Перечень методик для определения УУД.
Методика «Рукавички» Г.А. Цукерман
Методика «Склонность к поиску ощущений» Г.А. Цукерман Методика «Кто прав?» Цукерман Г.А.
Тест «Найди несколько различий?»
Методика «Выделение существенных признаков»
Методика «Логические закономерности»
Методика «Исследование словесно-логического мышления младших школьников» (Э.Ф. Замбацявичене)
Методика «Корректурная проба»
Методика «Рисование по точкам»
Методика «Лесенка» Щур.
Тест простых поручений (для детей 7-9 лет).
Методика «Оцени поступок»
Методика «Беседа о школе»
Методика «Рукавички» Г.А. Цукерман
Цель исследования: изучение отношений детей со сверстниками и коммуникативных умений.
Материал: вырезанные из бумаги рукавички (по количеству участников), три разноцветных карандаша.
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием детей, работающих парами, и анализ результата.
Ход работы: проводится в виде игры. Для проведения из бумаги вырезают рукавички с различными незакрашенными узорами. Количество пар рукавичек соответствует числу пар участников. Детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать. Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.
Критерии оценивания:
продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;
умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;
взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
взаимопомощь по ходу рисования;
эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).
Уровни оценивания:
Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться, каждый настаивает на своем.
Средний уровень: сходство частичное – отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.
Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.
МЕТОДИКА ЦУКЕРМАНА. СКЛОННОСТЬ К ПОИСКУ ОЩУЩЕНИЙ
Инструкция. Перед вами утверждения, которые касаются разного рода увлечений, интересов, взглядов. Ваша задача — выбрать подходящий для вас вариант ответа. А — «да, верно», Б — «затрудняюсь ответить», В — «неверно») и отметить свой выбор на бланке протокола крестиком в соответствующем квадрате. Отвечая, помните:
о вопросы слишком краткие, чтобы в них содержались все необходимые подробности. Если вам кажется, что точно ответить невозможно, отвечайте приблизительно. Не тратьте много времени на размышление, давайте первый ответ, который приходит в голову. Старайтесь отвечать на несколько вопросов в минуту, и тогда можно будет окончить работу примерно за 10 мин;
о старайтесь избегать промежуточных, неопределенных ответов, кроме тех случаев, когда по-другому ответить действительно невозможно; не более одного неопределенного ответа на 5—6 вопросов;
о если вам кажется, что вопрос не имеет к вам отношения, постарайтесь вообразить, что он к вам относится, ответ все равно нужно дать;
о помните, что здесь нет «хороших» и «плохих» ответов, но старайтесь произвести своими ответами благоприятное впечатление; свободно выражайте свое мнение.
Приложение 25.2
ВОПРОСЫ
В ситуации неясной обстановки я предпочитаю подождать, пока она прояснится, а не разведывать ее.
Я хотел бы уйти далеко в море на небольшом, но надежном морском судне.
В работе я предпочитаю игнорировать все, что прямо не относится к делу.
Меня привлекает путешествие по стране на попутных машинах.
Мне неинтересно смотреть один и тот же фильм повторно.
Я остерегаюсь еды, которую раньше не пробовал.
Мой девиз: умный в гору не пойдет, умный гору обойдет.
Я бы предпочел жить в такие периоды истории, которые насыщены
переменами.
Мне неприятно видеть экстравагантные прически.
Мне бы хотелось прыгнуть с парашютом.
Мне не нравятся люди, которые лезут на рожон.
Я хотел бы покататься на спортивном мотоцикле.
Я бы стал учиться управлять дельтапланом.
Глупо совершать безумные поступки только для того, чтобы посмотреть, как на это прореагируют окружающие.
Мне утомительно смотреть любительские фильмы и слайды.
Люди, которые со мной не согласны, интересны мне меньше, чем единомышленники.
17.- Я люблю заплывать далеко от берега.
Совершенно не представляю себя альпинистом.
Про прочих равных я действую по линии наименьшего сопротивления.
Мне нравится одеваться необычно.
Человеку надо время от времени менять работу, чтобы избежать застоя.
У меня хватает терпения общаться с нудными и скучными людьми.
В незнакомом городе я предпочитаю самостоятельно находить дорогу, а не пользоваться путеводителем.
Я избегаю друзей, поступки которых непредсказуемы.
Иногда мне хочется сделать нечто пугающее.
2В. Мне хотелось бы пожить жизнью бродячих цыган, странствующих артистов.
Я испытываю подьем сил, если при осуществлении какого-либо дела появляются серьезные препятствия.
Тяжело уживаться в коллективе с занудой.
Мне страшно нырять с высокой скалы.
Мне нравится подначивать людей к неразумному проявлению власти и деспотизма.
Жаль тратить столько времени на сон.
Я берусь за трудные задачи, только если меня вынуждают к этому обстоятельства.
Я бы не решился попробовать препараты, вызывающие галлюцинации.
Даже подумать не могу о спуске на горных лыжах с высокой горы.
Яне люблю сочетания контрастных цветов и неправильных форм современной живописи.
Человек, действия которого предсказуемы, — зануда.
Я бы хотел понырять с аквалангом.
Мне очень
нравится преодолевать трудности.
Правы те люди, которые выбирают непроторенные пути, чреватые возможной неудачей.
Мне нравится слушать новую и необычную музыку.
Приложение 25.3
Ключи к шкалам опросника SSS
TAS | + | 2 | 10 | 12 | 13 | 17 | 18 | 25 | 29 | 34 | 37 |
BS | + | 5 | 6 | 8 | 15 | 1В | 21 | 22 | 28 | 31 | 36 |
ES | + | 4 | 9 | 14 | 20 | 24 | 26 | 30 | 33 | 35 | 40 |
UA | + | 1 | 3 | 7. | 11 | 19 | 23 | 27 | 32 | 38 | 39 |
Шкала TAS(поиск острых ощущений). Высокие значения по этой шкале позволяют выявить лиц, предрасположенных к чрезвычайным происшествиям. Как правило, у них высокие значения по шкалам 4 и 9 MMPI(Собчик, 1990).
Шкала BS(непереносимость однообразия). Монотонная работа равносильна наказанию. Гипертимность по Шмишеку. Низкий балл по шкале BSуказывает на склонность к монотонной, рутинной работе.
ES(поиск новых впечатлений). Крайне низкие значения по шкале ESкоррелируют с отрицательным полюсом шкалы Q1 16PFи указывают на ригидность обследуемого, его приверженность традиционным взглядам и правилам. Такие работники независимо от возраста консервативны, не любят нововведений, перемен. Это типично для работников сферы обслуживания.
UA(неадаптивное стремление к трудностям). Высокий балл по этой шкале набирают люди, которые стремятся находить и преодолевать трудности. Эти «правдоискатели» — потенциальные инициаторы конфликтов, их часто отвергают в разных коллективах. Нами получена корреляция высоких баллов с показателями цветового теста отношений (см.: Эткинд, 1983). Отметим, что в качестве материала для Цветового теста мы использовали более богатую палитру методики «Цветовое зеркало» Г Фрилинг (см.: Кононова, 1995).
Особенно следует обращать внимание на сочетание в личном профиле пиков по шкалам ТАЗ и UA. Как правило, такие показатели дают люди агрессивные, конфликтные, социально дезадаптированные.
Низкие значения по шкале UAдают, с одной стороны, люди робкие, сенситивные, с низкой нервно-психической устойчивостью и большой вероятностью «срывов», трудно адаптирующиеся и не выдерживающие напряженных условий работы. В подобных случаях низкие значения по шкале UAкоррелируют с низкими значениями по шкале H.
С другой стороны, низкие значения по шкале UAпоказали лица, в реальной жизни склонные уходить от ответственности, люди «ушлые, с хитрецой», при малейшей возможности старающиеся укло-lt; ниться от выполнения должностных обязанностей (за ними требуется постоянный контроль со стороны руководства). В любом случае, что бы ни стояло за этим, обследуемые с низким баллом по шкале UAимеют тенденцию избегать трудностей, перекладывать ответствен-; ность на других людей или на обстоятельства и потому являются «проблемными» работниками.
Рекомендуемая литература
Белогуров С. Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях. СПб., 2000. Исакова О. П. Психологические основы профилактики наркозависимости. СПб.. КАРО, 2004.
Корнилова Т В. Психология риска и принятия решений. М.. Аспектпресс, 2003.
Предупреждение подростковой и юношеской наркомании // Под ред. С. В. Березина и К. С. Лисецкого. М.. Изд-во Института психотерапии, 2001.
Методика «Кто прав?» Цукерман Г.А.
Оцениваемые УУД: действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера)
Возраст: ступень начальной школы (10,5 – 11 лет)
Форма (ситуация оценивания): индивидуальное обследование ребенка
Метод оценивания: беседа
Описание задания: ребенку, сидящему перед ведущим обследование взрослым, дается по очереди текст трех заданий и задаются вопросы.
Материал: три карточки с текстом заданий.
Инструкция: «Прочитай по очереди текст трех маленьких рассказов и ответь на поставленные вопросы».
Задание 1. «Петя нарисовал Змея Горыныча и показал рисунок друзьям. Володя сказал: «Вот здорово!». А Саша воскликнул: «Фу, ну и страшилище!» Как ты думаешь, кто из них прав? Почему так сказал Саша? А Володя? О чем подумал Петя? Что Петя ответит каждому из мальчиков? Что бы ты ответил на месте Саши и Володи? Почему?»
Задание 2. «После школы три подруги решили готовить уроки вместе. «Сначала решим задачи по математике, - сказала Наташа». «Нет, начать надо с упражнения по русскому языку, - предложила Катя» «А вот и нет, вначале надо выучить стихотворение, - возразила Ира». Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объясняла свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить?»
Задание 3. «Две сестры пошли выбирать подарок своему маленькому братишке к первому дню его рождения. «Давай купим ему это лото», - предложила Лена. «Нет, лучше подарить самокат», - возразила Аня. Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объясняла свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить? А что бы предложил подарить ты? Почему?»
Критерии оценивания:
понимание возможности различных позиций и точек зрения (преодоление∙ эгоцентризма), ориентация на позиции других людей, отличные от собственной, понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета,∙ понимание относительности оценок или подходов к выбору, учет разных мнений и умение обосновать собственное,∙ учет разных потребностей и интересов.
Показатели уровня выполнения задания:
Низкий уровень: ребенок не учитывает возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета (например, изображенного персонажа и качества самого рисунка в 1-м задании) или выбора (2-е и 3-е задания); соответственно, исключает возможность разных точек зрения: ребенок принимает сторону одного из персонажей, считая иную позицию однозначно неправильной.
Средний уровень: частично правильный ответ: ребенок понимает возможность разных подходов к оценке предмета или ситуации и допускает, что разные мнения по-своему справедливы либо ошибочны, но не может обосновать свои ответы.
Высокий уровень: ребенок демонстрирует понимание относительности оценок и подходов к выбору, учитывает различие позиций персонажей и может высказать и обосновать свое собственное мнение.
Методика «Кто прав?»
Ф.И. _______________________________________ Класс _________
Прочитай по очереди текст трех маленьких рассказов и ответь на поставленные вопросы.
Задание 1. «Петя нарисовал Змея Горыныча и показал рисунок друзьям. Володя сказал: «Вот здорово!». А Саша воскликнул: «Фу, ну и страшилище!» Как ты думаешь, кто из них прав? Что бы ты ответил на месте Саши и Володи? Почему?»
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. «После школы три подруги решили готовить уроки вместе. «Сначала решим задачи по математике, - сказала Наташа». «Нет, начать надо с упражнения по русскому языку, - предложила Катя» «А вот и нет, вначале надо выучить стихотворение, - возразила Ира». Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как им лучше поступить?»
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. «Две сестры пошли выбирать подарок своему маленькому братишке к первому дню его рождения. «Давай купим ему это лото», - предложила Лена. «Нет, лучше подарить самокат», - возразила Аня. Как ты думаешь, кто из них прав? Как им лучше поступить? А что бы предложил подарить ты? Почему?»
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Методика «Кто прав?»
Ф.И. _______________________________________ Класс _________
Прочитай по очереди текст трех маленьких рассказов и ответь на поставленные вопросы.
Задание 1. «Петя нарисовал Змея Горыныча и показал рисунок друзьям. Володя сказал: «Вот здорово!». А Саша воскликнул: «Фу, ну и страшилище!» Как ты думаешь, кто из них прав? Что бы ты ответил на месте Саши и Володи? Почему?»
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. «После школы три подруги решили готовить уроки вместе. «Сначала решим задачи по математике, - сказала Наташа». «Нет, начать надо с упражнения по русскому языку, - предложила Катя» «А вот и нет, вначале надо выучить стихотворение, - возразила Ира». Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как им лучше поступить?»
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. «Две сестры пошли выбирать подарок своему маленькому братишке к первому дню его рождения. «Давай купим ему это лото», - предложила Лена. «Нет, лучше подарить самокат», - возразила Аня. Как ты думаешь, кто из них прав? Как им лучше поступить? А что бы предложил подарить ты? Почему?»
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тест «Найди несколько различий?»
Цель: выявление уровня развития операции логического мышления – анализ и сравнение.
Оцениваемое УУД: логические универсальные учебные действия
Форма проведения: письменный опрос
Возраст: 6-7 лет.
Перед показом рисунков ребенку предлагают найти несколько различий между двумя рисунками и отметить значком (V).
Оценка результатов теста
10 баллов - ребенок справился с заданием менее чем за 20 сек.
8-9 баллов - ребенок решил правильно все четыре задачи за время от 21 до 30 сек.
6-7 баллов - ребенок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек.
4-5 баллов - ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек.
балла - время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 сек.
1 балл - ребенок не справился с выполнением задания за время свыше 60 сек.
Выводы об уровне развития восприятия
10 баллов - очень высокий.
8-9 баллов - высокий
4-7 баллов - средний
балла - низкий
1 балл - очень низкий.
Методика «Выделение существенных признаков»
Цель: выявление уровня развития операции логического мышления – выделение существенных признаков.
Оцениваемое УУД: логические универсальные учебные действия
Форма проведения: письменный опрос
Возраст: младшие школьники.
Критерии оценивания:
высокий уровень – 6-7 . (правильных ответов)
средний уровень- 3-5 .
низкий уровень 1-2 .
Один балл дается за два правильно выбранных слова, а 0,5 балла – за одно правильно выбранное слово.
Методика выявляет способность испытуемого отделять существенные признаки предметов или явлений от второ степенных. Кроме того, наличие ряда заданий, одинако вых по характеру выполнения, позволяет судить о после довательности рассуждений испытуемого.
Для исследования пользуются либо специальным блан ком, либо экспериментатор предлагает испытуемому зада чи. Предварительно даются инструкции.
Инструкция: «В каждой строчке вы найдете одно сло во, стоящее перед скобками, и далее 5 слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Выберите только два и под черкните их».
Слова в задачах подобраны таким образом, что обсле дуемый должен продемонстрировать свою способность уло вить абстрактное значение тех или иных понятий и отка заться от более легкого, бросающегося в глаза, но невер ного способа решения, при которых вместо существенных выделяются частные, конкретно-ситуационные признаки.
Стимульный материал:
Сад (растение, садовник, собака, забор, земля).
Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).
Города (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).
Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены).
Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово).
Газета (правда, приложение, бумага, редактор).
Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).
Ключ
Растение, земля.
Берег, вода.
Здание, улица.
Крыша, стены.
Глаза, печать.
Бумага, редактор.
Игроки, правила.
Результаты стоит обсудить с испытуемым, выяснить, упорствует ли испытуемый в своих неправильных ответах, и чем объясняет свой выбор.
Методика «Логические закономерности»
Цель: выявление уровня развития логического мышления.
Оцениваемое УУД: логические универсальные учебные действия .
Форма проведения: письменный опрос.
Возраст: младшие школьники
Испытуемым предъявляют письменно ряды чисел. Им необходимо проанализировать каждый ряд и установить закономерность его построения. Испытуемый должен определить два числа, которые бы продолжили ряд. Время решения заданий фиксируется. Числовые ряды:
2, 3, 4, 5, 6, 7; | 29, 28, 26, 23, 19, 14; |
6, 9, 12, 15, 18, 21; | 16, 8, 4, 2, 1, 0, 5; |
1, 2, 4, 8, 16, 32; | 1, 4, 9, 16, 25, 36; |
4, 5, 8, 9, 12, 13; | 21, 18, 16, 15, 12, 10; |
19, 16, 14, 11, 9, 6; | 10) 3, 6, 8, 16, 18, 36. |
Оценка результатов производится с помощью таблицы
Время выполнения задания (мин., сек.) | Кол-во ошибок | Баллы | Уровень развития логического мышления |
2 мин. и менее | 0 | 5 | Очень высокий уровень логического мышления |
2 мин. 10 сек. — 4 мин. 30 сек. | 0 | 4 | Хороший уровень, выше, чем у большинства людей |
4 мин. 35 сек. — 9 мин. 50 сек. | 0 | 3+ | Хорошая норма большинства людей |
4 мин. 35 сек. — 9 мин. 50 сек. | 1 | 3 | Средняя норма |
2 мин. 10 сек. — 4 мин. 30 сек. | 2-3 | 3- | Низкая норма |
2 мин. 10 сек. — 15 мин. . | 4-5 | 2 | Ниже среднего уровня развития логического мышления |
10-15 мин. | 0-3 | 2+ | Низкая скорость мышления, «тугодум» |
Более 16 мин. | Более 5 | 1 | Дефект логического мышления у человека, прошедшего обучение в объеме начальной школы, либо высокое переутомление |
Обработка результатов
Предъявленные ряды
2, 3, 4, 5, 6, 7;
6, 9, 12, 15, 18, 21;
1, 2, 4, 8, 16, 32;
4, 5, 8, 9, 12, 13;
19, 16, 14, 11, 9, 6;
29, 28, 26, 23, 19, 14;
16, 8, 4, 2, 1, 0.5;
1, 4, 9, 16, 25, 36;
21, 18, 16, 15, 12, 10;
10) 3, 6, 8, 16, 18, 36.
Правильные ответы
8; 9
24; 27
64; 128
16; 17
4; 1
8; 1
0.25, 0.125
49; 64
9; 6
Методика
«Исследование словесно-логического мышления
младших школьников»
(Э.Ф. Замбацявичене)
Цель: выявление уровня развития словесно - логического мышления.
Оцениваемое УУД: логические универсальные учебные действия .
Форма проведения: письменный опрос.
Возраст: младшие школьники
1-й субтест направлен на выявление осведомленности. Задача испытуемого — закончить предложение одним из приведенных слов, осуществляя логический выбор на ос нове индуктивного мышления и осведомленности. В пол ном варианте 10 заданий, в кратком — 5.
Задания 1-го субтеста
«Закончи предложение. Какое слово из пяти подходит к приведенной части фразы? »
1. У сапога всегда есть ... (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы) (80% первоклассников с нормальным развитием дают пра вильный ответ на этот вопрос).
Если ответ правильный, задается вопрос: «Почему не шнурок?» После правильного объяснения решение оценивается в 1 балл, при неправильном объяснении — 0,5 балла. Если ответ ошибочный, ребенку предлагается подумать и дать правильный ответ. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. Если ответ не правильный, выясняется понимание слова «всегда». При решении последующих проб 1-го субтеста уточняющие во просы не задаются.
В теплых краях живет... (медведь, олень, волк, верблюд, пинг вин) (86%).
В году ... (24 месяца, 3 мес., 12 мес., 4 мес., 7 мес.) (96%).
Месяц зимы ...(сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март) (93%).
В нашей стране не живет... (соловей, аист, синица, страус, скво рец) (85%).
Отец старше своего сына... (редко, всегда, часто, никогда, иног да) (85%).
Время суток... (год, месяц, неделя, день, понедельник) (69%).
У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень, тень) (94%).
Время года ... (август, осень, суббота, утро, каникулы) (75%).
10. Пассажирский транспорт... (комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз) (100%).
2-й субтест. Классификация, способность к обобщению
«Одно слово из пяти лишнее, его следует исключить. Какое слово надо исключить?» При правильном объясне нии ставится 1 балл, при ошибочном — 0,5 балла. Если ответ ошибочный, предлагают ребенку подумать и отве тить еще раз. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. При предъявлении 7-й, 8-й, 9-й, 10-й проб уточняющие вопросы не задаются.
Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка (95% первоклассни ков с нормальным развитием дают правильный ответ).
Река, озеро, море, мост, пруд (100%).
Кукла, прыгалка, песок, мяч, юла (99%).
Стол, ковер, кресло, кровать, табурет (90%).
Тополь, береза, орешник, липа, осина (85%).
Курица, петух, орел, гусь, индюк (93%).
Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат (90%).
Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля (91%).
Число, деление, сложение, вычитание, умножение (90%).
10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный (87%).
3-й субтест. Умозаключение по аналогии
«Подбери из пяти слов, написанных под чертой, одно слово, которое подходило бы к слову «гвоздика» так же, как слово «овощ» — к слову «огурец». За правильный ответ 1 балл, за ответ после второй попытки — 0,5 балла. Уточняющие вопросы не задаются.
Огурец - Овощ
Гвоздика - ? (Сорняк, роса, садик, цветок, земля) (87%)
Огород - Морковь
Сад - ? (Забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка) (87%)
3.Учитель - Ученик
Врач - ? (Очки, больница, палата, больной, лекарство) (67%)
Цветок - Ваза
Птица - ? (Клюв, чайка, гнездо, перья, хвост) (66%)
Перчатка - Рука
Сапог- ? (Чулки, подошва, кожа, нога, щетка) (80%)
Темный - Светлый
Мокрый - ? (Солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный) (55%)
Часы - Время
Градусник - ? (Стекло, больной, кровать, температура, врач) (95%)
Машина - Мотор
Лодка- ? (Река, маяк, парус, волна, берег) (89%)
Стол - Скатерть
Пол - ? (Мебель, ковер, пыль, доски, гвозди) (85%)
. Стул - Деревянный
Игла - ? (Острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная) (65%)
4-й субтест. Обобщение
«Найди подходящее для этих двух слов обобщающее понятие. Как это можно назвать вместе, одним словом?» При неправильном ответе предлагается подумать еще. Оцен ки аналогичны предыдущим субтестам. Уточняющих воп росов не задают.
Окунь, карась... (99% первоклассников дают правильный ответ)
Метла, лопата... (43%)
Лето, зима... (84%)
Огурец, помидор ... (97%)
Сирень, орешник ... (74%)
Шкаф, диван ... (96%)
Июнь, июль ... (95%)
День, ночь... (45%)
Слон, муравей ... (85%)
Дерево, цветок ... (73%)
Обработка результатов
Максимальное количество баллов, которые можно на брать за решение всех четырех субтестов, — 40 (100% оценки успешности).
Оценка успешности определяется по формуле:
ОУ = X х 100% : 40,
где X — сумма баллов по всем тестам.
Высокий уровень успешности — 4-й уровень — равен 32 баллам и более (80-100% ОУ).
Нормальный — 3-й уровень — 31,5—26 баллов (79— 65%).
Ниже среднего — 2-й уровень — 25,5—20,0 баллов (64,9-50%).
Низкий — 1-й уровень — 19,5 и ниже (49,9% и ниже).
Среди нормально развивающихся первоклассников не встречаются дети с 1-м и 2-м уровнями успешности. Для ребенка 7-8 лет низкая успешность 1-го и 2-го уровня обусловлена наличием отклонений в умственном развитии, недоразвитием речи, а также социально-бытовой запущен ностью.
Краткий вариант методики (по 5 проб в каждом субте сте) для первоклассников анализируется следующим обра зом: наивысший 4-й уровень успешности — 25—20 бал лов; нормальный уровень — 19,5-17,5 балла; ниже сред него (2-й уровень) — 17,5—15 баллов; низкий (1-й уро вень) — 12 баллов и ниже.
Методика «Корректурная проба»
(буквенный вариант)
Цель: для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации - по количеству сделанных ошибок.
Оцениваемое УУД: регулятивные УУД, умение контролировать свою деятельность
Возраст: 8- 10 лет
Форма (ситуация оценивания): фронтальная письменная работа
Методика используется для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации – по количеству сделанных ошибок.
Норма объема внимания для детей 6-7 лет – 400 знаков и выше, концентрации – 10 ошибок и менее; для детей 8-10 лет – 600 знаков и выше, концентрации – 5 ошибок и менее.
Время работы – 5 минут.
Инструкция: «На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые.
Работать надо быстро и точно. Время работы – 5 минут».
Методика «Рисование по точкам»
Цель: уровень ориентировки на заданную систему требований, может сознательно контролировать свои действия.
Оцениваемое УУД: регулятивные УУД, умение контролировать свою деятельность
Возраст: 6,5 -8 лет
Форма (ситуация оценивания): фронтальная письменная работа.
Методика включает 6 задач, каждая из которых помещается на отдельном листе специальной книжечки, выдаваемой испытуемому. Образцами в задачах № 1 и 5 служат неправильные треугольники, в задаче № 2 - неправильная трапеция, в задаче № 3 - ромб, в задаче № 4 - квадрат и в задаче № 5 - четырехлучевая звезда:
Обследование можно проводить как фронтально, так и индивидуально. Детей рассаживают за столы по одному. Перед каждым ребенком кладут книжечку с заданием. Экспериментатор, стоя так, чтобы его было хорошо видно всем детям, раскрывает такую же книжечку и показывает лист с заданием № 1. Затем он говорит: "Откройте свои книжечки на первой странице. Посмотрите: у вас нарисовано так же, как и у меня". (Если кто-либо из детей открыл не ту страницу, экспериментатор поправляет его.)
Указывая на вершины треугольника-образца, экспериментатор продолжает: "Видите, здесь были точки, которые соединили так, что получился этот рисунок (следует указание на стороны треугольника; слова вершина, стороны, "треугольник" экспериментатором не произносятся). Рядом нарисованы другие точки (следует указание на точки, изображенные справа от образца). Вы сами соедините эти точки линиями так, чтобы получился точно такой рисунок. Здесь есть лишние точки. Вы их оставите, не будете соединять.
Теперь посмотрите в своих книжечках: эти точки одинаковые или нет?" Получив ответ "нет", экспериментатор говорит: "Правильно, они разные. Тут есть красные, синие и зеленые. Вы должны запомнить правило: одинаковые точки соединять нельзя. Нельзя проводить линию от красной точки к красной, от синей к синей или от зеленой к зеленой. Линию можно проводить только между разными точками. Все запомнили, что надо делать? Надо соединить точки, чтобы получился точно такой же рисунок, как тут (следует указание на образец-треугольник). Одинаковые точки соединять нельзя. Если вы проведете линию неправильно, скажите, я сотру ее резинкой, она не будет считаться. Когда сделаете этот рисунок, переверните страницу. Там будут другие точки и другой рисунок, вы будете рисовать его".
По окончании инструктирования детям раздаются простые карандаши. Экспериментатор по ходу выполнения задания стирает по просьбе детей неверно проведенные линии, следит за тем, чтобы не была пропущена какая-либо задача, ободряет детей, если это требуется.
Оценка выполнения задания.
Основным показателем выполнения задания служит суммарный балл (СБ). Он выводится следующим образом. В каждой задаче прежде всего устанавливается точность воспроизведения образца. В задачах № 1 и 5 воспроизводящим образец (хотя бы приблизительно) считается любой треугольник, в задачах № 2, 3 и 4 - любой четырехугольник, в задаче № 6 - любая звезда. Незавершенные фигуры, которые могут быть дополнены до вышеперечисленных, также считаются воспроизводящими образец.
Если ребенок воспроизвел образец хотя бы приблизительно, он получает по одному баллу за каждый правильно воспроизведенный элемент фигуры (в задачах № 1-5 в качестве элемента выступает отдельная линия, в задаче № 6 - луч). Правильно воспроизведенным считается элемент, не включающий нарушений правила (т.е. не содержащий соединения одинаковых точек).
Кроме того, начисляется по одному баллу за:
1. соблюдение правила, т.е. если оно не было нарушено в данной задаче ни разу;
2. полностью правильное воспроизведение образца (в отличие от приблизительного);
3. одновременное соблюдение обоих требований (что возможно только в случае полностью правильного решения).
Суммарный балл представляет собой сумму баллов, полученных ребенком за все 6 задач. Балл, получаемый за каждую из задач, может колебаться: в задачах № 1 и 5 - от 0 до 6, в задачах № 2, 3, 4 и 6 - от 0 до 7.
Таким образом, суммарный балл может колебаться от 0 (если нет ни одного верно воспроизведенного элемента и ни в одной из задач не выдержано правило) до 40 (если все задачи решены безошибочно).
Стертые, т.е. оцененные самим ребенком как неправильные, линии при выведении оценки не учитываются.
В ряде случаев достаточной оказывается более грубая и простая оценка - число правильно решенных задач (ЧРЗ). ЧРЗ может колебаться от 0 (не решена ни одна задача) до 6 (решены все 6 задач).
Интерпретация результатов:
33-40 баллов (5-6 задач) - высокий уровень ориентировки на заданную систему требований, может сознательно контролировать свои действия.
19-32 балла (3-4 задачи) - ориентировка на систему требований развита недостаточно, что обусловлено невысоким уровнем развития произвольности.
Менее 19 баллов (2 и менее задачи) - чрезвычайно низкий уровень регуляции действий, постоянно нарушает заданную систему требований, предложенную взрослым.
Методика «Лесенка» Щур.
Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.
«Лесенка» имеет два варианта использования: групповой и индивидуальный. Групповой вариант позволяет оперативно выявить уровень самооценки. При индивидуальном изучении самооценки есть возможность выявить причину, которая сформировала (формирует) ту или иную самооценку, чтобы в дальнейшем в случае необходимости начать работу по коррекции трудностей, возникающих у детей.
Рисунок «лесенки» для изучения самооценки
Инструкция (групповой вариант)
У каждого участника – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш; на классной доске нарисована лесенка. «Ребята, возьмите красный карандаш и послушайте задание. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок». Затем повторить инструкцию еще раз.
Инструкция (индивидуальный вариант)
При индивидуальной работе с ребенком очень важно создать атмосферу доверия, открытости, доброжелательности. У ребенка должен быть бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш. «Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Объясни почему». В случае затруднений с ответом повторите инструкцию еще раз.
Обработка результатов и интерпретация
При анализе полученных данных исходите, из следующего:
Ступенька 1 – завышенная самооценка.
Она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой. В беседе дети объясняют свой выбор так: «Я поставлю себя на первую ступеньку, потому что она высокая», «Я самый лучший», «Я себя очень люблю», «Тут стоят самые хорошие ребята, и я тоже хочу быть с ними». Нередко бывает так, что ребенок не может объяснить свой выбор, молчит, улыбается или напряженно думает. Это связано со слабо развитой рефлексией (способностью анализировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих).
Именно поэтому в первом классе не используется балльная (отметочная) оценка. Ведь первоклассник (да и нередко ребята второго класса) в подавляющем своем большинстве принимает отметку учителя как отношение к себе: «Я хорошая, потому что у меня пятерка («звездочка», «бабочка», «солнышко», «красный кирпичик»)»; «Я плохая, потому что у меня тройка («дождик», «синий кирпичик», «черточка», «см.»).
Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка
У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность: «Я хороший, потому что я помогаю маме», «Я хороший, потому что учусь на одни пятерки, книжки люблю читать», «Я друзьям помогаю, хорошо с ними играю», – и т.д. Это нормальный вариант развития самооценки.
Ступенька 4 – заниженная самооценка
Дети, ставящие себя на четвертую ступеньку, имеют несколько заниженную самооценку. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. В беседе ребенок может о ней рассказать. Например: «Я и ни хороший и ни плохой, потому что я бываю добрым (когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика своего кричу)». Здесь налицо проблемы во взаимоотношениях в семье. «Я ни хорошая и ни плохая, потому что пишу плохо буквы, а мама и учительница меня ругают за это». В данном случае разрушены ситуация успеха и положительное отношение школьницы, по меньшей мере к урокам письма; нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми».
Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка
Младших школьников с низкой самооценкой в классе около 8–10%. Иногда у ребенка ситуативно занижается самооценка. На момент опроса что-то могло произойти: ссора с товарищем, плохая отметка, неудачно наклеенный домик на уроке труда и т.д. И в беседе ученик расскажет об этом. Например: «Я плохой, потому что подрался с Сережей на перемене», «Я плохая, потому что написала диктант на три», – и т.д. В таких случаях, как правило, через день-другой Вы получите от ребенка другой ответ (с положительной самооценкой).
Гораздо серьезнее являются стойкие мотивированные ответы ребят, где красной линией проходит мысль: «Я плохой!» Опасность этой ситуации в том, что низкая самооценка может остаться у ребенка на всю его жизнь, вследствие чего он не только не раскроет своих возможностей, способностей, задатков, но и превратит свою жизнь в череду проблем и неурядиц, следуя своей логике: «Я плохой, значит, я не достоин ничего хорошего».
Учителю очень важно знать причину низкой самооценки школьника – без этого нельзя помочь ребенку. Приведем примеры ответов ребят, из которых сразу становится понятно, в каком направлении оказывать им помощь: «Я поставлю себя на нижнюю ступеньку (рисует кружок на пятой ступеньке), потому что мама говорит, что я невнимательный и делаю много ошибок в тетрадях». Здесь необходима работа с родителями школьника: беседы, в которых следует объяснить индивидуальные особенности ребенка. Например, если это первоклассник, то необходимо рассказать, напомнить лишний раз родителям о том, что ребенок в этом возрасте еще не обладает ни устойчивым вниманием, ни произвольностью поведения, что у каждого ученика свой темп усвоения знаний, формирования учебных навыков. Полезно регулярно напоминать родителям о недопустимости чрезмерных требований к неуспевающему школьнику. Крайне важна демонстрация родителями положительных качеств, каждого успеха их ребенка.
«Я сюда себя поставлю, на нижнюю, шестую ступеньку, потому что у меня двойки в дневнике, а учительница меня ставит в угол». Первое, что необходимо сделать, – это выявить причину неуспешности школьника (его учебы, плохого поведения) и вместе со школьным педагогом-психологом, родителями начать работу по созданию успешной учебной ситуации. Существенную роль может сыграть положительная словесная оценка процесса деятельности и отношения ученика к выполнению учебной работы.
Все педагоги понимают, что отрицательные отметки не способствуют улучшению учебы, а лишь формируют негативное отношение ребенка к школе. Искать положительное в деятельности ученика, указывать даже на незначительные успехи, хвалить за самостоятельность, старание, внимательность – основные способы повышения самооценки школьников. «Я дерусь с ребятами, они меня не принимают в игру» (ставит себя на шестую ступеньку)». Проблема несформированности межличностных отношений – одна из острейших в современном начальном образовании. Неумение детей общаться, сотрудничать друг с другом – основные причины конфликтов в детской среде.
Ступенька 7 – резко заниженная самооценка
Ребенок, который выбирает самую нижнюю ступеньку, находится в ситуации школьной дезадаптации, личностного и эмоционального неблагополучия. Чтобы отнести себя к «самым плохим ребятам», нужен комплекс негативных, постоянно влияющих на школьника факторов. К несчастью, школа нередко становится одним из таких факторов.
Отсутствие своевременной квалифицированной помощи в преодолении причин трудностей в обучении и общении ребенка, несформированность положительных межличностных отношений с учителями, одноклассниками – наиболее частые причины резко заниженной самооценки. Чтобы скорректировать ее, необходима совместная деятельность учителя, школьного педагога-психолога, социального педагога (в случае неблагоприятной обстановки в семье).
Суть педагогической поддержки педагога и его психологической помощи школьникам с низкими показателями уровня самооценки состоит во внимательном, эмоционально-положительном, одобряющем, оптимистически настроенном отношении к ним.
Доверительное общение, постоянный контакт с семьей, вера в ученика, знание причин и своевременное применение способов преодоления трудностей ребенка способны медленно, но поступательно формировать адекватную самооценку младшего школьника.
Тест простых поручений (для детей 7-9 лет).
(модификация теста «Интеллектуальная лабильность» ППМС-центр «Доверие»)
Цель: диагностика уровня развития саморегуляции, организации деятельности, отдельных свойств внимания, объема оперативной памяти.
Оцениваемые универсальные действия: регулятивные - способность понимать и действовать по заданной инструкции; волевая саморегуляция.
Тест проводится групповым способом. Временные затраты на выполнение теста — 5—7 минут. Текст поручений зачитывается в обычном темпе. Каждое задание зачитывается только один раз, повтора не допускается.
Стимульный материал приведен ниже.
Инструкция
Ребята, при выполнении этих заданий вы должны быть очень внимательны и сообразительны. Ваша задача — выполнять каждое из моих несложных поручений быстро и без ошибок. Каждое поручение вы будете выполнять в одном из восьми квадратов выданного вам бланка. Если вы не успеете выполнить какое-то задание, переходите к следующему. Сделав случайную ошибку, аккуратно исправьте ее. Как только я скажу «стоп», закончите выполнение задания.
Текст поручений
1. В первом квадрате напишите первую букву слова «Сергей» и последнюю букву слова «урок».
2. Во втором квадрате впишите в треугольник знак «плюс» и поставьте рядом с треугольником цифру «один».
3. В третьем квадрате обведите в кружок первую букву в слове «картина» и подчеркните все гласные.
4. В четвертом квадрате соедините прямой линией правый верхний угол и левый нижний угол квадрата.
5. В пятом квадрате разделите пополам маленький квадрат и на четыре части большой квадрат.
6. В шестом квадрате проведите две горизонтальные линии (показать рукой направление) и две вертикальные линии (также указать рукой направление).
7. В седьмом квадрате поставьте крест в маленьком треугольнике и соедините между собой точки.
8. В последнем квадрате обведите в кружок все согласные в слове «салют» и зачеркните гласные буквы в слове «дождь».
Обработка результатов:
За каждое правильно выполненное поручение присуждается 1 балл.
При выполнении части поручения или незначительном искажении балл не присуждается.
Итоговая оценка:
7-8 заданий – высокий уровень;
4-6 заданий– средний уровень;
1-3 задания – низкий уровень.
Анкета «Оцени поступок» по Э. Туриелю в модификации Е.А. Кургановой и о.А. Карабановой
Оцениваемые универсальные учебные действия: выделение морального содержания действий и ситуаций.
Возраст: 7—10 лет.
Метод оценивания: фронтальное анкетирование.
Описание задания: детям предлагают оценить поступок мальчика/девочки (причем ребенок оценивает поступок сверстника своего пола), выбрав один из четырех вариантов оценки.
Детям предстоит оценивать разные поступки таких же, как они, мальчиков и девочек, всего 18 поступков. Напротив каждой ситуации они должны поставить один из выбранных ими баллов. В верхней части анкеты есть таблица, в которой указано, что означает каждый балл. После обсуждения значения каждого балла дети приступают к выполнению задания.
Ниже представлены:
семь ситуаций, включающих нарушение конвенциональных норм (1, 3, 6, 9, 11, 13, 16);
семь ситуаций, включающих нарушение моральных норм (2, 4, 7, 10, 12, 14, 17);
четыре нейтральные ситуации, не предусматривающие моральной оценки (5, 15, 8, 18).
Анкета Оценка поступка в баллах
1 балл | 2 балла | 3 балла | 4 балла |
Так делать можно | Так делать иногда можно | Так делать нельзя | Так делать нельзя ни в коем случае |
Инструкция: поставь оценку в баллах мальчику (девочке) в каждой ситуации.
Мальчик (девочка) не почистил(а) зубы.
Мальчик (девочка) не предложил(а) друзьям (подругам) помощь в уборке класса.
Мальчик (девочка) пришел (пришла) в школу в грязной одежде.
Мальчик (девочка) не помог(ла) маме убраться в квартире.
Мальчик (девочка) уронил (а) книгу.
Мальчик (девочка) во время еды разлил (а) суп и накрошил (а) на столе.
Мальчик (девочка) не угостил(а) родителей конфетами.
Мальчик (девочка) вымыл (а) дома пол.
Мальчик (девочка) разговаривал (а) на уроке во время объяснения учителя.
Мальчик (девочка) не угостил(а) друга (подругу) яблоком.
Мальчик (девочка) бросил(а) на землю фантик от конфеты.
Мальчик (девочка) взял(а) у друга (подруги) книгу и порвал (а) ее.
Мальчик (девочка) перешел (перешла) улицу в запрещенном месте.
Мальчик (девочка) не уступил (а) место в автобусе пожилому человеку.
Мальчик (девочка) купил(а) в магазине продукты.
Мальчик (девочка) не спросил(а) разрешения пойти гулять.
Мальчик (девочка) испортил(а) мамину вещь и спрятал(а) ее.
Мальчик (девочка) зашел (зашла) в комнату и включил(а) свет.
Критерии оценки: соотношение сумм баллов, характеризующих степень недопустимости для ребенка нарушения конвенциональных и моральных норм.
Уровни оценивания:
Сумма баллов, характеризующая недопустимость нарушения конвенциональных норм, превышает сумму баллов, характеризующих недопустимость нарушения моральных норм, более чем на 4 балла.
Суммы равны (±4 балла).
Сумма баллов, характеризующая недопустимость нарушения моральных норм, превышает сумму баллов, характеризующую недопустимость нарушения конвенциональных норм, более чем на 4 балла.
Коммуникативная компетентность детей является еще одним важнейшим результатом начального образования. Главным ориентиром в оценке коммуникативной компетентности выбрана возможность совместной реализации общей цели детьми с опорой на сотрудничество. Оценка этой компетентности может быть осуществлена через ситуации совместной учебной деятельности, в которой дети встречаются с препятствием. Моделировать эти ситуации можно в виде методики.
Методика «Беседа о школе»
(модифицированный вариант
Т. А. Нежновой, Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера)
Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения.
Оцениваемые универсальные учебные действия: действия, направленные на определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.
Возраст: 6,5—8 лет.
Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.
Описание задания: ученик должен ответить на вопросы:
Тебе нравится в школе?
Что тебе в школе больше всего нравится, что для тебя самое интересное?
Представь, что ты встретил малыша из детского сада, который о школе еще ничего не знает. Он тебя спрашивает: «Кто такой — хороший ученик?» Что ты ему ответишь?
Представь, что тебе предложили не каждый день учиться в школе, а заниматься дома с мамой и только иногда ходить в школу. Ты согласишься?
5. Представь, что есть школа А и школа Б. В школе
А такое расписание уроков в 1 классе: каждый день чтение,
математика, письмо и только иногда рисование, музыка, физкультура. В школе Б другое расписание — там каждый день физкультура, музыка, рисование, труд и только иногда чтение, математика, русский язык. В какой школе ты хотел бы учиться?
Представь, что к вам домой приехал знакомый твоих родителей. Вы с ним поздоровались, и он тебя спрашивает: «…?» Подумай, о чем он тебя может спросить.
Представь, что ты очень хорошо работал на уроке и учительница тебе говорит: «Саша (имя ребенка), ты сегодня очень старался, и я хочу тебя наградить за хорошую учебу. Выбери сам, что ты хочешь — шоколадку, игрушку или пятерку в журнал».
Критерии оценивания:
Положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т. е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания.
Проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что выражается в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа.
Предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, социального способа оценки своих знаний (отметки) дошкольным способам поощрения (сладости, подарки) (Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер, 1988).
Уровни оценивания:
Отрицательное отношение к школе и поступлению в нее.
Положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности (сохранение дошкольной ориентации). Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни.
Возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни по сравнению с учебными аспектами.
3.Сочетание ориентации на социальные и собственно
учебные аспекты школьной жизни.