СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПЕРЕВЕРЗЕВА Т. В. Урок "Повторение изученного об имени числительном" VI класс РЯиЛ 2019-3

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ПЕРЕВЕРЗЕВА Т. В. Урок "Повторение изученного об имени числительном" VI класс РЯиЛ 2019-3»


Т. В. Переверзева, учитель русского языка и литературы ГУО «Пастовичская средняя школа» Стародорожского района Минской области

Повторение изученного об имени числительном VI класс

Цель урока: создание условий для обобщения и систематизации изученного материала.

Задачи:

  • обучающая: совершенствовать полученные знания об имени числительном;

  • развивающая: способствовать формированию умений правильно образовывать формы имени числительного разных разрядов и использовать их в речи;

  • воспитательная: воспитывать патриотизм, любовь к своей малой родине.

Тип урока: урок повторения и систематизации знаний.

Форма урока: урок-путешествие.

Оборудование: карта-схема г. Старые Дороги, открытки с видами города, книги о г. Старые Дороги, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал, таблица «Имя числительное как часть речи».

Эпиграф:

Как обойтись бы без числа Наука точная могла?

Расчёт во всяком деле нужен,

Ты с числительным будь дружен.

Ход урока

  1. Организационный момент.


  1. Объявление темы и цели урока.

  • Исходя из темы сформулируем цели урока. (Повторить разряды имён числительных, вспомнить правописание имён числительных и т. д.)


  1. Создание мотивационной ситуации.

Работа с эпиграфом.

  • Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете? (Ответы учащихся.)

  • Вы уже знаете, что название числительное произошло от слова число. Имена числительные мы очень часто употребляем в речи. Каждый человек должен уметь использовать их в речи правильно: ставить в нужной форме, соблюдать нормы управления и согласования в сочетании числительного и существительного. Сегодня на уроке мы и проверим, как вы умеете использовать в речи имена числительные и применять ранее полученные знания на практике.

Словарная работа.

  • Загляните в толковый словарь и прочитайте, что такое экскурсия. (Посещение какого-либо достопримечательного места, поездка куда-либо с целью ознакомления с чем-либо; организованный, сопровождаемый объяснением показ чего-либо, проводимый по определённому плану с образовательной или ознакомительной целью.)

  • Предлагаю сегодня на уроке совершить заочную экскурсию по нашему районному центру — городу Старые Дороги. В классе есть всё необходимое для этого: схема города, книги о Старых Дорогах. Мы поговорим об истории города, пройдём по его современным улицам. Во время экскурсии вы убедитесь, что имя числительное — очень важная часть речи, без которой трудно обойтись, общаясь друг с другом.

  1. Проверка домашнего задания.

  • Нашу экскурсию мы совершим на воображаемом автобусе, для посадки в который необходимо предъявить билеты, т. е. домашнее задание.

  1. Актуализация опорных знаний.

  1. Словарный диктант.

  • Начнём поездку с заполнения путевых листов путешественника. И первая запись — словарный диктант.

Ки(л,лл)ометр, сем(?)надцатъ, оди(н,нн)адцатъ, ми(л,лл)ион, двест.., трист.., четырест.., девяност.., ко(л,лл)ичество, четыр.., восем.., шест(?)сот, тыс..ча.

  1. Работа в группах.

Визитная карточка Стародорожского района

Стародорожский район занимает территорию, равную 1371 квадратному километру. Город Старые Дороги расположен в 160 километрах к югу от столицы республики. На севере район граничит с Пуховичским, на северо-востоке — с Осиповичским, на востоке — с Глусским, на юге — с Любанским, на западе — со Слуцким районами. Районным центром является город Старые Дороги. Общая численность населения района на 1 января 2016 года составила 19 700 человек. Насчитывается 90 сельских населённых пунктов, которые разделены на 8 сельских советов: Горковский, Дражновский, Новодорожский, Пасекский, Положевичский, Стародорожский, Щитковичский, Языльский.

  • Дайте определение имени числительного. Приведите примеры из текста.

  • Какими бывают числительные по строению? А по значению?

  • Чем отличаются количественные числительные от порядковых?

  1. Выборочный диктант с грамматическим заданием (работа в парах).

  • Встречающиеся в тексте словосочетания «существительное + числительное» занесите в соответствующие графы таблицы, записав каждое числительное прописью. Укажите падеж.

Количественные числительные

Порядковые числительные

Тысяче трёмстам семидесяти одному квадратному километру (Д. п.) В ста шестидесяти километрах (П. п.) Девятнадцать тысяч семьсот человек (В. п.) Девяносто населённых пунктов (И. п.) Восемь сельских советов (В. п.)

Первое января (В. п.) Две тысячи шестнадцатого года (Р. п.)


  1. Комплексный анализ текста.

— Мы будем отмечать 74-ю годовщину Великой Победы. А каков был наш город в годы войны?

Страницы истории

Три долгих года Стародорожский район был оккупирован немецко-фашистскими захватчиками. Но жители района не дрогнули перед врагом — всеми возможными средствами вели борьбу с захватчиками. С первых дней были организованы подпольные группы и партизанские отряды для борьбы с оккупантами. С лета 1942 года под командованием Алексея Ивановича Шубы действовал партизанский отряд «Народные мстители». За период деятельности партизанской бригадой разгромлено 6 немецко-полицейских гарнизонов, пущено под откос 27 поездов. За годы фашистской оккупации гитлеровцы уничтожили 1 520 жителей района, 2 600 человек вывезли в Германию. На территории района было полностью уничтожено 10 населённых пунктов, в которых насчитывалось 315 дворов и проживало 1 446 человек. А деревня Добрица не была восстановлена и после войны. За подвиги, проявленные в партизанских отрядах и на фронтах Великой Отечественной войны, более 4 000 жителей района отмечены орденами и медалями. Троим стародорожанам — Гавриилу Антоновичу Половчене, Ивану Борисовичу Непочеловичу, Роману Наумовичу Мачульскому — присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

  • Определите стиль речи текста. (Публицистический.)

  • Какова идея текста? (Жители района активно вели борьбу с немецко-фашистскими захватчиками.)

  • Какое собирательное числительное вы увидели в тексте? (Троим.)

  • Приведите свои примеры словосочетаний с собирательными числительными. (Трое учащихся, девятеро школьников.)

  • Что вы знаете о собирательном числительном оба (обе)?

  • Как склоняются составные порядковые числительные? Просклоняйте устно числительное 1942 (год).

  • Как склоняются сложные количественные числительные? Просклоняйте письменно числительные 315 (дворов), 27 (поездов).


Физкультминутка.


Раз — подняться, подтянуться.

Два — согнуться, разогнуться.

Три — в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре — руки шире.

Пять — руками помахать.

Шесть — присесть и за парты тихо сесть.


  1. Игра «Корректор».

  • Исправьте ошибки в записи числительных, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

  1. В районе работает около двести индивидуальных предпринимателей. (Двухсот.)

  2. Тираж районной газеты составляет три тысячи четырёхсот шестьдесят семь экземпляров. (Три тысячи четыреста шестьдесят семь.)

  3. На те(р,рр)итории района функционирует более сто сорок одного об..екта торговли. (Ста сорока одного.)

  4. Перевозка па(с,сс)ажиров в пр..городном сообщении осуществляется по оди(н,нн)адцатью маршрутам. (Одиннадцати.)

  5. Всего в районе построено двесте пятьдесят девять кв..ртир. (Двести пятьдесят девять.)

  6. На те(р,рр)итории Стародорожского района семдесят тысяч гектаров занято лесом. (Семьдесят тысяч.)

  1. Распределительный диктант.

  • Перенесёмся в современный город и вспомним, как отличить имя числительное от других частей речи с количественным значением. Внимательно прочитайте следующий текст и распределите имеющиеся в тексте примеры следующим образом.

Существительные

Прилагательные

Глаголы

Числительные

Идёт XXI век. Каким будет наш город через несколько десятилетий? На смену пятиэтажным домам придут четырнадцатиэтажки и шестнадцатиэтажки с трёхкомнатными и четырёхкомнатными квартирами, появятся три новые школы, гипермаркет «Пятёрочка», развлекательный центр «Сто звёзд», двухъярусный кинотеатр «Сатурн». Удвоится и утроится сеть городского транспорта. Большое внимание будет уделяться и озеленению города. Почти 60 гектаров займут новые парки, скверы. Ещё краше станет наш родной город!

— Проверьте себя.

Существительные

Прилагательные

Глаголы

Числительные

Десятилетие

Четырнадцатиэтажки

Шестнадцатиэтажки

Пятёрочка

Пятиэтажный

Трёхкомнатный

Четырёхкомнатный

Двухъярусный

Удвоится

Утроится

Двадцать первый

Три

Сто

Шестьдесят

  1. Подведение итогов. Рефлексия «Мудрый совет».

— Расскажите своему товарищу, почему нужно изучать имя числительное. Посоветуйте ему, что необходимо повторить об имени числительном.


  1. Выставление отметок.


  1. Домашнее задание.

Написать сочинение-миниатюру «Что я узнал(-а) нового о родном городе».