СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический проект «Экологический вестник»

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

авторский проект экологического направления для молодежи

Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект «Экологический вестник»»


Муниципальное автономное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1



педагогический проект

«Экологический вестник»






Разработала и провела

Гафнер Елена Андреевна

Учитель географии и биологии







2019 год






Актуальность проблемы

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Каждый должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества.

Что изучает экология? Экология - это особый раздел общей биологии,  изучающий взаимодействие живых организмов, их приспособление к жизни друг с другом. Также в экологии изучается характер связи и зависимости живых существ от условий их существования.

Проблема взаимосвязей человека с природой не нова. Однако на данное время, экологическая проблема взаимодействия человека с окружающей средой стала очень острой и принимает все большие масштабы. Нашу планету могут спасти только действия человека, которые происходят на основе глубокого понимания законов, явлений природы, осознание того, что человек является лишь частью окружающего мира.

В условиях экологической катастрофы большое значение имеет экологическое воспитание всех жителей планеты, как маленьких, так и взрослых.

Школа призвана воспитывать школьников в духе любви к родной природе, охраны окружающей среды.

Начальная школа - начальное звено формирования экологической культуры, экологического мышления, усвоение экологических знаний.

Обучение экологии должно быть активным, интересным, рациональным, максимально близко к жизни, а в учебном материале не должно быть перегружено психической информации, которую дети могут должным образом воспринять.

В. А. Сухомлинский утверждал, что сама по себе природа не развивает и не воспитывает. Сознательное и бережное отношение каждого человека к природе возможно только при наличии экологической культуры, широких экологических знаний, которые должны формироваться, начиная с детства. Знание экологических норм, закономерностей развития природы, знакомства с загадочным миром животных, растений, с особенностями их поведения, проблемами, которые возникают в их жизни, очень часто по вине человека, дадут возможность каждому почувствовать личную ответственность за будущее природы.

Проблема

Современные эксперты после многочисленных исследований и измерений выявляют удручающую экологическую обстановку, которая с каждым прожитым днем только ухудшается: загрязнение воды; уменьшение толщины озонового слоя; уничтожение зеленых насаждений; ухудшение состояния почв; повышение средних температур, и прочее. Нельзя оставить без внимания нынешнюю ситуацию, связанную с пожарами в лесах и их вырубкой в «сокровищнице» Бурятии – тайге. Глобальная проблема ныне живущих людей — сберечь природу, которая требует немедленных действий.

Объект

Таким образом, объектом нашей проектной деятельности являются природа и отношение людей к ней.

Предмет

Предметом проектной деятельности будет считаться сама природа, которая понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда - она включает в себя человека.

Отношение к природе тесно связано с семейными, общественными, производственными, межличностными отношениями человека, охватывает все сферы сознания: научную, политическую, идеологическую, художественную, нравственную, эстетическую, правовую.

Гипотеза

Приступая к исследованию, мы выдвигаем следующую гипотезу: экологическое воспитание школьников будет успешно осуществляться:

1) в условиях реализации воспитательных возможностей содержания учебного материала в совокупности на уроке и внеурочной деятельности;

2) в использовании учителем методов , средств, способствующих формированию нравственно - экологических знаний, умений.

Цель проекта

Формирование у обучающихся ответственного отношения к окружающей среде через привлечение к активной деятельности по изучению и охране природы своей местности.

Задачи

Проект предполагает вовлечение учеников в познавательную деятельность в сфере природы и экологии, воспитание позиции добросовестного отношения к окружающей среде.

А также:

- воспитание понимания современных экологических проблем государства и мира, осознание их важности, актуальности и универсальности;

- возрождение лучших традиций своего народа во взаимоотношениях с окружающей средой, воспитание любви к родной природе;

- формирование понимания преодоления потребительского отношения к природе;

-развитие личной ответственности за состояние окружающей среды;

- развитие умений принимать ответственные решения по проблемам окружающей среды, овладение нормами экологически грамотного поведения;

- воспитание глубокого уважения к собственному здоровью и выработки навыков его сохранения;

-повышение экологического образования путем применения полученных знаний;

-развитие коммуникативной компетентности учащихся в процессе общения с представителями различных государственных и общественных организаций и социальных групп;

-развитие и совершенствование самообразовательной деятельности учащихся при подготовке и реализации проекта;

-развитие творческого потенциала учащихся.

Методы

Отдаём предпочтение методам, формам и методическим приёмам обучения :

· стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде, для чего используются на уроках сюжетно-ролевые игры, беседы, доклады учащихся, викторины;

· развитие творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека, для чего привлекаются методы, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, опыт, лабораторная работа, беседа, наблюдение – традиционные методы;

· формирование исследовательских навыков, умений, способностей принимать экологически целесообразные решения и самостоятельно приобретать новые знания – проблемный подход к процессу обучения;

· вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (пропаганда экологических знаний: классные часы, беседы, рисунки).

        

Новизна исследования

Научная новизна исследования заключается в том, что выявлены и обоснованы педагогические условия, необходимые и достаточные для совершенствования экологического воспитания школьников на основе школьной и внеурочной деятельности.



Содержание проекта

Данный проект является долгосрочным по продолжительности, по доминирующему методу – информационный с элементами творческой и практико-ориентировочной деятельности, по количеству участников – групповой.

Подготовка проекта предполагает сбор информации, изготовление декоративных ресурсов, разработку правил по охране природы и способа их демонстрации.

Создание и реализация данного проекта - формирование экологической культуры, экологических знаний и экологического мышления у школьников. Осуществление проекта происходит с помощью заданий, которым придаётся экологическая направленность. Задания раскрывают не только связи организмов со средой обитания, но и ценностные нормативные и практические деятельностные аспекты отношения человека к родной и социальной природной среде. В результате этого учащиеся чаще вовлекаются в самостоятельный поиск, учатся прогнозировать последствия поведения и деятельности в окружающей среде, овладевают практическими умениями, участвуют в творческой деятельности. Готовим конкурсы рисунков, плакатов, фотографий, сочинений-миниатюр о полюбившемся уголке природы, информационные проектные работы.

План реализации проекта

Мероприятие

Срок

Ответственный

Планирование проекта

Сентябрь

Гафнер Е.А.

Разработка проекта, обеспечение участников необходимыми ресурсами.

Октябрь

Гафнер Е.А.

Классный часы, экскурсии по местам города Кунгура . «Путешествие в мир Природы»

Сентябрь-октябрь

Гафнер Е.А.

«Защитники экологии» участие в интеллектуальных конкурсах

Ноябрь

Гафнер Е.А.

Научно-исследовательская деятельность учащихся

Ноябрь-февраль

Гафнер Е.А.

Защита творческих проектов и научно-исследовательских работ

Март-апрель

Гафнер Е.А.

Участие в экологических акциях. Окружной субботник.

апрель

Гафнер Е.А.

Подведение итогов проекта выставки творческих работ учащихся.

май

Гафнер Е.А.

Презентация проекта  «Экологический вестник. Давайте беречь планету» Награждение активных учащихся

Апрель-май

Гафнер Е.А.


Ожидаемые результаты

Считаем, что разнообразные формы проведения внеклассных мероприятий, в частности в виде сказки, способствуют формированию целостного представления о природе, месте и роли человека, ценностных свойствах природных и социальных объектов, экологической ответственности школьников, тем самым реализуются основные задачи экологического образования школьников.

  • Вовлечённость в деятельность экологического содержания.

  • Проявление активности, инициативы, творчества в организации и проведении экологических мероприятий.

  • Овладение разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями, в том числе исследовательскими.

  • Обогащение знаниями о природных богатствах родного края.

  • Проявление экологической культуры, выражающейся в переводе знаний в норму поступка.

  • Повышение уровня информированности;

  • Потребность выразить свой интерес в творческих работах;

  • Соблюдение правил поведения в окружающей среде вошло в привычку; ребенок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды;

  • Выражена потребность в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира;

  • Ребенок способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;

Доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям, природе).

Заключение

Таким образом, в результате реализации проекта "Экологический вестник" докажет, что проведённые нами мероприятия, облегчают усвоение, закрепление знаний о природе своей местности. А так же повышают мотивацию экологического обучения, формирует позитивное новое экологическое мышление молодежи и гуманного отношение к природе, не только своей местности, но и планеты в целом.

        

Список литературы

  1. http://pedsovet.su/publ/177-1-0-1126

  2. http://v-2017.com/2017-god-ekologii-v-rossii/

  3. https://infourok.ru/ekologicheskoe-vospitanie-shkolnikov-proekt-980249.html

  4. http://pandia.ru/text/78/472/24700.php

  5. https://infourok.ru/formi-i-metodi-ekologicheskogo-vospitaniya-mladshih-shkolnikov-kak-odno-iz-prioritetnih-napravleniy-v-usloviyah-fgos-526864.html