Педагогическое мероприятие
в старшей группе
« Раз березка, два рябина,
три сосна, четыре ель»
Цель: активизация и обогащение словаря по теме «Деревья нашего города» через интеграцию образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, коммуникативное развитие, физическое развитие и исследовательские способности.
Задачи:
Образовательные:
- обогащение знаний детей о деревьях родного города;
- совершенствовать знания в образовании относительных прилагательных и существительных с уменьшительно-ласкательным значением;
-закрепить знания о строении дерева.
Развивающие:
- продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-образное мышление;
- развивать общеречевые навыки.
Воспитательные:
- учить вежливости, такту, взаимовыручке, доброжелательному отношению, чувству коллективизма, бережному отношению к живой природе.
Активизация словаря:
Береза, ель, корень, ветки, ствол, листья, иголки.
Обогащение словаря:
Рябина, сосна, клен, дуб.
Материалы и оборудование:
- картинки с изображением деревьев, листья,мяч, звукозапись с шумом леса, птиц, бумбокс, экран, проектор, ноутбук с колонками, конверты с разрезными картинками, карандаши, трафареты листьев
Предварительная работа:
- Рассматривание картин с изображениями деревьев;
- Чтение художественной литературы о деревьях;
- Экскурсия в парк.
Ход педагогического мероприятия:
Дети заходят в группу.
В: Осень с листьями играет,
Листья с веток обрывает,
Листья желтые летят.
Прямо на руки ребят.
- Как называется явление природы, когда опадает много листьев?
Дети: Это называется листопад.
В: В какое время года опадают листья?
Дети: Листья опадают осенью.
В: Почему опадают листья?
Дети: Потому что мало тепла, солнца.
В: Ребята, я предлагаю всем отправиться в осенний лес.
Звучит музыка леса.
Релаксация.
В: « Поднимая ноги выше, мы к лесной поляне вышли.
Через кустики и кочки, через ветки и пенечки.
Кто высоко так шагал? Не споткнулся, не упал?
(Дети свободно передвигаются по залу, появляется
картина осеннего леса). Слайд 1
В: Вот мы и пришли в осенний лес. Посмотрите, какая красота! Удивитесь. Послушайте, как поют птички.
(Звучит шум леса, пение птиц)
В: Ребята, обратите внимание, какой чистый воздух в лесу. Понюхайте, (вдох носом). Чем пахнет в лесу?
Дети: В лесу пахнет деревьями, свежестью, дождем, кустарниками, грибами, травами.
В. А что растет в лесу?
Дети: В лесу растут деревья, кустарники, грибы, цветы, ягоды и травы.
В: Как вы думаете, чего больше в лесу?
Дети: В лесу больше деревьев.
В: А теперь мы с вами посмотрим на деревья.
(Показ картины дерева) Слайд 2
В: Скажите, из каких частей состоят деревья?
Дети: У деревьев есть корень, ствол, ветки, листья или иголки.
В: Они все похожи, но чем-то отличаются.
Ребята, давайте, мы их сравним по картинке. Слайд 3
Игра « Противоположности»
Ствол у березы белый, а у клена…(темный).
Ствол у ели тонкий, а у дуба….(толстый).
Ствол у рябины кривой, а у сосны....(прямой.)
В: Ветки у них тоже похожи, но чем-то отличаются.
Ветки у дуба кривые, а рябины…(прямые).
Ветки у сосны толстые, а у березы....(тонкие).
Ветки у ели гибкие, а у клена….(твердые).
В: У некоторых деревьев вместо листьев иголки. Как называются эти деревья?
Дети: Это хвойные деревья.
В: Сравните иголки.
Дети: У ели короткие иголки, а у сосны длинные.
В: Молодцы. Ребята, где еще можно увидеть деревья?
Дети: Деревья можно увидеть в парке, в лесу, в саду, в огороде, в деревне, в городе, около дома, везде.
В: Какую пользу приносят деревья?
Дети: Из дерева делают мебель, игрушки, дома.
В: Ребята, какие вы молодцы, как много вы знаете о деревьях.
Давайте мы с вами поиграем в игру с мячом. Встаём в круг.
Игра «Чья это ветка»
(воспитатель кидает мяч, а дети возвращают, называя, чья это ветка).
Ветка дуба - дубовая, ветка сосны — сосновая, ветка клена - кленовая, ветка ели - еловая, ветка рябины — рябиновая, ветка березы — березовая.
В: Посмотрите, как много разноцветных листьев. Протяните правую ладошку, на нее падает листик. Подул легкий ветерок, дуйте - щеки не надувайте, дуйте слабо, листики зашевелились; подул сильный ветер, дуйте сильно - щеки не надувайте и все листья разлетелись.
Игра « С какого дерево листок»
В: Дети поднимите по одному листочку, подумайте, с какого дерева лист и подберите подходящее дерево. У меня березовый лист. Он упал с березы. (Каждый ребенок называет, какой лист, находит нужное дерево и кладет свой листочек к дереву.)
Дети: У меня дубовый лист. Он упал с дуба. У меня рябиновый лист. Он упал с рябины. У меня кленовый лист. Он упал с клена.
Игра « Сосчитай деревья»
В: Ребята, я предлагаю сосчитать деревья на поляне. Будем шагать по кругу, повторяя слова «Друг за другом мы шагаем, и деревья сосчитаем» остановитесь, сосчитайте, сколько ударов в бубен и назовите столько же деревьев по картинке.
Дети: Две осины, три ели, два клена, пять сосен, один дуб.
Игра « Сложи картинку»
На столах конверты с разрезными картинками, дети составляют картинку из частей. И называют дерево ласково.
Игра « Скажи ласково»
В: Вот и настала пора возвращаться в детский сад.
Садитесь на стульчики, приготовьте кулачки, а потом ладошки и повторяйте за мной.
(Дети на каждое слово чередуют «ладошка- кулачок», ударяют по столу)
Дети: Топали мы, топали, до ели дотопали. До ели дотопали, дальше потопали. Топали мы, топали, до дуба дотопали. До дуба дотопали, дальше потопали. Топали мы, топали, до садика дотопали.
Итог занятия
В: Ребята, вам понравилось в лесу?
-Вы все сегодня очень старались, были активными, внимательными, дружными.
В: Молодцы. А сейчас возьмите простые карандаши и обведите листочки по контуру. А затем нужно вам раскрасить так, чтобы они стали осенними. (Звучит тихая музыка).