СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический опыт «Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. В этот период создаются благоприятные условия для развития речи, закладывается фундамент для письменных форм речи – чтения и письма, и последующего речевого и языкового развития.

Просмотр содержимого документа
«Педагогический опыт «Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений»»

А Л Р Ш м ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 180 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК» ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «Развитие речи у детей дошкольного возраста  посредством дидактических игр и упражнений»      Подготовила: Воспитатель Гресь М.А. ГКДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 180 Г.О. ДОНЕЦК» ДНР

А

Л

Р

Ш

м

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 180 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК» ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«Развитие речи у детей дошкольного возраста

посредством дидактических игр и упражнений»

     Подготовила:

Воспитатель Гресь М.А.

ГКДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 180

Г.О. ДОНЕЦК» ДНР

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом . Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие .

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом .

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие .

В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Дидактические игры - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра.

Дидактические игры - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Проблемами речевого развития детей занимались выдающиеся педагоги и психологи Лев Семёнович Выготский Антон Семёнович Макаренко Лев Семёнович Выготский Константин Дмитриевич Ушинский

Проблемами речевого развития детей занимались выдающиеся педагоги и психологи

Лев Семёнович Выготский

Антон Семёнович

Макаренко

Лев Семёнович

Выготский

Константин Дмитриевич

Ушинский

Изучив методическую и педагогическую литературу по данному вопросу, я пришла к выводу: как важно использовать речевые упражнения, игры, в том числе и дидактические, в разных видах деятельности, решая проблему развития активной речи детей только в совместной деятельности детского сада и родителей (законных представителей) воспитанников можно достичь положительных результатов в реализации поставленных задач по данной проблеме

Изучив методическую и педагогическую литературу по данному вопросу, я пришла к выводу:

как важно использовать речевые упражнения, игры, в том числе и дидактические, в разных видах деятельности, решая проблему развития активной речи детей

только в совместной деятельности детского сада и родителей (законных представителей) воспитанников можно достичь положительных результатов в реализации поставленных задач по данной проблеме

Цель педагогического проекта : спроектировать систему дидактических игр, направленных на развитие речи детей старшего дошкольного возраста и внедрить её в практику. Задачи: выявить особенности формирования словаря детей дошкольного возраста; 2) разработать направления и содержание педагогической работы по формированию словаря; 3) изучить специфику проведения дидактических игр с детьми дошкольного возраста

Цель педагогического проекта :

спроектировать систему дидактических игр, направленных на развитие речи детей старшего дошкольного возраста и внедрить её в практику.

Задачи:

  • выявить особенности формирования словаря детей дошкольного возраста;

2) разработать направления и содержание педагогической работы по формированию словаря;

3) изучить специфику проведения дидактических игр с детьми дошкольного возраста

Основная задача речевого развития детей дошкольного возраста : это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей

Основная задача речевого развития детей дошкольного возраста :

это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей

Главные направления развития речи детей дошкольного возраста подготовка к обучению чтения содержательность и связность речи (диалога и монолога) развитие речевого творчества, выразительность речи развитие индивидуальных способностей к речевой деятельности

Главные направления развития речи детей дошкольного возраста

подготовка к обучению чтения

содержательность и связность речи (диалога и монолога)

развитие речевого творчества, выразительность речи

развитие индивидуальных способностей к речевой деятельности

При организации предметно-развивающей среды в группе, руководствовалась Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), где чётко определены требования к развивающей предметно-пространственной среде. РППС должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной, а также обеспечивать условия развития детской инициативы, вовлекать детей в образовательный процесс и обеспечивать максимальный психологический комфорт.

При организации предметно-развивающей среды в группе, руководствовалась

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), где чётко определены требования к развивающей предметно-пространственной среде. РППС должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной, а также обеспечивать условия развития детской инициативы, вовлекать детей в образовательный процесс и обеспечивать максимальный психологический комфорт.

Л С А М Создала соответствующую предметно – развивающую среду в группе Оформила центр речевого развития, который включает в себя любимые детские сказки и рассказы, иллюстративный материал, фотографии детских писателей, познавательную литературу, речевые игры для обогащения пассивного и активного словаря, формирования грамматически правильного строя речи, развития связной речи. Центр дополнила яркими, красочными книжками-малышками с историями, сказками, стихами, загадками, оформленными в совместной деятельности детей и родителей.

Л

С

А

М

Создала соответствующую предметно – развивающую среду в группе

Оформила центр речевого развития, который включает в себя любимые детские сказки и рассказы, иллюстративный материал, фотографии детских писателей, познавательную литературу, речевые игры для обогащения пассивного и активного словаря, формирования грамматически правильного строя речи, развития связной речи. Центр дополнила яркими, красочными книжками-малышками с историями, сказками, стихами, загадками, оформленными в совместной деятельности детей и родителей.

Классификация дидактических игр По наличию игрового материала: — игры с предметами и игрушками — настольно-печатные игры – словесные игры — игры на развитие мелкой моторики — театрализованные игры Предметные и сюжетные картинки, игрушки По степени активности: — игры-занятия, — дидактические игры

Классификация дидактических игр

По наличию игрового материала:

игры с предметами и игрушками

настольно-печатные игры

словесные игры

игры на развитие мелкой моторики

театрализованные игры

Предметные и сюжетные картинки, игрушки

По степени активности:

игры-занятия,

дидактические игры

Методическая база картотека подвижных игр с вариативностью картотека словесных дидактических игр и упражнений картотека дидактических игр с усложнением картотека хороводных и пальчиковых игр

Методическая база

картотека подвижных игр с вариативностью

картотека словесных дидактических игр и упражнений

картотека дидактических игр с усложнением

картотека хороводных и пальчиковых игр

Большой интерес дети проявляют к настольно — дидактическим играм.

Большой интерес дети проявляют к настольно — дидактическим играм.

 Дидактические игры игры на развитие связной речи игры на обогащение активного словаря игры на развитие грамматически правильной речи игры на совершенствование звуковой культуры речи игры по подготовке к обучению грамоте

Дидактические игры

игры на развитие связной речи

игры на обогащение активного словаря

игры на развитие грамматически правильной речи

игры на совершенствование звуковой культуры речи

игры по подготовке к обучению грамоте

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребёнку социальный опыт.

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребёнку социальный опыт.

При взаимодействии с родителями использовала разные формы работы: консультации для родителей сообщения родителям памятки, рекомендации родителям (по изготовлению дидактических игр родительский уголок в группе творческие работы родителей и детей анкеты для родителей газеты для родителей проекты с участием родителей родительские собрания мини-собрания

При взаимодействии с родителями использовала разные формы работы:

консультации для родителей

сообщения родителям

памятки, рекомендации родителям (по изготовлению дидактических игр

родительский уголок в группе

творческие работы родителей и детей

анкеты для родителей

газеты для родителей

проекты с участием родителей

родительские собрания

мини-собрания

При взаимодействии с родителями использовала разные формы работы:

При взаимодействии с родителями использовала разные формы работы:

 Сравнительный анализ результатов диагностики всех компонентов устной речи детей группы показал положительную динамику

Сравнительный анализ результатов диагностики всех компонентов устной речи детей группы показал положительную динамику

Л С А М Опыт работы показал, что использование игровых форм на занятиях благотворно влияет на развитие всех компонентов устной речи у детей и способствует развитию речи как средству общения дошкольников. Использование занимательных игр аналогичного типа, построенных на самом различном материале, позволило ребенку подойти к открытию нового и закреплению уже изученного. Пусть дети не видят, что их чему-то обучают. Пусть думают, что они только играют. Таким образом, процесс развития речи у детей дошкольного возраста более эффективен при использовании на занятиях и в режимных моментах игровых методов и приёмов, инновационных форм обучения.

Л

С

А

М

Опыт работы показал, что использование игровых форм на занятиях благотворно влияет на развитие всех компонентов устной речи у детей и способствует развитию речи как средству общения дошкольников.

Использование занимательных игр аналогичного типа, построенных на самом различном материале, позволило ребенку подойти к открытию нового и закреплению уже изученного. Пусть дети не видят, что их чему-то обучают. Пусть думают, что они только играют.

Таким образом, процесс развития речи у детей дошкольного возраста более эффективен при использовании на занятиях и в режимных моментах игровых методов и приёмов, инновационных форм обучения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1.  Амонашвили Ш. А. В школу – с шести лет. – М., 2002. 2.  Аникеева Н. Б. Воспитание игрой. – М., 1987. 3.  Арушанова Л. Г. Речь и речевое общение детей, для воспитателей детского сада.- М., Просвещение,1999 4.  Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду.- М., Просвещение,2001 5.  Лисина М. И. Общение и речь. Развитие речи у детей в общении с взрослыми.- М., Педагогика,2000 6.  Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. -М., 1982 7.  Тихоморова Л. Ф.Развитие логического мышления детей. – СП., 2004. 8.  Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет. сада. – М., 1989г

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Амонашвили Ш. А. В школу – с шести лет. – М., 2002.

2. Аникеева Н. Б. Воспитание игрой. – М., 1987.

3. Арушанова Л. Г. Речь и речевое общение детей, для воспитателей детского сада.- М., Просвещение,1999

4. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду.- М., Просвещение,2001

5. Лисина М. И. Общение и речь. Развитие речи у детей в общении с взрослыми.- М., Педагогика,2000

6. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. -М., 1982

7. Тихоморова Л. Ф.Развитие логического мышления детей. – СП., 2004.

8. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет. сада. – М., 1989г