Педагогический совет на тему: « Предметно – развивающая среда в кабинете начальной школы: влияние цвета на психофизиологическое состояние ребёнка».
«Наше познание начинается с восприятия, переходит в понимание, и заканчивается причиной. Нет ничего важнее причины.»
Иммануил Кант
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тема нашего сегодняшнего педагогического совета «Предметно – развивающая среда в кабинете начальной школы: влияние цвета на психофизиологическое состояние ребёнка».
На сегодняшний день охрана здоровья школьников является одной из актуальных проблем, а их эмоциональное состояние, желание идти в школу с хорошим настроением, и возвращаться домой с таким же, залог эмоциональной стабильности.
Уважаемые коллеги, как вы думаете, действительно ли цвет так важен и влияет на психофизиологическое состояние ребенка и позволяет ребенку лучше думать и соображать? Почему? На эти вопросы мы с вами сегодня и попробуем ответить.
Современная школа - это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.
Большую часть времени ребенок проводит в школе. Значит, развитие младшего школьника во многом зависит от рациональной организации предметно – развивающей среды в учебном кабинете.
Здесь все имеет значение: цвет стен, мебель, разделение пространства на функциональные зоны, наличие места для самостоятельных игр и уединения ребенка, уставшего от вынужденного постоянного общения со сверстниками.
Поэтому среда имеет важное значение для развития детей.
Для организации учебного процесса кабинеты начальных классов имеют предметно-развивающие зоны: учебная, игровая, зелёная, информационная, санитарно-гигиеническая зона.
Учебная зона - расположены парты - их легко переставить, объединять или отодвигать; стулья трехуровневые регулируются в соответствии с ростом учащихся; учительский стол; учебные доски: меловая, интерактивная, компьютер, мобильный телевизор и видеомагнитофон; шкафы, они будут отделять учебное пространство от игрового.
Информационная зона - располагается по периметру кабинета и представлена стендами на стенах. Содержание стендов отражает жизнь России, края, города, класса, информации для родителей. Стенды оформляются в цветном варианте, что притягивает взор детей, вызывая желание познакомиться с информацией.
В игровой зоне - расположена мягкая мебель (диван и кресла), журнальный столик, детские игрушки и игры. Дети с удовольствием могут проводить время, беседуя и играя в игровой зоне на диване и в кресле. Организация и использование игровой зоны является необходимым условием для сохранения и улучшения здоровья младших школьников, здесь нужно ощутить комфорт и присутствие домашнего уюта, что важно, особенно при обучении первоклассников. Занятия в игровой зоне благоприятно влияют на общий тонус ребёнка, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, создают положительный настрой и снимают статическое, психоэмоциональное напряжение.
Зеленая зона:
- многообразие декоративных цветов, желательно в отдельно отведенном месте;
-информационные карты о цветах (название цветка, семейство и т.д.).
Если в классе много цветов, это позволяет воспитывать трудолюбие детей, ухаживающих за ними, любовь и уважение к природе. Кроме того, позволяет усилить созданное уютное и комфортное учебное пространство.
Здесь так же мы поместим аквариум. Для релаксации детей, а так же он научит детей ухаживать за животными.
Санитарно-гигиеническая зона - Расположен умывальник, набор для ванных комнат (зеркало, полка и др.) и необходимые предметы для формирования навыков личной гигиены.
Окраска помещения в зависимости от ориентации должна быть выполнена в теплых или холодных тонах слабой насыщенности.
Для того, чтобы психофизиологическое состояние ребёнка было как можно лучше, я предлагаю следующие рекомендации.
Рекомендации по оформлению цветовой гаммы класса:
Стены. Как правило, в школах стараются делать классы не слишком яркими, чтобы они не отвлекали детей от учёбы. Оказывается, даже стены, покрашенные не в тот цвет, могут сбить школьника с правильного пути. Многие психологи утверждают, что внешний вид класса непременно может сказаться на детях. Многие думают, что белый цвет, символизирующий чистоту, вполне может подойти для класса. Тем более к белым стенам практически подходит всё. Единственный недостаток — стены будут часто пачкаться. Если же смотреть с другой точки зрения, то белый цвет достаточно негативно влияет на мышление учеников. Он даёт пустоту. В классе с белыми стенами школьники думают медленнее. Также хочется отметить то, что у детей не возникает никаких интересных идей. Поэтому лучше не окрашивать таким цветом класс.
Светло-голубой цвет, на первый взгляд, не представляет никакой угрозы. Тем более, что этот цвет успокаивает. Однако он вводит в заблуждение. Голубой цвет на подсознании заставляет людей сомневаться. Разумеется, если войти в класс с голубыми стенами и посидеть в нём 5-6 часов, то ничего подобного не возникнет. А вот если ребёнок в этом классе учится на протяжении двух лет, то в нём можно заметить ветреность и легкомысленность. Возможно, и отношение к учёбе станет чуточку негативнее. ...
А вот персиковый или жёлтый цвет вполне могут подойти для класса.
Такая цветовая гамма заставляет учеников думать, а также быстрее соображать.
Мебель в классе не должна контрастировать со стенами, чтобы не отвлекать от смыслового центра помещения - доски: именно на нее в течение долгого школьного дня устремлены взгляды детей.
Стенды, классный уголок, где помещается всякого рода информация, классные газеты - от цвета этих деталей интерьера тоже кое-что зависит. Существует определенный порядок легкости прочтения текста на цветном фоне. Легче всего читается черное на желтом (но это очень неспокойное сочетание; его нужно использовать осторожно). Хорошо смотрится зеленый (или синий) текст на белом.
Используйте тёмно-зелёную доску: на ее фоне лучше всего воспринимаются надписи, сделанные желтыми и оранжевыми мелкам.
В своей будущей профессиональной деятельности я буду также следовать этим правилам, потому, что это прежде всего влияет на учебную деятельность и эмоциональное состояние учащихся.
Я думаю, что рекомендации, которые я Вам предложила, будут для Вас очень полезными, так как, если их соблюдать, у Вас обязательно всё получится!
Школа является уникальной мастерской, в которой формируются мысли и мировоззрение подрастающего поколения. Поэтому крайне важно держать все в руках – иначе будущее непредсказуемо.
А сейчас я предлагаю вам сыграть в небольшую викторину.
Какой цвет лучше использовать для стен класса?
Какой цвет доски лучше использовать для восприятия младших школьников?
На какие зоны делится предметно – развивающая среда?
Какой цвет текста лучше читается на жёлтом фоне?
Какой должна быть мебель в классе начальной школы?
Подводя итог нашего педагогического совета, можно сказать, что цвет может привлекать и отталкивать, вселять чувство спокойствия и комфорта или возбуждать и тревожить. Цвета обращаются к чувствам, а не к логике человека. Мной установлено, что каждый цвет вызывает подсознательные ассоциации. Так же установлено, что уравновешенная в цветовом отношении среда привлекает, создает творческую атмосферу, успокаивает, улучшает общение людей между собой и повышает работоспособность. Правильно подобранные цвета в интерьере учебных помещений способствуют активной работе учащихся в течение дня.
Закончить своё выступление я бы хотела словами Пауля Клее
«Цвет — это та область, где наш разум соприкасается со Вселенной»
План педагогического совета:
Приветствие. Высказывание Иммануила Канта «Наше познание начинается с восприятия, переходит в понимание, и заканчивается причиной. Нет ничего важнее причины.»
Вопросы для изучения темы: Действительно ли цвет так важен и влияет на психофизиологическое состояние ребенка и позволяет ребенку лучше думать и соображать? Почему?
Рассказ по теме педагогического совета: актуальность выбранной темы; предметно – развивающая среда в кабинете начальной школы; значение цветовой гаммы в кабинете начальной школы.
Рекомендации по оформлению цветовой гаммы класса.
Викторина для закрепления изученного материала.
Подведение итогов. Высказывание Пауля Клее «Цвет — это та область, где наш разум соприкасается со Вселенной»