А
Л
Р
Ш
м
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 180 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК» ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«Развитие речи у детей дошкольного возраста
посредством дидактических игр и упражнений»
Подготовила:
Воспитатель Гресь М.А.
ГКДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 180
Г.О. ДОНЕЦК» ДНР
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом .
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие .
В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра.
Дидактические игры - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
Проблемами речевого развития детей занимались выдающиеся педагоги и психологи
Лев Семёнович Выготский
Антон Семёнович
Макаренко
Лев Семёнович
Выготский
Константин Дмитриевич
Ушинский
Изучив методическую и педагогическую литературу по данному вопросу, я пришла к выводу:
как важно использовать речевые упражнения, игры, в том числе и дидактические, в разных видах деятельности, решая проблему развития активной речи детей
только в совместной деятельности детского сада и родителей (законных представителей) воспитанников можно достичь положительных результатов в реализации поставленных задач по данной проблеме
Цель педагогического проекта :
спроектировать систему дидактических игр, направленных на развитие речи детей старшего дошкольного возраста и внедрить её в практику.
Задачи:
- выявить особенности формирования словаря детей дошкольного возраста;
2) разработать направления и содержание педагогической работы по формированию словаря;
3) изучить специфику проведения дидактических игр с детьми дошкольного возраста
Основная задача речевого развития детей дошкольного возраста :
это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей
Главные направления развития речи детей дошкольного возраста
подготовка к обучению чтения
содержательность и связность речи (диалога и монолога)
развитие речевого творчества, выразительность речи
развитие индивидуальных способностей к речевой деятельности
При организации предметно-развивающей среды в группе, руководствовалась
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), где чётко определены требования к развивающей предметно-пространственной среде. РППС должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной, а также обеспечивать условия развития детской инициативы, вовлекать детей в образовательный процесс и обеспечивать максимальный психологический комфорт.
Л
С
А
М
Создала соответствующую предметно – развивающую среду в группе
Оформила центр речевого развития, который включает в себя любимые детские сказки и рассказы, иллюстративный материал, фотографии детских писателей, познавательную литературу, речевые игры для обогащения пассивного и активного словаря, формирования грамматически правильного строя речи, развития связной речи. Центр дополнила яркими, красочными книжками-малышками с историями, сказками, стихами, загадками, оформленными в совместной деятельности детей и родителей.
Классификация дидактических игр
По наличию игрового материала:
— игры с предметами и игрушками
— настольно-печатные игры
– словесные игры
— игры на развитие мелкой моторики
— театрализованные игры
Предметные и сюжетные картинки, игрушки
По степени активности:
— игры-занятия,
— дидактические игры
Методическая база
картотека подвижных игр с вариативностью
картотека словесных дидактических игр и упражнений
картотека дидактических игр с усложнением
картотека хороводных и пальчиковых игр
Большой интерес дети проявляют к настольно — дидактическим играм.
Дидактические игры
игры на развитие связной речи
игры на обогащение активного словаря
игры на развитие грамматически правильной речи
игры на совершенствование звуковой культуры речи
игры по подготовке к обучению грамоте
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребёнку социальный опыт.
При взаимодействии с родителями использовала разные формы работы:
консультации для родителей
сообщения родителям
памятки, рекомендации родителям (по изготовлению дидактических игр
родительский уголок в группе
творческие работы родителей и детей
анкеты для родителей
газеты для родителей
проекты с участием родителей
родительские собрания
мини-собрания
При взаимодействии с родителями использовала разные формы работы:
Сравнительный анализ результатов диагностики всех компонентов устной речи детей группы показал положительную динамику
Л
С
А
М
Опыт работы показал, что использование игровых форм на занятиях благотворно влияет на развитие всех компонентов устной речи у детей и способствует развитию речи как средству общения дошкольников.
Использование занимательных игр аналогичного типа, построенных на самом различном материале, позволило ребенку подойти к открытию нового и закреплению уже изученного. Пусть дети не видят, что их чему-то обучают. Пусть думают, что они только играют.
Таким образом, процесс развития речи у детей дошкольного возраста более эффективен при использовании на занятиях и в режимных моментах игровых методов и приёмов, инновационных форм обучения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Амонашвили Ш. А. В школу – с шести лет. – М., 2002.
2. Аникеева Н. Б. Воспитание игрой. – М., 1987.
3. Арушанова Л. Г. Речь и речевое общение детей, для воспитателей детского сада.- М., Просвещение,1999
4. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду.- М., Просвещение,2001
5. Лисина М. И. Общение и речь. Развитие речи у детей в общении с взрослыми.- М., Педагогика,2000
6. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. -М., 1982
7. Тихоморова Л. Ф.Развитие логического мышления детей. – СП., 2004.
8. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет. сада. – М., 1989г