Муниципальное автономное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
педагогический проект
«Экологический вестник»
Разработала и провела
Гафнер Елена Андреевна
Учитель географии и биологии
2019 год
Актуальность проблемы
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Каждый должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества.
Что изучает экология? Экология - это особый раздел общей биологии, изучающий взаимодействие живых организмов, их приспособление к жизни друг с другом. Также в экологии изучается характер связи и зависимости живых существ от условий их существования.
Проблема взаимосвязей человека с природой не нова. Однако на данное время, экологическая проблема взаимодействия человека с окружающей средой стала очень острой и принимает все большие масштабы. Нашу планету могут спасти только действия человека, которые происходят на основе глубокого понимания законов, явлений природы, осознание того, что человек является лишь частью окружающего мира.
В условиях экологической катастрофы большое значение имеет экологическое воспитание всех жителей планеты, как маленьких, так и взрослых.
Школа призвана воспитывать школьников в духе любви к родной природе, охраны окружающей среды.
Начальная школа - начальное звено формирования экологической культуры, экологического мышления, усвоение экологических знаний.
Обучение экологии должно быть активным, интересным, рациональным, максимально близко к жизни, а в учебном материале не должно быть перегружено психической информации, которую дети могут должным образом воспринять.
В. А. Сухомлинский утверждал, что сама по себе природа не развивает и не воспитывает. Сознательное и бережное отношение каждого человека к природе возможно только при наличии экологической культуры, широких экологических знаний, которые должны формироваться, начиная с детства. Знание экологических норм, закономерностей развития природы, знакомства с загадочным миром животных, растений, с особенностями их поведения, проблемами, которые возникают в их жизни, очень часто по вине человека, дадут возможность каждому почувствовать личную ответственность за будущее природы.
Проблема
Современные эксперты после многочисленных исследований и измерений выявляют удручающую экологическую обстановку, которая с каждым прожитым днем только ухудшается: загрязнение воды; уменьшение толщины озонового слоя; уничтожение зеленых насаждений; ухудшение состояния почв; повышение средних температур, и прочее. Нельзя оставить без внимания нынешнюю ситуацию, связанную с пожарами в лесах и их вырубкой в «сокровищнице» Бурятии – тайге. Глобальная проблема ныне живущих людей — сберечь природу, которая требует немедленных действий.
Объект
Таким образом, объектом нашей проектной деятельности являются природа и отношение людей к ней.
Предмет
Предметом проектной деятельности будет считаться сама природа, которая понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда - она включает в себя человека.
Отношение к природе тесно связано с семейными, общественными, производственными, межличностными отношениями человека, охватывает все сферы сознания: научную, политическую, идеологическую, художественную, нравственную, эстетическую, правовую.
Гипотеза
Приступая к исследованию, мы выдвигаем следующую гипотезу: экологическое воспитание школьников будет успешно осуществляться:
1) в условиях реализации воспитательных возможностей содержания учебного материала в совокупности на уроке и внеурочной деятельности;
2) в использовании учителем методов , средств, способствующих формированию нравственно - экологических знаний, умений.
Цель проекта
Формирование у обучающихся ответственного отношения к окружающей среде через привлечение к активной деятельности по изучению и охране природы своей местности.
Задачи
Проект предполагает вовлечение учеников в познавательную деятельность в сфере природы и экологии, воспитание позиции добросовестного отношения к окружающей среде.
А также:
- воспитание понимания современных экологических проблем государства и мира, осознание их важности, актуальности и универсальности;
- возрождение лучших традиций своего народа во взаимоотношениях с окружающей средой, воспитание любви к родной природе;
- формирование понимания преодоления потребительского отношения к природе;
-развитие личной ответственности за состояние окружающей среды;
- развитие умений принимать ответственные решения по проблемам окружающей среды, овладение нормами экологически грамотного поведения;
- воспитание глубокого уважения к собственному здоровью и выработки навыков его сохранения;
-повышение экологического образования путем применения полученных знаний;
-развитие коммуникативной компетентности учащихся в процессе общения с представителями различных государственных и общественных организаций и социальных групп;
-развитие и совершенствование самообразовательной деятельности учащихся при подготовке и реализации проекта;
-развитие творческого потенциала учащихся.
Методы
Отдаём предпочтение методам, формам и методическим приёмам обучения :
· стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде, для чего используются на уроках сюжетно-ролевые игры, беседы, доклады учащихся, викторины;
· развитие творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека, для чего привлекаются методы, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, опыт, лабораторная работа, беседа, наблюдение – традиционные методы;
· формирование исследовательских навыков, умений, способностей принимать экологически целесообразные решения и самостоятельно приобретать новые знания – проблемный подход к процессу обучения;
· вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (пропаганда экологических знаний: классные часы, беседы, рисунки).
Новизна исследования
Научная новизна исследования заключается в том, что выявлены и обоснованы педагогические условия, необходимые и достаточные для совершенствования экологического воспитания школьников на основе школьной и внеурочной деятельности.
Содержание проекта
Данный проект является долгосрочным по продолжительности, по доминирующему методу – информационный с элементами творческой и практико-ориентировочной деятельности, по количеству участников – групповой.
Подготовка проекта предполагает сбор информации, изготовление декоративных ресурсов, разработку правил по охране природы и способа их демонстрации.
Создание и реализация данного проекта - формирование экологической культуры, экологических знаний и экологического мышления у школьников. Осуществление проекта происходит с помощью заданий, которым придаётся экологическая направленность. Задания раскрывают не только связи организмов со средой обитания, но и ценностные нормативные и практические деятельностные аспекты отношения человека к родной и социальной природной среде. В результате этого учащиеся чаще вовлекаются в самостоятельный поиск, учатся прогнозировать последствия поведения и деятельности в окружающей среде, овладевают практическими умениями, участвуют в творческой деятельности. Готовим конкурсы рисунков, плакатов, фотографий, сочинений-миниатюр о полюбившемся уголке природы, информационные проектные работы.
План реализации проекта
№ | Мероприятие | Срок | Ответственный |
| Планирование проекта | Сентябрь | Гафнер Е.А. |
| Разработка проекта, обеспечение участников необходимыми ресурсами. | Октябрь | Гафнер Е.А. |
| Классный часы, экскурсии по местам города Кунгура . «Путешествие в мир Природы» | Сентябрь-октябрь | Гафнер Е.А. |
| «Защитники экологии» участие в интеллектуальных конкурсах | Ноябрь | Гафнер Е.А. |
| Научно-исследовательская деятельность учащихся | Ноябрь-февраль | Гафнер Е.А. |
| Защита творческих проектов и научно-исследовательских работ | Март-апрель | Гафнер Е.А. |
| Участие в экологических акциях. Окружной субботник. | апрель | Гафнер Е.А. |
| Подведение итогов проекта выставки творческих работ учащихся. | май | Гафнер Е.А. |
| Презентация проекта «Экологический вестник. Давайте беречь планету» Награждение активных учащихся | Апрель-май | Гафнер Е.А. |
Ожидаемые результаты
Считаем, что разнообразные формы проведения внеклассных мероприятий, в частности в виде сказки, способствуют формированию целостного представления о природе, месте и роли человека, ценностных свойствах природных и социальных объектов, экологической ответственности школьников, тем самым реализуются основные задачи экологического образования школьников.
Вовлечённость в деятельность экологического содержания.
Проявление активности, инициативы, творчества в организации и проведении экологических мероприятий.
Овладение разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями, в том числе исследовательскими.
Обогащение знаниями о природных богатствах родного края.
Проявление экологической культуры, выражающейся в переводе знаний в норму поступка.
Повышение уровня информированности;
Потребность выразить свой интерес в творческих работах;
Соблюдение правил поведения в окружающей среде вошло в привычку; ребенок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды;
Выражена потребность в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира;
Ребенок способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;
Доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям, природе).
Заключение
Таким образом, в результате реализации проекта "Экологический вестник" докажет, что проведённые нами мероприятия, облегчают усвоение, закрепление знаний о природе своей местности. А так же повышают мотивацию экологического обучения, формирует позитивное новое экологическое мышление молодежи и гуманного отношение к природе, не только своей местности, но и планеты в целом.
Список литературы
http://pedsovet.su/publ/177-1-0-1126
http://v-2017.com/2017-god-ekologii-v-rossii/
https://infourok.ru/ekologicheskoe-vospitanie-shkolnikov-proekt-980249.html
http://pandia.ru/text/78/472/24700.php
https://infourok.ru/formi-i-metodi-ekologicheskogo-vospitaniya-mladshih-shkolnikov-kak-odno-iz-prioritetnih-napravleniy-v-usloviyah-fgos-526864.html