СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическое сопровождение проектной и исследовательской деятельности младших школьников на основе краеведческого материала

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье анализируется сущность проектно- исследовательской деятельности, роль педагогического сопровождения проектной и исследовательской деятельности младших школьников в развитии их познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей

Просмотр содержимого документа
«Педагогическое сопровождение проектной и исследовательской деятельности младших школьников на основе краеведческого материала»

Валькова Людмила Николаевна,

учитель начальных классов

МБОУ «Карпогорская СШ №118»

Педагогическое сопровождение проектной и исследовательской деятельности

младших школьников на основе краеведческого материала




Аннотация: В статье анализируется сущность проектно- исследовательской деятельности, роль педагогического сопровождения проектной и исследовательской деятельности младших школьников в развитии их познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей


Ключевые слова: проект, исследование, проектная и исследовательская

деятельность, исследовательская педагогическое сопровождение, творческие способности


Теоретическая интерпретация (обоснование)

Проблема, решаемая автором опыта

В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения одним из приоритетных направлений содержания начального образования становится духовно-нравственное воспитание детей. Сегодня задача патриотического воспитания подрастающего поколения актуальна тем, что современные дети мало знают о культурных традициях своего народа, часто проявляют равнодушие к близким людям, сверстникам. Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать. Любовь к родному краю и стране очень важно прививать с раннего детства. Процесс воспитания юного патриота  начинается с самых любимых его мест милого дома, родной улицы, где он проживал. Когда ребёнок понимает, что его родной край играл и играет свою, особую роль в истории России, он ощущает гордость, как за свою землю, так и за себя, у ученика поднимается самооценка, появляется желание и стремление и желание прославить свой край и свою Родину. Формирование и развитие чувства патриотизма идёт через ряд этапов, зарождённых из любви к своей малой родине – дому, деревне, городу, школе, классу до осознанной любви и преданности всей нашей огромной многонациональной стране. Самый эффективный путь формирования патриотического воспитания – это ознакомление детей с историей и культурой родного края, воспитание чувства гордости за малую родину.

Решая эту задачу, учитель применяет различные формы педагогического воздействия. Одна из таких форм — вовлечение школьников в учебно-исследовательскую деятельность по краеведению. Важной задачей для меня, как для учителя считаю обеспечение заинтересованности ребят в исследовательской и проектной работе по краеведческому материалу, формирование мотивации, которая будет способствовать самостоятельной работе и творческой активностью. Для этого нужно педагогически грамотно погрузить обучающихся в исследование, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы.

Однако при формировании проектной и исследовательской деятельности в начальной школе учитель сталкивается с неумением младшего школьника организовывать самостоятельную работу, с непониманием ценности сотрудничества, общения и отношений в совместной деятельности, с неразвитостью навыков самоконтроля и самооценки. Возникает необходимость оказать такому ученику педагогическое сопровождение. Так что же следует подразумевать под педагогическим сопровождением? Под педагогическим сопровождением можно понимать такое учебно-воспитательное взаимодействие, в ходе которого ученик совершает действие, а педагог создает условия для эффективного осуществления этого действия.

Сущность опыта

Введение ФГОС начального общего образования обусловило необходимость формирования основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им, планировать свою деятельность, взаимодействовать с педагогом и сверстниками. Познавательное развитие рассматривается как формирование у обучающихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения; развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольной памяти и внимания, рефлексии. Отсюда актуализируется значимость проектной и исследовательской деятельности, которая становится обязательным элементом учебного процесса. Задача каждого педагога в работе с младшими школьниками – помогать проявлять и развивать личностную заинтересованность в приобретении знаний. Для этого целесообразно применять методы исследовательского обучения в учебном процессе, которые в последнее время находят все большее применение.

Эта технология может быть с успехом применена и для решения задач патриотического воспитания. Выполняя проектные и исследовательские работы по краеведению, ребята сами больше узнают о родном крае, делятся своими знаниями со сверстниками, формируя в ученическом коллективе положительную мотивацию к изучению культуры и истории малой родины. Любить свой край – это значит знать и изучать его историю, интересоваться настоящим. Любить можно то и гордиться тем, что знаешь. Таким образом, в целях развития у обучающихся интереса к родному краю необходимо систематически, используя различные методы и приёмы, виды работ, заниматься проектной и исследовательской деятельностью по краеведению.

Представляю авторскую модель педагогического сопровождения проектной и исследовательской деятельности младших школьников, реализация которой позволит достичь как учебных результатов, так и личностного роста. Её успешной реализации способствует культурно-образовательное пространство школы, которое обогащает развитие личности младшего школьника, раскрывая его внутренний потенциал и развивая его способность быть субъектом своего развития. Педагогическое сопровождение проектной и исследовательской деятельности обучающихся выступает как компонент данного пространства. Оно обеспечивает субъект – субъектное взаимодействие взрослых и детей.

Безусловно, в данном процессе должны быть задействованы все участники образовательного пространства школы, каждый из которых является необходимым элементом для достижения главной цели – развитие творческого начала в детях. Творчество – это высший уровень, предполагающий создание нового и стремление к изменению окружающего мира путём созидания. Идеальным средством для этого и может служить проектная и исследовательская деятельность на основе краеведческого материала.

Вклад автора в решение данной проблемы

Одним из направлений моей педагогической деятельности является выполнение с обучающимися проектных и исследовательских работ краеведческой тематики. Основываясь на анализе специальной литературы и практическом опыте по педагогическому сопровождению проектной и исследовательской деятельности, представляю модель такого сопровождения. Реализация данной модели позволит достичь указанной цели (Приложение 1).

Мною разработана методика педагогического сопровождения проектной и исследовательской деятельности обучающихся по краеведению: взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом, методические рекомендации учителям, обучающимся, родителям по организации и написанию проектных и исследовательских работ в научном обществе обучающихся «Арнерия», формы взаимодействия участников образовательного процесса школы. Данная система работы опробована мною в начальных классах МБОУ «Карпогорская СШ №118» Пинежского района Архангельской области.

Цель, задачи опыта

Цель: развивать познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.Формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

2.Обучать специальными знаниями, необходимым для проведения самостоятельных исследований, основам оформления работ.

3.Формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска.

4.Развивать познавательные потребности и способности, креативность, способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал.

5.Познакомить обучающихся с методами исследования и эксперимента, их применением в собственном исследовании.

6.Познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности.

7.Формировать опыт публичного выступления, способность формированию культуры речи.

Планируя педагогическое сопровождение при выполнении проектных и исследовательских работ по краеведению, я руководствуюсь следующими принципами:

- Принцип системности. Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.

- Принцип гуманизации. Уважение к личности ребенка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.

- Принцип опоры. Учет интересов и потребностей учащихся; опора на них.

- Принцип совместной деятельности детей и взрослых. Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.

- Принцип обратной связи. Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.

- Принцип успешности. И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.

- Принцип стимулирования. Включает в себя приемы поощрения и вознаграждения.

Возможности и условия реализации опыта другими педагогами

Педагогическое сопровождение проектной и исследовательской деятельности на основе краеведческого материала младшего школьника может быть реализовано при соблюдении следующих условий:

1. Учебно-исследовательская деятельность младшего школьника будет пониматься не только как выполнение исследовательской работы, но и как развитие его творческих способностей. Основой организации педагогического сопровождения в этом случае будет выступать системно-деятельностный подход.

2. Педагогические закономерности формирования учебно-исследовательской деятельности младшего школьника как особого вида деятельности будут выстраиваться в результате функционирования механизма активного поиска новых знаний, и опираться на исследовательское поведение младшего школьника. При этом внутренними факторами успешного осуществления учебно-исследовательской деятельности являются творческие способности как индивидуальные особенности ребёнка.

3. Модель организации педагогического сопровождения должна строиться как последовательность действий, предполагающая поэтапное усложнение учебно-исследовательской деятельности младшего школьника, что позволит снизить объем репродуктивной деятельности и подготовит учеников к творческому поиску в дальнейшем.

4. Целесообразно создать программу внеурочной деятельности «Юныекраеведы», которая реализуется в рамках духовно – нравственного развития личности плана внеурочной деятельности ОО.

5.Поддержание мотивации ребёнка родителями через проявление заинтересованности в его исследовании, беседы с ним по интересующей теме. Родители должны жить интересами своего ребёнка. Только в этом случае будет обеспечиваться творческое развитие младшего школьника.

6. Наиболее эффективной формой организации проектной и исследовательской деятельности школьников являются занятия в Научном обществе обучающихся, так как каждый педагог в школе работает с исследованием ребёнка индивидуально, обособленно, иногда, даже, соревнуясь с другими педагогами, и, поэтому, не всегда охотно делится своим опытом, знаниями. Оказалось, что среди наших педагогов существуют различные точки зрения на оформление, представление итогов и результатов работы. Именно это заставило нас задуматься о том, как объединить наших педагогов, обобщить их знания и распространить опыт среди коллег.

Результативность, продуктивность опыта

Основные направления:

- Это устойчивый познавательный интерес обучающихся к предметам

- Положительная динамика уровня обученности

- Качественная динамика мотивации учебной деятельности

- Прочные навыки проектной деятельности

Социальный эффект от реализации опыта работы:

- Развитие информационной, социальной и коммуникативной компетентностей обучающихся

- Осознание ценности творческого открытия обучающимися

- Высокая активность и результативность участия в проектной и исследовательской деятельности

Анализируя уровень развития исследовательских умений, которые определяются как система интеллектуальных и практических умений, мы предусматриваем достижение 3 уровней результатов:

Первый уровень результатов (1класс). Предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

Второй уровень результатов(2-3 класс). Предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

Третий уровень результатов(4 класс). Предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты.

Результат

Результатом педагогического сопровождения проектной и исследовательской деятельности обучающихся будет являться создание открытого образовательного пространства, развитие познавательного интереса и мотивации к изучению истории и культуры родного края. В результате этой работы расширяется кругозор обучающихся, совершенствуется техника их речи, опыт публичных выступлений и навыки работы в творческих коллективах, ребёнок обучается работе с разными источниками информации.

Результативностью опыта также можно считать рост числа учащихся, занимающихся во внеурочное время проектной и исследовательской деятельностью, а также результативность участия обучающихся в конкурсах и конференциях различного уровня (Приложение 2).

Методика педагогического сопровождения проектной и исследовательской деятельности на основе краеведческого материала.

Занимаюсь проектной и исследовательской деятельностью с обучающимися с 2004 года. На протяжении всего периода работы по данной теме, был накоплен значительный теоретический и практический материал. Как видно из модели педагогического сопровождения проектной и исследовательской деятельности младший школьник взаимодействует с шестью элементами. Обозначим основные функции каждого из них.

На сегодняшний день функции учителя начальных классов расширяются: помимо основной роли, сопровождая проектную деятельность ученика, выступает и как консультант, и как модератор. По мнению исследователей данного вопроса (например, Н.Ю.Пахомовой), степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. Осуществляя проектно-исследовательскую деятельность взаимодействие учителя и обучающихся можно представить в следующей схеме:

1 – й этап: УЧИТЕЛЬ – ученик

2 - 4 – й этапы: учитель – УЧЕНИК

5 – й этап: УЧИТЕЛЬ – ученик

Очевидно: роль учителя особенно велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести работу над проектом к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.
На всех этапах педагог выступает как помощник. Педагог не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника, то есть:
– консультирует. Учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т. п. При реализации проектов учитель – это консультант, который должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся «делают что-то не то»;
– мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности – залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения;
– помогает. Помощь учащимся при работе над проектом выражается не в передаче знаний и умений, которые могут быть практически реализованы в проектной деятельности, минимальный их набор учащийся должен был усвоить на уроках, предшествующих работе над проектом; другие необходимые сведения получить, работая над сбором информации на различных этапах проекта. Учитель также не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки в действиях учащегося, несостоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации;
– наблюдает. Наблюдение, которое проводит руководитель проекта, нацелено на получение им информации, которая позволит учителю продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уровня сформированности компетентностей учащихся – с другой.
Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. Ученик становится субъектом деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать.
Следует признать, что каждый ученик имеет право:
– не участвовать ни в одном из текущих проектов;
– участвовать одновременно в нескольких проектах в разных ролях;
– в любой момент начать новый проект.
Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он:
– выбирает (принимает решения). Следует помнить, что право выбора, предоставляемое ученику, является не только фактором мотивации, формируя чувство причастности. Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности;
– выстраивает систему взаимоотношений с людьми. Речь идет не только о ролевом участии в командной работе. Взаимодействие с учителем-консультантом позволяет освоить еще одну ролевую позицию. Выход за пределы школы в поисках информации или для проверки (реализации) своей идеи заставляет вступать во взаимоотношения со взрослыми людьми (библиотекарь, дворник и т. п.) и сверстниками с новых позиций. В отношении взрослых происходит переход с позиций социальной инфантильности (он – ответственный опекун, я – безответственный потребитель) на позиции сотрудничества (он – профессионал, выполняющий свою работу, принимающий решения; я – человек, делающий конкретное дело и несущий за него ответственность);
– оценивает. На каждом этапе возникают различные объекты оценки. Учащийся оценивает «чужой» продукт – информацию с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи с позиций их реалистичности и т. п. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности. Для того чтобы научить учащихся адекватно оценивать себя и других, необходимо дать им возможность поразмышлять над тем, что дало каждому из них участие в проекте, каковы слагаемые успеха, что не удалось (непонимание, недостаток информации, неадекватное восприятие своих возможностей и т. д.). Даже не самый удавшийся проект имеет большое положительное педагогическое значение.
Анализ (самоанализ) объективных и субъективных причин неудач, неожиданных последствий деятельности, понимание ошибок усиливают мотивацию для дальнейшей работы, например формируют личный интерес к новому знанию, если «провал» проекта обусловлен неверно интерпретированной информацией или непроверенными данными. Подобная рефлексия позволяет сформировать оценку (самооценку) окружающего мира и себя в микро- и макросоциуме.
Существенным моментом при организации проектной деятельности является обучение школьников умению проектировать.

Классный руководитель на протяжении всего проекта играет ведущую роль, поскольку прекрасно знает особенности учебной деятельности младшего школьника, сильные и слабые стороны конкретного ребёнка. Учитель проводит следующие виды работ: консультирует родителей по вопросам специфики познавательной деятельности младшего школьника, участвует в работе Научного общества обучающихся «Арнерия», проводит консультации по организации проектно-исследовательской деятельности, косвенно руководит ребёнком при оформлении результатов исследования. Также организует и проводит предварительную апробацию работ в классе, на которой выявляются недочеты проекта, ребёнок готовится к публичному выступлению, к защите результатов исследования. Здесь важен и учебный, и воспитательный момент: дети учатся слушать, поддерживать товарища, задавать вопросы, а также у некоторых детей может возникнуть желание заняться своим исследованием.

Следующим важным звеном модели являются родители. Самая важная их функция – это поддержание мотивации ребёнка через проявление заинтересованности в его исследовании, беседы с ним по интересующей теме. Родители должны жить интересами своего ребёнка. Только в этом случае будет обеспечиваться творческое развитие младшего школьника. Взаимодействие детей с родителями на разных этапах краеведческих исследований способствует бережному отношению к традициям и сохранению семейных связей, помогает улучшению отношений между поколениями. Формы работы разнообразны: консультации, встречи. Мною разработаны «Методические рекомендации учителям, обучающимся, родителям по организации и написанию проектных и исследовательских работ в научном обществе обучающихся «Арнерия» Эти материалы опубликованы в сборнике «Организация школьного научного общества обучающихся» (из опыта работы педагогов МБОУ «Карпогорская СШ №118»).

Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в работе над проектом. На этом этапе важно провести специальное родительское собрание, на котором родителям нужно разъяснить суть метода проектов и его значимость для развития личности детей, рассказать об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия в ней. На собрании родителям можно предложить рекомендации-памятки “Если ваш ребёнок участвует в работе над проектом, то какова ваша роль?»

Таким образом, в ходе выполнения проекта родители могли выступить одновременно в нескольких ролях: консультировать, отслеживать выполнение плана, решать оперативные вопросы, помогать в предварительной оценке проекта, участвовать в подготовке презентации и в самой презентации, обеспечивают наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.

Нельзя не остановиться ещё на одном очень важном, на мой взгляд, положительном моменте вовлечения родителей в работу над проектом. Стало очевидным, что совместная работа педагога, детей и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников.

Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей.

Огромное значение имеет положительное общение детей во время работы над проектом из неполных и проблемных семей. Встречи, общение с родителями одноклассников может сделать для ребёнка гораздо больше, чем беседы и нравоучения.

В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения со взрослыми, их родителями у них формируется значимое отношение к понятию “семья”.

Только при взаимном понимании и доверии, взаимном интересе и обмене мыслями и чувствами между учителем, учеником и родителями можно достигнуть хорошего результата в работе над проектом и развитии творческого потенциала ребёнка.

Школьная библиотека выполняет в педагогическом сопровождении роль информационно-ресурсного центра. Сотрудники библиотеки реализуют принципы индивидуализации и дифференциации в культурно-образовательном пространстве школы. Так, индивидуально подходя к каждому ребёнку, они обеспечивают доступность энциклопедической, справочной, художественной литературы для младших школьников, создают индивидуальные образовательные маршруты, работают с родителями учеников. Таким образом, библиотека выступает как непосредственный участник проектно – исследовательской деятельности младшего школьника.

Следующим важным звеном модели является школьный музей. В нашем образовательном учреждении функционирует музей «Истоки». Школьный музей помогает развивать познавательную активность учащихся через участие их в исследовательской работе. Он является средством реализации творческих способностей детей, привития им навыков исследовательской работы, местом организации и проведения различных форм поисковой деятельности учащихся. Учитывая все особенности организации исследовательской деятельности, младших школьников руководитель школьного музея разрабатывает темы исследований и координирует работу на всех этапах исследования. Материал, найденный во время поисково-исследовательской работы, широко применяется педагогами школы на уроках и в проведении классных мероприятиях.  На основе исследовательских работ наших обучающихся оформляются экспозиции, фотовыставки в школьном музее. Так, например, на основе исследовательских работ школьной конференции «Юный исследователь» была оформлена фотовыставка “Известные люди Пинежья».

Ребята, которые хотя бы раз соприкоснулись с музейным делом, стремятся узнать как можно больше о своей школе, районе, городе, крае. Знания всегда придают уверенность, а вместе с ними в детских сердцах появляется и признательность предшествующим поколениям за труд, вложенный в процветание родного края.

Школьный музей играет большую роль во влечение учащихся младших классов в исследовательскую деятельность. Он является продуктом совместной деятельности ученика, родителя и педагога.

Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Опыт моей работы позволяет считать историко – краеведческое направление отправной точкой обучения, воспитания и развития ребёнка. Так возникла необходимость в начальной школе создания программы внеурочной деятельности «Юные краеведы», целью которой является: формирование целостного представления о малой Родине – Пинежском крае на основе знаний природоведческого, исторического, культурологического характера, конструированных на краеведческом материале. Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности - в этом заключается основной смысл кружка « Юные краеведы». Курс помогает овладеть начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.

Организующую роль в педагогическом сопровождении индивидуальной проектно-исследовательской деятельности младшего школьника играет Научное общество обучающихся «Арнерия». Созданию НОО предшествовала большая подготовительная работа. В первую очередь, мы изучили мнение педагогического, ученического и родительского коллективов. Все участники опроса высказались за необходимость создания НОО, считая, что это даст возможность обучающимся развить свои способности в самостоятельной исследовательской деятельности. В сентябре 2016 года началась реализация Инновационного для нашей школы проекта «Научное общество обучающихся «Арнерия». Девизом нашей совместной (ученики, учитель, родители) проектно-исследовательской деятельности послужили слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, может быть и криво, но сами».

Предметные секции формируются по интересам, в состав входит не менее 5 обучающихся. Руководитель секции курьирует работу участников секции, проводит заседания секции, заполняет текущую документацию НОО, ведёт учёт достижений обучающихся. Я являюсь руководителем секции «Краеведение», в неё входят обучающиеся 4 класса и мои бывшие выпускники обучающиеся 7 класса, которые продолжают заниматься исследовательской деятельностью под моим руководством. Занятия в секции проводятся не реже 1 раза в неделю. На занятия с обучающимися отводится 25 часов. Межсекционные занятия проводятся не реже 1 раза в месяц.

Работа НОО ведётся в трёх направлениях: для участников 1 года и 2 года и для педагогов.

В рамках первого года обучения организован и проводится по плану «Курс юного исследователя», где обучающиеся получают первые навыки исследовательской работы. Целью курса является знакомство обучающихся с основными приёмами учебно-исследовательской деятельности и получение начальных навыков проведения учебного исследования. Так, в 2019 году в рамках курсов повышения квалификации «Технологии в работе с интеллектуально одарёнными детьми» провела для педагогов открытое мероприятие по теме «Что такое проект?».

Следующим направлением работы НОО являются оказание практической помощи обучающимся в проведении исследовательской работы через индивидуальные и групповые консультации. Исследователем под руководством научного руководителя составляется программа действий. Программа курса обеспечивает закрепление обучающимися теоретических занятий в практической работе. Осуществляется рецензирование исследовательских работ обучающихся при подготовке их к участию в конкурсах и конференциях.

Очень востребованы консультации для педагогов. Они носят не только теоретический характер и проходят в формате обсуждения. Разработаны требования и критерии к выполнению и оформлению научно-практических работ согласно требованиям конференций различных уровней, памятка «Алгоритм выполнения учебно-исследовательской работы». Выпущен сборник методических материалов участников НОО. Работа команды педагогов и обучающихся при подготовке проектов и исследований

позволяют получить хорошие результаты.

Механизм работы модели, также взаимосвязь её элементов, я хотела бы продемонстрировать на примере индивидуальной проектной деятельности одной из моих учениц 3 а класса МБОУ «Карпогорская средняя школа №118» по теме «Технология изготовления северной козули».

На весенних каникулах наш класс ездил на экскурсию в город Архангельск в рамках программы внеурочной деятельности «Юные краеведы». Одной из экскурсий был музей Поморского пряника – козули. Наша встреча сопровождалось интересной экскурсией и занимательной историей от создателей проекта о том, как развивался пряничный промысел на русском севере. Нас пригласили намастер – класс по этому традиционному северному ремеслу. Ребята выбрали пряники разной формы и расписывали их разноцветной глазурью. У всех ребят получились красивые козули! Одной из учениц захотелось самой попробовать испечь такие вкусные пряники.

Перед началом работы над проектом у ученицы было недостаточно знаний по данной теме. Очень важно на протяжении всей работы не выпускать из поля зрения цель своего проекта, для этого необходимо вести дневник. Необходимо записать вопросы в свой дневник и обсудить их со своим руководителем. Девочке было интересно узнать, когда «козульное» искусство возникло. Как дошло до нас и не утратилось? Что означает слово «козули»? Кто в Пинежском районе печёт их? Какой рецепт козуль?

Выбор темы, планирование, поиск информации проходило в тесном взаимодействии классного руководителя, родителей и бабушки девочки. При этом уже полностью был задействован информационно – ресурсный центр, это школьная и районная библиотека, школьный музей.

В школьной и районной библиотеке мы выбирали книги по истории возникновения козули в нашем крае. В школьном музее искали фотографии «козульщицы» из деревни Ваймуша и знакомились со старинными самодельными формочками для печения козуль. В районной библиотеке искали в СМИ о пинежских мастерицах, посещали мастер- классы по изготовлению и росписи козуль. Были организованы встречи с пинежскими мастерицами. Семья покупала в магазине продукты и специи для изготовления северной козули.

Педагог и родители находились в постоянном контакте, обсуждали проведённую работу, вместе определяли дальнейшие шаги. Взаимодействуя с классным руководителем, классным коллективом, родителями, работниками библиотек, с руководителем школьного музея, с обучающимися и руководителями Научного общества «Арнерия», ученица приобретала умения поиска, анализа и обобщения информации, училась проводить рефлексию по проделанной работе.

Ученица выступала перед классным коллективом, перед ребятами других классов. Успешное выступление можно объяснить неподдельным интересом, который проявили обучающиеся к теме проекта и самой ученице.

В проектной деятельности должен быть виден сам ребёнок. Поэтому так важна защита результатов исследования. На этом этапе младший школьник не только учится защищать свою точку зрения, но и задавать вопросы другим ученикам. В 2018-2019 учебном году ученица выступила с результатами своего проекта на двух конференциях. Она представила свою проектную работу и стала победителем на учебно-исследовательской конференции в Научном обществе обучающихся «Арнерия». В школьном конкурсе проектных работ заняла 2 место, а в муниципальном конкурсе проектных работ обучающихся начальных классов ученицастала лауреатом в номинации «Народное мастерство». Девочка показала высокий уровень владения материалом и по теме проекта, и по всему кругу своих интересов. Помимо этого, высокой оценки заслужило само представление темы: развитая устная речь, использование специальной терминологии, полнота, эмоциональность выступления, качественное и грамотное оформление работы, сделанное при помощи родителей и классного руководителя. Индивидуальная проектная деятельность младшего школьника может быть реализована на нескольких уровнях: класс, школа, муниципальный уровень и с выходом на более высокий уровень. Наша проектная работа на тему «Технология изготовления северной козули» во Всероссийском конкурсе проектно-исследовательских работ «Грани науки – 2018» была отмечена Дипломом победителя. Таким образом, имея хороший задел в начале работы, максимально используя возможности школьного образовательного пространства можно добиться высокого результата с выходом на творческий уровень уже по итогам одного года работы.

Помимо проектной работы, презентации, выступления, на конференциях были представлены результаты творческого труда ребёнка: разной формы и росписи козули, изготовленные самой девочкой, красиво оформленный рецепт козули, буклет «Северная козуля», который знакомит с историей возникновения «козульного» искусства и с пинежскими мастерицами.

В школьной библиотеке была проведена выставка козуль с рецептом, как раз перед Новым годом и это имело несомненный успех у юных посетителей. Нельзя сказать, что творческое осмысление темы проекта началось только в ходе проектной деятельности, нет, гораздо раньше, но проводимая работа подняла творчество на качественно новый уровень. Моё убеждение, что «всё должно идти от самого ученика, его интересов, склонностей и способностей» прошло красной нитью от самого начала (предложения заняться проектной деятельностью) до воплощения проекта. Действительно, ученик должен быть увлечён темой, тогда сам процесс исследования будет ему интересен. Эти простые и мудрые слова должны стать ведущими принципами педагогического сопровождения.

Анализ проведённых мероприятий в части объективной оценки уровня представленных работ, выступлений позволяет с уверенностью сказать, что проект, взятый нами для анализа можно считать образцово- показательным по всем критериям, которые предъявлялись к нему. Взаимодействие младшего школьника с педагогом, родителями, библиотекой, музеем, НОО «Арнерия» в ходе осуществления индивидуальной проектно – исследовательской деятельности в рамках школьного образовательного пространства обеспечивает формирование их учебных умений и самостоятельности.

Безусловно, результат в каждом конкретном случае будет разным. Нарушение главного принципа работы модели – взаимосвязи всех элементов, приводит к более скромным результатам. Включенность ребёнка в проектную деятельность важна как часть общего учебного процесса, но главное – это цель личности ребёнка и его роли ученика, начинающего исследователя, результатом которой является высшая деятельность человека – творчество.

Грамотно организованное педагогическое сопровождение проектно-исследовательской деятельности школьников будет способствовать саморазвитию учащихся, повышению культуры общения и опыта публичных выступлений, развитию творческих способностей личности. Недаром говорил Л.Н.Толстой: «Если ученик в школе не научится ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать».

Подводя итог, отмечу, что организация проектно-исследовательской деятельности школьников обеспечивает формирование универсальных учебных действий школьника, ключевых компетентностей, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственного воспитание. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.

Литература:


1. Бобиенко О. М. Ключевые компетенции личности как образовательный результат системы профессионального образования: канд. пед. наук. – Казань, 2006. – 186 с.


2. Коротаева Е. В. Психологические основы педагогического взаимодействия. – М.: Профит, Стайл, 2007. – 224 с.


3. Нефедова Л. А., Ухова Н. М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении //

Школьные технологии. – 2006. – № 4. – С. 61–66


4. 12. Пахомова Н. Ю. Освоение учителем технологии проектного обучения // Школьные технологии. – 2006. – № 6. – С. 109–114


5. Прокофьева Л. Б. Открытые образовательные технологии: исследовательская

Деятельность школьников // Школьные технологии. – 2006. – № 4. – С. 108–114



Приложение 1




Приложение 2

Результаты участия обучающихся в конкурсах и конференциях различного уровня


Уч.год

Тема проекта, исследования

Уровень участия

Результат


2015-2016



























2016-

2017


















2017-

2018







«Великая Отечествен-ная война в истории нашей семьи»















XII школьная учебно-исследова-тельская конференция «Юность Поморья»


XVII районная учебно – исследова-тельская конференция «Юность Пинежья»


VI Малые Абрамовские педагоги-ческие чтения (районный)


Всероссийский конкурс для детей

«Триумф детства» (заочный)


Диплом IIIстепени



Диплом Iстепени




Диплом I степени



Диплом II место


«Пинежская деревня Марьина: прошлое и настоящее»










«Техника изготовления берёзового веника на Пинежье»


«Стругова Лариса Николаевна - педагог по призванию»


«Знаменитые имена наших земляков»









«Моя семья»




«Технология изготов-ления северной козули»





«Врач –пинежанин Попов Пётр Степанович»






«Нина АлександровнаНетёсова–хранительница культурных традиций и истории Пинежья»

XII школьная учебно-исследова-тельская конференция «Юность Поморья»


XVII районная учебно – исследова-тельская конференция «Юность Пинежья»


Всероссийский конкурс для детей

«Триумф детства» (заочный)



Школьная учебно- исследовательская конференция НОО «Арнерия»



Школьная учебно- исследовательская конференция НОО «Арнерия»


Школьная учебно- исследовательская конференция НОО «Арнерия»








Школьная учебно- исследовательская конференция НОО «Арнерия»


Школьный конкурс проектных работ младших школьников


VIВсероссийский конкурс проектно-исследовательских работ «Грани науки – 2018»


XX районная учебно-исследовательская конференция «Юность Пинежья»


VВсероссийский конкурс проектно-исследовательских работ «Грани науки – 2018»


XX районная учебно-исследовательская конференция «Юность Пинежья»


VВсероссийский конкурс проектно-исследовательских работ «Грани науки – 2018»


Диплом IIIстепени



Диплом II степени



Диплом IIIстепени



Победитель





Участие




Участие










Участие




Диплом II степени


Диплом I место




Диплом Iстепени




Диплом II место




Диплом IIIстепени




Диплом II место

2018-

2019









«Технология изготов-ления северной козули»



«Козули на Пинежье»





«Моя родословная»





Муниципальный конкурс проектных работ обучающихся начальных классов



XXIрайонная учебно- исследовательская конференция «Юность Пинежья»



Школьная учебно- исследовательская конференция НОО «Арнерия»

Лауреат в номинации

«Народное мастерство»


Диплом I степени





Участие




2019-2020

«Козули на Пинежье»





«Борис Алексеевич Кузнецов - хранитель культурных традиций и истории Пинежья»











IIIВсероссийский конкурс рефератов, исследовательских работ и проектов «Изучаем и исследуем


XXIIрайонная учебно- исследовательская конференция «Юность Пинежья», посвящённая 100-летию со дня рождения Ф.А.Абрамова


Областная учебно-исследовательская конференция «Юность Поморья-2020»


VII Всероссийский конкурс «Надежды России»в номинации

«Исследовательская и проектная деятельность детей»

ДипломIстепени





Диплом I степени










Диплом Iстепени