СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический совет «Мотивация учебной деятельности учащихся и обеспечение условий для ее развития

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогический совет «Мотивация учебной деятельности учащихся и обеспечение условий для ее развития

Просмотр содержимого документа
«Педагогический совет «Мотивация учебной деятельности учащихся и обеспечение условий для ее развития»









Педагогический совет
«
Мотивация учебной деятельности учащихся и обеспечение условий для ее развития»





Подготовила:

учитель английского языка
Л.С. Замолоцких













2017г.



Современные психологи и педагоги едины в том, что качество выполнения деятельности и её результат зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации; именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяющую выбор средств и приёмов для достижения целей.

Проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету. В соответствующих методиках и учебных пособиях разработаны способы её развития и стимулирования с учётом специфики предмета.

( слайд 2) Мотивация – это прежде всего побуждение к действию, а так же способность человека удовлетворять свои потребности посредством какой-либо деятельности. Мы все знаем, что любое дело удается гораздо лучше, если мы сами заинтересованы в его успешности, точно также и в изучении, всё зависит от уровня интереса обучающихся к учебному предмету. То есть результаты обучения несомненно будут выше, если обучающемуся интересно на уроке, если он осознает, зачем ему нужен этот предмет и как он ему пригодится в жизни. Как правило, у обучающихся начальной школы довольно высокий уровень мотивации, они активны и открыты к новому, но в дальнейшем  при усложнении тем, увеличении объема учебного материала и при столкновении с другими трудностями интерес куда-то пропадает, поэтому свою задачу я вижу не только в том, чтобы дети успешно  усвоили учебный материал, но сделали это с удовольствием.

Выделяют пять уровней учебной мотивации: (слайд 3)

  1. Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования,ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.)

  2. Второй уровень хорошая школьная мотивация. ( Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.

  3. Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. (Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.)

  4. Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. (Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.)

  5. Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. (Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общение с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения.)

Условия для внутреннего мотивирования процесса учения: (слайд 4)

1. Предоставление свободы выбора. Ученик, а также его родители (так как характер отношения родителей к школьному обучению непосредственно сказывается на мотивации их ребенка) должны иметь возможность выбора школы, учителя, программы обучения, видов занятий, форм контроля. Свобода выбора дает ситуацию, где ученик испытывает чувство хозяина. А выбрав действие, человек испытывает гораздо большую ответственность за его результаты. 2. Максимально возможное снятие внешнего контроля. Минимизация применения наград и наказаний за результаты обучения. Так как это ослабляет внутреннюю мотивацию. 3.Задачи обучения должны исходить из запросов, интересов и устремлений ученика. Результаты обучения должны соответствовать потребностям ребенка и быть значимыми для него.4. Урок следует организовать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем, одноклассниками. В классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного уважения. Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка в школе и на уроках. 5. Важна для психологически грамотной организации мотивации учебы ориентация учителя при обучении на индивидуальные стандарты достижений учеников. 6. Личность учителя и характер его отношения к ученику. Сам учитель должен являть собой образец внутренне мотивированной деятельности достижения. То есть это должна быть личность с ярко выраженным доминированием любви к педагогической деятельности и интересом к ее выполнению, высоким профессионализмом и уверенностью в своих силах, высоким самоуважением. 7. Использование мотивационного тренинга или курсов развития и изменения мотивации.

Причина спада школьной мотивации: (слайд 5)

  1. У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.

  2. Отношение ученика к учителю.

  3. Отношение учителя к ученику.

  4. У девочек 6-7 класса снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания.

  5. Личная значимость предмета.

  6. Умственное развитие ученика.

  7. Продуктивность учебной деятельности.

  8. Непонимание цели учения.

  9. Страх перед школой.

Развитие мотивов учения. (слайд 6)

В психологии известно, что развитие мотивов учения идет двумя путями:

1. Через усвоение учащимися общественного смысла учения;

2. Через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его.

На первом пути главная задача учителя состоит в том, чтобы, с одной стороны, донести до сознания ребенка те мотивы, которые общественно не значимы, но имеют достаточно высокий уровень действительности.

Условия вызывающие интерес школьника к учебной деятельности: (слайд 7)

1. Способ раскрытия учебного материала.

2. Организация работы над предметом малыми группами.

3. Отношение между мотивом и целью.

4.Проблемность обучения.

5.Содержание обучения

  • Основа содержания обучения базовые (инвариантные) знания.

  • В обязательном порядке в содержание обучения входят обобщенные методы работы с этими базовыми знаниями.

  • Процесс обучения так, что ребенок усваивает знания через их применение.

  • Коллективные формы работы.

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (слайд 8)

Для того чтобы сформировать мотивы учебной деятельности, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности:

  • словесные

  • наглядные и практические методы

  • репродуктивные и поисковые методы

  • индуктивные и дедуктивные методы

  • методы самостоятельной учебной работы или работы под руководством учителя.

Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.

  • Во-первых, - она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых, - организацией образовательного процесса;

  • в-третьих, субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т. д.);

  • в-четвертых, - субъектными особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к ученику, к делу;

  • в-пятых, спецификой учебного предмета.

Формируя на своих уроках положительную мотивацию к изучению иностранного языка я использую: (слайд 9)

  • 1.Создание благоприятной атмосферы на уроке.

  • . Игра.

  • 3. Использование элементов театрализации.

  • 4. Наглядные пособия.

  • 5. Применение новых информационных технологий:

  • - презентации.

  • - видео и музыкальное сопровождение.

  • 6. Дистанционные олимпиады.

  • 7. Художественный перевод стихотворений.

  • 8. Нестандартные формы урока:

  • - «Урок КВН», «Урок-соревнование», урок «Смотр знаний», урок путешествие.

  • -9. Песни и рифмовки (физкультминутки)

  • 10. Мотивация  с помощью различных способов оценивания обучающихся. А также технологию сотрудничества. Основная идея данной технологии заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Дети объединяются в группы по 3-4 человека, им даётся одно задание, при этом оговаривается роль каждого. Каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые учащиеся стараются выяснить у сильных то, что им непонятно, а сильные учащиеся стремятся, чтобы слабые досконально разобрались в задании. И от этого выигрывает весь класс, потому что совместно ликвидируются пробелы.

  • Использую метод ажурной ножовки или пилы, который применяется при большом объеме материала. Например, три текста – три группы.

  • 1 стадия – происходит деление на группы

  • 2 стадия – эксперты группы А работают над текстом №1, группы В – над текстом №2, группы С – над текстом №3

  • Каждая группа подробно работает над текстом, а затем все возвращаются в свою домашнюю группу.

  • В группах эксперты обмениваются информацией по всем трем текстам. Контроль знаний – проверяется каждый ученик по любому тексту, независимо от того, над каким текстом он работал.

Главное, что может и должен учитель – это помочь обучающимся достичь удовлетворённости своей деятельностью, что благоприятно влияет и на мотивацию, и на способы учения, и на расположенность к общению с учителем и с одноклассниками.





4