебаты) либо как элемент урока (использование элементов дебатов на различных этапах урока для реализации конкретных учебных целей и задач). Наибольшие возможности методики дебатов связаны с использованием дебатов как элемента урока: например, в процессе актуализации знаний, в целях систематизации, закрепления учебного материала, обеспечения «обратной связи» или как форма организации самостоятельном работы обучающихся. Использование дебатов как формы урока имеет немало ограничений: требует предварительной подготовки, создает проблемы задействования всех обучающихся в ходе урока и т.п. Довольно оригинальной формой реализации методики дебатов является использование дебатов как формы аттестации обучающихся. В зависимости от поставленных целей и задач дебаты на уроках могут приобретать различные формы.

1. «Классические» дебаты. Это собственно формат дебатов, в которых участвует 6 человек (2 команды по 3 человека), таймкипер, а остальные обучающиеся являются либо «рецензентами», либо судьями, либо пассивными слушателями. Очевидно, что в данном случае дебаты чаще всего выступают как форма урока. Такому уроку предшествует определенная подготовка. Минимум 6 человек (либо все обучающиеся) получают опережающее задание – подготовиться к дебатам. В случае если готовятся все обучающиеся, перед уроком определяются те из них, которые будут выступать в качестве спикеров. Следует предусмотреть, чтобы все обучающиеся перед игрой были ознакомлены с правилами.

«Классический» (в данном случае не измененный) формат дебатов может стать основой для организации и проведения имитационно-моделирующей игры. В этом случае обучающиеся выступают от чьего-либо имени, играют определенную роль, создают образ и т.п. Моделирование дает возможность воспроизведения проблемную ситуацию в реальной жизни. Собеседник оказывается «погруженным» в конкретную ситуацию, невозможно в полной мере понять, как мыслят и действуют люди, но попытаться осознать и воспроизвести логическую схему развития с точки зрения современных знаний реально. Данный тип дебатов в связи с присущими ему ограничениями рекомендуется использовать не слишком часто.

2. «Модифицированные» дебаты. Это использование отдельных элементов формата дебатов или дебаты, в которых допущены некоторые изменения правил:

– изменяется регламент выступлений (чаще всего сокращается);

– увеличивается число игроков в командах;

– допускаются вопросы из аудитории;

– организуются «группы поддержки», к помощи которых команды могут обращаться во время тайм-аутов;

– создается «группа экспертов», которая может: либо осуществлять функции судейства; либо подводить итог игры, анализируя аргументацию команд и демонстрируя столкновения позиций, то есть фактически осуществлять функции спикера, сравнивая позиции команд; либо вырабатывать компромиссное решение, что часто бывает необходимо на уроках для реализации учебных целей; – осуществляется ролевая игра, то есть обучающиеся исполняют какую-либо роль.

Дебаты могут открыть новые точки в противоречиях между отдельными идеями и теориями прошлого, которые становятся предметом спора с позиций тех сторон, которые их в реальности оспаривали – изменяется (появляется) роль ведущего игры – преподавателя. Во время дебатов нередко происходит отклонение от темы, обучающиеся зачастую акцентируют внимание не на ключевых, а на достаточно узких моментах, что не способствует реализации на уроке поставленных преподавателем целей и задач. Поэтому преподаватель–ведущий может направить дискуссию в нужное русло, инициировав ее каким–либо вопросом или репликой, а, возможно, и подсказав стратегию отрицания. Роль преподавателя – ведущего на разных этапах игры определяется в зависимости от подготовленности обучающихся.

Так, при реализации 3 уровня исследовательского обучения роль преподавателя на всех этапах проведения игры (включая ориентацию и подведение итогов) будет минимальной, при реализации же 1 уровня – она должна быть более значимой. «Модифицированные» дебаты чаще всего выступают как элемент урока, либо как форма проверки знаний обучающихся. Вместе с тем отнюдь не исключается возможность и целесообразность организации урока на их основе.


Также дебаты на уроках можно разделить на несколько видов:

1. Проблемные дебаты – дебаты, предусматривающие знакомство участников с новыми концепциями. Следует отметить, что проблемных дебатов может быть немного – только по главным, ключевым, дискуссионным проблемам.

2. Экспресс-дебаты по мини-проблемам – это дебаты, в которых фаза ориентации и подготовки сведены к минимуму. Подготовка осуществляется непосредственно на уроке по материалу учебника или рассказу преподавателя. Этот тип дебатов может быть довольно часто и успешно использован как элемент «обратной связи», закрепления учебного материала либо как форма активизации познавательной деятельности.

3. Дебаты могут выступать как форма подведения итогов самостоятельной работы обучающихся по какой-либо проблеме, то есть явиться формой презентации и осмысления результатов работы, обучающихся с учебной и научной литературой.

4. Дебаты как средство формализации дискуссии. В процессе изучения материала обучающиеся нередко сталкиваются с дискуссионными проблемами, которые настолько затрагивают их личность, что не могут явиться предметом рационального обсуждения. Обучающиеся часто испытывают затруднения перед ситуацией, когда необходимо предъявить аудитории свое мнение по таким проблемам в неформализованном обсуждении. Средством преодоления такой ситуации становится формализация дискуссии, то есть перевод ее в русло дебатов.

5. В форме дебатов могут быть организованы повторительно-обобщающие уроки. При этом, как правило, развитие обучающегося идет по направлению развития инструментария, а не приращения содержания – дебаты проходят на базе основного содержания учебного материала. Однако эту форму дебатов следует использовать с большой осторожностью, так как:

– слишком велик объем материала для подготовки;

– игра редко идет в соответствии с задачами, намечаемыми преподавателем, как правило, внимание игроков концентрируется не на узловых моментах, а на достаточно узких проблемах – где обнаружились пробелы в знаниях у оппонентов.

Особенности проведения дебатов на уроках, имеет целый ряд особенностей, связанных:

– с особенностями материала, дебаты часто предлагают вероятностные ситуации, когда участники игры сталкиваются с необходимостью моделирования;

– с особенностями организации, дебаты как форма урока не могут быть первым уровнем знакомства с игрой и требуют достаточно длительной фазы ориентации.

Стоит отметить, что ход дебатов иногда трудно прогнозировать, поэтому при использовании дебатов как формы организации урока, с одной стороны, требуется хорошая заблаговременная подготовка обучающихся, чтобы у них был определенный запас знаний для живого делового диалога, с другой стороны, преподавателю важно предусмотреть возможности осторожной корректировки хода дебатов (речь идет о корректировке содержания, но не технологии дебатов). Важно помнить, что правила устанавливаются и оговариваются до начала дебатов и не могут меняться в процессе игры.

В связи с тем, что мы рассматриваем дебаты в меньшей степени как игру, а непосредственно как технологию, обе стороны заранее знают примерную тематику игры. Целесообразно провести заранее коллективную сессию с участниками дебатов, для того чтобы определить направления работы и аргументы, которые рассматривают команды. Это позволит преподавателю скорректировать аргументы обучающихся и их позиции, ответить на вопросы, возникшие в ходе подготовки и обсудить критерии судейства. Все участники дебатов должны хорошо знать критерии судейства и строить свои позиции, учитывая эти требования. В ходе подготовки роль руководителя является самой важной, ведь подготовка материала и корректировка позиций, репетиции игры занимают много времени, тем не менее полученный результат того стоит.



Результативность опыта


Выводы о результатах использования технологии дебаты:

– применение технологии дебаты позволяет активизировать навыки логического и критического мышления;

– подготовка к дебатам способствует формированию умения грамотно осуществлять сбор и осмыслению необходимой информации;

– дебаты помогают сформировать и совершенствовать навык публичных выступлений;

– дебаты развивают моральное сознание и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формируют нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным действиям;

– способствуют формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

– дебаты позволяют освоить социальные нормы, правила поведения, роли и формы социальной жизни;

– дебаты формируют коммуникативную компетентность в общении и  сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе развивающей деятельности;

– дебаты развивают умение самостоятельно определять свои цели, ставить и формулировать для себя новые задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

– применение данной технологии развивает умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждения, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

– молодые люди учатся соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

– воспитанники проявляют неравнодушие при обсуждении социально значимых проблем, совершенствуют умение аргументированно отстаивать свою позицию.

Главной задачей работы, являлось формирование профессиональных компетенций (ПК) у будущих квалифицированных рабочих на уроках в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, путем внедрения в учебный процесс колледжа технологии дебаты.



Рекомендации по применению технологии «Дебаты» при проведении уроков учебной практики:


Цели:

– активное включение самого обучающегося в поисковую, учебно-познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации;

– организацию совместной деятельности, партнёрских отношений обучающих ;

– обеспечение диалогичности общения не только между преподавателем и обучающимся, но и между обучающимися в процессе приобретения новых знаний.


Задачи:

–приобщение обучающихся к нормам и ценностям общества;

–выработать самостоятельность;

–развить логику, критическое мышление, синтезировать знания.


Формы распространения опыта:

выступление на заседании методической комиссии кулинарного профиля, презентация опыта на заседании школы молодого педагога, публикация статьи в «Методическом бюллетене».


Выводы:

Технология «Дебаты» − это актуальный и эффективный подход к организации процесса изучения учебного материала. Данная педагогическая технология и её элементы способны мотивировать обучающихся к самостоятельному изучению материала и применению его в коммуникативных ситуациях, что является сегодня одной из основных целей обучения.


Данная технология способствует:

− развитию коммуникативных умений обучающихся, умению слушать и слышать собеседника, способности работать в команде;

− развитию ораторских способностей: навыков публичного выступления, умения четко выражать свои мысли, уверенности в себе;

− развитию исследовательских и организаторских навыков;

− развитию мышления.